Ассирийцы кто они

Ассирийцы кто они

Ассирийцы (арам.ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания— атураи, сирийцы, сураи, халдеи, встречаются также названия айсоры, суриани, сиро-халдеи; арм.Ասորիներ, груз.ასურელები)— народ, населяющий Ближний Восток (в основном сегодняшний Ирак).

Происходят от жителей Ассирии. В большинстве исповедуют христианство, что позволяет их отличить от арабского, турецкого и курдского населения. Точное количество ассирийцев неизвестно. Общее количество колеблется от 350 000 человек до 4 000 000 человек. Ассирийцы расселены по разным странам мира. Есть общины в Ираке, Сирии, Иране, России, Грузии, Армении, Ливане, США, Франции, Швеции, Турции.

Публикации

В основном пользуются языком той страны, где живут ассирийцы. Ассирийский язык принадлежит к семитским языкам. Им пользуются в основном в церковных службах. Письменный язык был создан в 1840-х годах на основе речи, которой пользовались у озера Урмия (северо-запад Ирана). Азбука на основе сирийской азбуки эстрангело.

Ассирийцы делятся по религиозному признаку. Одни относятся к Сирийской церкви, другие принадлежат к Ассирийской церкви Востока. Существует другая церковь— Халдейская (католическая) церковь с центром в городе Мосуле. Есть сторонники православной церкви.

После прихода к власти мусульман на территории Ирака христиане могли спокойно исповедовать свои церковные требы. В XVI веке Тамерлановы воины принесли много потерь ассирийцам, среди которых погибло много представителей народа. Остаток нашел убежище в горах Курдистана. Вопрос о создании независимого ассирийского государства возник в конце XIX века из-за ослабления Османской империи. Россия и Британия, желая найти причину для вмешательства во внутренние дела Османской империи, пристально следили за преследованием ассирийцев. Во время Первой мировой войны Османская империя препятствовала любым попыткам создания ассирийского, армянского или какого бы то ни было государства на своих землях.

Россия создала военные отделы из ассирийцев, живших в Иране. Их возглавил Элия Ага Петрос. Эти отрядыы начали войну с местным персидким и курдских населением. В апреле 1918 года российские войска покинули Иран. Местное население начало мстить ассирийцам за свои обиды. Было убито около 3000 ассирийцев. Они начали убегать на юг на территории, занятые британскими войсками. Британцы начали использовать отряды ассирийцев для охраны различных учреждений и заводов. Слухи о создании ассирийского государства из части иракских земель (со столицей в городе Мосуле) привело к столкновениям между курдами, арабами с одной стороны и ассирийцами с другой. Ассирийцы начали убегать в Сирию, а затем в Западную Европу и США. В 1941 году отряды ассирийцев принимали активное участие в подавлении восстания иракцев против власти Британии.

Современные ассирийцы

Вавилоняне — предки Евреев. Знаменитые ассирийцы и

Сирийцы

Сирийцы (арабы Сирии), основное население Сирии. Численность свыше 10 млн. человек, из них свыше 900 тыс. — кочевники и полукочевники. Живут также в Кувейте (100 тыс. человек), Германии, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии. Говорят на сирийском диалекте арабского языка. Примерно 90% сирийцев — мусульмане, из них 80% сунниты, остальные — шииты (преимущественно нусайриты и друзы), около 10% христиане (марониты, православные, яковиты, греко-католики, несториане, протестанты).

В середине 3-го тысячелетия до нашей эры на территории Сирии появляются города-государства (Эбла и др.). С VII века местное арамейскоязычное население стало подвергаться интенсивной арабизации после присоединения Сирии к Арабскому халифату (разговорный диалект арамейского языка бытует лишь в районе Каламун к западу от Дамаска — деревни Маалула, Джуббадин и Баха). С XVI века по 1918 Сирия в составе Османской империи, позже мандатная территория Франции. Освободительное движение переросло в Сирийское национальное восстание 1925—27. В 1943 Сирия стала независимым государством. Сложилось национальное самосознание.

Сирийцы заняты в сельском хозяйстве (пашенное земледелие), ремесле, торговле, промышленности. Выращиваются технические культуры (хлопок, табак, кунжут, сахарная свёкла, лён, конопля), зерновые (пшеница, ячмень, чечевица, просо, кукуруза, рис), бобовые, огородные (помидоры, огурцы, баклажаны, перец, тыква и т. д.), садово-бахчевые (оливки, инжир, шелковица, абрикосы, фисташки, гранаты, яблоки, виноград, цитрусовые, арбузы и т. д.). Животноводством (овцы, козы) преимущественно заняты полуоседлые и полукочевники (племена мавали и хадеддийин из Мамуры, акейдат Среднего Евфрата и др.).

Верблюдоводство ограниченно сохраняется у кочевников руала на юге, у племён шаммар, асбаа и аназа районов Джазиры и Маназира. Дамаск, Халеб (Алеппо), Хомс, Хама — древнейшие центры городской культуры; развиты традиционные ремёсла — ткачество (парча, шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ковровые изделия), столярное, кузнечное и ювелирное дело; работают стеклодувы; медная, бронзовая и жестяная утварь пользуется большим спросом и в соседних арабских странах. Часть сирийцев занята в промышленности. Сформировалась национальная интеллигенция.

Традиционные формы быта у сирийцев — комбинация черт оседлого и кочевого укладов. Жилище относится к локальным вариантам средиземноморского и левантинского типов, распространённых также у ливанских, иорданских и палестинских арабов (см. статьи Ливанцы, Иорданцы, Палестинцы): прямоугольный однокамерный дом с плоской крышей-террасой, каменный, глинобитный или деревянный с обмазкой из глины. На севере и северо-востоке встречаются саманные купольные дома, так называемые сахарные головы.

Кочевники и полукочевники живут в чёрных палатках из козьей шерсти. На Среднем Евфрате бытует летнее жилище в форме шатра с плетнёво-глинобитными стенами.

Костюм горца на севере и западе Сирии состоит из шаровар, вправленных в сапоги, короткой рубахи и шерстяной куртки, подпоясанной широким поясом. На юге и юго-востоке чаще встречается одежда арабов-кочевников: длиннополая рубаха, распашной шерстяной плащ, сандалии. С начала XX века бытует европейский пиджак, нередко в сочетании с традиционным костюмом. Мужской головной убор — тюрбан или платок (белый или цветной из хлопчатобумажной ткани или шёлка), удерживаемый на голове двойным шерстяным жгутом.

Женский костюм — головное покрывало, закрывающее волосы, длинное платье, яркая безрукавка, шальвары, пёстрые туфли. Фигуру нередко скрывает длинное и свободное верхнее одеяние — чёрное в городах, белое в деревнях юга. В праздники женщины надевают налобные повязки с серебряными или золотыми украшениями. Мусульманки из деревенской верхушки и консервативных городских кругов закрывают лица лёгкой чёрной вуалью. Заметно влияние западной моды.

Типичная пища крестьянина — бургуль (каша из варёной дроблёной пшеницы), ячменные и пшеничные пресные лепёшки, козье кислое молоко, зелень, маслины, изредка баранина или козлятина. В питании кочевников и полукочевников большее место занимают молочные продукты, финики, мясо. Независимо от вероисповедания сирийцы употребляют арак — виноградную водку, настоенную на анисе. Виноградное вино производится только в христианских общинах.

У сирийцев, включая часть оседлых, сохраняется племенное деление. Крупнейшие племена: руала, шаммар, акейдат, валяд али, бени халед, мавали, хадеддийин, фадль и др. На востоке Сирии (Бадиа, или "страна бедуинов") действует обычное бедуинское право.

Музыкальный, песенный и танцевальный фольклор (танец дабка, танец с мечами и т. д.) во многом сходен с народным искусством ливанских и палестинских арабов (см. в статьях Ливанцы и Палестинцы).

М. А. Родионов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 484-485.

Далее читайте:

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Ассирийцы () — семитский народ, который условно считается потомком тех самых древних ассирийцев, хотя к изначальным ассирийцам примешалось много других народностей. Говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. В мире их неопределенное кличество — в пределах 3 миллионов. 

Ассирийцев в Грузии немного, всего 2 поселка, а формально уже один. Их около 3000 человек – примерно столько же, сколько и в Армении (3400), хотя и меньше, чем в России (13 000). Они живут в некоторых крупных городах, в селе Канда в Мухранской долине и в одном из кварталов райцентра Гардабани.

История

Ассирийцы приезжали в Грузию в разное время и с разными целями. Известено такое историческое событие, как пришествие 13-ти ассирийских отцов в середине VI века, хотя это событие имет скорее культурное значение, нежели этническое, и нельзя с уверенностью утверждать, что отцы были именно ассирийцами этнически. Иногда отцов называют "сирийскими", но сами грузинские ассирийцы утверджают, что "сурели" — это всего лишь обычое ассирийское "асурели" с нечитаемой первой буквой "А".

Позже были ещё небольшие миграции – так появилось село Асурети, название которого отразило присутствие ассирийцев.

Вроде бы после 1770 года некоторые семьи начали переселяться в Грузию. После 1828 года имела место первая крупная волна миграции – ассирийцы вместе с армянами переселялись в Грузию из Турции. К концу XIX века их было уже около 5 000.

Вторая волна миграции случилась во время I-й мировой войны, когда произошло событие, известное как "геноцид ассирийцев", или "Сейфо". В это время турки с курдами провели акции по вытеснению ассирийцев из Турции – это событие запутано переплетается с гонениями на армян. Одновременно часть ассирийцев партизанила против турков на стороне англичан – с прицелом на создание независимого государства в Ираке. Ассирийские восстания произошли и в Иране, но потом Россия вышла из войны, армянское восстание провалилось, ассирийцы стались без поддержки, и дело их погибло.

В феврале 1915 года турки вошли на иранскую территорию у озера Урмия и начала творить там насилия над ассирийцами.

В итоге, к 1922 году из миллиона турецких ассирийцев выжило 100 – 200 тысяч, остальные или погибли или мигрировали – точные цифры тех и других неизвестны.

К 1926 году в Грузии жило около 3000 ассирийцев, в 1959 – 5 000, в 1989 – 6 200, затем наступил кризис и половина эмигрировала.

Асирийцы в наши дни

Образ жизни ассирийцев в городах не поддается описанию, они там сливаются с местным населением. А вот село Канда представляет собой как бы цельный анклав. Здешние ассирийцы имеют свою церковь, свои праздники, и в быту употребляют ассирийский язык. Уровень жизни вроде повыше, чем в грузинских поселках – ассирийцы в основном работают в России. На них вроде бы и распространяется дискриминация, как на граждан Грузии, но некоторые преимущества все же есть. Поэтому русский знают почти все. 

Современные ассирийцы бывают несторианами (в Иране) или православными (в Ираке). Так случилось, что в Грузию переехали именно православные ассирийцы. Сейчас в селе Канда есть храм (монастырь) 13-ти ассирийских отцов, где проходят еженедельные богослужения на ассирийском языке. Это единственный такой храм в Грузии.

Кто такие ассирийцы?

Есть храмы в Гардабани, Кутаиси и Батуми, но аналогичных служб там не бывает. Так же строится монастырь в Мачхаани около Тбилиси, но он еще не доделан.

Ассирийский хор из Канды часто путешествует по России. В октябре 2016 года они пели в Светицховели при визите Папы Римского.

Храм Святой Нины в Канде

Храмовый праздник в Канде – 14 июня. На вид – обычное грузинское застолье, с незначительными элементами ассирийской кулинарии. Вино местное, чинури.

Лично мной не замечено в среде ассирийцев недовольства, жалоб и националистических настроений. По слухам, есть какие-то проблемы у гардабанских ассирийцев, живущих в мусульманском окружении.  
 

ассирийские танцы

 Этнография Грузии
 Нацменьшинства: аварцы   армяне  осетины  удины ассирийцы
Субэтносы: месхи  рачинцы сваны ингилойцы мегрелы

– Идиотизм! – вздохнул Леня. – Слишком нагло сделано.

– Вот и я думал сначала – за дураков держат и меня, и следователя. Подложить мне в багаж эти глиняные штучки можно было только там, в Германии. Значит, они не из коллекции, то есть не из той ее части, что привезена в Россию.

– Тогда вообще об чем разговор, как говорят в Одессе? – воскликнул Маркиз.

– Телефонные звонки тоже ничего не доказывают, – продолжал Макс, – и там, в Германии, мой адвокат сделал бы из этого обвинения котлету. Но им совершенно не нужно выпускать меня в Германию. Им нужно было убить меня здесь. Что они и попытались сделать.

Макс рассказал про его несостоявшийся визит в детективное агентство.

– Там меня снайпер и подстерегал.

– А откуда ты про это агентство вообще узнал? – заинтересовался Макс.

– Барон его рекомендовал, если, говорит, будут какие-то проблемы, то к милиции обращаться – ни-ни! Лучше в агентство это…

– Н-да-а, и лежал бы ты сейчас в той канаве, пока работяги бы не пришли, – протянул Леня. – Хорошая у тебя реакция, друг.

– Жить захочешь… – угрюмо отмахнулся Макс.

– Значит, ты сейчас как Колобок – от снайпера ушел, от следователя из страховой компании ушел, от милиции ушел и от прихлебателей господина барона тоже ушел, – так?

– Так, – согласился Макс и добавил:

– Извини, Ленька, я понимаю, что ты вряд ли чем можешь помочь.

Маркиз перехватил его взгляд, брошенный на жалкую стариковскую обстановку комнаты, на пыль по углам, на линялые джинсы самого Маркиза.

– Что, денег мне хочешь предложить на бедность? – усмехнулся он.

Когда рыжий человек краснеет, это сразу становится заметно. Макс бросил исподлобья взгляд на друга: обиделся Ленька или нет?

Но Леня Маркиз совсем не обиделся. Он встал, прошелся по комнате и снова достал из шкафчика бутылку водки.

– Выпей, Максимушка, и послушай, что я расскажу, – ласково начал он. – Только дай честное слово, что драться не будешь, сначала до конца дослушаешь…

– Ну даю, – удивился Макс.

– Насчет того, что я тебе помочь не могу, это вопрос открытый, – начал Маркиз, – а вот что все твои беды меня напрямую касаются, это совершенно точно. Хочешь, я тебе расскажу, как ящик со статуэткой у тебя уперли?

– А то я не знаю, – разозлился Макс, – прислали другую машину, а у нее дно выпилено…

– И сделали это прямо в аэропорту – ящики вытащили. Взяли два, потому что не уверены были, в котором статуэтка. Выскочили через люк под землю – там коммуникации проходят. – Маркиз подробно рассказал про коммуникации и про мальчишек-карманников, промышляющих в аэропорту. – По глазам вижу: сейчас спросишь, откуда я все знаю? Отвечу: я, Максим, и упер эту несчастную статуэтку.

Макс не глядя нашарил на столе рюмку, налил себе и жадно выпил, не закусывая.

– Я вообще-то по специальности мошенник и аферист высокого класса, – продолжал Маркиз, – за пятнадцать лет отличную квалификацию приобрел. Щипали мы с Лолой весьма удачно богатых лохов – старушек и детей малых не обижали, неимущих – тоже. Ты не думай, Лолка способная, это она сейчас на весь мир злится. Ей, видите ли, в театре своем задрипанном играть не дали.

– Робин Гуд какой нашелся, – процедил Макс. – Где богиня, лучше скажи?

– Или Дубровский, – охотно согласился Маркиз. – Так вот, значит, все было хорошо, пока Кузьмич – был один такой барыга, царствие ему небесное, хотя он точно в ад попал. Так вот, Кузьмич мне и предложил это дело насчет золотой богини. Я как поглядел на фотографию – сразу отказался, чувствовал, что нечисто дело. Так оно и оказалось. Кузьмич предупреждал, что заказчик – не простой человек, в покое не оставит. Я плюнул и ушел. В тот же день машину мою взорвали, в Лолу стреляли.

В общем, похитили они девчонку и звонят мне, шантажируют. Пожалел я Лолку – ведь сам, можно сказать, ее в такую жизнь втянул. И потом, чувствую – не отстанут они от меня, в общем, согласился.

– Где статуэтка, куда ты ее дел? – прорычал Макс и вскочил.

– Ты слово давал? Ну так слушай дальше, – невозмутимо ответил Макс.

Вошла Лола – причесанная и подкрашенная, в обтягивающих стройную фигурку джинсах и ярком свитере.

– О! – обрадовался Маркиз. – Садись с нами, девочка, а то он меня сейчас убивать будет.

Лола подозрительно поглядела на бутылку, увидела, что там больше половины, и успокоилась: не с чего мужикам быть пьяными, Маркиз дурака валяет. Она нашла в буфете граненый стакан, налила в него на два пальца водки и разбавила апельсиновым соком.

– За ваше здоровье! – обратилась она к Максу, но тот едва глянул в ее сторону.

– Теперь слушай очень внимательно, – раздельно заговорил Леонид. – Когда я шел там, в подземных трубах, налетели какие-то двое с мечами и бородами, в золотых масках, и отняли ящики. Порубили в капусту того парня, что омоновца играл, – помнишь его?

Один из самых загадочных народов на земле…

– и еще трех бандитов, что ко мне привязались, – у нас с одним счет был.

– Иди врать-то!

– недовольно набычился Макс. – Говори правду.

– А когда ты ко мне приперся через пятнадцать лет и сказал про "Ассирийское наследство", я тебе поверил, – с горечью произнес Маркиз. – А мог, между прочим, вообще не признаваться.

– Ты сам посуди, можно в такое поверить? – закричал Макс. – Чушь какая!

– Я к тому говорю, что никто не знает, куда делась эта проклятая богиня, и не найти статуэтку нипочем, – неожиданно спокойно заговорил Маркиз. – А вот попытаться вычислить тех, кто подставил тебя и меня, мы можем. Мне сдается, что если это не одни и те же люди, то все равно они связаны между собой. У тебя положение аховое, но и мне несладко. Либо бегать, как заяц, по всей стране, либо уезжать. Уезжать навсегда, честно говоря, не хочу. Не люблю, когда меня выбора лишают.

– И что ты предлагаешь? – деловито спросил Макс.

Лола взглянула на него с удивлением – значит, поверил! А она-то только собиралась взять его за руку и начать проникновенно убеждать.

– Нужно поставить "жучки" в их мобильные телефоны, – сказал Маркиз, – но…

– Но ты не специалист, – докончил за него Макс. – Это не беда – я специалист.

Ты сможешь достать необходимое оборудование?

– Нет проблем, были бы деньги, все достать можно.

Они сблизили головы и стали писать список на бумажной салфетке.

Лоле было скучно. Она бросала томные взгляды на Макса и даже один раз прижалась под столом к его ноге бедром. Макс никак не отреагировал, зато Маркиз, улучив минутку, больно схватил ее за плечо.

– Не дури! – приказал он. – Сейчас не время.

И она поняла: шутки кончились, началась работа.

* * *

Американский армейский джип вылетел на пыльный пустырь взбешенным иноходцем и затормозил, подняв пыль всеми четырьмя колесами и только что не заржав.

Мощный мотор затих, пыль постепенно осела, и наступила тишина.

Четыре человека сидели молча, не выказывая признаков нетерпения. Четыре человека умели ждать. Их научила этому память поколений. Память предков, год за годом, век за веком ровной рысью двигавшихся по бескрайней степи на низкорослых крепких лошадях, предков, катившихся по степи в кожаных пыльных кибитках, высматривавших в этой степи добычу или врага, которого не всегда можно отличить от добычи.

Четыре человека в джипе были спокойны. Их плоские желтовато-смуглые лица не выражали ни напряжения, ни нетерпения.

Их узкие зоркие глаза видели все, ни во что не вглядываясь. На коленях у троих лежали американские армейские карабины, четвертый не был вооружен.

Прошло еще несколько минут, и на пустырь неспешно въехал тяжеловесный черный "мерседес". Медленно подкатившись к середине пустыря, "мерседес" остановился, и не успел еще затихнуть мотор, двери распахнулись, выпустив коренастого смуглого человека с черными как смоль вьющимися волосами.

Пройдя половину пути до джипа, черноволосый остановился. Остальных людей в "мерседесе" видно не было из-за тонированных стекол, но невольно чувствовалось их присутствие, их напряженные, внимательные взгляды.

– Эй, Киргиз! – окликнул черноволосый, простояв с полминуты. – Что, так и будешь сидеть? Выходи, поговорим.

Дверца джипа легко распахнулась, и на пустырь выпрыгнул невысокий худой человек с жидкими обвислыми усами – тот четвертый, который не был вооружен.

– Кыто ты такой? – спросил он черноволосого. – Я должен был встречаться зыдесь с Толстым.

Черноволосый полез в карман – при этом в джипе послышался металлический звук передернутых затворов – и бросил перед Киргизом на землю желтый сальный кругляшок.

– Вот тебе ухо Толстого, – сказал он с хищной усмешкой, – остальное взяла богиня.

– Я слышал о том, что у вас тыворится, – проговорил Киргиз после недолгого молчания, – но думал, что это сыказки. Ты кыто?

– Я – ассириец, – гордо ответил черноволосый, – слуга богини. Рука великого жреца.

– Ты шесытерка. Я не буду с тобой разыговаривать. Пусть выйдет тывой хозяин.

– У меня нет хозяина! – Ассириец выпятил грудь. – Ассирийцы не рабы! Ассирийцы – владыки земли! Мы служим богине, а великий жрец – ее уши и уста!

– Мыного говоришь, – Киргиз поморщился, – я тебя не зынаю, я твоего хозяина не зынаю. Должен был сы Толстым встретиться, Толстого нет – разыговора нет.

– Зря ты, Киргиз, так со мной разговариваешь, – в голосе Ассирийца послышались угрожающие интонации, – ты думаешь, к Монголу пойдешь? Думаешь, к Шубе пойдешь? Вот твой Монгол, вот твой Шуба! – Он бросил на землю перед Киргизом еще два желтых обрубка.

– Что, думаешь, самый кырутой? – Киргиз хищно оскалился, жилы на его тощей шее напряглись. – Мы таких кырутых ломали! Говорю, шесытерка, хозяина зови, хочу погылядеть на него!

Мне недавно сказали, что самый древний народ — не евреи, а ассирийцы.

Наш праотец Авраам был первым евреем. От него и произошел наш народ. И уже при нем в мире жили 70 народов. Так что «чисто хронологически» евреи заведомо не могут быть «самым древним народом».

Однако сформулируем вопрос иначе: какой из ныне существующих народов — самый древний? Именно об этом Вы, видимо, и хотели спросить, сравнивая продолжительность истории евреев и ассирийцев. И для того, чтобы ответить на него, необходимо дать определение понятию «народ».

Итак, народ — это непрерывно существующая группа людей, имеющая общее происхождение, собственную языковую структуру, свою религию, определяющую культурный контекст и образ жизни, свою, четко определенную территорию-родину.

Теперь с этих позиций рассмотрим сложившуюся ситуацию.

В Москве проживает этническая группа, насчитывающая несколько тысяч человек и говорящая на одном из диалектов арамейского (даже не ассирийского!) языка. Но можно ли считать представителей этой группы — прямыми потомками тех древних ассирийцев, которые составляли основу населения большого государства Ашур времен праотца Авраама?

В отличие от евреев, эта этническая группа не сохранила ни свою религию, ни язык, ни фундаментальные жизненные устои «древних» времен. Проживая в горах Иранского плоскогорья и Турции, они создавали семьи не только с членами своей общины, но и с представителями близких им христианских сект.

Поэтому назвать эту этническую группу прямыми потомками «древнего» ассирийского народа — нельзя. Прослеживающаяся история данной народности ограничивается периодом примерно в две тысячи лет, не более.

Быть может, в мире есть другие народы, которые древнее нашего?

Следующими «претендентами» (из ныне сохранившихся) на «древность» можно считать китайцев, корейцев и японцев.

Однако достоверные сведения о корейцах и японцах, как о народах, сохраняющих основные «параметры», определяющие понятие «народ», указывают на приблизительно тот же срок их существования, что и у ассирийцев.

Публикации

То есть речь опять же идет о двух тысячах лет.

Китайцам, если рассматривать этот народ с таких же позиций — скорее всего, больше трех тысяч лет. Но с тех пор, особенно в период, охватывающий последние 10-15 веков, в Китае несколько раз менялся и этнический состав (массовые смешения разных групп и языков). Менялся и «культурно-религиозный» контекст, оказывая влияние на их образ жизни. Поэтому современные китайцы — хоть и древний народ, но все же где-то на тысячу лет «моложе» евреев. А, может — и на две тысячи.

Применив приведенное выше определение к еврейскому народу, мы должны будем констатировать, что из всех народов, в наши дни населяющих земной шар, евреи — самый древний народ.

Считаю необходимым подчеркнуть, что сам факт, что мы — «самый древний народ из всех ныне живущих народов» не может быть предметом нашей гордости. Гораздо важнее для нас — другое. То, что Творец для выполнения важнейшей и очень трудной роли избрал — нас. Нам Он поручил нести всем народам Его Имя. Чтобы человечество не забывало, что не случайно оно пришло в этот мир, что есть единый Творец, который правит вселенной. Он — только Он Один.

И мы, евреи, постоянно и по сей день верны той задаче, которую Всевышний перед нами поставил. Вот уже более трех тысяч лет.

[ad010]

Население Сирии насчитывает около 22 миллионов человек. Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря.

Айсоры — потомки древних ассирийцев?

Общая плотность населения — 103 чел./км². В Сирии гарантируется бесплатное образование с 6 до 11 лет и носит обязательный характер. 12 лет школьного обучения состоят из 6 лет начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Грамотность среди сирийцев старше 15 лет составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин. Средняя продолжительность жизни — 70 лет.

Этнический состав

Сирийские арабы (в том числе ок. 400 тысяч палестинских беженцев) составляют около 90 % населения страны.

Крупнейшее национальное меньшинство — курды, составляют 9 % населения Сирии. Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Также курдские общины есть во всех крупных городах.

Второе по численности национальное меньшинство — армяне, составляют 2-3 % населения страны. 75 % сирийских армян проживают в Алеппо, 15 % — в Дамаске.

В Сирии проживают также черкесы, являющиеся потомками мусульман-переселенцев с Кавказа, и туркмены, занимающиеся преимущественно полукочевым скотоводством и земледелием. Половина черкесов, до разрушения административного центра израильтянами, проживала в провинции Эль-Кунейтра, многие из которых в дальнейшем переехали в Дамаск.

Религия

Храм Святого Анания в Дамаске

90 % населения Сирии — мусульмане, 10 % — христиане. Из мусульман 87 % — сунниты, остальные 13 % — алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака. Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % — католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей).

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.

Крупнейшие города

Города Сирии
Название Население Мухафаза
Русское Арабское Перепись 1981 Перепись 2006
10. Дума دوما 51.337 114.761 Риф Дамаск
3. Хомс حمص 346.871 798.781 Хомс
2. Дамаск دمشق 1.112.214 1.580.909 Дамаск
7. Ракка الرقة 87.138 182.394 Ракка
1. Халеб (Алеппо) حلب 985.413 1.626.218 Халеб (Алеппо)
8. Эль-Баб الباب 30.008 137.565 Халеб (Алеппо)
6. Дейр-эз-Зор دير الزور 92.091 252.588 Дейр-эз-Зор
5. Латакия اللاذقية 196.791 347.026 Латакия
4. Хама حماه 177.208 477.812 Хама
9. Идлиб إدلب 51.682 135.619 Идлиб

Языки

Государственный и наиболее распространенный язык — арабский.

В северных регионах страны часто используется курдский язык.

В число самых распространенных языков входят также армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. В отдельных областях встречаются разнообразные диалекты арамейского. Среди иностранных языков самые популярные — русский, французский и английский.

предыдущаяследующая

Страницы: 123456789101112

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko