Горненский монастырь в иерусалиме

Горненский монастырь в иерусалиме

Эта всем известная православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима.И поэтому можно только вкратце напомнить, что здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Девы Марии. Когда-то Дева Мария пришла сюда, чтобы сказать Елизавете о том, что у той вскорости родится младенец, Иоанн Креститель (Предтеча). Здесь же и состоялась первая встреча Иоана Крестителя и Иисуса.

Вот и задумался архимандрит Капустин, как бы получить в этом святом месте земли для христианства. Несмотря на то, что и тогда, в те времена, это было трудное дело, в 1871 году были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Постепенно, стали прибывать монахини, территория застраивалась, открывались иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично. Домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. На самом деле, территория просто огромная, полное впечатление, что попадаешь в какую-то русскую деревеньку, закрытую со всех сторон.

В 1883 году был освящён храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, уберегая обитель от любых возможных напастей.

Эта всем известная православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима. Здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына. Это событие занимает огромное место в христианской традиции, т.к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи) не могло не привлечь интерес знакомого уже нам по предыдущим "прогулкам" отца Антонина. Он задумал купить здесь участок и построить на нём русскую колонию. Приобретение земель происходило невероятно сложно и могло бы составить отдельный рассказ. Как бы то ни было, в 1871 году были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Приобрести смежные земли уже оказалось делом техники, и вскоре образовалась территория, достаточная для устройства небольшой колонии. Неоценимую помощь в привлечении средств оказал архимандриту Антонину бывший российский министр путей сообщения П.П.Мельников, организовавший в Петербурге специальный комитет по сбору пожертвований. Первой насельницей обители стала инокиня Павла. Она жила поначалу в пещере, но со временем, по благословению отца Антонина, перешла в специально для неё построенный домик. Затем появились другие. Им выделяли участки не только под строительство, но и для огородов, и других хозяйственных нужд. В 1886 году был принят иноческий устав. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней были открыты в 1903 году иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично, домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. К 1917 году в нём проживало около 200 монахинь.

В 1883 году был освящён храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, уберегая обитель от любых возможных напастей.

На территории монастыря находится и вторая святыня — камень, который, по традиции, считается именно тем камнем, стоя на котором Иоанн Креститель произнёс свою первую проповедь.

С удовлетворением стоит отметить, что в последние годы здесь стало значительно более ухожено. Обратите внимание на бюсты поставленные невдалеке от церкви. Это — архимандриты, отличившиеся в исполнении обязанностей начальников РДМ.

Горненский монастырь

Бюсты подарены обители известным скульптором З.Церетели. А в игуменском садике посмотрите на ничем внешне не примечательные, почти засохшие цветки. Они называются Неопалимая Купина. Цветок можно увидеть только в Горнем. Растение цветёт только на Страстной седмице, а накануне Светлого Христова Воскресения — отцветает.

Вас окружает атмосфера полной благожелательности. Монахини приветливы и готовы ответить на любые Ваши вопросы. Вне всякого сомнения, этому способствует опытное руководство настоятельницы монастыря игумении Георгии (в миру Щукина). В н.в. в монастыре проживает около 60 монахинь, каждая из которых имеет своё собственное послушание: в ризнице, трапезной, иконописной или швейной мастерских, в библиотеке или в свечной. Кроме того, все они способствуют проживанию в монастыре паломников, приезжающих из России.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Русский апостол на Святой земле

Лора Кольт

Русский апостол на Святой Земле
 

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда пошли слова «паломник» или «паломничество». Оказывается, в основе его лежит латинское «palma» – пальма. Когда-то у верующих, совершавших странствие к святым местам, был такой обычай – привозить из Палестины пальмовую ветвь. Помните, у Михаила Лермонтова:
… Заботой тайною хранима,
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Иерусалима,
Святыни верный часовой!

Еще полтора десятилетия назад Россия практически не знала, что такое паломничество, но сегодня все изменилось, и православные христиане, так же как верующие из других государств, могут предпринять поездку в Иерусалим, чтобы поклониться христианским святыням.
Но мало кто из них догадывается, что этой возможностью они в немалой степени обязаны нашему земляку, уроженцу деревни Батурино Шадринского уезда Тобольской губернии Андрею Ивановичу Капустину – архимандриту Антонину.
О его подвижнической деятельности на благо России и православия в скором будущем расскажет фильм, который снимает режиссер ГТРК «Регион-Тюмень» Людмила Борисова.
– Два года назад по приглашению Тобольско – Тюменской епархии мы получили возможность побывать на Святой земле, – рассказывает Людмила Петровна. – Итогом этой поездки стала передача «Паломничество во Святую землю». Но интерес к этой теме появился еще раньше, когда вместе с оператором Юрием Сапчуком мы сняли фильм «В миру Андрей Капустин» – про нашего великого, не побоюсь этого слова, земляка.
В Иерусалиме мы еще раз убедились, что это имя звучит повсюду – в Горненском ли монастыре, на горе Елеон или в Гефсиманских садах. Везде с теплотой вспоминают отца Антонина.
Он родился в 1817 году в семье причетника (позднее – священника) Ивана Леонтьевича Капустина. Дед его, прадед и прапрадед тоже были священнослужителями; из семьи местного священника происходила и его мать –  Мария Григорьевна Варлакова. В деревне, где сейчас никто уже не помнит семью Капустиных, до сих пор стоит храм, построенный стараниями отца будущего архимандрита.
– В 1991 году, – вспоминает Людмила Борисова, – когда мы только начали снимать фильм об отце Антонине, батуринский храм стоял разоренным. Интересно побывать там сейчас, посмотреть, возродилась ли святыня.
Этот фильм мы делали вместе с Татьяной Топорковой (ныне – зав. отделением журналистики ТГУ). В архиве поинтересовались, часто ли спрашивают документы, связанные с именем Андрея Капустина. Оказалось, что мы – первые. Зато в Далматово нашли краеведа, который рассказал нам много интересного.
Грамоте его учил отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушел учиться в Далматовское Духовное училище, которое находилось в Далматовской обители – первом монастыре, построенном на реке Исети аж в 1644 году. Несмотря на побои и зубрежку ненавистной латыни, архимандрит Антонин вспоминал  об обители почти с нежностью и на смертном одре отписал ей, по духовному завещанию, кабинетный крест с алмазами на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук.
Проучившись пять лет в Далматовском Духовном училище, Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию для продолжения образования.
А в 1836 году перешел в Екатеринославскую Духовную семинарию, где ректором был его дядя Иона (магистр Московской Духовной академии, впоследствии епископ Екатеринбургский). Именно в Екатеринославле  раскрылись его таланты, среди которых особенно выделялось знание греческого языка и любовь ко всему греческому. Недаром впоследствии отец Антонин признавался, что часто ловил себя на том, что думал по-гречески.
В 1839 году он получает назначение в Киевскую Духовную Академию и в 1843 году заканчивает ее вторым по разрядному списку студентов.
Можно много рассказывать о деятельности отца Антонина на благо православной церкви и русской науки – никому неизвестный священник очень скоро стал персоной весьма заметной  среди русских и греческих византологов. Четыре научных общества почли за честь избрать его действительным членом, его книга о древних афинских надписях произвела в Петербурге подлинную сенсацию, его статьи по эпиграфике переводились на европейские языки. Антонину принадлежит систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря св. Великомученицы Екатерины на Синае. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки. Но главным делом жизни архимандрита Антонина стало служение России на посту начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – он стал им в 1869 году.
Святая Земля переживала тогда мощное вторжение западного миссионерства. Десятки католических «падре» и протестантских пасторов неустанно трудились над «уловлением» арабских душ и не забывали попутно скупать земельные участки — сначала в Иерусалиме и окрестностях, а потом и по всей Палестине… В то же время паломники из России не имели никаких условий для совершения странствий по святым местам. Поэтому главной своей целью архимандрит Антонин считал не только приобщение местных жителей к православию, но и в заботу о посещавших Святую землю русских богомольцах.
Мамврийский Дуб – первое приобретение отца Антонина. Дерево это, возле которого Святая Троица явилась Аврааму в виде Трех Странников, находился в мусульманском городе Хевроне. Среди местного населения бытовало поверье, что ислам погибнет, как только в Хевроне зазвучит колокольный звон, поэтому возможность купить Дуб от лица Миссии была полностью исключена. После долгих и томительных переговоров, владелец участка, где рос дуб, продал его драгоману (переводчику) русской Миссии Якобу Халеби, верному помощнику отца Антонина.  "Торжеству и радости не было конца", – пишет отец Антонин в своем дневнике.
Кстати, большинство приобретений Русской Духовной Миссии было сделано на имя Якова Халеби, поскольку практически до конца 19 века приобретение земли иностранцами в Иерусалиме было запрещено.
Драгоман Халеби был правой рукой, ближайшим поверенным и лучшим другом начальника РДМ на протяжении почти 30 лет. Забавную парочку – архимандрита Антонина в старенькой рясе, в черной камилавочке, передвигавшегося на маленьком сивом ослике, а чуть поодаль от него гарцевавшего на гнедом жеребце драгомана нередко можно было встретить в различных уголках Палестины. Они напоминали Дон Кихота и Санчо Пансо, только поменявшихся средствами передвижения. «Яков Егорович украсил всю мою жизнь», – сказал о нем отец Антонин.
В 1872 году состоялось важное событие: был освящен Троицкий собор, ставший главным храмом Русской Духовной Миссии. Собор построен по проекту русского архитектора Мартина Эпингера, иконостас изготовлен в Санкт-Петербурге, а золоченые Царские врата – вклад председателя Палестинского комитета Великого князя Константина Николаевича. Палестинский комитет был учрежден еще в 1858 году императором Александром II.  После паломничества на Святую землю Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в 1881 году комитет был преобразован в Императорское Православное Палестинское Общество.
В период с 1868 по 1889 годы отец Антонин приобрел – здесь несколько больших земельных участков на горе Елеон, неподалеку от места Вознесения Господня. Участки сначала были обнесены каменной оградой и засажены масличными деревьями, а позже усилиями архимандрита был сооружен Спасо-Вознесенский храм и 64-х метровая, самая высокая во всей Палестине колокольня с большим русским колоколом. Существует легенда о том, как строилась эта колокольня: в памяти отца Антонина сохранилось воспоминание о том, как на далекой родине своей, на Урале, в одном из его уездных городков – в Верхотурье он с восхищением и с замиранием сердца взирал на уходящую в небо колокольню при соборе святой Троицы. Иерусалимский вариант уральской колокольни воплотили в жизнь итальянские архитекторы и строители. И сегодня величественное строение, получившее название «Русская свеча», господствует над окрестностями Иерусалима. Тем, кто отважится подняться на самый верх по винтовой лестнице в триста ступней, откроется великолепный вид на Иерусалим и всю Иудейскую пустыню с ее горами и синевой Мертвого моря вдали.
Кстати, еще при жизни отец Антонин пожелал быть похороненным в Спасо-Вознесенском храме. Его могила, обнесенная ажурной решеткой цвета золотистой охры, возвышается в северо-восточной части храма.
Архимандрит мечтал о создании на Елеоне мужского монастыря, но почему -то монахи здесь не приживались – они приходили и уходили, и постоянно при храме жили лишь иеромонах Парфений и схиеромонах Памво. Так продолжалось, пока на Елеоне не поселилась русская женщина Мария Миловидова, принявшая монашеский постриг с именем Евпраксии и получившая возможность собирать вокруг себя сестер-единомышленниц. И 12 августа 1906 года в годовщину рождения архимандрита Антонина при Спасо-Вознесенском храме открылась женская монашеская община, которая существует до сей поры, несмотря на войны и бедствия, сотрясавшие Святую землю.
В 1871 году, когда еще строился храм на Елеоне, архимандрит Антонин уже купил в местечке Эйн-Карем – в евангельской Горней – оливковую плантацию, где возникла женская община монастырского типа, а затем и женский Горненский монастырь – ныне одно из самых посещаемых русскими паломниками мест. Всего за десять с небольшим лет здесь был построен и в 1883 году освящен храм во имя иконы Казанской Божьей Матери.
– Архиереи называют нас русской лампадой, горящей на Святой земле, – говорит монахиня Иустиния, насельница Горненского монастыря.

Частичка Русской земли — Горненский женский монастырь в Израиле + Фото

– И все это благодаря архимандриту Антонину. Русский апостол – я бы так его назвала.
– В Горненский монастырь мы попали 6 мая, – рассказывает режиссер Людмила Борисова, – в день святого Георгия Победоносца. Это день тезоименитства настоятельницы монатыря матушки Георгии. Было очень много народу. Примечательно, что служба проходила в Казанском соборе – он начал строиться еще в XIX веке, строительство приостановилось в первую мировую войну, и долгое время храм стоял недостроенным. И вот в этом году паломники, наконец, смогли увидеть его красоту.
Архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом. Всего же насчитывалось около 40 приобретений. 
– Он стяжал здесь, в далекой от России земле, богатства духовные и материальные, – говорит нынешний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон, – чтобы благодарные потомки воздыхали в молитвах об этом человеке.
 

© Copyright: Лора Кольт, 2016
Свидетельство о публикации №216082301134

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Лора Кольт

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Лора Кольт

Горненский женский монастырь, Иерусалим: отзывы

Эта всем известная православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима.И поэтому можно только вкратце напомнить, что здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Девы Марии. Когда-то Дева Мария пришла сюда, чтобы сказать Елизавете о том, что у той вскорости родится младенец, Иоанн Креститель (Предтеча). Здесь же и состоялась первая встреча Иоана Крестителя и Иисуса.

Вот и задумался архимандрит Капустин, как бы получить в этом святом месте земли для христианства. Несмотря на то, что и тогда, в те времена, это было трудное дело, в 1871 году были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Постепенно, стали прибывать монахини, территория застраивалась, открывались иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично. Домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. На самом деле, территория просто огромная, полное впечатление, что попадаешь в какую-то русскую деревеньку, закрытую со всех сторон.

В 1883 году был освящён храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, уберегая обитель от любых возможных напастей.

Эта всем известная православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима. Здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына. Это событие занимает огромное место в христианской традиции, т.к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи) не могло не привлечь интерес знакомого уже нам по предыдущим "прогулкам" отца Антонина. Он задумал купить здесь участок и построить на нём русскую колонию. Приобретение земель происходило невероятно сложно и могло бы составить отдельный рассказ. Как бы то ни было, в 1871 году были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Приобрести смежные земли уже оказалось делом техники, и вскоре образовалась территория, достаточная для устройства небольшой колонии. Неоценимую помощь в привлечении средств оказал архимандриту Антонину бывший российский министр путей сообщения П.П.Мельников, организовавший в Петербурге специальный комитет по сбору пожертвований. Первой насельницей обители стала инокиня Павла. Она жила поначалу в пещере, но со временем, по благословению отца Антонина, перешла в специально для неё построенный домик. Затем появились другие. Им выделяли участки не только под строительство, но и для огородов, и других хозяйственных нужд. В 1886 году был принят иноческий устав. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней были открыты в 1903 году иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично, домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. К 1917 году в нём проживало около 200 монахинь.

В 1883 году был освящён храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, уберегая обитель от любых возможных напастей.

На территории монастыря находится и вторая святыня — камень, который, по традиции, считается именно тем камнем, стоя на котором Иоанн Креститель произнёс свою первую проповедь.

С удовлетворением стоит отметить, что в последние годы здесь стало значительно более ухожено. Обратите внимание на бюсты поставленные невдалеке от церкви. Это — архимандриты, отличившиеся в исполнении обязанностей начальников РДМ. Бюсты подарены обители известным скульптором З.Церетели. А в игуменском садике посмотрите на ничем внешне не примечательные, почти засохшие цветки. Они называются Неопалимая Купина. Цветок можно увидеть только в Горнем. Растение цветёт только на Страстной седмице, а накануне Светлого Христова Воскресения — отцветает.

Вас окружает атмосфера полной благожелательности.

Монахини приветливы и готовы ответить на любые Ваши вопросы. Вне всякого сомнения, этому способствует опытное руководство настоятельницы монастыря игумении Георгии (в миру Щукина). В н.в. в монастыре проживает около 60 монахинь, каждая из которых имеет своё собственное послушание: в ризнице, трапезной, иконописной или швейной мастерских, в библиотеке или в свечной. Кроме того, все они способствуют проживанию в монастыре паломников, приезжающих из России.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Святая иерусалимская земля издавна привлекала и русских паломников. Пример тому — Горненский женский монастырь, расположенный в районе Эйн-Карем. В сложный период советской власти святыня была самым большим монастырем Московского патриархата за пределами СССР.

Мифы и факты

По преданию, в районе Эйн-Карем родился Иоанн Предтеча. Согласно другой легенде, именно сюда пришла Дева Мария, чтобы сообщить родственникам радостную новость о своей беременности.

Основал Горненский монастырь начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В 1871 году в результате долгих переговоров он сумел-таки купить у драгомана Хана Джильяда участок земли с домами и оливковыми деревьями, расположенный в селении Эйн-Карем. Владелец запросил за землю 55 тысяч франков, средства собрали благодаря созданному в России специальному комитету.

Первую церковь на купленном участке построили в честь Казанской иконы Божьей Матери. На территории поселились монахини, храм быстро стал местом паломничества верующих.

В 1886 году монашеской общине дали статус монастыря. Была построена новая большая церковь. Строительству еще одного собора (1911 год) в честь Святой Троицы помешала Первая мировая война.

В послевоенные годы община монахинь, всего около 200 человек, вернулась из Александрии (Египет) в полуразрушенную обитель и смогла восстановить ее. В 1924 году монастырю вернули его каноническую статусность.

В 20-х годах в бывшем Советском Союзе развернулась массовая атеистическая кампания. Храмы грабили и уничтожались.

Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме

В условиях новой исторической реальности возникла РПЦЗ – Русская Православная Церковь заграницей, куда вошла Русская Духовная Миссия, а с ней и Горненский монастырь.

Обитель была свидетельницей и зарождения нового государства Израиль в июле 1948 года. Властями вновь образованной державы монастырь был передан обратно Московскому патриархату. Здесь стали селиться монахини, приехавшие из Советского Союза.

Ныне это действующий православный женский монастырь, в котором постоянно проживают около 60 монахинь.

Что посмотреть

Главный храм монастыря – церковь Казанской иконы Божьей Матери (1882 год). Это более позднее название храма, первоначально его освятили в честь Встречи Божьей Матери с праведницей Елизаветой.

Главная достопримечательность располагается возле церкви: это камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.

По разным причинам почти сто лет (с 1911 по 2007 года, со значительными перерывами) возводился собор в честь всех русских святых. Ныне в нем совершаются только торжественные и праздничные богослужения.

В 2012 году был освящен пещерный храм Святого Иоанна Крестителя. По легенде, он расположен на месте дома праведников Захарии и Елизаветы. Каменные ниши храма украшены иконами со сценами из жизни пророка.

Сами монахини живут не в монашеских кельях, а в небольших домиках: согласно еще старинному уставу архимандрита Антонина каждая паломница за свои средства должна была построить себе жилье и посадить вокруг небольшой садик.

Другие наиболее известные святыни Иерусалима: храм Гроба Господня и Купол Скалы. А в центре старого города вы найдете крепость-музей Башня Давида.

Горненский монастырь (Эйн-Карем) открыт ежедневно, вход свободный.
Богослужения совершаются в 7.00 и 16.00 летом и в 6.00 и 15.00 зимой.
Как добраться: автобусами № 19, 27 до ост.

«Больница Хадасса» Эйн Карем. От Центрального автовокзала (6 км) трамваем №1 (5 остановок), затем автобусом № 28 (4 остановки).

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2015-01-16

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *