Из чего делается керамика

Из чего делается керамика

Содержание

Категория: Разные непродовольственные товары

Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.

Керамика — это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига.

Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур

Для улучшения потребительских эстетических свойств керамику покрывают глазурью.

Материалы, используемые в производстве керамики, принято подразделять на пластичные материалы: глины (полиминеральные горные породы, состоящие из каолинитов, соды, окислов кремния, полевого шпата, железа и др.); каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита); отощающие материалы — снижают усадку при сушке и обжиге: кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот; плавни — снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу (полевой шпат и пегматит); материалы для глазури.

В качестве факторов, формирующих потребительские свойства и качество керамических бытовых товаров, выделяют те же, что и для стеклоизделий: вид керамики, способ формования и вид декорирования.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основными видами тонкой керамики являются: фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика, а грубой — гончарная керамика.

Фарфор — имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при ударе издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. В виду парного обжига изделий край борта или основание изделия не покрыто глазурью.

Различают твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор применяют для производства столовой и чайно-кофейной посуды повседневного использования. Мягкий фарфор может быть: бисквитный (не покрыт глазурью, используется для выработки художественно-декоративных изделий), костяной (в состав вводится костная мука, по внешним признакам напоминает белый мрамор, характеризуется высокой белизной и прозрачностью, используется для производства чайно-кофейной посуды праздничного ассортимента), полевошпатовый ("тонкостенный", по свойствам и назначению схож с костяным, но его белому цвету присущ голубоватый оттенок); низкотемпературный ("фриттовый" — термостойкий, механически прочный, обычно его покрывают цветными глазурями, за рубежом один из основных видов керамики для производства повседневной посуды).

Сырьем для производства фарфора служат каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок его белый, водопоглощение — 3~5%, используется в производстве посуды хозяйственного назначения.

Фаянс имеет белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка — 9-12%. Ввиду высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью. Глазурь имеет невысокую термостойкость, поэтому данный вид керамики находит применение в производстве столовой посуды повседневного использования. Вырабатывают его из беложгущихся глин с добавлением мела и кварцевого песка.

Майолика имеет пористый черепок (водопоглощение около 15%), изделия имеют гладкую поверхность, высокий блеск, малую толщину стенок (что определено способом формования — литьем), покрывают их цветными глазурями, они могут иметь декоративные рельефные украшения. Для производства майолики применяют беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика — черепок имеет красно-коричневый цвет (используются красножгущиеся глины), большую пористость (водопоглощение до 18%). Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами. Ассортимент представлен кухонной и хозяйственной посудой (горшки для жаркого, крынки для молока) и декоративными изделиями.

Процесс производства керамических бытовых товаров в упрощенном виде можно представить следующими этапами: подготовка сырьевых материалов; получение керамической массы; формование изделий; сушка и правка; обжиг; глазурование; декорирование.

Основными способами формования керамических изделий являются: метод пластического формования; литье, полусухое прессование.

При формовании изделий пластическим способом используют керамическую массу влажностью 22-24%, формирование производится на станках-автоматах или полуавтоматах. При этом способе керамическую массу помещают на дно формы и раскатывают шаблоном, в зазоре между формой и шаблоном образуется изделие. Используют данный способ при получении изделий из твердого фарфора, фаянса, гончарной керамики.

Способ литья предполагает применение керамической массы (шликера) влажностью 32-36% (сметанообразная консистенция), которая заливается в пористые гипсовые или поливинилхлоридные формы. Используют данный способ для выработки изделий из мягкого фарфора (кроме фриттового), твердого фарфора (изделия сложной формы), майолики.

Для плоских изделий несложной формы используют способ полусухого прессования. Керамическая масса при этом имеет остаточную влажность 2-3%, прессование проводят в металлических формах. Применяют данный способ при выработке изделий из фаянса, полуфарфора, низкотемпературного фарфора. Преимуществами данного способа являются увеличение скорости выработки и сокращение затрат энергоносителей (исключаются процессы сушки и правки), но используют его для ограниченного числа видов изделий: тарелки мелкие, блюдца и т. п.

Окончательно керамика образуется в процессе обжига. Различают два вида обжига: утельный и политой. Утельный обжиг предшествует глазурованию, при этом формируется черепок, устойчивый к размоканию. Политой обжиг проводят после глазурования с целью формирование структуры глазури.

При декорировании керамических бытовых товаров применяется ряд способов: живопись, украшения в виде полос, трафарет, шелкография, деколь. К специфическим видам декорирования керамических бытовых товаров можно отнести следующие:

• крытье — покрытие поверхности изделия красками (различают сплошное; частичное; с прочисткой; с прочисткой и дорисовкой; нисходящее и восходящее) с помощью аэрографа, трафарета, специальных шаблонов;

• штамп — мелкий однокрасочный поверхностный рисунок, наносимый красками и препаратами золота с помощью резиновых штампов или лент; обычно его применяют в сочетании с другими видами украшений;

• печать — контурный рисунок, образованный точками, черточками, штрихами (краска с печати переносится на изделие, либо вначале на папиросную бумагу, а затем на изделие); рисунки однокрасочные, могут быть надглазурными и подглазурными, дополняться живописью (с дорисовкой), трафаретом;

• фото по керамике — применяется для декоративных (подарочных) изделий;

• украшения декоративными глазурями: цветными, потечными, кристаллическими, матовыми, кружевными, люстровыми, кракле.

• рельефно-вырезные украшения: ажурный борт, вырезной край, рельефный борт (и их комбинации); декоративные рельефы;

• дополнительные украшения красками и препаратом золота: промазка — сплошное покрытие элемента изделия; пестрение — частичная зарисовка (мазок), подчеркивающая отдельные элементы изделия.

Все рисунки по характеру расположения на изделии подразделяются на бортовые; сплошные; букетом (до трех лепков); раскидные с большим букетом; медальон (рисунок, находящийся в обрамлении в виде круга, овала, многоугольника); арабеска (узкий бортовой орнаментальный рисунок).

Украшения бывают надглазурными и подглазурными. Большинство видов поверхностных пленочных украшений подлежат обжигу.

—>

Декоративно-художественная керамика

Она давно и прочно вошла в жизнь человека. Вы представляете египетские  орнаменты или стены Вавилона без цветных изразцов? А царские палаты без художественных панно? А как вам вазы династии Мин или японская пиала с настолько тонкими стенками, что они почти прозрачны? Причём керамика не гниёт и не ржавеет, и свои яркие и сочные краски она пронесла через тысячелетия до наших дней. Вот долговечность и эстетичность декоративной керамики ― это те причины, из-за которых в архитектуре и строительстве её применяют и по сей день.

Разновидности художественной керамики

В зависимости от сырья и последующей обработки получают разные её виды:

  • — терракоту, имеющую цвет обожжённой глины (красно-коричневый). Она имеет пористую структуру и не покрывается глазурью. По этой причине она гигроскопична, потому изделия из неё применяют внутри зданий. Самый дешёвый вид художественной керамики;
  • — майолику, похожую по структуре (пористости) и цвету на терракоту, но в отличие от неё покрываемую глазурями и эмалями. Покрывается обычно ангобом ― беложгущейся глиной, на фоне которого цвета эмалей и глазурей играют по-особенному. Является недорогой художественной керамикой;
  • — фаянс и полуфаянс, выполненные обычно из белой глины. Последствия значительной пористости нивелируются прозрачными глазурями. Прочность, стойкость к химическому воздействию и белизна обусловили его применение в сантехнике, малых скульптурных формах и т.п.; 
  • — фарфор, как и фаянс, выполнен из белой глины. Но его пористость минимальна. Тонкость и прочность черепка вместе с  изысканной росписью, высокая стоимость изготовления делают его ценным образцом декоративно-прикладного искусства. Потому и видим мы его чаще всего в виде изысканной посуды.

Производство художественной керамики

На начальном этапе готовится глина, из которой на гончарном круге, штамповкой  или же розливом в гипсовые формы производится изделие, пока ещё сырое.

Как делают керамику. Керамика. Технология изготовления керамики в домашних условиях.

Для отливки изделия выбран именно гипс, так как он высасывает воду из глинистой массы, которая для того, чтобы заполнить полностью форму, заготавливается жидкой (называемой шликером). После подготовленные изделия обжигаются в печах первый раз. Далее производятся роспись и нанесение глазури, потом следует второй обжиг. Если же роспись делают по глазури, то производится и третий обжиг.

Если не считать сантехническую керамику и специальные элементы украшения интерьера (барельефы, статуэтки, панно), то главным образом в строительстве из декоративной керамики применяются плитка и изразцы. Внешняя сторона их похожа, может быть из одинакового материала и одинаково покрыта. Но изразцы толще, и с внутренней стороны имеют румпу, образующую как бы незакрытую коробку. В этом бортике-румпе проделаны отверстия для крепления изразца проволокой к кладке или соседнему изразцу. Внутрь румпы закладывается скрепляющий изразец со стенкой состав.

Поливки, глазури, ангобы и эмали состоят из каолина, полевого шпата, кварца, оксидов металлов. Именно оксиды металлов создают цветовую гамму покрытия. Существует много техник изготовления и нанесения этих покрытий. Основная их функция ― закупорка пор и эстетика.

Фото образцов декоратино-художественной керамики

Еще о изделиях из керамики:

 — Кислотоупорные плитки и кирпич

 — Специальная керамика

 — Кровельная керамика

 — Трубы керамические канализационные и дренажные

 — Огнеупорный кирпич. Кирпич для кладки дымоходов

 — Керамические унитазы и раковины — виды и технология изготовления

 — Керамическая плитка в восточном стиле — иранская плитка

 — Дизайн фартука из керамической плитки

 — Керамическая плитка для ванной своими руками

загрузка…

Категория: Разные непродовольственные товары

Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.

Керамика — это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига. Для улучшения потребительских эстетических свойств керамику покрывают глазурью.

Материалы, используемые в производстве керамики, принято подразделять на пластичные материалы: глины (полиминеральные горные породы, состоящие из каолинитов, соды, окислов кремния, полевого шпата, железа и др.); каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита); отощающие материалы — снижают усадку при сушке и обжиге: кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот; плавни — снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу (полевой шпат и пегматит); материалы для глазури.

В качестве факторов, формирующих потребительские свойства и качество керамических бытовых товаров, выделяют те же, что и для стеклоизделий: вид керамики, способ формования и вид декорирования.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основными видами тонкой керамики являются: фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика, а грубой — гончарная керамика.

Фарфор — имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при ударе издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. В виду парного обжига изделий край борта или основание изделия не покрыто глазурью.

Различают твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор применяют для производства столовой и чайно-кофейной посуды повседневного использования. Мягкий фарфор может быть: бисквитный (не покрыт глазурью, используется для выработки художественно-декоративных изделий), костяной (в состав вводится костная мука, по внешним признакам напоминает белый мрамор, характеризуется высокой белизной и прозрачностью, используется для производства чайно-кофейной посуды праздничного ассортимента), полевошпатовый ("тонкостенный", по свойствам и назначению схож с костяным, но его белому цвету присущ голубоватый оттенок); низкотемпературный ("фриттовый" — термостойкий, механически прочный, обычно его покрывают цветными глазурями, за рубежом один из основных видов керамики для производства повседневной посуды).

Сырьем для производства фарфора служат каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок его белый, водопоглощение — 3~5%, используется в производстве посуды хозяйственного назначения.

Фаянс имеет белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка — 9-12%. Ввиду высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью. Глазурь имеет невысокую термостойкость, поэтому данный вид керамики находит применение в производстве столовой посуды повседневного использования. Вырабатывают его из беложгущихся глин с добавлением мела и кварцевого песка.

Майолика имеет пористый черепок (водопоглощение около 15%), изделия имеют гладкую поверхность, высокий блеск, малую толщину стенок (что определено способом формования — литьем), покрывают их цветными глазурями, они могут иметь декоративные рельефные украшения. Для производства майолики применяют беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика — черепок имеет красно-коричневый цвет (используются красножгущиеся глины), большую пористость (водопоглощение до 18%). Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами. Ассортимент представлен кухонной и хозяйственной посудой (горшки для жаркого, крынки для молока) и декоративными изделиями.

Процесс производства керамических бытовых товаров в упрощенном виде можно представить следующими этапами: подготовка сырьевых материалов; получение керамической массы; формование изделий; сушка и правка; обжиг; глазурование; декорирование.

Основными способами формования керамических изделий являются: метод пластического формования; литье, полусухое прессование.

При формовании изделий пластическим способом используют керамическую массу влажностью 22-24%, формирование производится на станках-автоматах или полуавтоматах. При этом способе керамическую массу помещают на дно формы и раскатывают шаблоном, в зазоре между формой и шаблоном образуется изделие. Используют данный способ при получении изделий из твердого фарфора, фаянса, гончарной керамики.

Способ литья предполагает применение керамической массы (шликера) влажностью 32-36% (сметанообразная консистенция), которая заливается в пористые гипсовые или поливинилхлоридные формы. Используют данный способ для выработки изделий из мягкого фарфора (кроме фриттового), твердого фарфора (изделия сложной формы), майолики.

Для плоских изделий несложной формы используют способ полусухого прессования. Керамическая масса при этом имеет остаточную влажность 2-3%, прессование проводят в металлических формах. Применяют данный способ при выработке изделий из фаянса, полуфарфора, низкотемпературного фарфора.

Общие сведения о керамике

Преимуществами данного способа являются увеличение скорости выработки и сокращение затрат энергоносителей (исключаются процессы сушки и правки), но используют его для ограниченного числа видов изделий: тарелки мелкие, блюдца и т. п.

Окончательно керамика образуется в процессе обжига. Различают два вида обжига: утельный и политой. Утельный обжиг предшествует глазурованию, при этом формируется черепок, устойчивый к размоканию. Политой обжиг проводят после глазурования с целью формирование структуры глазури.

При декорировании керамических бытовых товаров применяется ряд способов: живопись, украшения в виде полос, трафарет, шелкография, деколь. К специфическим видам декорирования керамических бытовых товаров можно отнести следующие:

• крытье — покрытие поверхности изделия красками (различают сплошное; частичное; с прочисткой; с прочисткой и дорисовкой; нисходящее и восходящее) с помощью аэрографа, трафарета, специальных шаблонов;

• штамп — мелкий однокрасочный поверхностный рисунок, наносимый красками и препаратами золота с помощью резиновых штампов или лент; обычно его применяют в сочетании с другими видами украшений;

• печать — контурный рисунок, образованный точками, черточками, штрихами (краска с печати переносится на изделие, либо вначале на папиросную бумагу, а затем на изделие); рисунки однокрасочные, могут быть надглазурными и подглазурными, дополняться живописью (с дорисовкой), трафаретом;

• фото по керамике — применяется для декоративных (подарочных) изделий;

• украшения декоративными глазурями: цветными, потечными, кристаллическими, матовыми, кружевными, люстровыми, кракле.

• рельефно-вырезные украшения: ажурный борт, вырезной край, рельефный борт (и их комбинации); декоративные рельефы;

• дополнительные украшения красками и препаратом золота: промазка — сплошное покрытие элемента изделия; пестрение — частичная зарисовка (мазок), подчеркивающая отдельные элементы изделия.

Все рисунки по характеру расположения на изделии подразделяются на бортовые; сплошные; букетом (до трех лепков); раскидные с большим букетом; медальон (рисунок, находящийся в обрамлении в виде круга, овала, многоугольника); арабеска (узкий бортовой орнаментальный рисунок).

Украшения бывают надглазурными и подглазурными. Большинство видов поверхностных пленочных украшений подлежат обжигу.

Категория: Производство

Понятие «керамика» (гр. keramike — гончарное искусство, keramos — глина) включает в себя все разновидности глиняных изделий. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, различающиеся внешним видом и способом декорирования.

Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — обожженная глина светлого красно-коричневого цвета, которую не покрывают глазурями. Терракота легко впитывает влагу, поэтому из нее делают в основном декоративные изделия.

Майолика (итал. maiolica — старое название острова Мальорка, через который в Италию ввозили произведения испанско-мавританской керамики) имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается тонким слоем ангоба. Ангоб (фр. engobe) — покрытие белой или цветной жидкой глиной, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверхности и придания ей цвета. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность.

Фаянс (фр. faience от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства) в отличие от майолики имеет более тонкий черепок преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.

Фарфор (тур. farfur от перс, fagfur) — наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкое применение в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений.

Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты фарфоровой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления керамических изделий с течением времени претерпевали изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеальной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором из куска сырой глины вытягивается симметричный предмет.

На современном керамическом производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистку швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д.

Все эти операции выполняют по сырому черепку. После их завершения изделие подсушивают, потом обжигают.

Для декорирования керамических изделий чаще всего используют роспись. Приемы росписи разнообразны. Ангобами декорируют поверхность целиком или частично, а также наносят узор на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента.

В число декорирующих керамику материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Глазурованные керамические изделия с росписью обжигают, как правило, в два приема. Первый — утильный — обжиг придает прочность и твердость черепку. Второй обжиг — окончательный — закрепляет роспись и глазурь.

Особое место в искусстве керамики занимают центры, создающие глиняные игрушки. Их лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производят клеевыми красками, она не требует обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь отдельные промыслы игрушку изготовляют по той же технологии, что и посуду, с глазурованием и обжигом. В игрушках повторяются изображения людей, животных и птиц.

Гжельская керамика. Название промысла произошло от названия с. Гжель Раменского района Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. В начале XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали.

После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфора в Гжели началось освоение нового материала. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Со второй половины XIX в. гжельские мастера перестраиваются на роспись изделий в сдержанной гамме с преобладанием синего кобальта. Сочетание синего с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, стало новой линией искусства Гжели.

Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при одном типе росписи — синего изображения на белом фоне — разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает широкий ассортимент фарфоровых изделий. Это и наборы для кофе, чая, посуда для пельменей, часы оригинальных форм, шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.

Скопинская керамика. Один из известных гончарных промыслов России находится в г. Скопин Рязанской области. Гончарную глину издавна использовали для изготовления кувшинов, крынок и мисок, а также игрушек. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели лаконичную форму без какой-либо деталировки и отделки. Посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер скопинских изделий, они стали заметно отличаться от продукции других центров гончарного производства. Отличие состояло в том, что сосуды ручной лепки изготовляли как скульптуры: емкость как первооснова кувшина оставалась, но она дополнялась лепными фигурками птиц, рыб, полуфантастических животных.

В некоторых изделиях фигура птицы или животного превращалась в кувшин или сосуд, в котором сложно переплеталось несколько фигур.

Современные работы скопинских мастеров продолжают традицию создания оригинальной керамической фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру.

Хотя среди изделий появились подсвечники, старинного типа кумганы (сосуды в виде рыб, льва, птицы скопы лаконичной формы), тенденция на изготовление изделий усложненных решений остается господствующей.

Дымковская игрушка. Среди промыслов, изготовляющих глиняную игрушку, видное место занимает дымковский. Его название связано с с. Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерную роспись. Игрушки лепят из красной глины, а после обжига окрашивают разведенным в молоке мелом. Сейчас этот состав заменен водно-эмульсионными белилами. По белому фону роспись выполняют темперными красками. Сочные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную роспись.

Каргопольская игрушка. Самобытный традиционный промысел изготовления игрушки сохраняется в Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в д. Гринево Каргопольского района. В тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Техника выполнения игрушек аналогична технике изготовления на других промыслах: вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками.

Доклад: Художественная керамика

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы. Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» — работа в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий. Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции. О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным
частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.

Художественная керамика

Керамика — это все разновидности изделий, выполненные из глины.

Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор — наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.

Географические центры художественной керамики

Россия

o Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

o Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.

o Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.

o Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.

o Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.

o Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.

Украина

Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.

o Село Опошня (Полтавская обл.).

o Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.

o Город Васильев (Киевская обл.).

o Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.

o Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван).

o Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.

Молдавия

В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.

Белоруссия

В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.

Латвия

Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Литва

Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.

Эстония

Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.

Грузия

Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.

Армения

Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.

Таджикистан

Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.

Узбекистан

Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают.

Потом художественная керамика проходит обжиг.

В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

[ad010]

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Грубая керамика

Cтраница 1

Грубая керамика в виде кислотоупорного кирпича и плитки, применяется для футеровки кислотной аппаратуры; тонкая керамика и фарфор — для изготовления ванн, труб, кранов в пр.

Изделия грубой керамики обжигают до появления минимального количества легкоплавких соединений, которые связывают между собой дегидратированные частицы глинообразующих минералов и зерна кварца, что делает эти изделия достаточно механически прочными.  

Изделия грубой керамики готовят из дешевых глин, в которых кроме каолина ( AlgOs SiOj — 2H2O) присутствует значительное количество примесей. Изделия тонкой керамики ( фарфоровые и фаянсовые) формуют из чистого каолина; обжиг производят при 1200 — 1400 С.  

Изделия грубой керамики готовят из дешевых глин, в которых кроме каолина ( Al2O3 — 2SiOs — 2Н2О) присутствует значительное количество примесей. Изделия тонкой керамики ( фарфоровые и фаянсовые) формуют из чистого каолина; обжиг производят при 1200 — 1400 С.  

Изделия грубой керамики готовят из дешевых глин, в которых кроме каолина ( А12О з 25Ю2 — 2Ы2О) присутствует значительное количество примесей. Изделия тонкой керамики ( фарфоровые и фаянсовые) формуют из белой глины; обжиг производят при 1200 — 1400 С.  

Изделия грубой керамики готовят из дешевых глин, в которых кроме каолинита присутствует значительное количество примесей. Изделия тонкой керамики формуют из белой глины; обжиг производят при 1200 — 1400 С.  

В тонкой и грубой керамике улучшение формовочных свойств глинистых материалов связано с влиянием ионов натрия на диспергирование частичек и изменение их пластичных свойств. Иногда глины, непригодные для производства, после их обработки солями натрия приобретают необходимые технические качества. Добавка незначительного количества пластифицирующих глин, содержащих ионы натрия, к формовочным пескам литейных форм придает пескам нужные технологические свойства, вследствие чего отпадает необходимость завозить, часто с отдаленных мест, большие массы пластичных каолинито-вых глин.  

В производстве вяжущих материалов, грубой керамики и огнеупоров применяются, как правило, мельницы непрерывного действия. Эти мельницы работают по открытому или замкнутому циклу, сухим или мокрым способом. Непрерывное удаление из мельницы частиц, достигших заданного размера, обеспечивает более высокие техно-экономические показатели ее работы.  

Строительный кирпич принадлежит к классу грубой керамики с пористым черепком, обладающим неоднородным землистым изломом. Обыкновенный глиняный кирпич изготовляют из легкоплавких глин с отощающими добавками песка или шамота для уменьшения усадки. Формование кирпича производится пластичным либо полусухим способом в прессах. Выдавливаемый прессом керамический брус автоматически разрезается на отдельные крипичи, которые сушат в камерных или туннельных сушилках дымовыми газами или горячим воздухом. Высушенный полуфабрикат обжигают в кольцевых или туннельных печах при 900 — 1100 С.  

Керамические технические материалы подразделяют на грубую керамику ( кирпич, черепица, гончарные трубы, массовые огнеупорные изделия и др.) и тонкую ( главным образом фаянс, фарфор) и на их основе комбинаторные керамики с широким диапазоном свойств.  

Керамические технические материалы подразделяют па грубую керамику ( кирпич, черепица, гончарные трубы, массовые огнеупорные изделия п др.) и тонкую ( главным образом фаянс, фарфор) и па их основе комбинаторные керамики с широким диапазоном свойств.  

В технологии керамических изделий различают грубую керамику, к которой относятся строительные материалы и огнеупоры, изготовленные из грубозернистых керамических масс, обладающие пористым черепком с неоднородной структурой, и тонкую керамику, к которой относятся спекшиеся или мелкопористые изделия с однородной структурой черепка: фарфор, фаянс, специальная керамика.  

В технологии керамических изделий различают грубую керамику, к которой относятся строительные материалы и огнеупоры, изготовленные из грубозернистых керамических масс, обладающие пористым черепком с неоднородной структурой, и тонкую керамику, к которой относятся спекшиеся или мелкопористые изделия с однородной структурой черепка — фарфор, фаянс, специальная керамика.  

Тонкие каменные изделия отличаются от каменных изделий грубой керамики ( клинкера и канализационных труб) тем, что они имеют однородное строение в изломе и обожжены до полного спекания.  

Страницы:      1    2    3    4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko