Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей

Имеются также некоторые свидетельства того, что и гиперактивные дети получают положительные результаты от поддерживающей психотерапии, которая заключается в том, чтобы крепко и с любовью обнимать их в те моменты, когда они теряют контроль над своим поведением. Официальный диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ставится легко возбуждающимся, гиперактивным и импульсивным детям. В Соединенных Штатах этому «недугу» подвержены от 3 до 5 процентов всех детей.

Симптомы и причины гиперактивности

Рассеянность, повышенная возбудимость, импульсивность и гиперактивность могут быть обусловлены психическим перенапряжением. Исследователи обнаружили, что в семьях, где детям поставлен диагноз СДВГ, отношения между родителями очень напряженные. Конечно, можно предположить, что наличие такого ребенка в семье — это уже само по себе большое напряжение. Но когда конфликты между родителями приводят к бесконечным ссорам, разводу, нанесению телесных повреждений и больничному лечению, то можно сделать вывод о том, что поведение ребенка является скорее результатом, нежели причиной семейных проблем.

Также имеются данные о том, что именно подвергающиеся жестокому обращению дети часто становятся гиперактивными, импульсивными и агрессивными, и это является результатом, а не причиной такого обращения. Известно, что симптомы СДВГ и посттравматического стресса от жестокого обращения очень схожи.

Более того, у многих детей с диагнозом СДВГ также отмечаются проблемы эмоционального характера, такие как депрессия и повышенная тревожность, а некоторые из них проявляют склонность к насилию.

Народные методы борьбы с гиперактивностью у детей

Вполне возможно, что оба типа отклонений вызваны одинаковыми причинами: либо напряженной атмосферой в семье, либо стрессом, либо травмой (она может быть очень давней, возможно, даже предродовой).

Гиперактивные дети склонны к вспышкам гнева, что может рассматриваться как благотворная попытка избавиться от последствий стресса. К сожалению, к таким взрывам эмоций часто относятся как к части проблемы, а не как к важнейшему способу исцеления. В брошюре о СДВГ, изданной Национальным институтом психиатрии США, вспышки гнева считаются одним из видов неприемлемого поведения: «Особенно трудно приходится тем родителям, ребенок которых постоянно проявляет бесконтрольную активность, оставляет после себя полный хаос, устраивает истерики и не выполняет никаких указаний».

Я не утверждаю, что каждый случай СДВГ обусловлен стрессом и отсутствием возможности выплакаться. Однако, когда имеется подозрение на наличие данных факторов, психотерапия должна включать попытки снижения последствий стресса. Более того, в подобных случаях детей надо побуждать к высвобождению глубинных эмоций с помощью плача и вспышек гнева. А поддерживающая психотерапия, возможно, и не понадобится, если гиперактивный ребенок уже пытается освободится от стресса посредством спонтанного плача и вспышек гнева.

Лечение гиперактивных детей методами поддерживающей психотерапии

Психиатр Марта Уэлч, практикующая поддерживающую терапию, написала книгу для родителей «Время поддержки» («Holding Time»), в которой описывается использование данного метода для детей со здоровой психикой. Автор рассказывает о том, как сменяются чувства ребенка, которого держат на руках, и в зависимости от этого выделяет три этапа: конфронтация, отвержение и разрешение. Ребенок, стремящийся отвергнуть родителей, обычно плачет, злится и пытается вырваться из их объятий. Уэлч рекомендует продолжать удерживать его. Когда наступает этап разрешения, поведение малыша полностью меняется: напряженная борьба и неистовый плач уступают место расслаблению, ребенок становится любящим и нежным, прижимается к матери и не хочет, чтобы его спускали с рук.

Особенно успешной она оказалась при работе с детьми, страдающими отсутствием привязанности к родителям. Такие отклонения могут быть вызваны грубым игнорированием и отвержением (эмоциональным или физическим) либо неоднократной сменой опекунов. Некоторые психотерапевты ставят диагноз «отсутствие привязанности» тем детям, которые подвергались жестокому обращению со стороны родителей, или тем, кто перенес какую-то психологическую травму, нарушившую их гармоничные отношения с мамой и папой.

Лечение детей, страдающих отсутствием привязанности к родителям

Дети, у которых отсутствует чувство привязанности к родителям, отказываются от установления нормальных отношений с людьми и проявляют чрезмерную фамильярность к незнакомым людям.

О таких говорят, что у них нет ни стыда, ни совести, поскольку они не способны проявлять сострадание, ведут себя крайне деструктивно и агрессивно: устраивают пожары, убивают животных, наносят серьезные травмы другим или самим себе. Эти дети лгут и воруют, а иногда отстают в развитии языковых и умственных способностей. Тем не менее временами они могут казаться вполне «нормальными» и при первой встрече быть обманчиво очаровательными.

Дети с отсутствием привязанности к родителям не проявляют положительной реакции на традиционные методы психотерапии, поскольку не способны доверять другим. А без взаимного доверия между врачом и ребенком не может быть никакого прогресса. Поддерживающая психотерапия позволяет им избавиться от болезненных эмоций с помощью плача и гнева без получения наказаний, без насмешек или игнорирования и излечиться от последствий травмирующих событий в прошлом. Применяя данный метод, вы способствуете тому, что негативное восприятие проявлений любви к ним постепенно сменяется позитивным. Со временем такие дета начинают проникаться доверием к близким.

Гиперактивность у детей в крови. У него масса дел, много интересного много нового, и что ему делать с этой неуёмной силой, он не знает, вернее даже не осознаёт.

Для начала, не волнуйтесь, гиперактивость — это не болезнь, это скорее состояние. Справиться с ним можно своими силами без использования в лечении авторитета "дяди доктора". Главное это прислушаться к некоторым советам и ритму жизни своего чада.

Как определить гиперактивность у ребенка?

Гиперактивного ребенка можно отличить по ряду признаков:

Такой ребенок находится в постоянном движении, ему очень сложно контролировать себя. Даже если он устал, он продолжает быть активным.

У таких малышей резко меняется настроение. Он может закатывать истерики, но без слез.

Такие дети много и быстро говорят, перебивают, задают большое количество вопросов, но не слушают ответы.

Ребенку очень непросто что-то довести до конца.

Вовремя уложить спать такого ребенка просто невозможно, а если малыш все-таки уснул, его сон очень беспокойный.

Гиперактивные дети не реагируют ни на какие запреты. Они часто провоцируют конфликты.

Лечение гиперактивности у детей

Советы родителям гиперактивного ребенка:

Сначала удалите кофеин содержащие продукты из рациона малыша. Он может быть так возбуждён, из-за взрослого тонизирующего вещества. Кофеин есть в шоколаде, во всех видах чая кроме ройбуша, в кофе, и кофейных напитках.

Затем сократите количество сахара. Переизбыток сахара может вызывать повышенную активность. Всё дело в здоровом обмене веществ. Переизбыток сахара, тело сжигает за счёт повышенного уровня активности. Это конечно лучше чем формирования жировых тканей, но тоже хлопотно. Сократите сахар, и дела пойдут на лад.

Возможно в составе витаминных комплексов, которые принимает малыш, есть женьшень, радиола розовая или другие тонизирующие средства. Смените витамины, и исключите тонизирующие элементы.

Для лечения гиперактивности на ночь давайте ребёнку пару капель настойки пустырника, валерьяны или используйте чай из мяты.

Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

Это успокоит ажиотаж, и ребёнок спокойно ляжет спать.

Делайте малышу успокаивающие ванны. Для этого заваривайте мяту, мелиссу и ромашку в равных частях и добавляйте к ванной. Ванна должна быть тёплой, а не горячей.

Дайте возможность выпустить пар. Если ваш малыш носиться как угорелый по квартире — это сводит с ума. Если он делает это в парке, то совсем не так сложно. Ходите, гуляйте, выбирайтесь в походы — это отличный вариант развития и поддержания тонуса, как для маленького, так и для Вас.

Что делать с гиперактивным ребенком? Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Если он мал, то это может быть что-то полезное — например танцы или плавание. Танцы будут очень утомлять, а плавание имеет дополнительное, седативное действие воды.

Гиперактивный ребенок, что делать?

Родителям таких детей просто необходимо знать, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого необходимо выработать определенную линию поведения.

Гиперактивные дети, что делать родителям?

Очень важно в лечении гиперактивности у детей соблюдать распорядок дня. Гиперактивные дети должны кушать, гулять и ложиться спать строго в определенное время.

Старайтесь избегать приказов, даже повышенных интонаций, ведь малыш может быстро перенять ваше настроение. Приучайте его к спокойному общению.

Если вы что-то запрещаете ребенку, необходимо предложить альтернативу. К примеру, если гиперактивный малыш начал рвать книгу, предложите ему старую газету.

Ограничивайте ребенку просмотр телевизора и длительное пребывание за компьютером.

Можно посещать вместе с ребенком различные спортивные секции. Такие занятия будут очень полезны в лечении гиперактивного ребенка и помогут ему выплеснуть избыток энергии.

Гуляйте с ребенком по вечерам. Во время прогулок разговаривайте с ним. Внимательно слушайте все, что он говорит. Спокойные прогулки на свежем воздухе помогут успокоить ребенка.

На ночь малышу можно сделать теплую ванну и добавить в нее успокаивающих трав. Почитайте малышу любимую книгу и включите спокойную музыку.

Когда гиперактивный ребенок расстроен или перевозбужден, обнимите его, погладьте по голове. Для детей очень важен физический контакт.

Старайтесь чаще говорить ребенку, что он вам очень дорог. Гиперактивным детям очень важно чтобы их любили такими, какие они есть, не смотря на их поведение.

Теперь Вы наверное уже меньше переживаете о том как провести лечение гиперактивного ребёнка в современных условиях квартиры. Главное, найти его активности применение, варианты для выхода иррационального использования, образовавшегося резерва сил. Будьте здоровы, будьте активны!

Имеются также некоторые свидетельства того, что и гиперактивные дети получают положительные результаты от поддерживающей психотерапии, которая заключается в том, чтобы крепко и с любовью обнимать их в те моменты, когда они теряют контроль над своим поведением. Официальный диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ставится легко возбуждающимся, гиперактивным и импульсивным детям. В Соединенных Штатах этому «недугу» подвержены от 3 до 5 процентов всех детей.

Симптомы и причины гиперактивности

Рассеянность, повышенная возбудимость, импульсивность и гиперактивность могут быть обусловлены психическим перенапряжением. Исследователи обнаружили, что в семьях, где детям поставлен диагноз СДВГ, отношения между родителями очень напряженные. Конечно, можно предположить, что наличие такого ребенка в семье — это уже само по себе большое напряжение. Но когда конфликты между родителями приводят к бесконечным ссорам, разводу, нанесению телесных повреждений и больничному лечению, то можно сделать вывод о том, что поведение ребенка является скорее результатом, нежели причиной семейных проблем.

Также имеются данные о том, что именно подвергающиеся жестокому обращению дети часто становятся гиперактивными, импульсивными и агрессивными, и это является результатом, а не причиной такого обращения. Известно, что симптомы СДВГ и посттравматического стресса от жестокого обращения очень схожи.

Более того, у многих детей с диагнозом СДВГ также отмечаются проблемы эмоционального характера, такие как депрессия и повышенная тревожность, а некоторые из них проявляют склонность к насилию.

Лечение гиперактивности у детей

Вполне возможно, что оба типа отклонений вызваны одинаковыми причинами: либо напряженной атмосферой в семье, либо стрессом, либо травмой (она может быть очень давней, возможно, даже предродовой).

Гиперактивные дети склонны к вспышкам гнева, что может рассматриваться как благотворная попытка избавиться от последствий стресса. К сожалению, к таким взрывам эмоций часто относятся как к части проблемы, а не как к важнейшему способу исцеления. В брошюре о СДВГ, изданной Национальным институтом психиатрии США, вспышки гнева считаются одним из видов неприемлемого поведения: «Особенно трудно приходится тем родителям, ребенок которых постоянно проявляет бесконтрольную активность, оставляет после себя полный хаос, устраивает истерики и не выполняет никаких указаний».

Я не утверждаю, что каждый случай СДВГ обусловлен стрессом и отсутствием возможности выплакаться. Однако, когда имеется подозрение на наличие данных факторов, психотерапия должна включать попытки снижения последствий стресса. Более того, в подобных случаях детей надо побуждать к высвобождению глубинных эмоций с помощью плача и вспышек гнева. А поддерживающая психотерапия, возможно, и не понадобится, если гиперактивный ребенок уже пытается освободится от стресса посредством спонтанного плача и вспышек гнева.

Лечение гиперактивных детей методами поддерживающей психотерапии

Психиатр Марта Уэлч, практикующая поддерживающую терапию, написала книгу для родителей «Время поддержки» («Holding Time»), в которой описывается использование данного метода для детей со здоровой психикой. Автор рассказывает о том, как сменяются чувства ребенка, которого держат на руках, и в зависимости от этого выделяет три этапа: конфронтация, отвержение и разрешение. Ребенок, стремящийся отвергнуть родителей, обычно плачет, злится и пытается вырваться из их объятий. Уэлч рекомендует продолжать удерживать его. Когда наступает этап разрешения, поведение малыша полностью меняется: напряженная борьба и неистовый плач уступают место расслаблению, ребенок становится любящим и нежным, прижимается к матери и не хочет, чтобы его спускали с рук.

Особенно успешной она оказалась при работе с детьми, страдающими отсутствием привязанности к родителям. Такие отклонения могут быть вызваны грубым игнорированием и отвержением (эмоциональным или физическим) либо неоднократной сменой опекунов. Некоторые психотерапевты ставят диагноз «отсутствие привязанности» тем детям, которые подвергались жестокому обращению со стороны родителей, или тем, кто перенес какую-то психологическую травму, нарушившую их гармоничные отношения с мамой и папой.

Лечение детей, страдающих отсутствием привязанности к родителям

Дети, у которых отсутствует чувство привязанности к родителям, отказываются от установления нормальных отношений с людьми и проявляют чрезмерную фамильярность к незнакомым людям.

О таких говорят, что у них нет ни стыда, ни совести, поскольку они не способны проявлять сострадание, ведут себя крайне деструктивно и агрессивно: устраивают пожары, убивают животных, наносят серьезные травмы другим или самим себе. Эти дети лгут и воруют, а иногда отстают в развитии языковых и умственных способностей. Тем не менее временами они могут казаться вполне «нормальными» и при первой встрече быть обманчиво очаровательными.

Дети с отсутствием привязанности к родителям не проявляют положительной реакции на традиционные методы психотерапии, поскольку не способны доверять другим. А без взаимного доверия между врачом и ребенком не может быть никакого прогресса. Поддерживающая психотерапия позволяет им избавиться от болезненных эмоций с помощью плача и гнева без получения наказаний, без насмешек или игнорирования и излечиться от последствий травмирующих событий в прошлом. Применяя данный метод, вы способствуете тому, что негативное восприятие проявлений любви к ним постепенно сменяется позитивным. Со временем такие дета начинают проникаться доверием к близким.

Многие родители сталкиваются с проблемой гиперактивности ребенка. Такой малыш находится в непрерывном движении. Он не может ни минуты усидеть на месте. Кажется, что у этого «живчика» и руки, и ноги, и даже голова находятся в беспрестанном движении. Но при этом, ребенок еще успевает задавать массу вопросов, на которые не успевает дожидаться ответов. Что же такое – гиперактивность ребенка? И как родителям помочь в такой ситуации ребенку и, конечно же, себе?

Что такое гиперактивность ребенка?

Впервые такое состояние ребенка выделили в отдельное заболевание в 80-х годах прошлого века. Оно было названо СНВГ – синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Точной причины появления такого состояния не установлено. Некоторые специалисты утверждают, что СНВГ появляется в результате нарушения функций центральной нервной системы ребенка. В его основе лежит минимальная мозговая дисфункция – участки головного мозга, которые отвечают за внимание и самоконтроль, работают с нарушениями. Малышу сложно концентрировать и удерживать внимание. Гиперактивный ребенок неусидчив, импульсивен, невнимательный.

Гиперактивность детей становится серьезной проблемой современного общества. По разным статистическим данным такое состояние наблюдается в 3-18% детей. Причем, у мальчиков гиперактивность встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Факторы, провоцирующие появление СНВГ

Так как причины появления гиперактивности ребенка не установлены, рассмотрим факторы, которые могут спровоцировать такое состояние.

Особенности протекания беременности матери. Отмечается негативное влияние на развитие малыша неблагоприятной экологии, курения мамы, кислородного голодания.

Проблемы во время течения родов.

Лечение гиперактивности у детей | Гиперактивный ребенок что делать

В группу риска попадают дети, родившиеся при помощи кесарева сечения, недоношенные, с маленьким весом. Опасны стремительные или затяжные роды, родовые травмы.

Фактор наследственности. Многие родители гиперактивных малышей в детстве тоже доставляли такие же хлопоты своим родителям, страдали от неусидчивости, рассеянности.

Черепно-мозговая травма в раннем детстве. Банальное падение с табуретки может стать причиной такого тяжелого состояния.

Неправильное питание малыша. Некоторые врачи утверждают, что чем больше в продуктах питания ребенка искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, тем большая вероятность появления дисбаланса в нервной системе.

Симптомы гиперактивности

Существуют определенные признаки, которые указывают на гиперактивность ребенка.

  • Ребенок находится в постоянном движении, не может себя контролировать. Продолжает двигаться, даже, когда переутомился, а совсем уставший впадает в истерику и плачет.
  • Малыш быстро и много говорит, «глотает» слова, перебивает не дослушивая, задает много вопросов, не дожидаясь на них ответов.
  • Ребенок практически не реагирует на запреты, ведет себя одинаково активно, независимо от того, где находится.
  • Малыш не умеет сдерживать агрессию. Он дерется, царапается, кусается, достаточно часто провоцирует конфликты.
  • Такой ребенок не может надолго сосредоточиться даже на самом интересном занятии, не заканчивает задания, часто бывает забывчив.
  • Малыш мало спит, имеет резкие смены настроения. Он часто вмешивается в разговоры, перебивает.

Если в возрасте до 7 лет у ребенка проявляется большинство таких симптомов, необходима консультация специалиста. Сначала консультируются с педагогом, психологом. И только, если эти специалисты не могут помочь, нужно обратиться за помощью к невропатологу. Очень важно не перепутать гиперактивность с некоторыми заболеваниями или с темпераментом холерика.

Как помочь ребенку?

При воспитании гиперактивного ребенка необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

Нужно предупредить воспитателей, педагогов об особенностях поведения ребенка.

Малыш должен находиться в спокойной домашней обстановке. Такие дети очень чутко реагируют на окружающую их среду. Они очень чувствительны и восприимчивы к настроению тех, кто их окружает, и быстро «заряжаются» позитивными или негативными эмоциями близких людей.

Нельзя превышать нагрузку на ребенка, стараться сделать его таким, как все.

Необходимо соблюдать режим дня, не допускать перевозбуждения малыша.

Такой ребенок нуждается в похвале и не переносит запретов. Лучше отвлечь его чем-то, но не делать постоянно замечания.

Для того, чтобы малыш разумно тратил свою энергию, необходимо приобщать его к спортивным играм. Нужно стараться научить ребенка правилам игры, подчинению этим правилам.

Очень хорошо периодически проходить курс расслабляющего массажа. В процессе чтения или разговора с малышом можно легко поглаживать его по спине, руке. Это будет действовать на него расслабляюще.

Бурные эмоции, агрессия порождают такие же чувства у ребенка. Поэтому родителям и близким очень важно научиться контролировать себя.

Можно подобрать специальную диету, которая улучшит состояние ребенка. В его рацион должны входить продукты с высоким содержанием витаминов и микроэлементов. В осенне-зимний период нужно давать малышу витаминный комплекс, который должен подобрать врач. Необходимо помнить, что гиперактивные дети имеют высокую предрасположенность к аллергиям. Поэтому аллергенсодержащие продукты (яйца, красные и желтые овощи и фрукты) нужно вводить в рацион очень осторожно. Для уменьшения возбудимости лучше избегать шоколада, лимонада, консервов, сдобы, сухих колбас.

Такого малыша не нужно спешить отдавать в детский сад.

Гиперактивный ребенок больше других детей нуждается в любви. Постоянные запреты, нотации, замечания могут посеять в его душе сомнения в родительской любви. Поэтому родители должны дать понять малышу, что он любим. И не только за хорошее поведение или послушание, а просто за то, что он есть.

Родителям очень тяжело с гиперактивным ребенком. Но они должны помнить, что к подростковому возрасту гиперактивность у таких детей проходит. И очень важно, чтобы к тому времени у ребенка не образовался комплекс неполноценности и груз отрицательных эмоций.

Главная>>Дети и семья>>Школьники и подростки>>Гиперактивный ребёнок

Причины и признаки детской гиперактивности

  Признаки гиперактивности у детей можно наблюдать у многих мальчиков и девочек. Практически все дети в определённые моменты бывают чересчур подвижны. Но, если, на самом деле, ребёнок гиперактивный, что с ним делать, как на него воздействовать?

Часто можно слышать, неумолкающих родителей: "Стой, куда побежал! Осторожно, там машины ездят! Не надо туда залазить, упадёшь! Не приставай к девочке, отдай ей игрушку! Не лезь к кошке и от машины отойди". Если вы стали свидетелями подобной сцены, то можно с большой вероятностью утверждать, что перед вами мама или папа с гиперактивным ребёнком.

Родители таких детей частенько завидуют родителям медлительных детей. Тех, по крайней мере, не надо так сильно контролировать и волноваться, они не столь активны и в меньшей степени подвергают себя опасности. Гиперактивные дети постоянно в действии и движении и за ними нужен, что называется, глаз да глаз, чтобы не залезли куда-нибудь и не упали с высоты, чтобы не обожглись и не порезались. Но, не всегда удаётся это предотвратить даже внимательным родителям.

Когда подвижный ребёнок идёт в садик, это ещё полбеды. Дошкольный возраст ещё можно пережить с горем пополам. Но подготовить гиперактивного ребёнка к школе, чтобы он научился выполнять все требования школы, практически невозможно. Естественно, из-за своей непоседливости такие дети в школе попадают в разряд "трудных".

Зачастую родители считают излишнюю активность ребёнка плохой чертой характера, многие видят в этом даже проявление капризов или упрямства ребёнка и пытаются с этим бороться наказаниями, угрозами и другими методами. Но откуда, на самом деле, берутся гиперактивные дети?

Причины гиперактивности у детей

Причин появления гиперактивности у ребёнка может быть множество и не все из них ещё известны. Но самыми распространёнными причинами являются:

  • кислородное голодание ребёнка во время внутриутробного развития;
  • токсикоз у женщины во время беременности;
  • инфекционные заболевания, перенесённые женщиной во время беременности, а также, заболевания, связанные с нарушением работы органов выделительной и кроветворных систем;
  • воздействия на организм беременной женщины различных химических веществ (алкоголь, отравление ядами, табачный дым, лакокрасочные вещества, сильнодействующие лекарства);
  • физические воздействия на организм беременной женщины, такие как вибрация, тряска в транспорте и т.п.;
  • различные родовые травмы у ребёнка, стремительные роды, задержка дыхания;
  • Конечно, не всегда в результате вышеперечисленных осложнений ребёнок родится гиперактивным или, наоборот, медлительным. Но, если это произойдёт, родители должны понимать, что его подвижность, или медлительность — это не признак дурного характера, не проявление детской агрессии или детских капризов и упрямства, это его физиологическая особенность, такая же, как спать, питаться и т.д., он такой по природе.

    Что делать с гиперактивным ребёнком?

    Поэтому, нужно воспитывать ребёнка в семье с учётом этой психологической особенности и не надо пытаться искоренять детскую гиперактивность. Вы ведь не пытаетесь изменить цвет глаз ребёнка с серого на голубой просто потому, что голубые глаза вам нравятся больше.
    Найдите такой стиль общения с ребёнком, который оказывается наиболее эффективным по отношению к нему. Ведь никто, кроме вас не знает и не любит его так, как вы.

    Гиперактивные дети доставляют много трудностей и родителям и воспитателям и, тем более, учителям в школе. Их сложно приучить к порядку, они тяжело привыкают к режиму дня и его изменению.

    Гиперактивный ребенок: что делать родителям?

    Они не могут сидеть спокойно в школе за партой, а правила школьного распорядка это от них требуют. Поэтому, становится понятным, почему такие дети не хотят учиться в школе. Аналогичная ситуация дома, родители не знают, как заставить такого ребёнка делать уроки.

    Гиперактивные дети за любое дело берутся смело и решительно. Они уверены, что у них всё получится. И если их постигает неудача, то они не расстраиваются, а только лишь немного удивляются и очень скоро забывают об этом.

    Эти неудачи никак не сказываются на их дальнейшем поведении. Именно поэтому, эти дети много раз наступают на одни и те же грабли, повторяя одинаковые ошибки. Они очень импульсивны и рвутся выполнять какое-либо задание, не вникнув в него и не дослушав его до конца. И после того, как их постигнет неудача, просто недоумённо пожмут плечами и найдут себе новое занятие.

    Педагоги и психологи советуют приучать к усидчивости таких детей постепенно, предлагая им интересные занятия, требующие терпения. Это могут быть аппликации, конструкторы, книги-раскраски, мозаики и т.п. Хороший эффект дают совместные настольные игры на несколько участников. Если участников много, то это повышает дополнительный интерес у азартного и подвижного ребёнка.

    Сложности в воспитании гиперактивных детей

    Сложность воспитания гиперактивных детей состоит в том, что, во-первых, тяжело заставить подвижного ребёнка заострить внимание на каком-нибудь занятии, а, во-вторых, после первой неудачи ребёнок теряет интерес к своему занятию. И обусловлено это особенностями психического развития гиперактивного ребёнка. И эти особенности определяют тип мышления такого ребёнка в возрасте 6-8 лет — наглядно-действенное. А такой тип мышления характерен, как правило, для детей младшего возраста. Поэтому, для них гораздо проще сделать задание, всё потрогав руками, и подвигав с места на место.

    Гиперактивные дети не могут сориентировать для себя конечную цель, она для них расплывчата. Поэтому, не видя конечной цели, они не могут выстроить в голове нужную последовательность действий, и ход выполнения задания оказывается хаотичный и беспорядочный. Эти дети просто не способны выполнить задание, результат которого изначально не виден.

    Как заниматься с очень активным ребёнком?

    Излишне активный ребёнок, рвущийся выполнять какое-либо задание, нуждается в помощи взрослого. Необходимо объяснить ему всю последовательность и направление действий, проговорить их вместе с ним. Нужно рассмотреть все промежуточные результаты и сравнить их с конечным. Кроме этого, постоянно нужно постоянно заострять внимание ребёнка на выполнении данного задания иначе он отвлечется от него.

    Возможно, придётся всё растолковать ребёнку, как маленькому, проговаривать всё и делать вместе с ним. Конечно, от родителей это потребует немало терпения, и на долгое время может стать их своеобразной обязанностью в семье. Однако, подобная тактика очень эффективна. Гиперактивный ребёнок постепенно усваивает такие способы действия и начинает переносить их на другие виды деятельности.

    Рекомендуем также посмотреть статьи:

    СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – стойкое психологическое расстройство, приводящее к нарушению поведения у детей. Это выражается в том, что ребенок не может спокойно сидеть на одном месте, не может концентрироваться, он должен постоянно двигаться и шуметь, привлекая внимание. На взгляд родителей и посторонних людей, гиперактивные дети просто ведут себя невоспитанно, и только врач может определить болезнь и поставить диагноз.

    Гиперактивность – врожденное, реже приобретенное, состояние, возникающее при внутриутробном или родовом поражении коры головного мозга или нервной системы. Причинами этого могут быть:

    • Гипоксия внутриутробная или при рождении;
    • Курение или употребление матерью наркотиков;
    • Неправильный режим жизни, стрессы, неправильное питание матери во время беременности;
    • Недоношенность;
    • Слишком затяжные или наоборот, слишком стремительные роды, а также химическая стимуляция родовой деятельности.

    Кроме того, гиперактивность может развиться и в более поздний период, из-за травм головы или заболеваний нервной системы. Некоторые врачи считают, что СДВГ может развиться и по психологическим причинам, например, из-за конфликтов в семье или излишней строгости в воспитании, но другие находят это утверждение спорным.

    Диагностика и симптомы гиперактивности

    Многим родителям кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок активный и импульсивный. Но на самом деле такие дети почти не приспособлены к учебе, не слышат собеседника и не могут нормально общаться, легко выходят из себя. Их гиперактивность носит деструктивный характер, а нервная система, если не принять мер по лечению, расшатывается до неврозов и более тяжелых заболеваний.

    Болезнь делится на 3 вида или типа проявлений:

    • Синдром недостатка внимания;
    • Гиперактивность;
    • Синдром недостатка внимания и гиперактивности, наиболее частый вариант.

    Точно диагностировать гиперактивность для последующего лечения, можно только после 6 лет. Но и в более раннем возрасте у детей могут проявляться некоторые симптомы: плохой сон, небольшая (на 1,5-2 месяца) задержка речи и психического развития, повышенная возбудимость и плаксивость. Все дети иногда капризничают, плохо спят или отвлекаются от игры, и часто нет причин подозревать гиперактивность. Гиперактивность у детей можно подозревать, если симптомы сохраняются несколько месяцев подряд. Однако такие симптомы могут быть и у других заболеваний, поэтому не стоит паниковать или начинать кормить детей успокоительным до посещения врача.

    Симптомы гиперактивности:

    • Болтливость;
    • Много движений, часто неуместных;
    • Неспособность спокойно сидеть на стуле, заниматься одним делом дольше нескольких минут;
    • Неспособность ждать;
    • Беспокойный неглубокий сон;
    • В более взрослом возрасте такие дети становятся беспокойными взрослыми, которые стремятся делать несколько дел одновременно.
    [ad010]

    Симптомы недостатка внимания у детей:

    • Неспособность концентрироваться, удерживать внимание;
    • Невнимательность во время разговора;
    • Неспособность закончить начатое дело;
    • Забывчивость и много потерянных вещей;
    • Склонность к разрушению и деструктивное поведение, игнорирование правил и запретов.

    Часто родителям не хочется видеть огрехи своего воспитания, и поэтому они сами ставят детям диагноз. Это в корне неверно, только врач-психоневролог может определить у малыша наличие или отсутствие СДВГ или другого, более серьезного заболевания с похожими симптомами. Постановка диагноза производится в 3 этапа: сбор анамнеза и наблюдение за детьми, тестирование и аппаратное обследование (электроэнцифалография мозга).

    Нередки случаи, когда педиатр, принимая уставшего и хнычущего малыша, определяет синдром гиперактивности на глаз, предлагает лечение, беспокоя родителей. Верить такому врачу не стоит. Если доктор на самом деле подозревает у малыша заболевание, то он выпишет направление на обследование у специалиста.

    Еще чаще похожие симптомы говорят о том, что малыш находится в стрессовой ситуации, например, из-за сложной напряженной обстановки в доме, переезда, подготовки к школе или просто перегруженности дополнительными занятиями.

    Лечение гиперактивности

    Назначать лечение детям с СДВГ должен врач. В России синдром гиперактивности не лечится психостимуляторами, вместо них чаще назначаются ноотропные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга, не влияя на психику. В Европе и США психостимуляторы разрешены для лечения, но из-за огромного количества побочных эффектов к ним прибегают только в крайних случаях. Врач может назначить еще и легкое успокоительное, от которого дети лучше спят и меньше раздражаются.

    Часто гиперактивность – всего лишь симптом более сложных и глубоких проблем, поэтому перед началом избавления от нее необходимо устранить причину – вылечить травму или заболевание головного мозга, нервной системы, нормализовать атмосферу в семье или проработать с психологом травмирующую ситуацию. Часто после устранения причины дети становятся более спокойными и гиперактивность сама сходит на «нет».

    Большую часть симптомов гиперактивности можно купировать и без лекарств. Например, детям с гиперактивностью показана физическая нагрузка для избавления от излишков энергии. Но, чтобы не нагружать расшатанные нервы еще сильнее, противопоказаны командные игры, вроде футбола и баскетбола, соревнования в чем бы то ни было или скучные статичные нагрузки. Отличный выбор – плавание, так как вода прекрасно снимает стресс, легкая атлетика, лыжи или езда на велосипеде, гимнастика и ЛФК. Перед началом занятий необходима консультация терапевта или другого лечащего врача, чтобы физическая нагрузка не навредила организму.

    Второй не менее важный аспект работы с такими детьми – работа с психологом. Регулярные занятия помогут малышу раскрыться, научиться взаимодействовать с другими детьми, понимать себя и окружающих, концентрироваться и удерживать внимание. Разумеется, это достигается не за одно занятие, а за несколько месяцев, а иногда и лет. Работа проводится не только с гиперактивными детьми, но и с родителями, у которых может быть депрессия или иное подобное расстройство, влияющее на домочадцев. Перед тем, как лечить последствия детской гиперактивности, необходимо устранить причину, и если в семье сложная нервозная обстановка, то психолог разбирается с причинами конфликтов, тем самым облегчая малышу жизнь.

    Также для расслабления и снижения тревожности рекомендуется проведение аутотренингов. Простой формой аутотренинга для маленького ребенка может стать чтение или рассказывание сказки, которой он полностью поглощен и в рассказывании которой задействован, а деткам постарше подойдет аутогенная тренировка, основанная на расслаблении и внутренней концентрации. Аутотренинги стимулируют работу коры головного мозга и приводят в порядок нервную систему.

    Наибольшее значение имеет коррекция поведения, причем не только детей, но и родителей. Задача психолога – помочь родителям гиперактивного малыша не только услышать своего ребенка, но и научить доносить до него свои мысли. Как правило, родителям даются четкие рекомендации по общению с гиперактивным ребенком, по выстраиванию отношений в семье, по тактике и стратегии воспитания и лечения.

    Чтобы избавиться от привычки что-то постоянно перебирать руками, психологи рекомендуют завести четки с крупными и мелкими бусинками разной текстуры, которые можно перебирать, или предложить ребенку пальчиковые краски. Конечно, гиперактивным детям лучше всего заниматься таким рисованием с взрослым членом семьи, который сможет и увлечь малыша, и проконтролировать.

    Обычные рекомендации для родителей сводятся к подобному своду правил:

    • Хвалить детей за правильные поступки и меньше ругать за плохое поведение;
    • Ставить реальные цели и задачи, которые выполнимы именно сегодня. Детям с гиперактивностью трудно сосредоточиться даже на собирании конструктора, а абстрактная задача «хорошо себя вести» и «помогать маме» и вовсе становится недостижимой. Вместо сложных и непонятных вещей стоит поручить детям мытье посуды или собирание игрушек, то есть что-то, что им под силу;
    • Отмечать все успехи наглядно.

      Гиперактивный ребенок

      Для этого удобно завести доску для записей или повесить на видном месте лист бумаги, на котором будут ежедневно отмечаться достижения дня, включая выполнение бытовых задач;

    • Установить четкий и строгий распорядок;
    • Обязательно нужно четко обозначить правила поведения и границы, переступать через которые запрещено. Не должно быть «тепличных условий» и вседозволенности, которая расшатывает и крепкую нервную систему, а детскую слабую калечит еще сильнее. Следовать правилам нужно и родителям, если говорить одно, а делать другое, то лечебного эффекта не будет. Еще сложнее с чувством противоречия, которым с рождения обладают такие дети: если заявлять, что правила есть только для детей, а взрослые им следовать не станут, то проблемы усугубятся. Устанавливать нужно реальные правила, которые возможно выполнить;
    • Не менее важно и родителям сохранять спокойствие. Отец, вечно недовольный начальником, станет плохим примером для гиперактивного сына, а уставшая мать, срывающаяся на своих домочадцах, не успокоит своим видом гиперактивную дочь;
    • Не водить гиперактивных детей в места скопления народа, где слишком шумно и многолюдно. Гораздо лучше сходить в будний день в зоопарк или музей, чем в кино или цирк. Совершенно исключено посещение крупных магазинов и торговых центров.

    Если гиперактивный ребенок разыгрался и не может успокоиться, то родителям рекомендуется не кричать, а обнять его, взять на руки или посадить на колени, предложить воды. Для детей с этим заболеванием очень важен физический контакт и поощрение. Гиперактивность у детей купируется на начальном этапе, когда нервная система еще стабильна и здорова. Синдром гиперактивности часто является следствием недостатка внимания, поэтому родителям такого проблемного ребенка стоит проводить с ним больше времени.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ya krevedko