Бунин и его произведения

Бунин и его произведения

Тест. И.А.Бунин
Вариант 1
1. Годы жизни И.А.Бунина
1860 – 1904
1865 – 1921
1870 – 1953
1899 – 1960
2. Родители Бунина владели поместьем в:
Тульской губернии
Орловской губернии
Смоленской губернии
Ярославской губернии
3. Как назывался сборник стихов И.А.Бунина, за который он получил Пушкинскую премию?
«Звездопад»
«Водопад»
«Листопад»
«Снегопад»
4. Какой знаменитый поэт ХIХ в. был родственником Бунина?
_____________________________________________________________________________
5. Какая проблема не поставлена Буниным в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Проблема жизни и смерти
Человек и цивилизация
Проблема смысла жизни
Проблема отцов и детей
6. Как И.А.Бунин отнёсся к Октябрьской революции 1917 г.?
Принял
Остался равнодушным
Отвергал, считал её концом России
Был в растерянности
7. Нобелевская премия по разделу словесности была получена И.А.Буниным
за рассказ «Солнечный удар»
за рассказ «Господин из Сан-Франциско»
за роман «Жизнь Арсеньева»
за цикл рассказов «Темные аллеи»
8. Кто автор строк «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…»
А.Фет
Ф.Тютчев
К.Толстой
Н.Огарёв
9. Узнайте рассказ И.Бунина по портрету героя.
1. «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова». ________________________________________________________________
2. «…она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её … — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». __________________________________________
3. «Платьице на ней ситцевое, рябенькое, башмаки дешёвые; икры и колени полные, девичьи, круглая головка с небольшой косой вокруг неё так мило откинута назад…»
_____________________________________________________________________________
4. «…тёмноволосая…чернобровая и …ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку…» __________________________________________________________
10.К какому литературному направлению относится творчество И.Бунина?
Романтизм
Символизм
Сентиментализм
реализм
11. И.А.Бунин похоронен
В Александро-Невской лавре
На Новодевичьем кладбище
На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
На Смоленском кладбище
12. Какие средства выразительности использованы в отрывке?
«Ночная синяя чернота неба в тихо плывущих облаках, везде белых, а возле высокой луны голубых. Приглядишься — не облака плывут — луна плывет, и близ нее, вместе с ней, льется золотая слеза звезды: луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду».
1) Олицетворение 2) Метафора 3) Гипербола 4) Эпитет 5) Ряды однородных членов
6) СравнениеТест. И.А.Бунин
Вариант 2
1. По социальному происхождению И.А.Бунин был
Разночинцем
Дворянином
Купцом
Мещанином
2. Кто из писателей не был современником И.А.Бунина?
Л.Н.Толстой
А.И.Куприн
Н.В.Гоголь
А.П.Чехов
3. За какое произведение, переведённое И.А.Буниным на русский язык, писатель получил Пушкинскую премию?
«Одиссея»
«Илиада»
«Песня о Гайавате»
«Декамерон»
4. Автобиографический роман И.А.Бунина называется
«Митина любовь»
«Жизнь Арсеньева»
«В Париже»
«Деревня»
5. Какой тип композиции И.А.Бунин использует в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Зеркальная
Обрамляющая
Кольцевая
Последовательная
6. Как назывался пароход, на котором путешествовал господин из Сан-Франциско?
___________________________________________________________________________________
7. Нобелевскую премию И.А.Бунин получил в
1925 году
1930 году
1933 году
1935 году
8. Стихи какого поэта упоминаются в рассказе «Холодная осень»: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…»?
Ф.Тютчев
А.Толстой
А.Фет
Н.Огарёв
9. Узнайте рассказ И.А.Бунина по цитате.
«Низкое солнце жёлто светило на пустые поля, лошади ровно шлёпали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув чёрные брови, и думал: «Да, пеняй на себя. Да, конечно лучшие минуты». ___________________________________________________________________________
«…а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго…»
____________________________________________________________________________________
«Сперва такой выдумкой был её брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась её блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица». ____________________________________________________________________________________
«Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!» _____________________________________________________________________________________
10. В 1920 году И.А.Бунин эмигрировал в:
Англию
Германию
Францию
Америку
11. Какой рассказ не принадлежит И.А.Бунину?
«Кавказ»
«Митина любовь»
«Смарагд»
«Дама с собачкой»
12. Какие средства выразительности используются в отрывке?
«Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». 1) Синтаксический параллелизм 2) Сравнение 3) Метафора 4) Эпитет 5) Лексический повтор 6) Ряды однородных членов

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Материалы для преподавателей.
© 2017 Образовательный портал «educontest.net». Обратная связь | Пользовательское соглашение | Распечатать страницу
Тест. И.А.Бунин
Вариант 1
1. Годы жизни И.А.Бунина
1860 – 1904
1865 – 1921
1870 – 1953
1899 – 1960
2. Родители Бунина владели поместьем в:
Тульской губернии
Орловской губернии
Смоленской губернии
Ярославской губернии
3. Как назывался сборник стихов И.А.Бунина, за который он получил Пушкинскую премию?
«Звездопад»
«Водопад»
«Листопад»
«Снегопад»
4. Какой знаменитый поэт ХIХ в. был родственником Бунина?
_____________________________________________________________________________
5. Какая проблема не поставлена Буниным в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Проблема жизни и смерти
Человек и цивилизация
Проблема смысла жизни
Проблема отцов и детей
6. Как И.А.Бунин отнёсся к Октябрьской революции 1917 г.?
Принял
Остался равнодушным
Отвергал, считал её концом России
Был в растерянности
7. Нобелевская премия по разделу словесности была получена И.А.Буниным
за рассказ «Солнечный удар»
за рассказ «Господин из Сан-Франциско»
за роман «Жизнь Арсеньева»
за цикл рассказов «Темные аллеи»
8. Кто автор строк «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…»
А.Фет
Ф.Тютчев
К.Толстой
Н.Огарёв
9. Узнайте рассказ И.Бунина по портрету героя.
1. «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова». ________________________________________________________________
2. «…она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её … — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». __________________________________________
3. «Платьице на ней ситцевое, рябенькое, башмаки дешёвые; икры и колени полные, девичьи, круглая головка с небольшой косой вокруг неё так мило откинута назад…»
_____________________________________________________________________________
4. «…тёмноволосая…чернобровая и …ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку…» __________________________________________________________
10.К какому литературному направлению относится творчество И.Бунина?
Романтизм
Символизм
Сентиментализм
реализм
11. И.А.Бунин похоронен
В Александро-Невской лавре
На Новодевичьем кладбище
На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
На Смоленском кладбище
12. Какие средства выразительности использованы в отрывке?
«Ночная синяя чернота неба в тихо плывущих облаках, везде белых, а возле высокой луны голубых. Приглядишься — не облака плывут — луна плывет, и близ нее, вместе с ней, льется золотая слеза звезды: луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду».
1) Олицетворение 2) Метафора 3) Гипербола 4) Эпитет 5) Ряды однородных членов
6) СравнениеТест. И.А.Бунин
Вариант 2
1. По социальному происхождению И.А.Бунин был
Разночинцем
Дворянином
Купцом
Мещанином
2. Кто из писателей не был современником И.А.Бунина?
Л.Н.Толстой
А.И.Куприн
Н.В.Гоголь
А.П.Чехов
3. За какое произведение, переведённое И.А.Буниным на русский язык, писатель получил Пушкинскую премию?
«Одиссея»
«Илиада»
«Песня о Гайавате»
«Декамерон»
4. Автобиографический роман И.А.Бунина называется
«Митина любовь»
«Жизнь Арсеньева»
«В Париже»
«Деревня»
5. Какой тип композиции И.А.Бунин использует в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Зеркальная
Обрамляющая
Кольцевая
Последовательная
6. Как назывался пароход, на котором путешествовал господин из Сан-Франциско?
___________________________________________________________________________________
7. Нобелевскую премию И.А.Бунин получил в
1925 году
1930 году
1933 году
1935 году
8. Стихи какого поэта упоминаются в рассказе «Холодная осень»: «Какая холодная осень!

Тест по творчеству И.А. Бунина

Надень свою шаль и капот…»?
Ф.Тютчев
А.Толстой
А.Фет
Н.Огарёв
9. Узнайте рассказ И.А.Бунина по цитате.
«Низкое солнце жёлто светило на пустые поля, лошади ровно шлёпали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув чёрные брови, и думал: «Да, пеняй на себя. Да, конечно лучшие минуты». ___________________________________________________________________________
«…а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго…»
____________________________________________________________________________________
«Сперва такой выдумкой был её брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась её блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица». ____________________________________________________________________________________
«Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!» _____________________________________________________________________________________
10. В 1920 году И.А.Бунин эмигрировал в:
Англию
Германию
Францию
Америку
11. Какой рассказ не принадлежит И.А.Бунину?
«Кавказ»
«Митина любовь»
«Смарагд»
«Дама с собачкой»
12. Какие средства выразительности используются в отрывке?
«Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». 1) Синтаксический параллелизм 2) Сравнение 3) Метафора 4) Эпитет 5) Лексический повтор 6) Ряды однородных членов

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Материалы для преподавателей.

Алёнушка. Алёнушка в лесу жила, Алёнушка смугла была, Глаза у ней горячие, Блескучие, стоячие.

Белый Олень. Едет стрелок в зеленЫе луга, В тех ли лугах осока да куга, В тех ли лугах всё чемер да цветы, Вешней водою низы налиты.

Бледнеет ночь… Туманов пелена. Бледнеет ночь… Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стёклах холоднее.

В дачном кресле, ночью, на балконе…. В дачном кресле, ночью, на балконе… Океана колыбельный шум… Будь доверчив, кроток и спокоен, Отдохни от дум.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике берёзовый корец.

Вечер. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

Высоко полный месяц стоит. Высоко полный месяц стоит В небесах над туманной землёй, Бледным светом луга серебрит, Напоённые белою мглой.

Господин из Сан-Франциско. Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил — ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.

Густой зелёный ельник у дороги. Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

Два голоса. — Ночь, сынок, непроглядная, А дорога глуха… — Троепёрого знахарю Я отнёс петуха.

Деревенский нищий. В стороне от дороги, под дубом, Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо, Старый нищий, седой инвалид; Изнемог он от дальней дороги И прилёг под межой отдохнуть.

Детство. Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Ещё и холоден и сыр. Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир.

Ещё утро не скоро, не скоро. Ещё утро не скоро, не скоро, ночь из тихих лесов не ушла. Под навесами сонного бора — предрассветная тёплая мгла.

За всё тебя, Господь, благодарю!. За всё тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.

Забытый фонтан. Рассыпался чертог из янтаря, — Из края в край сквозит аллея к дому. Холодное дыханье сентября Разносит ветер по саду пустому.

Запустение. Домой я шёл по скату вдоль Оки, По перелескам, берегам нагорным, Любуясь сталью вьющейся реки И горизонтом низким и просторным.

Затишье. За днями серыми и тёмными ночами Настала светлая прощальная пора. Спокойно дремлет день над тихими полями, И веют прелестью раздумья вечера.

Зачем и о чём говорить?. …Зачем и о чём говорить? Всю душу, с любовью, с мечтами, Всё сердце стараться раскрыть — И чем же?

Звезда дрожит среди вселенной…. Звезда дрожит среди вселенной… Чьи руки дивные несут Какой-то влагой драгоценной Столь переполненный сосуд? Звездой пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слёз Зачем, о господи, над миром Ты бытиё моё вознёс?

Зеркало. Темнеет зимний день, спокойствие и мрак Нисходят на душу — и всё, что отражалось, Что было в зеркале, померкло, потерялось.

Змея. Покуда март гудит в лесу по голым Снастям ветвей, — бесцветна и плоска, Я сплю в дупле.

И вот опять уж по зарям. И вот опять уж по зарям В выси, пустынной и привольной, Станицы птиц летят к морям, Чернея цепью треугольной.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья. И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?

Иоанн-Рыдалец.

Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

Есть новая станция Грешное, есть старое степное село того же имени.

Кaк светла, как нарядна весна!. Кaк светла, как нарядна весна! Погляди мне в глаза, как бывало. И скажи: отчего ты грустна? Отчего ты так ласкова стала? Но молчишь ты, слаба как цветок… О, молчи! Мне не надо признанья: Я узнал эту ласку прощанья, — Я опять одинок!

Ковыль. 1 Что шумит-звенит перед зарёю?

Когда на тёмный город сходит. Когда на тёмный город сходит В глухую ночь глубокий сон, Когда метель, кружась, заводит На колокольнях перезвон, — Как жутко сердце замирает!

Крещенская ночь. Тёмный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блёстках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, берёзы.

Лапти. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

Летняя ночь. «Дай мне звезду, — твердит ребёнок сонный, — Дай, мамочка…» Она, обняв его, Сидит с ним на балконе, на ступеньках, Ведущих в сад.

Листопад. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Льёт без конца. В лесу туман.. Льёт без конца. В лесу туман. Качают ёлки головою: «Ах, боже мой!

Мы встретились случайно, на углу.. Мы встретились случайно, на углу. Я быстро шёл — и вдруг как свет зарницы Вечернюю прорезал полумглу Сквозь чёрные лучистые ресницы.

На высоте, на снеговой вершине. На высоте, на снеговой вершине, Я вырезал стальным клинком сонет. Проходят дни.

На окне, серебряном от инея. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стёклах — небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли.

На пруде. Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом, Опускаются к самой воде, Чуть касаются влаги крылом.

Настанет день — исчезну я. Настанет день — исчезну я, А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ, древний и простой.

Не видно птиц. Покорно чахнет. Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Нет солнца, но свЕтлы пруды. Нет солнца, но свЕтлы пруды, Стоят зеркалами литыми, И чаши недвижной воды Совсем бы казались пустыми, Но в них отразились сады.

Один встречаю я дни Радостной недели. Один встречаю я дни Радостной недели, — В глуши, на севере… А там у вас весна: Растаял в поле снег, леса повеселели, Даль заливных лугов лазурна и ясна; Стыдливо белая берёза зеленеет, Проходят облака всё выше и нежней,

Одиночество. И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.

Осыпаются астры в садах. Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

Первый соловей. Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах. Зыбь облаков и мелка и нежна.

Первым утренник, серебряным мороз. Первый утренник, серебряный мороз! Тишина и звонкий холод на заре. Свежим глянцем зеленеет след колес На серебряном просторе, на дворе.

Перед закатом набежало. Перед закатом набежало Над лесом облако — и вдруг На взгорье радуга упала, И засверкало все вокруг.

Полевые цветы. В блеске огней, за зеркальными стёклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты.

Помню — долгий зимний вечер. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льётся свет лампады, Буря плачет у окна.

Помню долгий зимний вечер. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна.

Последний шмель. Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жильё человечье И как будто тоскуешь со мной?

Призраки. Нет, мёртвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье, Что пыльных арф, висящих на стенах, Таинственно касаются их руки И пробуждают в дремлющих струнах

Ранний, чуть видный рассвет. Ранний, чуть видный рассвет, Сердце шестнадцати лет. Сада дремотная мгла Липовым цветом тепла. Тих и таинственен дом С крайним заветным окном. Штора в окне, а за ней Солнце вселенной моей.

Родине. Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат.

С обезьяной. Ай, тяжела турецкая шарманка! Бредёт худой, согнувшийся хорват По дачам утром.

Сапсан. В полях, далеко от усадьбы, Зимует просяной омёт. Там табунятся волчьи свадьбы, Там клочья шерсти и помёт.

Сверчок. Эту небольшую историю рассказал мне шорник Сверчок, весь ноябрь работавший вместе с другим шорником,. Василием, у помещика Ремера.

Святогор и Илья. На гривастых конях на косматых, На златых стременах на разлатых, Едут братья, меньшой и старшой, Едут сутки, и двое, и трое, Видят в поле корыто простое, Наезжают — ан гроб, да большой: Гроб глубокий, из дуба долблённый,

Северная берёза. Над озером, над заводью лесной – Нарядная зелёная берёза… «О девушки!

Сказка. …И снилось мне, что мы, как в сказке, Шли вдоль пустынных берегов Над диким синим лукоморьем, В глухом бору, среди песков.

Слово. Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

Снова сон, пленительный и сладкий. Снова сон, пленительный и сладкий, Снится мне и радостью пьянит, — Милый взор зовёт меня украдкой, Ласковой улыбкою манит. Знаю я — опять меня обманет Этот сон при первом блеске дня, Но пока печальный день настанет, Улыбнись мне — обмани меня!

Собака. Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На мётлы гулких, дымных тополей.

Солнечный удар. Эту небольшую историю рассказал мне шорник Сверчок, весь ноябрь работавший вместе с другим шорником,. Василием, у помещика Ремера.

Счастлив я, когда ты голубые. Счастлив я, когда ты голубые Очи поднимаешь на меня: Светят в них надежды молодые — Небеса безоблачного дня.

Танька. Таньке стало холодно, и она проснулась.

Тропами потаёнными. Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут.

Ту звезду, что качалася в тёмной воде. Ту звезду, что качалася в тёмной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду, — Огонёк, до рассвета мерцавший в пруде, — Я теперь в небесах никогда не найду.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому!

Художник. Хрустя по серой гальке, он прошёл Покатый сад, взглянул по водоёмам, Сел на скамью.

Цифры. Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую…

Чистый понедельник. Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя…

Чужая. Ты чужая, но любишь, Любишь только меня. Ты меня не забудешь До последнего дня.

Я к ней вошёл в полночный час.. Я к ней вошёл в полночный час. Она спала, — луна сияла В её окно, — и одеяла Светился спущенный атлас. Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, — И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь её во сне.

  1. К какому литературному направлению относится творчество И.А. Бунина?

а) классицизм; б) романтизм; в) реализм; г) модернизм.

  1. Какое из произведений не принадлежит А.И.

    Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»

    Куприну?

а) «Белый пудель»; б) «Киевские типы»; в) «Каштанка»; г) «Поединок».

  1. К какому жанру относится произведение И.А. Бунина «Антоновские яблоки»?

а) повесть; б) очерк; в) рассказ; г) новелла.

  1. Какая тема раскрывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

а) тема любви; б) тема уходящего дворянства; в) тема кризиса цивилизации; г) тема революции.

5.О ком идёт речь: «пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»?

а) Вера; б) Анна; в) Олеся; г) Женни.

6.Чей портрет описан: «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»?

а) урядник; б) Ермола; в) господин из Сан-Франциско; г) генерал Аносов.

7 Какие из указанных произведений были написаны А.И. Куприным?

А) «Гамбринус»; Б) «Бедные люди»; В) «Молох»; Г) «Гранатовый браслет»;

Д) «Очарованный странник»; Е) «Яма»; Ж) «Солнечный удар»

8) Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия? За какие заслуги?

а) А. Блоку в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину

  1. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы.

Б) Олеся полюбила другого человека.

В) Олесю вынуждают покинуть родные места.

Г) Урядник обвинил Олесю в воровстве.

10.Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда»?

а) изба Мануйлихи; б) комната Ивана Тимофеевича; в) комната хозяйки Желткова.

11) Какие украшения упоминались в произведениях А.И. Куприна?

Задания для развёрнутого ответа

1) В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к той же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?

2) Каким образом в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показаны полное ничтожество и безликость существа главного героя?

3) «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Выберите только одну тему и напишите сочинение.

Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.

Споры о сильной, бескорыстной любви в рассказе А.И.Куприна Гранатовый браслет.

 Рубрика: Дидактический материал.

 
 

Хронология

Хроника жизни Ивана Бунина

  • 1870 — Иван Алексеевич Бунин родился 10(22) октября 1870 года в Воронеже. Происходил из древнего дворянского рода. В «Автобиографической заметке» (1915) Бунин писал: «Род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П.Бунину, и поэта В.А, Жуковского (незаконного сына А.И.Бунина); в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми».
    Отец, Алексей Николаевич Бунин, был помещиком (Орловская и Тульская губернии), разорился из-за пристрастия к вину и картам. Участвовал в Крымской войне 1853-86 гг.
    Мать, Людмиа Александровна Бунина (урожденная Чубарова) – была дальней родственницей мужа и, по семейному преданию, происходила из древнего княжеского рода. Родила 9 детей, из которых пятеро умерли в раннем возрасте.
  • 1874 — Семья Буниных переезжает в поместье, хутор Бутырки Предтечевской волости Елецкого уезда Орловской губернии. Ивану Бунину приглашают домашнего учителя – Н.О. Ромашкова, студента Московского университета. По воспоминаниям самого Бунина, это была жизнь, связанная «с полем, с мужицкими избами» («Автобиографическая заметка»).
  • 1881 — Иван Бунин поступает в 1 класс Елецкой гимназии. В 7 лет начинает писать стихи.
  • 1886 — Бунина исключают из гимназии за неявку с каникул и неуплату за обучение. Учить Ивана берется старший брат Юлий, участник народнического движения. Благодаря ему, будущий писатель освоил полностью гимназический и частично университетский курсы обучения.
  • 1887 — 22 февраля 1887 года — в газете «Родина» впервые опубликовано стихотворение Бунина «Над могилой Надсона». В этой же газете были напечатаны еще несколько стихотворений и рассказы «Два странника» и «Нефедка».
  • 1889 — Бунин переезжает в Харьков к брату Юлию и начинает самостоятельную жизнь. Независимость давалась тяжело, приходилось много работать. На несколько месяцев Бунин сменил несколько мест работы, был статистиком, библиотекарем и даже владел книжной лавкой.
    Осенью 1889 года издательница газеты «Орловский вестник» пригласила Бунина на работу в редакцию. Одна из сотрудниц «Орловского вестника», Варвара Владимировна Пащенко, стала первой любовью Бунина.
    Иван Алексеевич увлекается толстовством. Ему стали близки идеи опрощения, в течение нескольких ближайших лет он посетил несколько колоний толстовцев на Украине.
  • 1890 — Бунин, самостоятельно изучив английский язык, переводит поэму Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
  • 1891 — Как приложение к газете «Орловский вестник», выходит первая книга И.А. Бунина «Стихотворения 1887 – 1891 гг.».
  • 1894 — Бунин и Варвара Пащенко расстаются. Разрыв происходит в Полтаве по инициативе Варвары. В будущем Бунин на основе этой любви создаст сюжетную линию Арсеньев – Лика в романе «Жизнь Арсеньева».
    В этом же году Иван Алексеевич встречается с Л.Н.Толстым, который рекомендует ему не слишком увлекаться «опрощеним». Бунин принимает решение посвятить себя литературе.
  • 1895 — В Петербурге, а потом и в Москве Бунин входит в литературную среду. Знакомится с Н.К. Михайловским, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом. В Одессе происходит знакомство с А.И. Куприным.
  • 1896 — Как приложение к газете «Орловский вестник», выходит бунинский перевод «Песни о Гайавате».
  • 1897 — Выходит книга И.А. Бунина «На край света и другие рассказы».
  • 1898 — Выходит стихотворный сборник И.А. Бунина «Под открытым небом».
  • 1900 — Написан рассказ «Антоновские яблоки»
  • 1901 — В издательстве «Скорпион» Бунин публикует сборник стихов «Листопад».
  • 1902 – 1909 — Выходит первое собрание сочинений И.А. Бунина в 5-и томах.
  • 1903 — За «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Российская Академия Наук присуждает Бунину Пушкинскую премию.
  • 1906 — Бунин знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, которая вскоре становится его женой.
  • 1907 — Бунин с женой отправляются в первое «заветное странствие»: в Египет, Сирию, Палестину.
  • 1909 — Бунину присуждается вторая Пушкинская премия; в этом же году он избран почетным академиком Российской Академии Наук.
  • 1910 — Издана повесть И.А. Бунина «Деревня».
  • 1912 — Издан сборник И.А.

Домашняя контрольная работа по литературе

Бунина «Суходол: Повести и рассказы 1911 — 1912».

  • 1913 — Издана книга И.А. Бунина «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912 — 1913».
  • 1915 — Выходит полное собрание сочинений И.А. Бунина в 6 томах.
  • 1916 — Издана книга И.А.
  • Бунина «Господин из Сан-Франциско: Произведения 1915 – 16».

  • 1917 — Бунин враждебно воспринимает Октябрьский переворот. Пишет дневник-памфлет «Окаянные дни».
  • 1920
  • 1925 – 1927 — Бунин ведет регулярную политико-литературную рубрику в газете «Возрождение».
    Во второй половине 20-х годов Бунин переживает свою «последнюю любовь». Ею стала поэтесса Галина Николаевна Кузнецова.
  • 1927 – 1938 — Работа над романом «Жизнь Арсеньева». Кузнецова активно помогала Бунину, является переписчицей романа.
  • 1933 — Разрыв отношений с Кузнецовой по ее инициативе.
  • 9 ноября 1933 — И.А. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы «за правдивый артистический талант, которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
  • Период 2-й мировой войны — Бунин в Грасе, на юге Франции.
  • Послевоенный период — Бунин возвращается в Париж. Он больше не является непреклонным противником советского режима, но и не признает перемен, произошедших в России. В Париже Иван Алексеевич посещает советского посла и дает интервью газете «Советский патриот».
  • 1946 — Издана книга И.А. Бунина «Темные аллеи».
    В это же время руководство Союза русских писателей и журналистов в Париже исключает из своих членов всех, кто принял советское подданство. Бунин в знак протеста покидает эту организацию. От него отворачиваются многие коллеги. В Советском Союзе не выходит уже практически готовый к изданию сборник И.А. Бунина, а интервью в «Советском патриоте» оказывается сфальсифицированным.
  • 1950 — Издана книга И.А. Бунина «Воспоминания», отличавшаяся резкостью оценок.
  • 8 ноября 1953 — Иван Алексеевич Бунин умирает в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях французской столицы.
  • Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   

           © Copyright © 2018 Великие Люди  —  Бунин Иван Алексеевич  

    Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

    Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии.  Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы — это единственная ценность мира.  Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.

    Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.

    Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна»,  «Речка»,  «Две радуги», «Закат»,  «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.

    По мнению исследователей творчества- небо- это один из любимых образов поэта. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

    Зачем я должен радость этой муки,

    Вот этот небосклон, и этот звон,

    И темный смысл, которым полон он,

    Вместить в созвучие и звуки?.

    Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.

    Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.

    В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества – тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета,  а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.
    Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов.  Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь.
    Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”.
    Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору — расцвета дворянства и его стремительного упадка. Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч…” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота. Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть.
    В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя "…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!", открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.
    Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.

    Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни. Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе. Это символ простой деревенской жизни.

    Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

    Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием. Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

    Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей.

    Тест-зачет по теме «Творчество М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна»

    И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».  Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.

    Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).

    Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»). И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению. Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).

    Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.

    Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

    Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы. "Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет", — писал Александр Блок в 1908 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений "Листопад", воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. "На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба". Осень — "тихая вдова"— необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. "Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье". Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вернемся еще раз к началу его знаменитого рассказа "Антоновские яблоки":

    "Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести:"И тот самый  запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о  родине.

    "Но по вечерам, — описывает  Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям.  А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы".

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    В бездонном небе легким белым краем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
    А счастье только знающим дано.

    / Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Особенности творчества И. А. Бунина

    Особенности творчества И. А. Бунина

        Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…
        М. Горький

    [ad010]

        Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года.
        Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант. Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан… Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.
        Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.
        Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения “великой державы Российской”. Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.
        Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — “Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям.
        Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе на “Краю света” автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.
        Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.
        Например, рассказ “Антоновские яблоки”. В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям. На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.
        И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа “Мелитон”, которого прогнали сквозь строй и который потерял семью. Или картины голода в рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога”. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах “Туман”, “Тишина”. В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы.
        В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение “Деревня”. Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых.
        Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение.
        В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В этот период он пишет “Суходол”, “Последнее свидание”, “Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”, “Игнат” и другие повести. Например, в повести “Суходол” Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд.
        Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его семьи. В рассказе осуждается этот престарелый господин, который в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей.

    В ЕГЭ по литературе Творчество И. А. Бунина merelenko-su.uCoz.ru. — презентация

        Классическими произведениями о любви стали рассказы “Легкое дыхание” и “Холодная осень”. В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин. “Легкое дыхание” — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. “Холодная осень” — позднее произведение писателя. В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России.
        Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы. Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места.
        Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась “Жизнь Арсеньева” — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взращенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа “Жизни Арсеньева” несомненна. Но перед нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть.
        Главное в романе — расцвет личности человека. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. “Жизнь Арсеньева” носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.
        “Жизнь Арсеньева” — главная книга Бунина, главная потому, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее.
        В 1933 году “за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер” Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы.
        Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.
        Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.
        Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

        Они глумятся над тобою,
        Они, о родина, корят
        Тебя твоею простотою,
        Убогий видом черных хат…
        Так сын, спокойный и нахальный,
        Стыдится матери своей —
        Усталой, робкой и печальной
        Средь городских его друзей…

        Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.
        Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир:

        Усадьба по-осеннему молчала.
        Весь дом был мертв в полночной тишине,
        И, как ребенок брошенный, кричала
        Ушастая пустушка на гумне.

        В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно воспроизводит ее мир:

        Шумели листья, облетая,
        Лес заводил осенний вой…
        Каких-то серых птичек стая
        Кружилась по ветру с листвой.

        Хотелось вместе с вихрем шумным

        Кружиться по лесу, кричать —
        И каждый медный лист встречать
        Восторгом радостно-безумным!

        Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

        Я человек: как Бог, я обречен
        Познать тоску всех стран и всех времен.

        Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.
        За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты…
        Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона (“Каин”, “Манфред”), Мицкевича (“Крымские сонеты”).
        Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.
        Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.
        Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

      Беру!

    71925 человек просмотрели эту страницу.

    Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Особенности творчества И. А. Бунина

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ya krevedko