Информационные технологии в логистике

Информационные технологии в логистике

Содержание

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра логистики и организации перевозок

Контрольная работа по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

Санкт-Петербург

Введение

1.Международные телематические проекты информатизации логистических операций

2. Штриховая и радиочастотная идентификация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с учебным планом дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике» необходимо выполнить контрольную работу реферативного характера с учетом номера варианта задания.

В нашем случае нужно осветить два теоретических вопроса, а именно:

1. Международные телематические проекты информатизации логистических операций.

2. Штриховая и радиочастотная идентификация.

Исходя из рассмотренного материала, необходимо сделать выводы о месте и роли международных телематических проектов информатизации, а также штриховой и радиочастотной идентификации в теории и практике современных информационных систем в логистике.

1. Международные телематические проекты информатизации логистических операций

Телематические службы (ТМ службы) — службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

В следствие чего, все ТМ-службы можно условно классифицировать по ряду признаков:

по предоставляемым услугам (по предоставляемой информации):

· -факсимильные службы:

· — ТЕЛЕФАКС,

· — КОМФАКС,

· — БЮРОФАКС;

· — службы обмена электронными сообщениями:

· — службы обработки сообщений,

· — службы электронной почты;

· -службы телеконференций:

· — службы аудиоконференций,

· — службы видеоконференций;

· -информационные службы:

· — информационно-справочные службы,

· — службы доступа к информационным ресурсам;

· -службы голосовой связи:

· — службы голосовых сообщений,

· — службы передачи речевой информации.

По способу передачи информации:

• реального времени (On-line);

• с промежуточным накоплением (Store and Forward).

По форме предоставления услуг ТМ службы делятся на службы:

• абонентские, предоставление услуг которых осуществляется с использованием абонентских терминалов;

• клиентские, предоставление услуг которых осуществляется в помещении оператора связи и/или доставка осуществляется не на терминал пользователя.

В соответствии с вышеприведенной классификацией телематических служб можно обозначить услуги электросвязи, предоставляемые этими службами.

К услугам телематических служб относятся:

· услуги по приёму, обработке, хранению и передаче сообщений и информации (например, служба электронной почты, служба доступа к информационным ресурсам, информационно-справочная служба, служба Телефакс, служба Комфакс, служба Бюрофакс, служба обработки сообщений, служба голосовых сообщений, служба передачи речевой информации, служба аудиоконференций, служба видеоконференций);

· интеллектуальные услуги ТМ служб (например служба с оплатой за счет вызываемой стороны, служба телеголосования);

· а также услуги, технологически неразрывно с ними связанные и повышающие их потребительскую стоимость;

· факсимильных (например Комфакс или Бюрофакс);

· служб обмена электронными сообщениями (например электронная почта или служба обработки сообщений);

· служб телеконференций (например службы аудио или видеоконференций);

· информационных служб (например информационно-справочные службы или службы доступа к информационным ресурсам);

· служб голосовой связи (например службы голосовых сообщений или службы передачи речевой информации).

Услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей. В отдельных случаях услуги ТМ-служб (клиентские службы) могут предоставляться без абонентских терминалов.

Все вышеуказанное многообразие ТМ-служб используется во всем мире в сфере логистики. Однако в так называемых международных телематических проектах информатизации логистических операций наибольшее применение нашли такие известные международные службы (и оказываемые ими услуги) как электронная почта, факс, аудио и видеоконференции.

2. Штриховая и радиочастотная идентификация

Радиочастотная идентификация (RFID- англ.R adioF requencyID entification, радиочастотная идентификация) — технология, которая позволяет автоматически собирать информацию о том или ином объекте, например, различных товарах, их местонахождении, вести временной учет событий с их участием и получать информацию о совершении товарной операции быстро и просто, без вмешательства человека и минимальным числом ошибок. Радиочастотная система состоит из устройства опроса/чтения (интеррогатор/ридер), имеющего антенну, и радиометок (тэг/транспондер), которые и содержат данные. Антенна устройства опроса/чтения испускает радиосигнал малой мощности, который улавливается антенной радиометки и запитывает встроенную в радиометку микросхему (чип). Используя эту энергию, радиометка, находящаяся в радиополе опросчика, вступает с ним в радиообмен для самоидентификации и передачи данных. Полученную от радиометки информацию, ридер пересылает контролирующему компьютеру для обработки и управления.

Большинство RFID-систем состоит из двух частей. Первая — интегральная схема (ИС) для хранения и обработки информации, модулирования и демодулирования радиочастотного (RF) сигнала и некоторых других функций. Вторая — антенна для приёма и передачи сигнала.

Существует несколько способов систематизации RFID-систем, а именно по типу применяемых RFID-меток и по типу применяемых RFID-ридеров.

Классифицируют RFID-метки по следующим признакам:

· По рабочей частоте.

· По источнику питания.

· По типу памяти.

· По исполнению.

По источнику питания:

Пассивные. Не имеют встроенного источника энергии. Электрический ток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, обеспечивает достаточную мощность для функционирования кремниевого CMOS-чипа, размещённого в метке, и передачи ответного сигнала. Коммерческие реализации низкочастотных RFID-меток могут быть встроены в стикер (наклейку) или имплантированы под кожу.

Активные. Активные RFID-метки обладают собственным источником питания и не зависят от энергии считывателя, вследствие чего они читаются на дальнем расстоянии, имеют большие размеры и могут быть оснащены дополнительной электроникой. Однако, такие метки наиболее дороги, а у батарей ограничено время работы. Вбольшинстве случаев более надёжны и обеспечивают самую высокую точность считывания на максимальном расстоянии.

Информационные системы и технологии (в логистике)

Могут генерировать выходной сигнал большего уровня, чем пассивные, позволяя применять их в более агрессивных для радиочастотного сигнала средах. Некоторые RFID-метки имеют встроенные сенсоры, например, для мониторинга температуры скоропортящихся товаров. Другие типы сенсоров в совокупности с активными метками могут применяться для измерения влажности, регистрации толчков/вибрации, света, радиации, температуры и газов в атмосфере.

Полупассивные. Полупассивные RFID-метки, также называемые полуактивными, очень похожи на пассивные метки, но оснащены батареей, которая обеспечивает чип энергопитанием. При этом дальность действия этих меток зависит только от чувствительности приёмника считывателя и они могут функционировать на большем расстоянии и с лучшими характеристиками.

По типу используемой памяти:

RO (англ.ReadOnly ) — данные записываются только один раз, сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для идентификации. Никакую новую информацию в них записать нельзя, и их практически невозможно подделать.

WORM (англ.WriteOnceReadMany ) — кроме уникального идентификатора такие метки содержат блок однократно записываемой памяти, которую в дальнейшем можно многократно читать.

RW (англ.ReadandWrite ) — такие метки содержат идентификатор и блок памяти для чтения/записи информации. Данные в них могут быть перезаписаны многократно.

По рабочей частоте:

Метки диапазона LF (125—134 кГц). Пассивные системы данного диапазона имеют низкие цены, и в связи с физическими характеристиками, используются для подкожных меток при чипировании животных, людей и рыб. Однако, в связи с длиной волны, существуют проблемы со считыванием на большие расстояния, а также проблемы, связанные с появлением коллизий при считывании.

Метки диапазона HF (13,56 МГц). Системы 13МГц дешевы, не имеют экологических и лицензионных проблем, хорошо стандартизованы, имеют широкую линейку решений. Применяются в платежных системах, логистике, идентификации личности.

Метки диапазона UHF (860—960 МГц). Метки данного диапазона обладают наибольшей дальностью регистрации, во многих стандартах данного диапазона присутствуют антиколлизионные механизмы. В UHF RFID-системах по сравнению с LF и HF ниже стоимость меток, при этом выше стоимость прочего оборудования.

Классифицируют RFID-ридеры по следующим признакам:

· по степени мобильности (мобильные и стационарные).

Стационарные ридеры (считыватели) крепятся неподвижно на стенах, дверях, движущихся складских устройствах (штабеляторах, погрузчиках). Они могут быть выполнены в виде замка, вмонтированы в стол или закреплены рядом с конвейером на пути следования изделий. По сравнению с переносными, считыватели такого типа обычно обладают большей зоной чтения и мощностью и способны одновременно обрабатывать данные с нескольких десятков меток. Стационарные считыватели подключаются к ПЛК, интегрируются в DCSили подключаются к ПК. Задача таких считывателей — поэтапно фиксировать перемещение маркированных объектов в реальном времени, либо идентифицировать положение меченых предметов в пространстве.

ИТ в логистике как средство борьбы за клиентов

О наиболее важных тенденциях в сфере автоматизации логистики рассказывает Ярослав Ришко, консультант департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг». Розничные компании в числе первых стали использовать ИТ для решения текущих задач и создания конкурентных преимуществ в перспективе. Борьба за клиента предполагает переход на совсем иной уровень сервиса и иную политику ценообразования.

Информационные технологии и системы в современной логистике

Теперь недостаточно просто соответствовать рынку ­– нужно предвосхищать ожидания клиента.

Логистика становится едва ли не ключевым звеном в выстраивании эффективных каналов сбыта и повышения лояльности клиентов. Меняются и требования к решениям для автоматизации логистических процессов­ – теперь они должны обладать достаточной функциональностью, высоким уровнем надежности, показывать понятный бизнесу результат, а еще вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру и отвечать мировым трендам автоматизации.

Мобильность, адаптивное планирование

С появлением мобильного интернета и GPS-навигации смартфон стал рабочим инструментом, открывающим доступ к сервисам и системам из любой точки мира: можно отслеживать грузы в режиме реального времени, оперативно корректировать планы с учетом дорожной обстановки и других важных факторов, мгновенно оповещать водителей. Все это, с одной стороны, повышает скорость и точность операций, оптимизирует логистические процессы, а с другой – создает новые возможности для адаптивного планирования.

Big Data

Сбор и анализ больших массивов данных в режиме реального времени позволяют логистическим операторам выявлять закономерности, строить прогнозы и рекомендации для оптимизации процессов, создания новых сервисов.

Например, отслеживание статуса доставки онлайн, точное планирование поступления, сокращение «окна» доставки, аналитика «в кармане», безусловно, будет считаться конкурентным преимуществом при прочих равных условиях и позволит привлечь дополнительных клиентов.

e-Commerce

Развитие омниканальности и рост популярности e-Commerce открывает для производителей новые каналы сбыта: возможность работать напрямую с конечным клиентом, обеспечивая обработку и доставку конкретных заказов, уйти от необходимости содержать склады под собственную продукцию. От дистрибуции в такой схеме требуется обеспечить прямую доставку потребителям единичных заказов. Если при этом и используются склады, то только в качестве «перевалочных пунктов», осуществляющих обработку поставок по технологиям кросс-докинга, то есть перегрузки товаров напрямую между транспортными средствами без постановки в зоны длительного хранения.

Аутсорсинг логистических услуг

Создание собственной транспортно-логистической инфраструктуры может быть затратным и затяжным процессом, не гарантирующим результат. В первую очередь это касается компаний, чья основная деятельность напрямую не связана с транспортом. В таком случае значительно сократить затраты на логистику, содержание собственного персонала можно вынесением части работ на аутсорсинг. Подобную схему используют как небольшие компании, так и крупные производители, дистрибуторы, продуктовые розничные сети.

MHE (Material Handling Equipment)

Механизация склада и интеграция MHE-оборудования с системой управления складом существенно повышает эффективность процессов обработки грузов: приемка, перемещение, хранение, отгрузка, последовательность загрузки в транспорт и т.д.

Использование роботизированных систем уменьшает влияние человеческого фактора, повышает точность и скорость отбора, выполнения складских операций. Современные системы хранения позволяют существенно увеличить вместимость склада и оптимизировать размещение товаров на складе.

Все перечисленные направления требуют высокой доли информатизации процессов, внедрения информационных систем, которые решают широкий спектр «общих» задач:

  • централизованный сбор, хранение и анализ данных;
  • контроль и учет эффективности процессов и материалов в режиме реального времени;
  • повышение управляемости и прозрачности процессов, операций;
  • предоставление клиентского доступа через мобильные и веб-приложения;
  • нтеграция с другими системами и сервисами.

Интеграция ИТ-решений и технологий – WMS, TMS, системуправления запасами, SCM, ERP – создает синергетический эффект от автоматизации, открывает дополнительные возможности для формирования новых бизнес-моделей. Именно поэтому комплексный подход к решению бизнес-задач и построению ИТ-ландшафта компании становится серьезным конкурентным преимуществом при выборе партнера по автоматизации.

Manhattan SCALE™: Supply Chain Architected for Logistics Execution – современная, функциональная WMS система на платформе .Net.

Manhattan SCOPE ®: Supply Chain Optimization…Planning Through Execution – комплексная WMS система с поддержкой модуля управления цепочками поставок.

Все публикации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра логистики и организации перевозок

Контрольная работа по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

Санкт-Петербург

Введение

1.Международные телематические проекты информатизации логистических операций

2. Штриховая и радиочастотная идентификация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с учебным планом дисциплины «Информационные системы и технологии в логистике» необходимо выполнить контрольную работу реферативного характера с учетом номера варианта задания.

В нашем случае нужно осветить два теоретических вопроса, а именно:

1. Международные телематические проекты информатизации логистических операций.

2. Штриховая и радиочастотная идентификация.

Исходя из рассмотренного материала, необходимо сделать выводы о месте и роли международных телематических проектов информатизации, а также штриховой и радиочастотной идентификации в теории и практике современных информационных систем в логистике.

1. Международные телематические проекты информатизации логистических операций

Телематические службы (ТМ службы) — службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

В следствие чего, все ТМ-службы можно условно классифицировать по ряду признаков:

по предоставляемым услугам (по предоставляемой информации):

· -факсимильные службы:

· — ТЕЛЕФАКС,

· — КОМФАКС,

· — БЮРОФАКС;

· — службы обмена электронными сообщениями:

· — службы обработки сообщений,

· — службы электронной почты;

· -службы телеконференций:

· — службы аудиоконференций,

· — службы видеоконференций;

· -информационные службы:

· — информационно-справочные службы,

· — службы доступа к информационным ресурсам;

· -службы голосовой связи:

· — службы голосовых сообщений,

· — службы передачи речевой информации.

По способу передачи информации:

• реального времени (On-line);

• с промежуточным накоплением (Store and Forward).

По форме предоставления услуг ТМ службы делятся на службы:

• абонентские, предоставление услуг которых осуществляется с использованием абонентских терминалов;

• клиентские, предоставление услуг которых осуществляется в помещении оператора связи и/или доставка осуществляется не на терминал пользователя.

В соответствии с вышеприведенной классификацией телематических служб можно обозначить услуги электросвязи, предоставляемые этими службами.

К услугам телематических служб относятся:

· услуги по приёму, обработке, хранению и передаче сообщений и информации (например, служба электронной почты, служба доступа к информационным ресурсам, информационно-справочная служба, служба Телефакс, служба Комфакс, служба Бюрофакс, служба обработки сообщений, служба голосовых сообщений, служба передачи речевой информации, служба аудиоконференций, служба видеоконференций);

· интеллектуальные услуги ТМ служб (например служба с оплатой за счет вызываемой стороны, служба телеголосования);

· а также услуги, технологически неразрывно с ними связанные и повышающие их потребительскую стоимость;

· факсимильных (например Комфакс или Бюрофакс);

· служб обмена электронными сообщениями (например электронная почта или служба обработки сообщений);

· служб телеконференций (например службы аудио или видеоконференций);

· информационных служб (например информационно-справочные службы или службы доступа к информационным ресурсам);

· служб голосовой связи (например службы голосовых сообщений или службы передачи речевой информации).

Услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей. В отдельных случаях услуги ТМ-служб (клиентские службы) могут предоставляться без абонентских терминалов.

Все вышеуказанное многообразие ТМ-служб используется во всем мире в сфере логистики. Однако в так называемых международных телематических проектах информатизации логистических операций наибольшее применение нашли такие известные международные службы (и оказываемые ими услуги) как электронная почта, факс, аудио и видеоконференции.

2. Штриховая и радиочастотная идентификация

Радиочастотная идентификация (RFID- англ.R adioF requencyID entification, радиочастотная идентификация) — технология, которая позволяет автоматически собирать информацию о том или ином объекте, например, различных товарах, их местонахождении, вести временной учет событий с их участием и получать информацию о совершении товарной операции быстро и просто, без вмешательства человека и минимальным числом ошибок. Радиочастотная система состоит из устройства опроса/чтения (интеррогатор/ридер), имеющего антенну, и радиометок (тэг/транспондер), которые и содержат данные. Антенна устройства опроса/чтения испускает радиосигнал малой мощности, который улавливается антенной радиометки и запитывает встроенную в радиометку микросхему (чип). Используя эту энергию, радиометка, находящаяся в радиополе опросчика, вступает с ним в радиообмен для самоидентификации и передачи данных. Полученную от радиометки информацию, ридер пересылает контролирующему компьютеру для обработки и управления.

Большинство RFID-систем состоит из двух частей. Первая — интегральная схема (ИС) для хранения и обработки информации, модулирования и демодулирования радиочастотного (RF) сигнала и некоторых других функций. Вторая — антенна для приёма и передачи сигнала.

Существует несколько способов систематизации RFID-систем, а именно по типу применяемых RFID-меток и по типу применяемых RFID-ридеров.

Классифицируют RFID-метки по следующим признакам:

· По рабочей частоте.

· По источнику питания.

· По типу памяти.

· По исполнению.

По источнику питания:

Пассивные. Не имеют встроенного источника энергии. Электрический ток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, обеспечивает достаточную мощность для функционирования кремниевого CMOS-чипа, размещённого в метке, и передачи ответного сигнала. Коммерческие реализации низкочастотных RFID-меток могут быть встроены в стикер (наклейку) или имплантированы под кожу.

Активные. Активные RFID-метки обладают собственным источником питания и не зависят от энергии считывателя, вследствие чего они читаются на дальнем расстоянии, имеют большие размеры и могут быть оснащены дополнительной электроникой. Однако, такие метки наиболее дороги, а у батарей ограничено время работы. Вбольшинстве случаев более надёжны и обеспечивают самую высокую точность считывания на максимальном расстоянии.

Информационные системы и технологии в логистике на примере ООО "Сделай Своими Руками"

Могут генерировать выходной сигнал большего уровня, чем пассивные, позволяя применять их в более агрессивных для радиочастотного сигнала средах. Некоторые RFID-метки имеют встроенные сенсоры, например, для мониторинга температуры скоропортящихся товаров. Другие типы сенсоров в совокупности с активными метками могут применяться для измерения влажности, регистрации толчков/вибрации, света, радиации, температуры и газов в атмосфере.

Полупассивные. Полупассивные RFID-метки, также называемые полуактивными, очень похожи на пассивные метки, но оснащены батареей, которая обеспечивает чип энергопитанием. При этом дальность действия этих меток зависит только от чувствительности приёмника считывателя и они могут функционировать на большем расстоянии и с лучшими характеристиками.

По типу используемой памяти:

RO (англ.ReadOnly ) — данные записываются только один раз, сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для идентификации. Никакую новую информацию в них записать нельзя, и их практически невозможно подделать.

WORM (англ.WriteOnceReadMany ) — кроме уникального идентификатора такие метки содержат блок однократно записываемой памяти, которую в дальнейшем можно многократно читать.

RW (англ.ReadandWrite ) — такие метки содержат идентификатор и блок памяти для чтения/записи информации. Данные в них могут быть перезаписаны многократно.

По рабочей частоте:

Метки диапазона LF (125—134 кГц). Пассивные системы данного диапазона имеют низкие цены, и в связи с физическими характеристиками, используются для подкожных меток при чипировании животных, людей и рыб. Однако, в связи с длиной волны, существуют проблемы со считыванием на большие расстояния, а также проблемы, связанные с появлением коллизий при считывании.

Метки диапазона HF (13,56 МГц). Системы 13МГц дешевы, не имеют экологических и лицензионных проблем, хорошо стандартизованы, имеют широкую линейку решений. Применяются в платежных системах, логистике, идентификации личности.

Метки диапазона UHF (860—960 МГц). Метки данного диапазона обладают наибольшей дальностью регистрации, во многих стандартах данного диапазона присутствуют антиколлизионные механизмы. В UHF RFID-системах по сравнению с LF и HF ниже стоимость меток, при этом выше стоимость прочего оборудования.

Классифицируют RFID-ридеры по следующим признакам:

· по степени мобильности (мобильные и стационарные).

Стационарные ридеры (считыватели) крепятся неподвижно на стенах, дверях, движущихся складских устройствах (штабеляторах, погрузчиках). Они могут быть выполнены в виде замка, вмонтированы в стол или закреплены рядом с конвейером на пути следования изделий. По сравнению с переносными, считыватели такого типа обычно обладают большей зоной чтения и мощностью и способны одновременно обрабатывать данные с нескольких десятков меток. Стационарные считыватели подключаются к ПЛК, интегрируются в DCSили подключаются к ПК. Задача таких считывателей — поэтапно фиксировать перемещение маркированных объектов в реальном времени, либо идентифицировать положение меченых предметов в пространстве.

Современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах.

Введение

Вследствие специализации отдельных стран по производству конкретных видов сырья и изделий образовался своеобразный торговый треугольник Европа—Азия—Америка, что, естественно, потребовало расширения транспортных связей. Особое геостратегическое положение России предоставляет уникальную возможность для организации альтернативных и конкурентоспособных транзитных маршрутов.

Дальнейшее развитие экономических связей внутри любой страны, а также между странами усиливает роль транспорта, который должен обеспечивать ритмичность, бесперебойность, надежность, высокую скорость доставки в строго определенные условиями поставки сроки, без потерь и с минимальными издержками. Удовлетворение подобных требований возможно при внедрении новых технологий работы транспорта и применении новых подходов к построению транспортной сети.

Информационные системы и технологии в логистике (стр. 1 из 2)

При этом нужно преодолеть ряд проблем.

Одной из наиболее важных и актуальных проблем транспортной отрасли является необходимость тесной координации и взаимодействия наземного, водного и воздушного видов транспорта на основе широкого внедрения логистических подходов, автоматизированных систем управления перевозочным процессом, развития новых технологий и т.п. В настоящее время отсутствует современный логистический сервис не только на территории России, но и в международном сообщении.

К не менее важным проблемам можно отнести недостаточное количество и качество элементов транспортной инфраструктуры, в том числе оборудованных терминалов и портов при комбинированных сухопутно-водных перевозках, что не способствует развитию таких современных технологий, как мультимодальное (смешанное) сообщение с интермодальной (бесперегрузочной) технологией.

Международное сообщение осложняется необходимостью пересечения границ нескольких государств с различными характеристиками транспортной сети, технико-технологическими условиями, таможенными формальностями и тарифной политикой.

Содержание данного пункта контрольной работыя предусматривает изучение принципов построения современных транспортных сетей, мультимодальной системы и развития интермодальных технологий в рамках единой транспортной системы.

Современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах.

1.1 Характеристика понятий «мультимодальные» и «интермодальные» перевозки.

Современная логистическая практика транспортировки связана с растущей экспансией перевозок, осуществляемых одним экспеди­тором (оператором) из одного диспетчерского центра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермодальные, унимодальные, комбинированные и др.). Основные современные способы транспортировки отражены на рисунке 1.

(……………..)

Рис.1 Современные способы транспортировки

Опираясь на основные положения данного документа к основным признакам, характеризующим перевозку как мультимодальную, т.е. организованную на принципах выработанных западной доктриной права перевозок (формулируемую как "international multimodal transport of goods") можно отнести:

· перевозка грузов должна быть международной;

· в перевозке должно быть задействовано не менее чем два вида транспорта;

· перевозка организовывается оператором перевозки или лицом, выступающим от его имени;

· оператор перевозки в договоре перевозки между ним и лицом, заказывающим перевозку (клиентом), выступает как равноправная сторона договора, а не как агент или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях перевозки;

· оператор перевозки принимает на себя ответственность за исполнение договора перевозки;

· документ, который выдает оператор перевозки, покрывает весь путь следования груза от грузоотправителя к грузополучателю;

· ответственность оператора за груз охватывает период с момента принятия им груза в свое ведение до момента передачи груза получателю.

(……………………..)

Рис.2 Принципиальная схема мультимодальной перевозки

В настоящее время в мировой практике широко применяются различные системы электронного обмена данными, степень использования которых определяет уровень конкурентоспособности различных логистических транспортных систем на мировом рынке транспортных услуг.

(…………………..)

На начальном этапе были сформулированы основные задачи, решаемые оператором мультимодальной перевозки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. Во-первых, это задачи, решаемые ОМП при взаимодействии с элементами системы, не относящиеся к процессу организации отдельной перевозки. Во-вторых, это задачи, решаемые ОМП в рамках организации своей внутрихозяйственной деятельности. И, в-третьих, задачи, решаемые ОМП при организации процесса отдельной, конкретной перевозки (рис. 4). На втором этапе- технология разработки и принятия управленческих решений в системе мультимодальных перевозок, представляющая из себя видоизмененную общую технологию процесса принятия управленческого решения. Графически данную технологию можно представить в следующем виде (рисунок 5).

Рис.4 Задачи, решаемые ОМП

Рис.5 Технология разработки и принятия управленческого решения при организации процесса мультимодальной перевозки

И, наконец, заключительным этапом стадии реализация решения и всего процесса принятия решения в целом является этап оценки и анализа эффективности реализованного решения.

Для закрепления рассмотренных понятий интермодальных и мультимодальных перевозок рассмотрим их сходства и отличия. Сравнительную характеристику представим в виде таблицы.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ИП и МП

(…………….)

Делая вывод из рассмотрения сравнительной характеристики, можем отметить, что (……………)

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 51 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

К.Г. Марченко С.В. Чернышева Горловский автодорожный институт государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»

Необходимость внедрения информационных технологий в транспортной логистике

Актуальность темы. XX век стал временем весьма интенсивного развития информационных технологий. Отечественные транспортные предприятия одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. Конкуренция на рынке транспортных услуг в связи с возникновением множества мелких частных компаний и удорожанием ресурсов поставили транспортные компании перед необходимостью мобилизовать все внутренние резервы. Очевидным стало то, что эффективная деятельность транспортных компаний уже невозможна без широкого использования информационных технологий и персональных компьютеров. Именно это делает внедрение информационных технологий актуальной темой транспортной логистики.

Актуальность данной проблемы вызвала интерес со стороны отечественных экспертов. Проводятся различные семинары, форумы, тренинги, конференции, исследования. Одной из последних конференций, где решались вопросы инновационных разработок и внедрения их в транспортной отрасли Украины, была конференция в Одессе, организованная компанией «Техэкспо».

Целью данной статьи будет обоснование необходимости внедрения информационных технологий в транспортных компаниях.

Основной материал.

В транспортной логистике без информационных технологий не обойтись. Сложно себе представить формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка транспортных услуг. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество обслуживания и эффективность транспортных операций без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий, обеспечившему возможность автоматизации типовых операций в транспортных процессах, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на технологически высококонкурентном рынке транспортных услуг. Все более важным становится обеспечение непрерывности управляемых процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется прохождение информации между различными сетями.

Крупные зарубежные транспортные компании сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных информационных систем. На их разработке специализируются отдельные фирмы. В Западной Европе есть фирмы, которые разрабатывают специальное программное обеспечение для управления транспортными компаниями. К сожалению, использовать сегодня в Украине эти программы в большинстве случаев затруднительно из-за несовместимости технологий учета и расчетов. На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским бухгалтерским системам для малых и средних предприятий ("Турбобухгалтер", "Инфобухгалтер", "1С Бухгалтерия" и др.), однако они позволяют выполнять лишь часть операций типового характера и их полная адаптация к нынешним условиям работы транспортных компаний достаточно сложна.

Информационные технологии в логистике несут две полезные функции. С их помощью ускоряется процесс получения заказов, доставки грузов, управления автопарком. Чем быстрее все это происходит, тем меньше длительность цикла выполнения работ с точки зрения заказчика, меньше бумажной работы и ошибок, а значит, и затрат. Также информационные технологии плодотворно сказываются на планировании и оценке альтернатив. Если компания ставит себе цель выйти на отечественный или зарубежный рынки, то информационные технологии становятся центральным инструментом, обеспечивающим контроль за бизнес-процессами организации. И это особенно важно для повышения финансовой прозрачности и инвестиционной привлекательности организации.

Обеспечение качества и доступности необходимой информации для специалистов, возможность её удобного представления и использования для решения различных производственных задач имеют сегодня главенствующий приоритет. Намечается создание новых информационно-коммуникационных служб, внешне напоминающих бывшие вычислительные центры, но с совершенно новой концепцией и на иной технико-экономической основе. Это так называемые логистические центры, призванные обслуживать транспортные процессы и обеспечивать перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе. С возникновением логистических центров и интегрированных транспортных систем концепция информационно-вычислительного обслуживания транспортно — логистической деятельности становится не только реальной, но и востребованной. Ключевым направлением в развитии логистических центров является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров.

Анализ зарубежного и отечественного опыта компьютеризации предприятий позволяет сделать ряд обобщений и использовать их при разработке стратегии и тактики внедрения информационных технологий.

Процесс внедрения информационных технологий включает несколько этапов: начальный этап связан с накоплением опыта использования ЭВМ и автоматизацией бухгалтерских расчетов на позадачном уровне; контрольный этап характеризуется стабилизацией парка ЭВМ, определением сфер их применения, информационным поиском в Интернете и организацией локальных сетей в предприятии; интеграционный этап характеризуется использованием сетевых решений разного уровня, децентрализацией управления с помощью ЭВМ и новой организационной основой предприятий, базирующейся на широком применении информационных технологий в управлении, применением сложных корпоративных информационных систем, интегрированных в Интернет.

Для последнего этапа характерно создание корпоративных сетей, подключение предприятий к единой глобальной информационной системе страны, активное использование технологий электронного документооборота, организация логистических центров, предоставляющих пользователям на коммерческой основе доступ к удаленным базам данных и приложениям для автоматизации всех расчетных и поисковых операций, а также наличие соответственно обученного персонала. На этом этапе широко используются многофункциональные интегрированные информационно-вычислительные системы на низшем и среднем уровнях управления и специализированные экспертные системы и системы интеллектуального анализа данных для составления прогнозов и поиска оптимальных решений на верхнем уровне.

Благодаря развитию сети Интернет и активизации деятельности многочисленных виртуальных служб цикл услуг по доставке товаров конечному потребителю начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации транспортно-технологических, информационных и финансовых операций формы. В силу этого логистика все теснее связывается и все чаще ассоциируется с разработкой сложных проектов доставки — распределения товаров, ресурсов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже таких проектов.

Вывод. Таким образом, внедрение новых информационных технологий на данном этапе, скорее всего, просто неизбежный процесс. Все возрастающий объем данных уже не может быть обработан старыми традиционными методами. Современные информационные технологии, построенные на основе использования концепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, сегодня смогут обеспечивать отдачу в 100%.

Литература: Савченко Л. В. Проблемы транспортной логистики: Практический опыт украинских предприятий. 2008 г. Необходимость использования ИТ в транспортной логистике. Режим доступа: http://www.sike.ru/articles/articles_avtopark/neobhodimost-ispolzovaniya-it-v-transportnoi-logistike/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *