Фицджеральд скотт биография

Фицджеральд скотт биография

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald) — американский писатель, автор знаменитого романа «Великий Гэтсби».

Биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, несмотря на его успех, несколько грустна и трагична. Он родился 24 сентября 1896 года. Местом рождения будущего писателя стал город Сент-Пол, штат Миннесота, США. Семья Фицджеральда была обеспеченной, его родители — ирландцы. Они с нетерпением ожидали появления на свет Фрэнсиса Скотта, потому что до этого пережили два страшнейших испытания: потеряли двоих детей. Писатель был назван в честь двоюродного прадеда, который в свое время был автором государственного гимна США. Отец матери Фицджеральда, Филип Маккуиллан, был эмигрантом из Ирландии. Семья в достаточно короткие сроки смогла заработать приличное состояние, и в молодом возрасте дед писателя смог купить крупную фирму.

Отец Фицджеральда, Эдвард, был потомком древнего рода. Он не смог заработать состояние, а кризисное время его разорило окончательно. Поэтому его брак с наследницей приличного состояния не одобрялся ее семьей. Дошло до того, что Маккуилланы (это девичья фамилия матери Фицджеральда) даже не приглашали зятя в гости. Но даже это не помешало родителям жены обеспечить молодой семье достойное существование. Таким образом, у будущего писателя была возможность обучаться в самых лучших учебных заведениях:- 1908-1910 гг. — Академия Сент-Пола;- 1911 — 1913 гг. — Newman School; Обучаясь здесь, Фицджеральд очень большое количество времени посвятил самостоятельным занятиям;- 1913 — 1917 — Принстонский университет.

Время учебы в последнем было очень насыщено событиями для Фицджеральда: игра в футбольной команде, написанные рассказы и пьесы.

Алкогений: Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Некоторые из них даже побеждали на университетских конкурсах. Но также в это время писателю пришлось осознать и классовое неравенство. Он не мог не видеть отличий между собой и детьми более состоятельных родителей. В 1917 году, так и не сдав выпускные экзамены, Фрэнсис Скотт добровольно уходит в армию. Там он делает неплохую карьеру: получил звание адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Райана. Практически он был его секретарем.

1919 год — после демобилизации переезжает в Нью-Йорк, где какой-то период времени работает рекламным агентом. Ранее, еще служа в армии, знакомится с Зельдой Сейр, наследницей богатой семьи, дочерью известного судьи, общепризнанной красавицей и, по сути, одной из самых завидных невест всего штата. Именно с этой девушкой и связано все дальнейшее творчество и биография писателя.

Ее по праву называли музой Фицджеральда и прототипом большинства героинь его романов. В отношениях Фицджеральжа и Сейр все складывалось непросто. Первый раз их помолвка не состоялась из-за отрицательного отношения к Френсису семьи Сейр. В то время писатель не мог похвастаться ни постоянным заработком, ни работой. Естественно, состоятельных родителей Зельды это не устраивало, поэтому они были категорически против их брака. Все, что мог сделать Фицджеральд, чтобы доказать им свою состоятельность, — это добиться успеха в литературе. Он уезжает в Нью-Йорк, устраивается на работу и начинает писать. Однако здесь тоже все складывается не совсем удачно, первые его труды никому не нужны, рукописи никто не хочет печатать. Неудачи пагубно отразились на Фицджеральде: он увлекается алкоголем, теряет работу, остается без средств к существованию и возвращается к родителям.

Уже будучи дома, принимает решение переделать роман «Романтический эгоист», которые уже пытался опубликовать ранее.1920 год — роман выходит, правда, называется уже «По эту сторону рая». Роман благодушно встречен публикой и критиками, и к Фицджеральду приходит успех. В этом же году он обвенчался со своей любимой Зельдой. Произведения писателя становятся популярными, его издают в престижных журналах, соответственно, растет и благосостояние Фицджеральда. Они с супругой ведут шикарный образ жизни, их называют королем и королевой поколения.

Жизнь молодых супругов становится достоянием публики, они вовсю кутят на вечеринках, путешествуют, совершают необдуманные поступки, благодаря которым о них говорят все. Они катаются на крыше такси по Манхэттену, приходят обнаженными на спектакль, ведут аморальный образ жизни. При этом регулярно ругаются, зачастую это вызвано ревностью и просто неприличным количеством употребления алкоголя.

В это время каким-то образом Скотт все-таки успевал много писать. Он был на хорошем счету в «глянцевых журналах» того времени, и его работа очень высоко оплачивалась.

Следующим романом, который вышел в 1922 году, стал «Прекрасные, но обречённые», в центре повествования которого — непростой брак двух талантливых и симпатичных молодых людей, ярких представителей театральной, артистической богемы. Также в это время публикуется сборник рассказов «Сказки века джаза».

1924 год — Фицджеральд отправляется в Европу. Сначала он едет в Италию, затем во Францию. Проживая в Париже, знакомится с Э. Хемингуэем. Кстати, в Париже Скотт оканчивает работу над романом «Великий Гэтсби», и там же его публикует. Не только сам автор, но и критики практически единодушно называют этот роман шедевральным произведением. 1926 год — публикация сборника рассказов «Все эти печальные молодые люди».

В этот период времени было написано и опубликовано множество работ автора, ведь именно таким образом Фицджеральд мог обеспечить себе такой высокий уровень жизни.

Но все когда-нибудь заканчивается, так, его супруга Зельда, пережив несколько приступов, начинает медленно сходить с ума. Несмотря на все приложенные усилия, вылечить ее до конца так и не удалось. Писатель, пережив сильнейший стресс, опять излишне увлекается алкоголем.

Через пять лет после появление заболевания, в 1930 году, Зельда пережила помутнение рассудка, после этого она до конца жизни болела шизофренией.

1934 год — Фицджеральд пишет роман «Ночь нежна» — фактически он становится автобиографичным, здесь автор описал всю ту боль, которую перенес из-за болезни жены, рассказал обо всех усилиях, предпринятых им ради спасения собственной семьи. Книга не стала популярной в Америке. К концу жизни Фицджеральду пришло на ум, что именно изобилие денег привело его супругу к болезни.

1937 год — Фицджеральд заинтересован работой сценариста в Голливуде. С компанией молодых писателей он решает испытать судьбу и попробовать себя на этом поприще. Там же он знакомится и влюбляется в Шейлу Грэм. Оставшиеся годы жизни он живет с ней. Но уходя в очередной запой, становится неуправляемым и жестоким.

1939 год — Фицджеральд начинает работу над романом, повествующим о жизни Голливуда — «Последний магнат», но так и не успевает его закончить. Прожив в Голливуде три года, он пишет серию рассказов и статей, носящих автобиографический характер. Их опубликовали уже после смерти писателя в сборнике под названием «Крушение».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд является крупнейшим представителем эпохи «потерянного поколения» в литературе. Является автором терминов «эпоха джаза» или «век джаза», которые обозначают период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.

Перед смертью, в журнале «Esquire», Фицджеральд публикует автобиографическую статью, в которой сравнивает себя с разбитой тарелкой.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушел из жизни 21 декабря 1940 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Писатель умер в Голливуде, штат Калифорния.

НОВЕЛЛЫ

Фицджеральдом было написано свыше 150 рассказов, в основном опубликованных в периодике — журналах «Сатердей ивнинг пост», «Старт сет», «Кольерс» и др. При жизни писателя вышло четыре сборника его новелл: «Эмансипированные и глубокомысленные» (1920), «Сказки Века Джаза» (1922), «Все эти печальные молодые люди» (1926), «Сигналы побудки» (1935). Несобранные, а также оставшиеся неопубликованными рассказы и эссе составили книгу «Писатель после полудня» (1957), подготовленную биографом Фицджеральда А. Майзенером.

Отдельными книгами посмертно вышли также новеллы Фицджеральда 30-х годов, которые он сам намеревался объединить в циклы. Это рассказы о подростке Бейзиле Ли, основанные на школьных воспоминаниях автора, и о девушке из Чикаго Джозефине Перри, приобщающейся к «взрослой» жизни времен «века джаза», а также цикл рассказов о Пэте Хоби — спивающемся голливудском сценаристе.

Фицджеральд был невысокого мнения о своей новеллистике, утверждая, что он просто вынужден писать рассказы, потому что за них хорошо платят. Многие из его новелл и в самом деле остались только журнальными однодневками.

Фицджеральд Фрэнсис Скотт

Однако лучшие рассказы писателя составляют неотъемлемую часть его творческого наследия.

Признанию Фицджеральда как мастера краткой прозы в большой мере способствовала изданная в 1951 году М. Кауликиша «Рассказы Скотта Фицджеральда». Она по сей день остается наиболее авторитетным собранием избранных новелл писателя.

Из собрания М. Каули взяты все рассказы данного тома, кроме не включенного Каули в свой сборник рассказа «На улице, где живет столяр». Эта новелла, в которой Фицджеральд изобразил самого себя, Зельду и Скотти, появилась в 1928 году в «Кольерс» и вошла в книгу «Писатель после полудня».

Новеллы «Волосы Вероники» и «Ледяной дворец» печатались в книге «Эмансипированные и глубокомысленные», новеллы «Первое мая» и «Алмазная гора» — в «Сказках Века Джаза»; «Зимние мечты», «Самое разумное», «Молодой богач» и «Детский праздник» входили в сборник «Все эти печальные молодые люди»; «Последняя красавица Юга», «Две вины», «Опять Вавилон», «Сумасшедшее воскресенье», «Семья на ветру» — в «Сигналах побудки».

Остальные новеллы при жизни Фицджеральда были напечатаны только в журналах.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald) — американский писатель, автор знаменитого романа «Великий Гэтсби».

Биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, несмотря на его успех, несколько грустна и трагична. Он родился 24 сентября 1896 года. Местом рождения будущего писателя стал город Сент-Пол, штат Миннесота, США. Семья Фицджеральда была обеспеченной, его родители — ирландцы. Они с нетерпением ожидали появления на свет Фрэнсиса Скотта, потому что до этого пережили два страшнейших испытания: потеряли двоих детей. Писатель был назван в честь двоюродного прадеда, который в свое время был автором государственного гимна США. Отец матери Фицджеральда, Филип Маккуиллан, был эмигрантом из Ирландии. Семья в достаточно короткие сроки смогла заработать приличное состояние, и в молодом возрасте дед писателя смог купить крупную фирму.

Отец Фицджеральда, Эдвард, был потомком древнего рода. Он не смог заработать состояние, а кризисное время его разорило окончательно. Поэтому его брак с наследницей приличного состояния не одобрялся ее семьей. Дошло до того, что Маккуилланы (это девичья фамилия матери Фицджеральда) даже не приглашали зятя в гости. Но даже это не помешало родителям жены обеспечить молодой семье достойное существование. Таким образом, у будущего писателя была возможность обучаться в самых лучших учебных заведениях:- 1908-1910 гг. — Академия Сент-Пола;- 1911 — 1913 гг. — Newman School; Обучаясь здесь, Фицджеральд очень большое количество времени посвятил самостоятельным занятиям;- 1913 — 1917 — Принстонский университет.

Время учебы в последнем было очень насыщено событиями для Фицджеральда: игра в футбольной команде, написанные рассказы и пьесы. Некоторые из них даже побеждали на университетских конкурсах. Но также в это время писателю пришлось осознать и классовое неравенство. Он не мог не видеть отличий между собой и детьми более состоятельных родителей. В 1917 году, так и не сдав выпускные экзамены, Фрэнсис Скотт добровольно уходит в армию. Там он делает неплохую карьеру: получил звание адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Райана. Практически он был его секретарем.

1919 год — после демобилизации переезжает в Нью-Йорк, где какой-то период времени работает рекламным агентом. Ранее, еще служа в армии, знакомится с Зельдой Сейр, наследницей богатой семьи, дочерью известного судьи, общепризнанной красавицей и, по сути, одной из самых завидных невест всего штата. Именно с этой девушкой и связано все дальнейшее творчество и биография писателя.

Ее по праву называли музой Фицджеральда и прототипом большинства героинь его романов. В отношениях Фицджеральжа и Сейр все складывалось непросто. Первый раз их помолвка не состоялась из-за отрицательного отношения к Френсису семьи Сейр. В то время писатель не мог похвастаться ни постоянным заработком, ни работой. Естественно, состоятельных родителей Зельды это не устраивало, поэтому они были категорически против их брака. Все, что мог сделать Фицджеральд, чтобы доказать им свою состоятельность, — это добиться успеха в литературе. Он уезжает в Нью-Йорк, устраивается на работу и начинает писать. Однако здесь тоже все складывается не совсем удачно, первые его труды никому не нужны, рукописи никто не хочет печатать. Неудачи пагубно отразились на Фицджеральде: он увлекается алкоголем, теряет работу, остается без средств к существованию и возвращается к родителям.

Уже будучи дома, принимает решение переделать роман «Романтический эгоист», которые уже пытался опубликовать ранее.1920 год — роман выходит, правда, называется уже «По эту сторону рая». Роман благодушно встречен публикой и критиками, и к Фицджеральду приходит успех. В этом же году он обвенчался со своей любимой Зельдой. Произведения писателя становятся популярными, его издают в престижных журналах, соответственно, растет и благосостояние Фицджеральда.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд

Они с супругой ведут шикарный образ жизни, их называют королем и королевой поколения.

Жизнь молодых супругов становится достоянием публики, они вовсю кутят на вечеринках, путешествуют, совершают необдуманные поступки, благодаря которым о них говорят все. Они катаются на крыше такси по Манхэттену, приходят обнаженными на спектакль, ведут аморальный образ жизни. При этом регулярно ругаются, зачастую это вызвано ревностью и просто неприличным количеством употребления алкоголя.

В это время каким-то образом Скотт все-таки успевал много писать. Он был на хорошем счету в «глянцевых журналах» того времени, и его работа очень высоко оплачивалась.

Следующим романом, который вышел в 1922 году, стал «Прекрасные, но обречённые», в центре повествования которого — непростой брак двух талантливых и симпатичных молодых людей, ярких представителей театральной, артистической богемы. Также в это время публикуется сборник рассказов «Сказки века джаза».

1924 год — Фицджеральд отправляется в Европу. Сначала он едет в Италию, затем во Францию. Проживая в Париже, знакомится с Э. Хемингуэем. Кстати, в Париже Скотт оканчивает работу над романом «Великий Гэтсби», и там же его публикует. Не только сам автор, но и критики практически единодушно называют этот роман шедевральным произведением. 1926 год — публикация сборника рассказов «Все эти печальные молодые люди».

В этот период времени было написано и опубликовано множество работ автора, ведь именно таким образом Фицджеральд мог обеспечить себе такой высокий уровень жизни.

Но все когда-нибудь заканчивается, так, его супруга Зельда, пережив несколько приступов, начинает медленно сходить с ума. Несмотря на все приложенные усилия, вылечить ее до конца так и не удалось. Писатель, пережив сильнейший стресс, опять излишне увлекается алкоголем.

Через пять лет после появление заболевания, в 1930 году, Зельда пережила помутнение рассудка, после этого она до конца жизни болела шизофренией.

1934 год — Фицджеральд пишет роман «Ночь нежна» — фактически он становится автобиографичным, здесь автор описал всю ту боль, которую перенес из-за болезни жены, рассказал обо всех усилиях, предпринятых им ради спасения собственной семьи. Книга не стала популярной в Америке. К концу жизни Фицджеральду пришло на ум, что именно изобилие денег привело его супругу к болезни.

1937 год — Фицджеральд заинтересован работой сценариста в Голливуде. С компанией молодых писателей он решает испытать судьбу и попробовать себя на этом поприще. Там же он знакомится и влюбляется в Шейлу Грэм. Оставшиеся годы жизни он живет с ней. Но уходя в очередной запой, становится неуправляемым и жестоким.

1939 год — Фицджеральд начинает работу над романом, повествующим о жизни Голливуда — «Последний магнат», но так и не успевает его закончить. Прожив в Голливуде три года, он пишет серию рассказов и статей, носящих автобиографический характер. Их опубликовали уже после смерти писателя в сборнике под названием «Крушение».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд является крупнейшим представителем эпохи «потерянного поколения» в литературе. Является автором терминов «эпоха джаза» или «век джаза», которые обозначают период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.

Перед смертью, в журнале «Esquire», Фицджеральд публикует автобиографическую статью, в которой сравнивает себя с разбитой тарелкой.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушел из жизни 21 декабря 1940 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Писатель умер в Голливуде, штат Калифорния.

Фрэ́нсис Скотт Кей Фицдже́ральд (англ.Francis Scott Key Fitzgerald; 24 сентября1896, Сент-Пол — 21 декабря1940, Голливуд) — американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии1930-х годов.

Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком. Своё имя он получил в честь Фрэнсиса Скотта Ки (1779—1843), своего очень дальнего родственника со стороны отца, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами». Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Семья быстро разбогатела, и уже к 30 годам старший Маккуиллан стал владельцем крупной фирмы.

Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился. Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали. Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:

Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий. В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников — не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина». В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.

В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».

Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех. Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

Этот роман выходит 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise). Роман сразу приносит Фицджеральду успех. 3 апреля 1920 года состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Скрибнерс Мэгэзин»(англ.), «Сэтердей Ивнинг Пост»(англ.) и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни. Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.

В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.

Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: .

«Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов»

За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) — роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году он выпускает роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась. К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду. В разговорах с дочерью Скотти он описывал Зельду теми же словами, которые обычно адресовал всем богатым в целом: «мягкая, когда необходимо быть жёстче, и жёсткая, когда следовало бы уступить».

В 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. Там собирается компания из молодых писателей, также решивших попытать своё счастье. Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман(англ.), Натанаэл Уэст, где знакомится с Шилой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).

Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой (англ.cracked plate). Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.

В 1950 годуЭрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду. Дружба и литературное соперничество двух писателей легли в основу книги Скота Доналдсона (англ.Scott Donaldson) «Хэмингуэй против Фицджеральда. Взлёт и упадок литературной дружбы» (англ.Hemingway vs. Fitzgerald. The Rise and Fall of a Literary Friendship, 1999). Автор анализирует отношения двух известных литераторов, подробно описывает эпизоды их некрасивого поведения, злоупотребления алкоголем, дрязги и сведение мелких счётов. Литературный критик и писательница Джойс Кэрол Оутс назвала книгу Доналдсона «патографией», термином, хоть и созвучным с биографией, но явно намекающим на излишнее описание малоприятных подробностей из жизни Хэмингуэя и Фицджеральда.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд является признанным классиком американской литературы. Ни один литературоведческий очерк по истории американской и мировой литературы, по мнению российского литературоведа Андрея Горбунова, невозможен без упоминания Фицджеральда. Творчеством Фицджеральда занимались многие американские критики и исследователи, в частности Максвелл Гайсмар(англ.), Малколм Каули(англ.), Эдмунд Уилсон, Лайонел Триллинг и другие.

После публикации романа в марте 1920 года Фицджеральд стал знаменитым. Книга была воспринята как «манифест поколения». В ней писатель обратился к важнейшей для себя теме — проблеме богатства и бедности, а также влияния денег на судьбу человека.

Биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Главный герой романа, Эмори Блейн, представляет собой олицетворение американской мечты. Литературный критик и журналист Генри Менкен так отозвался о первом романе Фицджеральда:

«…удивительный роман — оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию»

Первый вариант романа был отвергнут издательством «Scribner’s» в 1918 году. В нём повествование велось от первого лица, а действие происходило в студенческой среде. В его окончательной версии роман делится на две книги: «Романтический эгоист» и «Воспитание личности». Первая книга заканчивается тем, что герой бросает учёбу в университете и уходит служить в армию. Вторая книга повествует о нравственном становлении личности Эмори Блейна. Хронологически книги разделены небольшой интерлюдией, посвященной военным годам Эмори. По мнению автора именно военный опыт оказывает влияние на личность героя.

Главный редактор издательства «Scribner’s» Максвелл Перкинс писал Фицджеральду:

«Книга так разительно отличается от всех остальных, что трудно даже предсказать, как публика примет её. Но все мы за то, чтобы пойти на риск, и всячески поддерживаем её.»

Вскоре после первого романа писатель публикует первый сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» (англ.Flappers and Philosophers). Он был принят достаточно холодно как критиками, так и публикой.

После смерти издано множество сборников, в том числе и произведений, не издававшихся при жизни в книгах.

Фицджеральд Фрэнсис Скотт Кей (Francis Scott Key Fitzgerald, 1896—1940) — американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую «эпоху джаза» 1920-х годов.

Фицджеральд родился 24 сентября 1896 г. в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в достаточно обеспеченной католической семье. Учился в Принстонском университете, но учёбу не окончил. В 1917 году был призван в армию, но так никогда и не участвовал в военных действиях за границей. Вместо этого, Фицджеральд посвятил всё своё время работе над первым романом «По эту сторону рая» (This Side of Paradise), который имел большой успех сразу же после публикации в 1920. В тот же год Фицджеральд женился на Зельде Сейр, с которой они наслаждались весёлой богатой жизнью. Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов». За первой книгой последовали произведения «Прекрасные, но обрёченные» (The Beautiful and the Damned, 1922) и «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) — роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода.

Последующие годы жизни Фицджеральда были очень тяжелыми. В 1930 у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.

Фицджеральд, Фрэнсис Скотт

В 1934 году он написал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. В Америке книга большим успехом не воспользовалась, и Фицджеральд занялся написанием сценариев в Голливуде. Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 г. в Голливуде Калифорнии.

Ф. Скотт Фицджеральд
Рассказы

Первое мая

Война была позади, она окончилась победой, и великий город-победитель был увенчан триумфальными арками и усыпан живыми цветами — белыми, красными, розовыми. В эти долгие весенние дни возвращавшиеся с фронта части маршем проходили по главным улицам, предводительствуемые сухой дробью барабанов и веселой гулкой медью труб, а торговцы и клерки, оставив свои счетные книги и прервав перебранки, толпились у окон, обратив бледные, хмуро-сосредоточенные лица в сторону проходящих батальонов.

Никогда еще великий город не был столь великолепен, ибо победоносная война принесла с собой изобилие, и торговцы стекались сюда и с запада, и с юга, с чадами своими и домочадцами, дабы вкусить роскошь празднеств и изобилие уготованных для всех развлечений, а заодно и купить для своих жен, дочерей и любовниц меха на зиму, и золотые побрякушки, и туфельки — либо из золотой парчи, либо шитые серебром и пестрыми шелками по розовому атласу.

И столь весело и громко прославляли барды и летописцы мир и процветание города-победителя, что все новые толпы расточителей стекались сюда с окраин страны, стремясь упиться хмелем наслаждений, и все быстрей и быстрей освобождались купцы от своих побрякушек и туфелек, пока отчаянный вопль не исторгся из их груди, ибо им потребны были еще и еще безделушки и еще и еще туфельки, дабы удовлетворить спрос. Кое-кто из них даже воздевал в отчаянии руки к небесам, восклицая:

— Увы! У меня нет больше туфелек! И еще увы и увы! У меня нет больше побрякушек! Да поможет мне небо, ибо я не ведаю, что делать!

Но никто не внимал их воплям — всем было не до них. День за днем пехота весело маршировала через город, порождая всеобщее ликование, ибо юноши, возвращавшиеся с фронта, были мужественны и чисты, щеки их были розовы и зубы крепки, а молодые девушки, ожидавшие их дома, были пригожи и невинны.

И потому-то немало любовных встреч произошло в те дни в великом городе, и некоторые из них… нет, пожалуй, всего лишь одна описана здесь.

Первого мая 1919 года в девять часов утра дежурный портье отеля "Билтмор" услышал обращенный к нему вопрос: не остановился ли у них некто мистер Филип Дин, а если остановился, то нельзя ли пригласить его к телефону? Перед портье стоял невысокий стройный юноша, одетый в поношенный костюм хорошего покроя. Он был красив, темноволос, под глазами с поразительно длинными ресницами лежали голубоватые тени, что придавало лицу болезненный вид, а жаркий, неестественно жаркий румянец, пылавший на щеках, еще усиливал это впечатление.

Да, мистер Дин остановился здесь. Незнакомца проводили к находившемуся неподалеку телефону.

Тотчас его соединили с номером, и откуда-то с верхнего этажа ему ответил сонный голос.

— Мистер Дин? — Вопрос прозвучал взволнованно, настойчиво. — Фил, это я, Гордон. Гордон Стеррет. Я внизу. Услышал, что ты в Нью-Йорке, и, сам не знаю почему, решил попытать счастья в этом отеле.

Сонный голос мало-помалу воодушевлялся. О-о! Как ты живешь здесь, Горди, старина? Черт побери, конечно, он ошарашен. И очень рад, разумеется. Да какого черта Горди не поднимется прямо наверх?

И через несколько минут Филип Дин, одетый в голубую шелковую пижаму, отомкнул дверь своего номера, и молодые люди с преувеличенной восторженностью и не без некоторого замешательства приветствовали друг друга. Обоим было по двадцать четыре года, оба окончили Йельский университет за год до войны. Но на этом сходство кончалось. Дин был румяный, пышущий здоровьем блондин. Под тонкой шелковой пижамой угадывалось крепкое тело. Все на нем было как нельзя более добротно, и от него так и веяло благополучием. Он часто улыбался, обнажая крепкие, торчащие вперед зубы.

— А я ведь собирался разыскать тебя! — бодро кричал он. — Я приехал сюда развлечься, недельки на две. Присядь, я сейчас — только душ приму.

Он исчез за дверью ванной, а темные глаза посетителя лихорадочно обежали комнату, задержавшись секунду на объемистом портпледе в углу и целой коллекции дорогих шелковых рубашек, разбросанных по стульям вперемешку с яркими галстуками и мягкими шерстяными носками.

Гордон встал, поднял одну из рубашек и с минуту ее рассматривал. Рубашка была из очень плотного шелка — желтого в узенькую бледно-голубую полоску, — и таких рубашек валялось здесь около дюжины. Невольно он перевел взгляд на свои манжеты — они были обтрепанные, застиранные и давно утратили первоначальную белизну. Бросив рубашку, Гордон обдернул рукава пиджака и подтянул повыше обшлага рубашки, чтобы их не было видно. Потом подошел к зеркалу и с холодным, невеселым интересом оглядел себя. Галстук, когда-то тоже яркий и красивый, выцвел, скрутился жгутиком и не мог уже скрыть от глаз обтрепанных петель рубашки. Без тени улыбки Гордон подумал о том, что всего три года назад в университете он был единодушно признан самым элегантным студентом выпускного курса.

Дин вышел из ванной комнаты, растираясь на ходу полотенцем.

— Вчера вечером видел твою старую знакомую, — сказал он. — Встретился с ней в вестибюле и, хоть убей, не мог припомнить, как ее зовут. Ну, знаешь, та девица, которую ты привозил на бал в Нью-Хейвен, когда мы были на последнем курсе.

Гордон вздрогнул.

— Эдит Брейдин? Ты о ней говоришь?

— Да, да, она самая. Хороша, черт побери! И все такая же — фарфоровая куколка. Только тронь ее, так, кажется, и рассыплется на кусочки.

Дин самодовольно оглядел свою сияющую физиономию в зеркале и улыбнулся, обнажив торчащие зубы.

— А ей, верно, года двадцать три уже, — заметил он.

— В прошлом месяце исполнилось двадцать два, — машинально уточнил Гордон.

— Ах так, в прошлом месяце? Она, верно, приехала принять участие в йельской встрече? Ты знаешь, что сегодня у "Дельмонико" наши устраивают бал? Тебе надо пойти, Горди. Ручаюсь, что там будет половина Нью-Хейвена. Я могу достать приглашение.

Лениво облачившись в свежее белье, Дин закурил сигарету, уселся у отворенного окна и погрузился в созерцание своих икр и колен, освещенных ярким утренним солнышком, лившимся в окно.

— Садись, Горди, — сказал он, — и расскажи о себе. Что ты поделывал эти годы и чем занимаешься теперь, — все по порядку.

Гордон вдруг бросился навзничь на постель. Он лежал совершенно неподвижно, словно бездыханный. Его рот, по привычке чуть приоткрытый, сейчас придавал лицу беспомощное, жалкое выражение.

— Что с тобой? — поспешно спросил Дин.

— А, черт!

— Что случилось?

— Все, черт подери, все, что только хочешь… — в отчаянии воскликнул тот. — Я пропадаю, Фил! Конец! Крышка!

— Да что такое?

— Я погиб. — Голос Гордона дрожал.

Голубые глаза Дина оглядели его на этот раз более внимательно, оценивающе.

— А ты и вправду неважно выглядишь.

— Еще бы! У меня вся жизнь исковеркана. — Гордон помолчал. — Лучше уж рассказать все как есть… Впрочем, может, тебе неинтересно?

— Ничего подобного, валяй рассказывай. — Однако предложение звучало не слишком настойчиво. Поездка в Нью-Йорк была задумана Дином с целью поразвлечься, и вдруг тут этот Гордон Стеррет со своими неурядицами… Это было досадно.

— Валяй! — повторил, однако, Дин. И прибавил вполголоса: — Выкладывай уж, что у тебя там.

— Так вот, — неуверенно начал Гордон. — В феврале я возвратился из Франции, месяц провел дома, в Гаррисберге, а затем приехал сюда, в Нью-Йорк, чтобы поступить на работу. Устроился в одну экспортную фирму. А вчера получил расчет.

— Расчет?

— Сейчас я тебе объясню, Фил. Я хочу рассказать все начистоту. Ты, пожалуй, единственный человек, к которому я могу обратиться в такую минуту. Лучше уж я расскажу тебе все, верно, Фил?

Дин насторожился еще больше и словно в рассеянности забарабанил пальцами по колену. У него появилось смутное ощущение, что на него ни за что ни про что хотят взвалить какую-то ответственность. А что ему за дело до всего этого?

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД

В студенческие годы — Гордон Стеррет нередко попадал во всякие истории, но в нынешнем бедственном положении приятеля ему чудилось что-то отталкивающее и хотелось отгородиться от этого, хотя слова Стеррета и возбудили его любопытство.

— Продолжай.

— Тут замешана девушка.

Дин хмыкнул. Он уже решил про себя, что не позволит никому испортить ему эту поездку. Если Гордон будет слишком ему докучать, он от него отделается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *