История кино в России

История кино в России

Интересные факты в истории российского кино

27 августа в России празднуют День отечественного кино.

Торжество берет свое начало с 1919 года, когда был подписан Декрет о национализации кинематографа Владимиром Лениным. Однако в первый раз Праздник советского кино отметили лишь в 1980 году. Позже знаменательная дата получила название «День российского кино».

История отечественного киноискусства хранит множество уникальных и интересных событий. Легендарные режиссеры и их фильмы, престижные награды, любимые миллионами зрителей актеры и их незабываемые образы — российскому синематографу есть чем гордиться. Мы подобрали самые занимательные факты из истории отечественной индустрии кино.

1. Первым российским фильмом стала семиминутная лента под названием «Понизовая вольница». Зрители впервые увидели ее 28 октября  1908. Режиссер Владимир Ромашков создал картину по сюжету народной песни о знаменитом разбойнике Стеньке Разине.

2. Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил легендарный Сергей Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты «Броненосец Потемкин» режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. Фильм с единственным цветным кадром вышел на отечественные экраны в 1925 году.

Первой же полностью красочной лентой стал кинофильм о Параде Победы 1945 года. Его сняли на многослойную цветную пленку.

3. С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошел в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».

В это же время появились и первые популярные киногерои. О приключениях Чапаева, Петьки и Анки до сих пор слагают разные шутки и анекдоты.

4. Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б.Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объемными элементами.

Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности, новые декорации стали весьма популярными.

Фото: В. Шияновский, РИА Новости

5. В 1979 году зрители смогли оценить первый отечественный боевик. В картине Бориса Дурова «Пираты XX века» впервые в истории советского кино на экране показали технику карате. Лента произвела настоящий фурор. Утренние сеансы в кино нередко приходилось отменять — дети массово сбегали из школ, чтобы увидеть этот шедевр. Картина по праву заслужила звание самого кассового фильма за всю историю советского проката.

6. Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов. Картину сняли по одноименной повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть ее не смогут — до сегодняшнего дня фильм не сохранился.

Одновременно с «Вием» Гончаров создал еще одну фантастическую картину «В полночь на кладбище». На экраны она вышла в 1910 году. Обе ленты ознаменовали собой рождение отечественной кинофантастики.

7. Одним из лучших комедийных черно-белых фильмов российского производства стала лента Тамары Лукашевич «Подкидыш». Сюжет картины рассказывает о девочке по имени Наташа, которая ушла из дома и потерялась.

Советские зрители тут же подхватили знаменитую фразу героини Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня». Яркое высказывание надолго закрепилось за актрисой и доставило ей немало хлопот. Эти слова Раневской припоминали при каждом новом знакомстве, а дворовые мальчишки кричали цитату вслед проходящей мимо кинозвезды.

8. Самым длинным советским многосерийным фильмом считается драма «Вечный зов». Ленту сняли по одноименному произведению Анатолия Иванова, которое рассказывает историю семейства Савельевых. На долю этих людей выпали страшные события. Им удалось пережить три войны и революцию, а также познать цену Великой Победы и пройти испытания послевоенного времени.

Сериал состоит из 19 серий, которые выходили на экраны в течение 10 лет — с 1973 по 1983 годы.

Фото: РИА Новости

9. Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лег знаменитый одноименный роман Льва Толстого.

35 любопытных фактов о кино

Лента из четырех частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн. рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн. долларов.

10. Российские фильмы неоднократно завоевывали самую престижную награду в мире кино — премию «Оскар». В 1942 году победу на конкурсе одержала документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Позже заветные статуэтки получили картины «Радуга», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем».

Фото: РИА Новости

История о том, что родителями мирового кинематографа являются братья Люмьер, не совсем справедлива. Искусство кино, как и каждое уважающее себя искусство, имеет довольно длительную историю развития, причем корни его уходят в самую что-ни-на-есть глубь веков.

Еще в глубокой древности люди стремились к тому, чтобы передать движение. Наскальные рисунки, возраст которых около 2,5 тысяч лет, не оставляют сомнений в том, что пытался изобразить неизвестный художник – олени, кабаны и антилопы с шесть восемью ногами, лошади, словно парящие в небе, молчаливо свидетельствуют о тяге людей к кино.

Правда, они тогда, конечно, и слова такого не знали.

Не знали о кино и жители Древнего Египта и Древней Греции и граждане Римской империи – уже в те времена появилось устройство, ныне известное как «волшебный фонарь», состоящее из закрытого со всех сторон ящика с находящимся внутри источником света (масляной лампой, свечой) и увеличительным стеклом, которое служители церковных культов использовали для показа различных сюжетов из религиозных писаний.

Особенную популярность «волшебный фонарь» приобрел в 18-19 веках, превратившись из чисто религиозного в светское развлечение – людям нравилось смотреть, как на экране движутся причудливые фигуры, демонстрирующие сценки из жизни королей и простых смертных.

И все-таки, это, конечно же, было еще совсем не кино. Пришел 19 век, и появились изобретения, без которых никакого кино никогда бы не было – была изобретена пленка, затем пленка, которую можно было бы перемещать кадр за кадром (с дырочками по бокам), появились аппараты, способные эту пленку перемещать. Прорывом стало изобретение Томаса Эдисона – еще в 1891 году, за 4 года до премьеры в парижском кафе, он запатентовал кинетограф оптический прибор, с помощью которого можно было смотреть движущиеся картинки с фонограммой, записанной на фонографе (тоже собственном изобретении), и слышимой через наушники.

10 фактов о российском кино, в которые трудно поверить

Минус у такого устройства был ровно один – он был предназначен для одного зрителя, и чтобы демонстрировать фильмы широкой публике, нужно было устанавливать несколько таких ящиков. Что Эдисон, впрочем, и сделал – уже 14 апреля 1894 года он открыл свой Кинетоскоп Парлор, зал с десятью кинетографами, где можно было смотреть фильмы сразу нескольким зрителям. Эту дату можно считать началом эры кинопроката, хотя до официального появления кино еще оставалось полтора года.
28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок (именно так, а не Капуцинов) в Париже братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали собравшейся в Гран-кафе публике чудо – на большом экране зрители увидели все, как в жизни – идущие по улице люди,  движущиеся экипажи, приближающийся к перрону вокзала поезд. Премьера прошла на «ура» вскоре понятие «кинематограф» уже захватило весь мир.

Само же название кинематограф, кстати, появилось в конце 19  века. Кинематограф – от греческого «записывать движение» впервые употребил изобретатель Леон Були в 1892 г, когда изобрел прототип аппарата для просмотра движущихся картинок на бумажном носителе. Но месье Були не смог оплатить годовой взнос за патент, и название перехватили предприимчивые братья Люмьер.

С тех пор кино сильно изменилось – появился звук, цвет, стерео кино, поменявшееся сегодня на новомодное 3D, но, как бы ни менялись времена, кино остается все таким же завораживающим чудом, привлекающим в ряды своих поклонников все новых и новых зрителей по всему свету.
 

Интересные факты в истории российского кино

27 августа в России празднуют День отечественного кино.

Презентация "10 фактов о российском кино"

Торжество берет свое начало с 1919 года, когда был подписан Декрет о национализации кинематографа Владимиром Лениным. Однако в первый раз Праздник советского кино отметили лишь в 1980 году. Позже знаменательная дата получила название «День российского кино».

История отечественного киноискусства хранит множество уникальных и интересных событий. Легендарные режиссеры и их фильмы, престижные награды, любимые миллионами зрителей актеры и их незабываемые образы — российскому синематографу есть чем гордиться. Мы подобрали самые занимательные факты из истории отечественной индустрии кино.

1. Первым российским фильмом стала семиминутная лента под названием «Понизовая вольница». Зрители впервые увидели ее 28 октября  1908. Режиссер Владимир Ромашков создал картину по сюжету народной песни о знаменитом разбойнике Стеньке Разине.

2. Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил легендарный Сергей Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты «Броненосец Потемкин» режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. Фильм с единственным цветным кадром вышел на отечественные экраны в 1925 году.

Первой же полностью красочной лентой стал кинофильм о Параде Победы 1945 года. Его сняли на многослойную цветную пленку.

3. С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошел в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».

В это же время появились и первые популярные киногерои. О приключениях Чапаева, Петьки и Анки до сих пор слагают разные шутки и анекдоты.

4. Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б.Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объемными элементами.

Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности, новые декорации стали весьма популярными.

Фото: В. Шияновский, РИА Новости

5. В 1979 году зрители смогли оценить первый отечественный боевик. В картине Бориса Дурова «Пираты XX века» впервые в истории советского кино на экране показали технику карате. Лента произвела настоящий фурор. Утренние сеансы в кино нередко приходилось отменять — дети массово сбегали из школ, чтобы увидеть этот шедевр. Картина по праву заслужила звание самого кассового фильма за всю историю советского проката.

6. Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов. Картину сняли по одноименной повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть ее не смогут — до сегодняшнего дня фильм не сохранился.

Одновременно с «Вием» Гончаров создал еще одну фантастическую картину «В полночь на кладбище». На экраны она вышла в 1910 году. Обе ленты ознаменовали собой рождение отечественной кинофантастики.

7. Одним из лучших комедийных черно-белых фильмов российского производства стала лента Тамары Лукашевич «Подкидыш». Сюжет картины рассказывает о девочке по имени Наташа, которая ушла из дома и потерялась.

Советские зрители тут же подхватили знаменитую фразу героини Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня». Яркое высказывание надолго закрепилось за актрисой и доставило ей немало хлопот. Эти слова Раневской припоминали при каждом новом знакомстве, а дворовые мальчишки кричали цитату вслед проходящей мимо кинозвезды.

8. Самым длинным советским многосерийным фильмом считается драма «Вечный зов». Ленту сняли по одноименному произведению Анатолия Иванова, которое рассказывает историю семейства Савельевых. На долю этих людей выпали страшные события. Им удалось пережить три войны и революцию, а также познать цену Великой Победы и пройти испытания послевоенного времени.

Сериал состоит из 19 серий, которые выходили на экраны в течение 10 лет — с 1973 по 1983 годы.

Фото: РИА Новости

9. Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лег знаменитый одноименный роман Льва Толстого. Лента из четырех частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн. рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн. долларов.

10. Российские фильмы неоднократно завоевывали самую престижную награду в мире кино — премию «Оскар». В 1942 году победу на конкурсе одержала документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Позже заветные статуэтки получили картины «Радуга», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем».

Фото: РИА Новости

Интересные факты в истории российского кино

28 октября 1908 года на киноэкраны вышел первый в истории Российской Империи короткометражный художественный фильм «Понизовая вольница».

«Понизовая вольница» другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна». Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.

Фильм представляет собой последовательность сцен, которые иллюстрируют отдельные моменты этого сюжета. Все они сняты и смонтированы длинными кадрами и общими планами. Режиссура фильма крайне примитивна, актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря интертитрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором «могучий» Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её из челна в воду, снята «спецэффектом» — монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.

Александр Дранков выпустил к премьере фильма специальные афиши, в которых говорилось:

«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и её исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре»

Критика:

Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в волны; то отравленного молодой женой человека…

История кино

1. Возникновение кино

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.

В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. "Кинематограф" (или "синематограф") — именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был "Выход рабочих с фабрики". Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием "Прибытие поезда". Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

кадр из фильма "Прибытие поезда"

2. Начальный период развития кино

После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино. Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения — запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в т. ч. русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.

Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является "Путешествие на Луну" (1902 г.)

В течение первого деятилетия 20 в. продолжительность и разнообразие сценариев кинофильмов постепенно и неуклонно увеличивались. Отношение в обществе к кино меняется — от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие "фильм д’ар" — "художественный фильм".

К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм "Рождение нации" (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.

В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется станадартная голливудская система — продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. "звёзд", сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Тем не менее, значительную часть в развитии мирового кинематографа, введение в него новых приёмов и находок, составило в это же время европейское кино. В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм, а в французском — авангард. Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

3. Развитие звкового кино

До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма "Уорнер Бразерс", в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает — "Певец джаза".

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука.

Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную. нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что не удивительно, т. к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу.

В СССР (и особенно в Германии) режиссёры испытывали давление со стороны режима, что также ограничивало возможность к экспериментированию. В СССР была сделана ставка на "социалистический реализм" и создание меньшего числа, но с более высоким качеством, фильмов, эта тенденция продолжалась до знаменитого двадцатого съезда и начала "оттепели" (1956г.).

В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т. н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава).

4. Развитие цветного кино

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г.

Такое загадочное кино: 30 интересных фактов о фильмах

в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность — "Унесённые ветром", но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки — повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

В послевоенное время развитие кинематографа оказалось в определённой мере связано с социальными и политическими тенденциями. В СССР и странах Восточной Европы после наступления "оттепели" наступает всплеск развития кинематографа, в это время здесь снимаются новые интересные фильмы, появляются новые известные имена. В Западной Европе в это время продолжаются эксперименты с новыми способами передачи психологического настроя персонажей, психологической выразительности, в США же — напротив, кино идёт по пути усиления чистой зрелищности. Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения в США ещё более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов — "блокбастеров".

5. Последние тенденции

Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики, причём отнюдь не только в тех случаях и сценах, где изобразить что-то обычными средствами затруднительно, но и практически везде. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм "Матрица", и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране "смешивание" снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения, задаёт новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.

Интересные факты в истории российского кино

27 августа в России празднуют День отечественного кино.

Торжество берет свое начало с 1919 года, когда был подписан Декрет о национализации кинематографа Владимиром Лениным. Однако в первый раз Праздник советского кино отметили лишь в 1980 году. Позже знаменательная дата получила название «День российского кино».

История отечественного киноискусства хранит множество уникальных и интересных событий. Легендарные режиссеры и их фильмы, престижные награды, любимые миллионами зрителей актеры и их незабываемые образы — российскому синематографу есть чем гордиться. Мы подобрали самые занимательные факты из истории отечественной индустрии кино.

1. Первым российским фильмом стала семиминутная лента под названием «Понизовая вольница». Зрители впервые увидели ее 28 октября  1908. Режиссер Владимир Ромашков создал картину по сюжету народной песни о знаменитом разбойнике Стеньке Разине.

2. Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил легендарный Сергей Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты «Броненосец Потемкин» режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. Фильм с единственным цветным кадром вышел на отечественные экраны в 1925 году.

Первой же полностью красочной лентой стал кинофильм о Параде Победы 1945 года. Его сняли на многослойную цветную пленку.

3. С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошел в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».

В это же время появились и первые популярные киногерои. О приключениях Чапаева, Петьки и Анки до сих пор слагают разные шутки и анекдоты.

4. Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б.Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объемными элементами.

Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности, новые декорации стали весьма популярными.

Фото: В. Шияновский, РИА Новости

5. В 1979 году зрители смогли оценить первый отечественный боевик. В картине Бориса Дурова «Пираты XX века» впервые в истории советского кино на экране показали технику карате. Лента произвела настоящий фурор. Утренние сеансы в кино нередко приходилось отменять — дети массово сбегали из школ, чтобы увидеть этот шедевр. Картина по праву заслужила звание самого кассового фильма за всю историю советского проката.

6. Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов.

Интересные факты о наших любимых детских фильмах

Картину сняли по одноименной повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть ее не смогут — до сегодняшнего дня фильм не сохранился.

Одновременно с «Вием» Гончаров создал еще одну фантастическую картину «В полночь на кладбище». На экраны она вышла в 1910 году. Обе ленты ознаменовали собой рождение отечественной кинофантастики.

7. Одним из лучших комедийных черно-белых фильмов российского производства стала лента Тамары Лукашевич «Подкидыш». Сюжет картины рассказывает о девочке по имени Наташа, которая ушла из дома и потерялась.

Советские зрители тут же подхватили знаменитую фразу героини Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня». Яркое высказывание надолго закрепилось за актрисой и доставило ей немало хлопот. Эти слова Раневской припоминали при каждом новом знакомстве, а дворовые мальчишки кричали цитату вслед проходящей мимо кинозвезды.

8. Самым длинным советским многосерийным фильмом считается драма «Вечный зов». Ленту сняли по одноименному произведению Анатолия Иванова, которое рассказывает историю семейства Савельевых. На долю этих людей выпали страшные события. Им удалось пережить три войны и революцию, а также познать цену Великой Победы и пройти испытания послевоенного времени.

Сериал состоит из 19 серий, которые выходили на экраны в течение 10 лет — с 1973 по 1983 годы.

Фото: РИА Новости

9. Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лег знаменитый одноименный роман Льва Толстого. Лента из четырех частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн. рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн. долларов.

10. Российские фильмы неоднократно завоевывали самую престижную награду в мире кино — премию «Оскар». В 1942 году победу на конкурсе одержала документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Позже заветные статуэтки получили картины «Радуга», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем».

Фото: РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *