Философия аристотеля кратко

Философия аристотеля кратко

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую академию, становится учеником Платона. В академии пробыл 20 лет(после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. И Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу(столицу Македонии), где преподает в течении трех лет философские политические науки юному Александру – будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликкей, имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. Школа стала известной как «перепатетическая», а ее ученики как «перепатики»(«прогуливающиеся философы»), т.к. в аллеях парков во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды. Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После смерти Александра(середина 323г до н.э.) и антимакедонского восстания в Афинах, Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжал разрабатывать философские проблемы.

Аристотель является систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логика, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др. )

Философия у Аристотеля охватывала всю суммы внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, политику) в противоположность вере. Она подразделялась им на философию теоретическую(умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. В свою очередь каждая из них также состояла из частей:

Философия умозрительная

Философия практическая

Философия изобразительная

Первая философия (метафизика)

Этика

Поэтика

Вторая философия(натурфилософия)

Экономика

Риторика

Математика

Политика

Искусства

Представленная классификация наук(она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». В нее включалась логика. «Первая философия » являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию.

По Аристотелю, общей целью, в том числе философии, является установление истин, объективного значения о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот.

Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Кажется, что материя и форма — обычное и всем понятное противопоставление, и кажется, здесь даже не о чем говорить. К примеру, материя этого стола есть дерево. А форма этого стола есть тот вид, которые приняли деревянные материалы , обработанные для определенной цели. Кажется, что все здесь очень просто и понятно. Тем не менее, эта проблема являлась одной из глубочайших философских проблем Аристотеля. Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Так же Аристотель касался проблемы душы. Носителем сознания является душа.

Философ выделяет три уровня души:

• растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств. Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели(моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и полития(республика) – это «правильные формы правления» — и тирания, олигархия и демократия – «неправильные».

В отличии от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Вместе с тем чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. В политическом устройстве Аристотель различал 3 части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Написал более 150 научных трудов и трактатов. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 — 6 значениях.

Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться

уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом

он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь

Аристотеля.

Тема 11 . Философия Аристотеля

И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о

небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть

стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

Похожие страницы:

  1. ФилософияАристотеля (12)

    Реферат >> Философия

    ФИЛОСОФИЯАРИСТОТЕЛЯ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ФилософияАристотеля. 4 2. Аристотель о предмете философии. 12 3. Категории философииАристотеля. 16 … , по-видимому, основной вопрос философии в философииАристотеля. В целом Аристотель – панлогист. Он, как …

  2. ФилософияАристотеля (10)

    Реферат >> Философия

    … — учение о первопринципах бытия или первая философия. Аристотель рассматривает четыре причины, или основных … является Благо. Категории философии. Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотель подводит каждую вещь …

  3. ФилософияАристотеля (2)

    Контрольная работа >> Философия

    … Академии. Философия и учение Аристотеля. 1) Исходный пункт философииАристотеля; а) наука логика; б) силлогистика Аристотеля; в) система понятий у Аристотеля. 2) Аристотелевская …

  4. ФилософияАристотеля (3)

    Реферат >> Философия

    Кафедра Философии РЕФЕРАТ ТЕМА: ФИЛОСОФИЯАРИСТОТЕЛЯ НОВОСИБИРСК 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Жизнь Аристотеля 2. Форма, материя, движение … . Цицерон так говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно, первый среди философов, кроме Платона». В то …

  5. ФилософияАристотеля (6)

    Курсовая работа >> Философия

    … бы затронуть более подробно философию «Души». Глава 2. ФилософияАристотеляФилософия, у Аристотеля, достаточно четко выделяется из …

Хочу больше похожих работ…

главная философии

ФИЛОСОФИЯ: Учение Аристотеля о бытии

34. Учение Аристотеля о бытии

Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие – сочетание материи и формы. Материя – это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи».

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Четыре вида причин бытия :

материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

>  
ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13. Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57.

Философия Аристотеля

Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117. Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

 
 

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии.

Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую академию, становится учеником Платона. В академии пробыл 20 лет(после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. И Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу(столицу Македонии), где преподает в течении трех лет философские политические науки юному Александру – будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликкей, имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. Школа стала известной как «перепатетическая», а ее ученики как «перепатики»(«прогуливающиеся философы»), т.к. в аллеях парков во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды. Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После смерти Александра(середина 323г до н.э.) и антимакедонского восстания в Афинах, Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжал разрабатывать философские проблемы.

Аристотель является систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логика, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др. )

Философия у Аристотеля охватывала всю суммы внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, политику) в противоположность вере. Она подразделялась им на философию теоретическую(умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. В свою очередь каждая из них также состояла из частей:

Философия умозрительная

Философия практическая

Философия изобразительная

Первая философия (метафизика)

Этика

Поэтика

Вторая философия(натурфилософия)

Экономика

Риторика

Математика

Политика

Искусства

Представленная классификация наук(она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». В нее включалась логика. «Первая философия » являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию.

По Аристотелю, общей целью, в том числе философии, является установление истин, объективного значения о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот.

Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Кажется, что материя и форма — обычное и всем понятное противопоставление, и кажется, здесь даже не о чем говорить. К примеру, материя этого стола есть дерево. А форма этого стола есть тот вид, которые приняли деревянные материалы , обработанные для определенной цели. Кажется, что все здесь очень просто и понятно. Тем не менее, эта проблема являлась одной из глубочайших философских проблем Аристотеля. Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Так же Аристотель касался проблемы душы. Носителем сознания является душа.

Философ выделяет три уровня души:

• растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств. Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели(моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и полития(республика) – это «правильные формы правления» — и тирания, олигархия и демократия – «неправильные».

Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи

В отличии от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Вместе с тем чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. В политическом устройстве Аристотель различал 3 части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Написал более 150 научных трудов и трактатов. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 — 6 значениях.

Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться

уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом

он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь

Аристотеля. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о

небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть

стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

Похожие страницы:

  1. ФилософияАристотеля (12)

    Реферат >> Философия

    ФИЛОСОФИЯАРИСТОТЕЛЯ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ФилософияАристотеля. 4 2. Аристотель о предмете философии. 12 3. Категории философииАристотеля. 16 … , по-видимому, основной вопрос философии в философииАристотеля. В целом Аристотель – панлогист. Он, как …

  2. ФилософияАристотеля (10)

    Реферат >> Философия

    … — учение о первопринципах бытия или первая философия. Аристотель рассматривает четыре причины, или основных … является Благо. Категории философии. Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотель подводит каждую вещь …

  3. ФилософияАристотеля (2)

    Контрольная работа >> Философия

    … Академии. Философия и учение Аристотеля. 1) Исходный пункт философииАристотеля; а) наука логика; б) силлогистика Аристотеля; в) система понятий у Аристотеля. 2) Аристотелевская …

  4. ФилософияАристотеля (3)

    Реферат >> Философия

    Кафедра Философии РЕФЕРАТ ТЕМА: ФИЛОСОФИЯАРИСТОТЕЛЯ НОВОСИБИРСК 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Жизнь Аристотеля 2. Форма, материя, движение … . Цицерон так говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно, первый среди философов, кроме Платона». В то …

  5. ФилософияАристотеля (6)

    Курсовая работа >> Философия

    … бы затронуть более подробно философию «Души». Глава 2. ФилософияАристотеляФилософия, у Аристотеля, достаточно четко выделяется из …

Хочу больше похожих работ…

В чем заключается философия Аристотеля? Кратко и понятно

17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

. Аристотель (384-322 pp до не) — крупнейший древнегреческий философ, мыслитель, ученый, учитель и наставник.

Философская система Аристотеля. Краткий ответ

Александра. Македонского. Аристотелевское учения — грандиозный универсальный синтез всех достижений древне огрецькои полисной культуры и одновременно духовная платформа культуры эллинизмізму.

Аристотель родился в. Стагире, жил в. Афинах, в течение 20 лет учился в. Академии. Платона, был его лучшим учеником, однако, часто проявлял несогласие со своим учителем ("Платон мне друг, но истина дороже ча"). Впоследствии открыл в. Афинах свою философскую школу — лицейй.

"Первая"и"вторая"философии. Аристотеля

Устанавливая иерархические связи между науками,. Аристотель выдвигает тезис о приоритете теоретических наук, утверждая, что сфера теоретических наук стоит выше, чем все остальные, а в пределах данной сферы выше всех н наук -"первая философия", обладающий наивысшим относительно своей ценности предметом, высокая по степени точности и выразительности знания, ‘так как устанавливает наиболее общие и фундаментальные начала (причины) вс ього сущего. По убеждению. Аристотеля, предметом"первой философии"является исследование бытия в целом, вся совокупность сущего, рассмотрение его общей природи.

Аристотелевская физика является прежде философски осмысленная и обоснована физика, философия природы в собственном смысле этого слова, в которой исследования явлений физического характера базируется в конечном п итоге на принципе"первой философии"Если"первая философия"изучает сущее само по себе, как таковое, является неподвижным и обособленным от материи, а математика исследует недвижимое и невидособлене от материи сущее, абстрагированное от материи мнением, то физика рассматривает бытие движимое и невидособлене от материи. Так как физические сущности, подобно сущностей метафизических, существуют самостоятельно, в то время как сущности математические не имеют статуса самостоятельного существования (математические предметы являются, согласно учению. Аристотеля, определенными свойствами физических вещей). Аристотель, подчеркивая значение физики чаще говорит о ней как о"второй философиюю".

Учение. Аристотеля о материи и форме

Основой естественнонаучных взглядов. Аристотеля является учение о материи и форме

Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является сочетанием материи и формы. Материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало, это материал, то есть то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещь ччю, материя должна принять форму — некоего идеального, конструктивного, моделирующего начала, придает вещам определенности, и конкретности. Как материя, так и форма являются вечными. По. Аристотелю, каждая вещь — ц е сочетание материи и формы. При этом материя данной вещи является, в свою очередь, формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя же образом вглубь вещества, ко все более простых тел (на например, от дома до кирпичей, от глины к элементам, из которых она состоит и тд), приходят к абстрактной"первоматерииматерії".

первоматерии лишена всякой формы, всяких-свойств и качеств. Это субстанция, что не определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи простые формы — теплое, холодное, сухое, влажное. В сочетании с первоматерии они образуют четыре первоэлементы: огонь, воздух, воду и землю первоэлементов в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру. Космоссмосу.

Однако именно форме, а не материи. Аристотель явно предпочитает, убежден, что именно в ней, а не в пассивной материи содержится источник индивидуализации и деятельности

Аристотелевское понятие причинности

Не довольствуясь учением о механической причинности, развитым древними атомистами,. Аристотель различал четыре вида причин: материальную, действующую (или причину движения), формальную и финальную (цель, аб ибо"ради чего"). В первой книге «Метафизики». Аристотель отмечает, что к нему ученые указывали на материальную причину (понтийские натурфилософы), потом добавили причину движения (элеаты,. Эмпедокл и. Анакса гор) и, наконец, другие говорили о формальные причины, признавая идеи с начала вещей (школа. Платона), но только он впервые указал на цель (или"ради чего") как на четвертую причину образования вещей. Эти тео логические моменты физического учения. Аристотеля впоследствии были непомерно раздуты средневековой схоластикиою.

Учение о движении

В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение. Аристотель трактует в широком смысле как изменение вообще, различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве. Кроме м того, в понятие движения он включает психологические и социальные изменения. Понятие движения включает в себя также переход из одного состояния в другое, например, из бытия в небытие. Механическое движение, т.е. изменение в простор и. Аристотель рассматривает как частный случай движения вообщегалі.

На основе различения четырех причин. Аристотель ставит вопрос об источниках движения. Материя сама по себе является пассивным началом и ниже относительно формы; материи самодвижение не свойственный. Согласно утверждениям ат томист, в пустоте тела могут сохранять имеющийся движение само по себе, без внешних импульсов. В противоположность этому, в учении. Аристотеля центральным пунктом является идея аморфности, пассивности материи. На первый план выдвигается различие между тем, что движется, и тем, что побуждает к движению. Эти два начала. Аристотель различал даже в живых телах, способных к самостоятельному передвижению. Живые тела также нуждаются в какой-то побуждения к движению; отличие лишь в том, что неодушевленные тела имеют источник движения извне и, в то время как живое тело имеет такой источник в самом себе. Аристотель выделяет движения прямолинейные, либо ограничены, и круговые, или неограниченные. Круговое движение, которое он считал"совершенным", свойственный небесным телам. Кроме этого,. Аристотель различает два вида движений:"природный"и"принудительный""Естественные"движения происходят сами по с обе, без всякого вмешательства извне"Принудительные"движения для своего осуществления требуют такого вмешательствао втручання.

Для объяснения причины"естественного движения", не связанного с движением небесных тел,. Аристотель вводит понятие"естественного места"Стремление к"естественной среды"заложено в каждом теле, которое осуществляет"прир родний движение"Каждому роду тел присуще свое"естественное место": для тяжелых тел — это. Земля, поэтому они на нее падают, а для легких — огонь, то есть расположена над воздухом огненная сфера, поэтому они под него аються вверх. Если какое-либо тело переместить с его"естественной среды", оно будет пытаться вернуться назад, осуществляя прямолинейное движение. Небесным телам присуще стремление к"совершенного"кругов го движения. Для"естественных"движений — это нечто присущее самому телу, для"принуждения"- внешняя причина движение руху.

В отличие от элеатов,. Аристотель считает движение вечным. Но он не согласен с древними атомистами: материя не способна к самостоятельному передвижению. Различая то, что движет, и то, что движется,. Аристотель стве ерджуе, что"одни из существующих предметов неподвижные, другие всегда движутся, третьи причастны и к покою, и к движениюу".

При этом. Аристотель признает существование перводвигателя, который должен быть или неподвижным, или способным к самостоятельному передвижению. В последнем случае нужно различать в нем то, что движется, и то, что спричы инюе движение. А так как двигатель в теле, способном к самостоятельному движению, уже ничем не приводится в движение, то сам он должен быть неподвижным, и, следовательно, если рассматривать цепь, в котором любая последующая звено является сп онукуваним к движению, то первое звено этой цепи должна быть изначальным"первичным недвижимым двигателем"Первичный неподвижный двигатель, по мнению. Аристотеля, порождает простые, однородные, непрерывные и неск инченни движения. Вращательные движения небесных сфер является примером таких вечных непрерывных и совершенных движений. Существование неподвижных вечных двигателей аргументируется также ссылкой на вечность движения: если бы не существовало в перво-начал движения, неподвижных и вечных по своей природе, то движение не могло бы быть вечнымічним.

Таким образом, вечным у. Аристотеля есть только вращательное движение небесных сфер, и он немыслим без перводвигателя. В земных же условиях движение (местное движение) происходит по упомянутому уже принципу, ставший догм мою средневековой науки:"с прекращением причины прекращается ее следствие".

Аристотель вводит и понятие"ривношвндкисного"движения, когда тело"с одинаковым промежутка времени движется одинаково""Ровно скоростным, — утверждает он — это то, что за одинаковое время переместилось на о равными".

[ad010]

Понятие силы

Под силой. Аристотель понимает всякую способность, поскольку последняя может быть причиной начала действия или противодействия"Движущая сила"в"принудительном движении"зависит от"активности"источника движения, т.е. от пример. Дено до движущегося тела, мускульной энергии человека или животного. Сила для. Аристотеля — причина движения, и она должна постоянно поддерживать движение. Но тогда возникает вопрос: чем же поддерживается движение в тел ах, оторвавшиеся от причины, что заставляет их двигаться, есть силы, предоставившей им движение? овитрю, которая его окружает. В пустоту, которая образуется за пулей, движущейся направляется воздух и словно подталкивает ее за это шар ие останавливается мгновенно после прекращения действия силы, а время ру хаеться результате воздействия окружающей среды Воздушная среда в данном случае является активным началом движения, потому что если бы его не было, тело должно было бы мгновенно оказаться в состоянии покоя. В. Арист отеля мы находим и соображения, дающие основания для количественного определения силы. В «Физике». Аристотель рассматривает вопрос и о сопротивление движению (перемещению) со стороны среды, в которой движется тело, и с стороны тела"Чем меньше тел в окружающей среде, в которой происходит движение, тем меньше сопротивление оно оказывает, и чем легче оно расчленяется, тем быстрее перемещение. Следовательно, скорость становится бесконечно ве лыко, когда сопротивление равно нулю, а последнее возможно только в пустоте"Таким образом, любое движение возможно только в наполненном пространстве, потому что в пустоте он происходил бы мгновенно. Поэтому. Аристотель запе речу существование пустоты. Второй аргумент в пользу невозможности пустоты. Аристотель выдвигает, изучая падения тел, то есть"естественное"движение, обусловлен стремлением тяжелого тела к своему"природного мес эта"Все, за исключением огня, имеет"вес", находясь в своем"естественном месте"Аристотель считал, что из двух тел с одинаковым объемом и формой, падает в воздухе скорее то, у которого больший вес неодинаково а скорость падения в материальном обусловлена ??только тем, что более"тяжелые"тела с одинаковыми объемом и формой легче"разделяют среду своей силой"Если же рассматривать движение тела в пустот и то это условие не имеет смысла. Итак, в пустоте все тела должны иметь одинаковую скорость, но это невозможно. Поэтому. Аристотель отвергает учение атомис-тов о существовании абсолютно пустого просторпорожнього простору.

Пространство и время

Пространство, воспринимается как собственно протяженность и является пассивным умистилищем тел, несовместим, по мнению. Аристотеля, с понятием движения. Пространство для него — величина, непрерывная по протяженности, а время — неперер рвний о последовательности. Пространство. Аристотеля — физическое пространство, свойства и сущность которого связаны с физическим бытием материи. Аристотель определяет"место"не как объем, который занимает тело в абсолютном есть существующем независимо от тел пространстве, а как границы тела, имеет объем, то есть тела, соприкасающейся с объемным. Место не может быть чем-то таким, что принадлежит предмету. Оно не может быть ни его материей, ни формой, потому что материя и форма неотделимы от предмета, в то время как место меняется в процессе движения. О месте можно говорить лишь при наличии двух тел: такого, занимающий объем, и такого, что м ае объем. Пространство, которое рассматривается как совокупность мест, является наполненным, там, где есть место, должен быть наполнен пространство, потому что место и есть не что иное, как границы материальной среды с определенным объемомера м. До пустоты понятие места вообще является неприменимым. На взгляд. Аристотеля, пустое пространство атомистов является лишь абстракцией исключительно геометрических свойств реального физического простор простору.

Отвергая существование пустого пространства,. Аристотель отрицает и существование"чистого", или"пустого", времени. Вместе с тем он обнаружил тонкие различия между временем и движением

Анализируя понятие времени,. Аристотель замечает, что некоторые ученые неправильно воспринимали вращения неба как само время; самом деле это вращение является средством для измерения времени. Если движение не может существовать без времени то и время не существует без движения"Время не есть движение, но и не существует без движения"Если бы не было изменений, то не было бы и времени. При отсутствии изменений все"теперь"были бы тождественными, следовательно, все находилось 6 в ьному"теперь"Что же такое время? н должен измеряться с помощью времени. Время же есть"количеством движений"или"степени движений рухів".

Космология. Аристотеля

Каждый первоэлемент имеет свое место в центре мира находится элемент земли, образует нашу планету. Земля является центром. Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного полож ния. Земли во. Вселенной является краеугольным в аристотелизма, он на многие века определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг. Земли распределены вода, затем — воздух, далее — огонь. Огонь о взимается до орбиты. Луны — первого небесного тела. Выше. Луны — надует-сячний, божественный мир, принципиально отличается от мира подлунного, там действуют другие закономерности. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в другие элементелементи.

В божественном, надлунную небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное вращательное движение небесных тел. Небесные тела вращаются вокруг. Земли по круговой орбите, они прикреплены к матери иально сфер, вращающихся и состоят из эфира. Существуют сферы. Луны,. Меркурия,. Венеры,. Солнца,. Марса,. Юпитера,. Сатурна и и сфера неподвижных звезд. По последней находится перводвигатель -. Бог, и является источником движения для сфер. Космос — конечный и вечный, он никогда не создавался и никогда не исчезнет, ??никогда не возникал и принципиально неистребимойнним.

Основные выводы из учения. Аристотеля

В целом. Аристотель подошел к разработке философской и конкретно-научной проблематики, а также к созданию концепции их взаимодействия с более фундаментальных позиций, чем кто-либо из его предварительное ников. Принципы"первой философии"Аристотеля, сводятся в конечном итоге к взаимодействию материи и формы, представляют собой гораздо более общий и глубокий способ философского осмысления бытия в его существенных моментах, по сравнению с теориями. Платона. Аристотель продвинулся далеко вперед также и в разработке философского метода исследования. Его основным методом исследования является метод формирования и критического обсуждения взаимоисключающих альтернатив, сформулированных на основе логических принципов тождества, противоречия и исключенного третьего. Вместе с тем, применяя этот метод исследования,. Аристот эль приходит к действительно диалектических по своему характеру результатов, которыми является признание внутренне противоречивой природы времени, диалектики непрерывного и непрерывного в трактовке пространства, математических объектов (точки, линии) и тд. Значительно основательно от своих предшественников. Аристотель разработал и проблематику конкретного знания, прежде сформулировав и обосновав понятие"отдельных наук"Он дифере нциював науки, лучше систематизировал их, нашел правильное решение многих вопросов и обо всем сообщил своим согражданаммадянам.

Следует, однако, признать, что, разрабатывая отдельные специальные научные дисциплины, решая ряд проблем физики, биологии и тд,. Аристотель не всегда оказывался на должной высоте

Причины ошибок. Аристотеля, по мнению. О. С. Надточаев, кроются в общем характере культуры античности, в умовивидний направленности античного сознания, в том числе философии и науки. Позже, в но ександрийську эпоху в науке (в частности, в работах. Архимеда) формируется тенденция и к экспериментальному исследованию, однако в ранней и зрелой античности такая тенденция еще отстня.

Школа Аристотеля

Аристотель был сыном Никомахиса, личного врача царя Македонии, Аминда третьего, отца Филиппа второго и дедушки Александра Великого .И так, Никомахис был человеком двора, эскулапом. Семейная близость Аристотеля с македонскими царями , по ветви Аминда и его занятия медициной, и наукой вообще, как и сочинительство, было известно. Никомахис был ещё и писателем.

К несчастью Никомахос рано умер. Заботу о молодом Аристотеле берёт на себя Посол Малой Азии, Атарневс, друг Никомахоса.
Посол отправляет Аристотеля в Афины учиться на политика, в Академию Платона, когда Аристотелю исполняется 17 лет.

Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Ученик Платона, его единомышленник, учитель и философ Аристотель пробыл в Академии 20 лет и стал естественным наследником Платона в его школе.
Между тем директор Академии, после смерти Платона в 348 году до н. э. ,отдаёт предпочтение племяннику Платона, Спевсиппосу. Тогда Аристотель и Ксенократис покидают академию и Афины, они уезжают в Малую Азию. Там, в городе Ассо, они создают важное философское направление, Философскую Школу, нечто вроде филиала академии.
Три года спустя Аристотель едет в Митилини, где преподаёт ещё три года. Оттуда его приглашает Филипп в Пеллу, чтобы Аристотель взял в свои руки образование его сына, Александра. По предложению Аристотеля, который приехал в Пеллу вовсе не для того, чтобы стать домашним учителем, Филипп соглашается преобразовать местность, и вместо Миезан, знаменитого Нимфеу, строит в тихом месте на лоне дикой природы, в горах, рядом с журчащими родниками, среди сталактитовых и сталагмитовых пещер, Школу. Школу Аристотеля, которая получила название Перипатос ( Прогулка ).
Это было двухэтажное здание, построенное из туфа в форме перевёрнутой буквы «Г», вблизи родников, где существовал мост из огромных камней. Школа была названа Перипатос по архитектурной структуре здания.
В этой школе обучался и воспитывался, как позже рассказывали Аристотель и Феофрастос, целых три года Александр Македонский и наследники благородных родов царства Македонии.
Встреча Аристотеля и Александра дала силу восходящему македонскому царю, с эллинистическим просвещением и мудростью закрепить впредь в историческом движении человечества вперёд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko