Философия древней Индии

Философия древней Индии

В философии индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия.

Философия Древней Индии: ее особенности и формы

На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

А) Жизнь – страдание

Б) причина страданий – желания и страсти

В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

Г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Фонетика, грамматика и этимология подвергались тщательному и детальному рассмотрению в работах замечательнейшего языковеда древней Индии — Панини (время его жизни обычно относят к IV в. до н. э.; при этом сам Панини указывает, что он использовал работы своих предшественников, и называет много имен и даже отдельные грамматические школы) и его комментаторов — Вараручи Катьяяна (III в. до н. э.; ему принадлежит также первая грамматика пракритов — «Пракрита-пракаша»), Патанджали (II в. до н. э.), Бхартхари (который рассматривал категории грамматики в философском аспекте) и др. Позднее стала развиваться индийская лексикография, связанная с именами Амарусипха (VI в. н. э.) и Хемачандра (XII в. н. э.). Синтаксис не составлял сильной стороны древнеиндийского языкознания, не выделялся в его отдельную отрасль и эпизодически рассматривался в ряду морфологических явлений.

Грамматика индийцев в том виде, как она дана у Панини, обнаруживает поразительно точный и тщательный анализ морфологического строя санскрита и замечательное по своей ясности и детальности описание его звукового состава. Построение грамматики Панини очень своеобразно. Его сочинение состоит из 3996 стихотворных правил (сутр), хотя и разделенных на главы и книги, но лишенных систематичности европейских грамматических руководств. Отдельные главы излагают различные явления языка в том виде, в каком они выступают в разных формах речи, почему явления фонетики, морфологии и синтаксиса свободно чередуются друг с другом.

В своем изложении Панини обращает внимание на диалектальные особенности на востоке страны, отмечает своеобразие разговорных форм языка, говорит об особенностях ведического языка, хотя основное внимание обращает на ту литературную форму древнеиндийского языка, которая носит название санскрита. По мнению академика А. П. Баранникова, то обстоятельство, что Панини в ряде случаев сопоставляет санскрит с ведическим языком, дает основание утверждать, что уже в труде Панини имеются элементы сравнительного метода. Однако эти сравнения носят эпизодический характер, и, кроме того, у Панини отсутствует понимание исторического развития языка.

Анализ языка в древнеиндийской научной традиции строится на методе обобщения и разложения, на выявлении сходств и различий в языковых явлениях. С помощью этого, метода устанавливаются общие категории, под которые подводятся отдельные явления. Особенно последовательно проводится этот метод при изучении и классификации глагольных форм, а также при расчленении слов на корневые и формальные части.

Основной единицей языка для древнеиндийских грамматиков является предложение, так как только оно способно выражать мысль. Слово лишено этой способности и поэтому вне предложения не существует. Слово не обладает самостоятельностью ни в отношении содержания, ни в отношении формы. Вместе с тем не только не отрицается возможность анализа предложения по составным частям, но и практически проводится его расчленение, правда, с той оговоркой, что расчленение облегчает изучение грамматики.

В отношении классификации частей речи среди древнеиндийских грамматистов не было единогласия, но обычно выделялись четыре части речи (например, у Яска): имя (nman), глагол (khyta), предлог (upasarga) и частица (nipta). Глагол определяется как слово, обозначающее действие, а имя — как слово, обозначающее идею субстанции. Глагол при этом может обозначать как происходящее действие (bhva), так и совершившееся (dragva). Функции предлогов состоят в том, что они определяют значение имен и глаголов, и поэтому они рассматриваются скорее как указывающие, чем значащие элементы языка. Частицы в зависимости от своих значений делятся на три группы: 1) частицы сравнения, 2) частицы соединения и 3) незначимые частицы, употребляемые как формальные элементы в стихах. Что касается местоимений и наречий, то они не выделяются в самостоятельные части речи (хотя вместе с тем отмечаются их особенности) и распределяются между двумя основными частями речи — именем и глаголом.

Продолжая свой анализ, древнеиндийские грамматики разлагают слово на его первичные элементы. Такой анализ, известный под термином sa skara, считается основным принципом древнеиндийской грамматики. Согласно этому принципу, при анализе текстов обращается внимание на сходные по форме и по значению слова и таким образом выделяются разные формы одного и того же слова. Затем при сравнении двух таких форм слова выявляются две составные его части: с одной стороны, часть, которая в сходной форме встречается в обоих словах, — основа (prak ti), с другой стороны, часть, которая не обнаруживает сходства и подвержена изменениям как по форме, так и по значению, — окончание (pratyaya).

К корням или основам (dhtu) главным образом с глагольным значением (выражающим действие или результат действия) индийские грамматики стремятся свести все слова. Панини приводит в своем труде длинные списки корней с указанием их значения.

Что касается классификации корней, то они обычно делятся на три категории: 1) простые, или первичные, корни, 2) корни, выступающие в качестве образующих элементов, и 3) производные корни, включающие в себя определенные суффиксы. Эта последняя категория охватывает каузативные ( ijanta), многократные (yananta), деноминативные (nmadhtu) и дезидеративные (sannanta) корни или основы.

Тщательному морфологическому анализу подвергаются также имена, у которых выделяются семь падежей: именительный, винительный, орудийный, дательный, отложительный, родительный и местный. Падежи, впрочем, не имеют особых названий и обозначаются как первый, второй и т. д.

фонетика достигла у древних индийцев необыкновенно высокого развития и отличается большой точностью описания. Уже в памятниках ведической литературы мы встречаемся с такими фонетическими понятиями, как артикулятор, место артикуляции, взрывной, фрикативный, гласный, полугласный и т. д.

Описание звуков в древнеиндийских грамматиках строится на физиологическом принципе, причем даются подробные описания способов образования каждого звука. Но основное внимание обращается на сочетание звуков в речи и их взаимовлияние. Это обстоятельство, по-видимому, обусловливалось той целеустановкой, которая руководила направлением фонетических описаний, — сохранением устной традиции чтения религиозных текстов, что было важно из богословских соображений.

Описывая образование звуков, древнеиндийские грамматики различают место артикуляции (sthna) и орган, принимающий участие в артикуляции, — артикулятор (karana). Когда речь идет о гласных, они говорят о сближении органов речи, а применительно к согласным — о смыкании их. В качестве артикуляторов называются корень языка (jihv-mla), середина языка (jihv-madhya) и кончик языка (jihvgra). При произношении гортанных артикулятором выступает нижняя часть голосовой щели. В качестве мест артикуляции определяются «корень челюсти», т. е. мягкое нёбо (hanu-mla), само нёбо (tlu), зубы (danta) или «корень зубов», т. е. альвеолы. Нижняя губа служит артикулятором, а верхняя — местом образования звука.

Интересна трактовка слоговой структуры. В качестве основы слога называется гласный, согласный же элемент лишь присоединяется этой гласной к основе. В соответствии с этим гласные считаются самостоятельными фонетическими элементами, так как они наделены слогообразующими функциями (образуя слоги даже и без участия согласных), а согласные — подчиненными, не способными выступать без гласных. Именно поэтому название каждого согласного (кроме r) всегда сопровождается гласным а (например, к как ка или ka-krd), в чем, конечно, не нуждаются гласные (так, гласный i называется по своему звуковому качеству или i-kra).

Даже это беглое перечисление лингвистических категорий, разработанных древнеиндийскими грамматистами, показывает, какого значительного развития достигла наука о языке в древней Индии.

78. Китайское грамматическое учение.

Опирается на иероглифическую письменность. Кит. Письменность становление относ 1-2вв н.э., были созданы 3 основных стиля письма: уставное письмо (кайшу), полууставное (синшу), скоропись (цаошу). 3 стиля значит окончательное установление системы рукописного языка. Многовековой процесс самостоятельного становления письменности. Самые ранние надписи относ к царствам Шан и Инь, сущ за 15 в до н.э. Знаки письма делятся на 2 категории – простые рисуночные и компилятивные. Простые – предметы или ситуации, компилятивн восток (солнце, святящее сквозь дерево) – создавались как символы или метонимический намек. В 8 в до н.э. при императоре Сюань-ване – первая реформа письменности – уничтожить излишние разнописи, создание стандартных знаков для надписей на бронзе и камне. 3 в до н.э. , когда возникает единое государство – унификация знаков для всей страны. 2 реформы императора Цинь Ши-хуана – создание графики дачжуань (большая печать) и сяочжуань (малая печать) – гос стандарт для всеобщего употребления. Письмо лишу (деловое письмо) – сокращение и упрощения – написание не всего знака целиком. Современный облик китайской письменности – устав (чжэншу), полуустав (синшу), скоропись (цаошу) – разные функциональные стили одной и той же графики. Нет разницы между морыемой и иероглифом, нет отдельн терминов для единиц письменной и устной речи. , письменность записывает моремы, а по средством значения знаки соединены со звучанием. В идеале – один иероглиф соответств одной морфеме, кот соответств одному комплексу звуков, кот равен слогу. Обилие письменных знаков, главн проблема – кодификация и упорядочение письменных знаков.

Грамматические исследования со времени династии Хань. Во время реконструкции уничтоженных императором Цинь Ши-хуаном канонических текстов.

§ 1. Философия в Древней Индии

Работы: Эрья – одна из книг кинайского канона, текст отредактирован Конфуцием и вошел в основу конфуцианства, словарь иероглифики. Совокупность орфографической, энциклопедической и идеологической инфы, впервые систематизация иероглифов – деление на 19 тематических глав (толкований категорий мира) – истолкования, родство, рыбы, оружие и тд. В главе о словах – слова в синонимических рядах. Не только иероглифы но и принципы смысловой системы.

Ян Сюн создал Фаньянь – местные речения, неканоническая речь, синонимы – разные слова из диалектов и просторечий. Дает указание на место происхождения слова.

Словарь Сю Шэнч Шовень Цзеззы – (Описание простых и объяснение сложных знаков) – построен по форме знаков (типа алфавита). Отделы словаря – иероглифы с общим элементом. Бу- общие для ряда иероглифов элементы. Теория категорий иероглифов – изобразительная (рисуют предмет), указательная (числительные, символы предметов), идеографическая (сложный знак из простых, каждый сохраняет значение) , фонографическая (сложн знак, семантика в одной части, другая часть – чтение), видоизмененная (брался иер и изменялся) и заимствованные(фонетич запись омонимичн слов) иерогл. Эта система построена на дистрибутивном обосновании (символическая/нисимволч).

Шимин (Объяснение имен), автор Лю Си 2 в н.э. Этимология каждого имени.

Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 577 | Нарушение авторского права страницы

В философии индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н.

Реферат: Философия Древней Индии

э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

А) Жизнь – страдание

Б) причина страданий – желания и страсти

В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

Г) венец всему – освобождение от уз сансары.

1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.

2. Связана с человеком. Религиозно-философское осмысление человека (индивида). Она не интересуется природой, обществом – это философия личности. Она интересуется проблемой единства в человеке духовного и телесного начал. Идеи:

— единство телесного и духовного в человеке;

— идея о примате духовного над материальным;

— жизнь и смерть;

— переселение души в другие материальные тела – впервые разрабатывалась анимизмом первобытных людей;

— взаимосвязь человека, космоса и богов.

Способ мышления индусов уникален – эмоции, интуиция, мистика + осмысление религиозно-философских абстракций.

У них нет страха и почитания Бога. Мышление было направленно на действенность способов спасения индивида в верховном абсолюте (не Бог). Это не просто духовные стремления. Это индивидуально практические действия, направленные на перестройку взаимоотношения духа и тела. Направлена на свободу от всего материального. Тело человека – первое препятствие, которое сковывает возможности духа.

3. Характерная черта – расчленение на 4 касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

Касты – замкнутая группа людей с определённым местом в обществе. Замкнутость; браки внутри каст, рождения и наследственность. После смерти возможность перехода в другую касту. Члены касты (вадны) имели определённую профессию: брахманы – умственный труд, кшатрии – воинское поприще, вайшьи – ремёсла, земледелие, торговля, шудры – самая грязная работа.

4. Различия между животными, растениями и человеком не существует – в них есть душа. Тело смертно, душа – вечна (путём переселения). Это странствие души не имеет конца (сансара – странствие – может завершиться, когда душа обретёт спокойствие в отрыве от тела).

Сансара первоначально была случайностью, позднее – зависимость от поведения человека в его реальной жизни (как выполнял законы своей касты).

Дхарма – следование законам своей касты. Если хорошо себя вёл, то душа может перейти в более высокую касту. Т.о. любой представитель любой касты мог бы перейти в более высокую касту.

Душа сливается с верхним абсолютом, когда брахман следует законам своей касты.

Мокша – это высшая цель, к которой стремится человек.

Если наоборот, то действует закон возмездия – карма. Что заслужил в прошлом – получил в настоящем.

В древнеиндийской философии есть 3 периода:

1. Ведичесский;

2. Брахманизм;

3. Индуизм.

Все эти периоды следовали одним основным принципам подхода к человеку, но были существенные нюансы.

1. Философия ведического периода имеет источником древнеиндийские Веды (ведать — знать) – древнейший памятник индийской религиозно-философской и мифологической литературы. Складывались ещё в III тыс. до н.э.во время перехода от первобытного строя к классовому обществу. Это очень ценный и единственный источник по социально-экономической и культурной жизни Древней Индии – главный источник изучения древнеиндийской предфилософии. Состоит из четырёх частей:

— Ригведа;

— Самаведа;

— Ахтарваведа;

— Яджурведа.

Комментарии к Ведам – Упанишада.

Предфилософия – составляющее между религией, мифологией и философией.

2. Брахманизм – прямой наследник ведической предфилософии, но это новая эпоха – далеко ушедшая от вед. Возник в первой половине I тыс. до н.э. Лежит в основе современной религии Индии – индуизма. Верховный бог – Брахман. Появляется тримурти (типа Троицы) Брахма-Вишну-Шива, сменившие предыдущую тримурти Атман-Агни-Сурья. Человек получает окончательное завершение в учении о переселении душ (сансара).

3. Индуизм. Более современный период связан с джайнизмом (представитель Джайна) Возник в 6 в. до н.э. Его основатель праведник, монах-аскет Махавира Вартхамона — победитель над кармой. Отрицает авторитет ведических и брахманистских богов.

8.Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.

Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Греция дала не только драматургов (Эсхил, Аристофан), архитекторов (Каликрат, Иктий), скульпторов (Фидий, Проксит, Мирон, Поликлет), но и философов (Аристотель, Платон, Демокрит). Многие проблемы, поставленные древнегреческими философами, до сих пор ждут своего решения Древние греки впервые поставили вопрос первоосновы мира. Они пришли к выводу, что всё многообразие мира сделано из чего-то одного. Проблема первовещества, корня, из которого всё сделано. Постановка этой проблемы – важный прорыв:

однаиз гипотез: в основе мира – вакуумное поле, из которого всё возникло;

вторая гипотеза (Демокрит): атомистическое строение материи. Он описал атомы, а эта проблема получила разрешение на рубеже XIX – XX вв.

третьягипотеза, решившаяся около 50 лет назад: деление материи до бесконечности вглубь.

*В искусствепоставили много проблем: проблема прекрасного (ответа нет). Мы называем этим словом самые разнообразные предметы. Но тогда между ними должно быть что-то общее: но что общего между прекрасным умом и прекрасным ландшафтом?

*Проблема эстетического наслаждения. Древнегреческую философию называют греческим чудом – это одна из важнейших человеческих загадок. Это почти внезапное возникновение и стремительное развитие философии (“взрыв идей”). Это не медленное количественное накопление знаний, а целый обвал мыслей, брошенный Фалесом – скептицизм, раскрепощённость мысли, проявившиеся наиболее полно. Древнегреческая философия стремилась всё систематизировать и создавать систему, которая опровергает предыдущие системы. Каждый философ стремится переворошить всё ранее созданное Проявился дух агона (агон – состязание, борьба – это честное, открытое соревнование).Дух агона пронизывал все сферы духовной жизни:он проявился в дискуссиях философов, софистов, судебных процессах, музыкальных, драматургических состязаниях. Неслучайно в Древней Греции возникли Олимпийские и Истмийские игры. Они устраивались в честь Зевса с 776 г. до н.э. Устраивались в Олимпе 1 раз в 4 года. Включали также и соревнования в искусстве. Истмийские игры устраивались в честь бога Посейдона 1 раз в 2 года на Истмийском перешейке. Наряду с гимнастикой и конным спортом включали поэтические и музыкальные соревнования.

Следуя духу агона, например Гераклит осуждает “многознание” Ксенофана. Он считает, что “многознание” не способно научить уму. Парменит бранит последователей Гераклита. Аристотель излагает своё учение в постоянной полемике с учителями. Борьба и конкуренция – двигатель развития. Доказательство – расцвет античной культуры и философии. Единство и борьба противоположностей: материализм – идеализм, диалектика – метафизика. Там, где есть противоречие, отсутствует застой.

Древне индийская философия

В Средневековье дух агона гаснет, т.к. сознание общества попадает под эгиду Библии, с которой спорить нельзя, поэтому происходит упадок философии.

Особенности древнегреческой философии обусловлены личностными чертами. Для древнего грека характерен раскрепощённый ум и охота к знаниям. Неистощимая любознательность породила “человека-почемучку”.

Характерной чертой древнегреческой философии является её связь с математикой, географией, астрономией, медициной, т.е. со всеми науками, которыми человек владел в то время, поэтому различия между этими науками не проводились. Философия – наука всех наук (объединяла все науки). Философ – всякий многознающий человек .

Древняя Греция – это переход от первобытного общества к рабовладельческому. В первобытном обществе человек был подавлен чисто физическими трудностями, что отнимало всё свободное время, и было не до духовной культуры, без которой не может быть полноценного общества. В Древней Греции рабы (~ животные) были вне социальных отношений . Рабовладельцу выгодно, если раб умрёт, т.к. можно добыть среди воинов новых рабов. В результате, остальная часть населения получила возможность заниматься искусством, наукой, философией. Несмотря на эксплуатацию, где человек не считался с человеком, этот переход – прогресс.

Древнегреческие города-полисы были разбросаны по побережью и островам Средиземного моря. Объединяющими факторами были:

— мифология с единым пантеоном;

— равночтимый всеми эллинами Гомеровский эпос. На его основе выросло национальное самосознание, представление об избранности, привычка противопоставлять себя остальному миру (варварам).

Антропологические исследования ХХ в. доказали связь происхождения античной философии с древнеегипетской, вавилонской, индийской философией. Древнегреческие путешественники добрались до Индии.

Научная методология античных философов. Развитие техники было нещадно мало, поэтому не было экспериментов. Потребность в познании мира употреблялась путём наблюдения, аналогии и гипотезы. Соотношение между ними было таково: наблюдение доказывалось путём приведения аналогий и гипотез.

Древнегреческий материализм (вершина – Демокрит) не был последователен в том смысле, что хоть в основе и материя, но они не отрицали существования богов. Никто из древнегреческих материалистов не отрицал одушевлённость природы (ге(и)лозоизм).

Представители:

1.Милецкая (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

2.Гераклит (учение о субстанции, о противоречиях и об относительности свойств веществ);

3.Элейская школа: Ксенофан, Парменит, Зенон, Эмпедокл;

[ad010]

4. Демокрит;

5. Платон;

6. Аристотель.

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 2834 | Нарушение авторского права страницы

Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия.

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа: XV — VI вв. до н. э. — ведический период; VI — И вв. до н. э. — эпический период; II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя: "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников ("араньяки"); философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, анг­лийской).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko