Как развить абстрактное мышление

Как развить абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это способность думать о вещах, которые на самом деле не происходят. Абстрактные мыслители заинтересованы в более широкой картине всего происходящего. Вместо того, чтобы искать в каждой конкретной ситуации свой выход, они используют общие выводы и готовые шаблоны для решения.

Как мы познаем мир?

Есть два способа:

Путем чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств.

Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, проникая в суть вещей.

Конкретные мыслители чувствуют себя комфортно в том, что происходит прямо сейчас.

Развитие мышления: способы тренировки мозга

Им нравятся понятные и реальные вещи, а также те, которые они могут подержать в своих руках. Они любят следовать инструкциям и имеют четко расписанные планы. Такие люди ненавидят все, что относится к непонятным и двусмысленным вещам. Обычно они не читают между строк. И у них не всегда получается быть спонтанными и «плыть по течению».

Абстрактные мыслители, наоборот, думают о том, как все относится ко всему более широко. Они всегда ищут более глобальный смысл или скрытые детали в тех или иных вещах.

Такие люди очень любопытны и любят работать со сложными идеями. Абстрактное мышление тесно связано с символическим мышлением.

Как мы используем мышление

Конечно, большинство из нас использует сочетание конкретных и абстрактных рассуждений в разное время и в разных ситуациях. Никто бы не смог идти по жизни, полагаясь только на один способ мышления. Каждый должен использовать абстрактное мышление для того, чтобы строить планы на будущее, понимать сложные идеи или даже запарковать свой автомобиль. Мы также все нуждаемся в конкретном мышлении для выполнения более практичных жизненных задач, например, необходимость проверить, нужно ли нам купить молоко.

Когда вы были детьми, то считали на пальцах. Теперь вам этого не нужно, поскольку вы воспринимаете цифры с помощью абстрактного мышления.

Для некоторых людей абстрактное мышление является доминирующим.

7 признаков абстрактного мыслителя

1. Вы тратите много времени на размышление о глобальных вопросах, таких как «Что такое смысл жизни?», или «Какова природа сознания?».

2. Вы постоянно удивляетесь и задаетесь вопросом «почему». Скорее всего, в детстве, вы надоедали другим своими бесконечными вопросами.

3. Вам не нравится заниматься чем-либо, если вы не видите на то веской причины. Вам не подходит такой вариант «просто так».

4. Вам ужасно не нравится следовать пошаговым инструкциям и, скорее всего, вы самостоятельно во всем разберетесь.

5. Вам не нравится рутина, и вы быстро устаете, если занимаетесь одним и тем же делом снова и снова.

6. Когда вы думаете о чем-то новом, вы часто сопоставляете его с тем, что уже знаете, даже если эти идеи кажутся вам поначалу не связанными между собой.

7. У вас получается придумывать метафоры и аналогии и связывать идеи между собой новыми способами.

Как улучшить абстрактное мышление

Если вы хотите улучшить свое абстрактное мышление, существуют специальные книги с упражнениями, которые вы можете попробовать.

Вам сможет помочь развитие математических навыков, поскольку математика является абстрактным способом мышления.

Изучение предметов, которые невозможно понять конкретным образом – это еще один способ развития вашего абстрактного мышления. Такие предметы, как квантовая механика и астрофизика, требуют от нас абстрактного подхода.

Работа над развитием вашей способности использовать метафору и аналогию также может вам в это деле. Чтение и написание стихов будет отличным началом. Посещение галереи современного искусства, сможет помочь вам создать более символические образы.

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано, но это не значит, что невозможно усовершенствовать. Приведенные ниже упражнения помогут развить широту мышления.

1. Представляйте различные эмоции: радость, страх, умиление, недоверие. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, если не привязывать его к конкретным объектам?

2. Представьте образ философского понятия. Например, как в вашем воображении будет выглядеть гармония? Потренируйтесь с образами: порядок, энергия, свобода, бесконечность, испытание и др.

3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Попробуйте установить логические связи сюжета.

4. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, голос, позы и жесты. Не упускайте ни одной детали. Что вы ощущали во время разговора с ними?

5. Просто рисуйте.

В целом, наличие баланса навыков мышления сможет помочь вам быть более готовым к различным жизненным ситуациям, поэтому это именно то умение, которое стоит развивать.

По материалам — learning-mind.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА

Читайте «Море смысла» в Facebook и Pinterest.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

ХР Первобытное абстрактное мышление

Александр Суворый

ХР. 2.6.174. Эпоха первобытных цивилизаций. Первобытное абстрактное мышление.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 174. Первобытное абстрактное мышление.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век.

7 признаков развитого абстрактного мышления (и как совершенствовать его)

Поздний палеолит.
55 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Первобытное абстрактное мышление. 55 000 до н.э.

С учётом всех известных факторов и материальных свидетельств уровня производства орудий труда, предметов быта и украшений первобытных людей данного времени, можно реконструировать типичное мышление или психологический портрет первобытного человека (классического неандертальца и палеокроманьонца).

Это были люди энергичных действий и непосредственных поступков, выражающих и отражающих их мысли, ощущения, чувства, потребности и настроения. Они были очень чуткие, постоянно настороженные и чрезвычайно отзывчивые, как звери (хищные звери).

В их головах (мозгу) постоянно функционируют мысли, формируются структуры-образы, возникают взаимосвязанные цепочки ощущений-чувств-мыслей.

Они постоянно настроены на сравнение и анализ увиденного и услышанного, на выражение и передачу друг другу своих мыслей-ощущений-чувств-суждений, вариантов решений и поведения.

Вероятно, во время общения они чрезвычайно говорливы, особенно женщины, хотя и ограничены количеством слов-понятий, слов-определений.

Мужчины-охотники предпочитают усиливать устную речь символической мимикой и жестами, женщины-собирательницы – оттенками произношения, выражающими, прежде всего, их ощущения, чувства, желания и потребности.

Наиболее свободные и непосредственные в речи и языке общения – это дети первобытных людей. Возможно, именно дети являются главными «изобретателями» новых слов-понятий.

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что речь и речевое общение доставляет первобытным людям данного времени большое удовольствие. Особенно они «любят поболтать» во время обсуждения результатов трудового дня, подготовки и проведения обрядовых и ритуальных празднеств и других мероприятий.

Возможно, в процессе подготовки к обрядовым и ритуальным действиям, к брачно-свадебным обрядам, к ритуалу инициации (обрезания и дефлорации) возникло и быстро развивается абстрактная (обобщённая) речь, абстрактное мышление, абстрактные рассуждения и абстрактно-символический (ритуальный) язык общения.

Чаще всего абстрактными рассуждениями (прогнозированием, планированием, распределением ролей и обязанностей) занимаются мужчины. Среди женщин больше всего абстрактно могут мыслить знахарки-ведуньи, бабки-повитухи и женщины родоначальницы родов и кровнородственных общин.

Среди первобытных людей данного времени обязательно есть такие, которые любят говорить и рассуждать, воображать и пересказывать свои воображения-фантазии вслух (сочинять мифы, байки, побасенки, сказки, легенды, притчи, бывальщины и анекдоты). Их устные повествования и сказания, а также мистерии и представления, как правило, необычные, увлекательные, интересные, познавательные и часто шутливые (весёлые, юмористические).

Эти истории, повествования и сказания в свою очередь пробуждают мифологическое и гипнотическое мышление, воображение и фантазию слушателей-зрителей, обладают магическим (гипнотическим) действием. Слушатели-зрители неизбежно и закономерно представляют себе структуры-образы повествований, их поведение, статусное положение и определённые функции в окружающей среде и мире.

Возможно, первыми абстрактно мыслящими и говорящими были люди, обладающие развитым абстрактным, мифологическим и гипнотическим мышлением – шаманы, колдуны, жрецы, знахари, ведуны и ведуньи.

Обладатели развитого абстрактного мышления, как правило, отличаются характерной невнимательностью к себе и своим близким, отвлечённостью от трудовых, семейных и бытовых обязанностей, отрешенностью от реального действительного мира.

Они чаще других «витают в облаках» и становятся людьми «не от мира сего». 

Они, как правило, живут в своём личном (виртуальном) мире абстрактных рассуждений, идей и планов, центрированы на себе, хотя и думают обо всех и обо всём.

Характерной особенностью таких людей является их повышенная самооценка, которая отличается от мнения большинства окружающих их людей.

Однако некоторые из людей, обладающих гипнотическими (магическими) формами и методами абстрактного мышления, речи и языка, становятся истинными героями, духовными лидерами, вождями и вожаками, создателями верований и религий.

Таким образом, типичный представитель первобытного человечества данного времени уже обладает способностью мыслить сложными категориями, делать обобщающие выводы и видеть структуры-образы конкретной жизненной ситуации в разных вариантах.

Он или она обладают сильным мыслительным аппаратом, большой мыслительной работоспособностью и способностью увлекаться любимым делом.

Главное, они способны мыслить отвлечённо от реальной фактической обстановки в окружающей среде и мире, планировать и предсказывать свои и чужие действия и поступки. При этом у них сохраняется врождённая (инстинктивная) направленность на удовлетворение своих и прежде всего своих потребностей, желаний и устремлений.

Первобытные люди данного времени больше эгоисты, чем альтруисты. Поэтому они прагматично рассеяны и невнимательны к окружающим, за исключением детей и стариков, родоначальников.

Иногда они, возбуждённые своими или внушёнными фантазиями, уходят в абстрактный (виртуальный) мир грёз, воспоминаний, мифов, мечтаний и отвлечённых рассуждений настолько, что их выводы и суждения становятся ошибочными убеждениями (суевериями, заблуждениями).

Примечательно, что физический и духовный голод, бедствия, страдания и неблагополучие неизбежно и закономерно пробуждают абстрактное мышление, будят фантазию, галлюцинации, мысленные структуры-образы, планы решительных действий, экспериментов и необычных поступков (нестандартных, нетипичных, не привычных). Недаром говорится: «Голь на выдумки хитра».

В процессе познания окружающей среды человек неизбежно и закономерно выбирает из увиденного, услышанного и испытанного самое существенное отвечающее его потребностям.

Перенасыщение зрительной (образной) памяти эйдетическими (фотографическими) впечатлениями и образами приводит к неизбежному отвлечению от несущественных деталей, концентрации на существенных, значимых, символических сторонах, свойствах и связях переживаемых событий и явлений.

В результате формируется отвлечённое от реальности или абстрактное мышление, видение, представление, мнение или абстрагирование – теоретическое обобщение, как результат такого отвлечения от конкретики.

Абстрагирование или обобщённое отвлечённое осмысление происходящего неизбежно приводит к созданию моделей образов-структур, образцам и примерам поведения, оценке такого поведения в сравнении с этими моделями, структурами-образами. Например, мода, стиль поведения, обычай, обряд, ритуал, традиции, понятия, идеи.

Мифологическое, гипнотическое и абстрактное мышление образует множество абстракций, обобщений и образов-структур-моделей. Все они взаимосвязаны и сами становятся материалом для ещё более обобщённых образов-структур и моделей. В результате возникает иерархия абстракций – совокупность абстрактных понятий, суждений, мнений,  (мировоззрение, философия, идеология), находящихся вместе с их авторами-исполнителями в отношениях системы доминирования.

Примитивной абстракцией считается чувственная абстракция – выделение из переживаемого события чувственных свойств предметов и явлений. По закону подобия («всё подобно всему») эти свойства сравниваются с другими подобными свойствами, получают знаковые или символические наименования.

Переход от чувственных свойств предметов и явлений и выделение их нечувственных свойств (предназначение, функции, значимость) порождает абстрактное понятие – высшую форму абстрактного мышления.

Абстрактные понятия возникают при выражении или отражении событий и явлений через отношения между персонажами, предметами и явлениями каких-либо событий и явлений.

Вот почему мифологическое и гипнотическое мышление неизбежно и закономерно порождает мифы – чувственные абстракции и абстрактные понятия. Выражая и отражая в мифах структуры-образы и архетипы через их связи и отношения, первобытными людьми создаются высшие для данного времени абстракции – отвлечённые и со временем становящиеся полу-понятными ритуалы, обряды, мистерии, произведения мобильного и изобразительного искусства.

Для современников авторов первых мифов и абстрактных понятий кривые сучки, ветки, цветные раковины, причудливые камни или бесформенные куски глины, кости, клубки шерсти, маски, амулеты, обереги, чуринги становились живыми, одухотворёнными, значимыми, дорогими и ценными абстрактными предметами-обобщениями.

Так дети играют совершенно бесформенной игрушкой, которая в их абстрактном чувственном воображении-мышлении представляется в образе животного, человека, птицы.

Таким образом, абстрактное мышление не есть только чувственное мифологическое и гипнотическое мышление, но неразрывно с ним. Мысленный образ-структура может возникнуть абстракцией (обобщением) только исходя из чувственного опыта и осмысления.

Абстрагирование – это мыслительная деятельность по формированию абстрактных структур-образов-моделей на основе выделения из действительности некоторых необходимых для распознавания знаковых элементов и отвлечение их от прочих элементов этой действительности. Так, например, следы птиц и животных на земле могут помочь представить их конкретный образ (вид, внешность), их поведение, отношения друг с другом, фабулу прошедших событий.

Абстрагирование – прямой путь к созданию знаковой речи, знаковому поведению, символическим отношениям, позволяющим создавать структуры-образы-модели окружающей среды с определённых точек зрения (мнений, суждений, требований, идей).

Абстрагирование – это теоретическое обобщение, которое позволяет выразить или отразить, например, в мифах основные закономерности исследуемых объектов, событий или явлений, изучать и открывать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

Так, например, по свойствам движения планет Солнечной системы будут открыты «кончиком пера» невидимые, но реально существующие планеты. Так же будут открыты новые химические элементы с предсказанными свойствами.

В качестве элементов абстрагирования выступают структуры-образы-модели человеческого мышления – понятия, суждения, умозаключения, закономерности, законы, гипотезы, теории, формулы и т.д.

Абстрагирование неизбежно и закономерно возникает тогда, когда человеку невозможно выразить, показать и воспроизвести в натуре, например, путь охотников через горы, реки, болота, скалы. В этом случае он вынужден создавать абстрактные символы гор, волнующейся воды, тропинки следов между знаковыми ориентирами и наконец, место, например, схрон охотничьей добычи, которое уже сейчас может обозначаться на картах-схемах на земле знаком косого креста.

В результате абстрагирования или абстрактного мышления сначала статичные контурные изображения животных и людей будут воспроизводиться в живой и знаковой форме, например, в позе отдыхающего (спящего) животного, бегущего или танцующего человека.

Впоследствии возникнут изображения людей в фантастических масках или в формах, отличных от реального человеческого облика, но имеющие абстрактное символическое значение. Так первобытные изображения «инопланетян» на самом деле могут быть абстрактными образами конкретных представителей иных тотемов-племён, общин или родов.

Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних свойств предмета или явления и выделяет другие, например, только форму предмета, без внимания на его цвет.

Обобщающая абстракция даёт обобщённую картину (совокупность структур-образов) предмета или явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате появляется структура-образ как выражение общего свойства объектов или явлений (например, формулы в математике).

Идеализация – это замещение реальной действительности абстрактной (идеализированной) структурой-образом-моделью или схемой, лишённой конкретных несущественных недостатков. В результате образуются абстрактные понятия, например, «хороший» и «плохой».

Изолирующая абстракция выделяет и обобщает только ту форму и содержание, на котором сосредоточено внимание.

Конструктивная абстракция – отвлечение от неопределённости границ реальных предметов, событий и явлений и  приведение к их определённости, к сфере действия, к области применения, к определённой схеме, чертежу, формуле и т.д.

Формальная абстракция  — это выделение фактических и неизбежных свойств предмета или явления, без которых они не существуют (например, силуэт, форма или цвет). С помощью формальной абстракции человек познаёт, усваивает знаки и символы, предметы и явления. Этот тип абстрактного мышления прямо ведёт к теоретическому мышлению.

Содержательная абстракция  — это выделение тех свойств предмета или явления, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстрактного мышления на основе закона подобия («всё подобно всему») развивает способность использовать абстракции в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Абстрактное мышление оперирует абстрактными понятиями «человек», «земля», «дерево», а конкретное мышление – «человек из рода тумба-юмба», «земля за рекой», «дерево дуб» и т.д.

Абстрактное мышление и конкретное мышление составляют единство и борьбу противоположностей интеллектуального мышления и свойственно, возможно, только человеку.

Абстрактное мышление возникло одновременно с конкретным мышлением и усиленно развивалось вместе с речью и языком и благодаря языку, как системе символьного или знакового общения.

Невозможно абстрактно или конкретно мыслить, не имея определённого языкового знака, обозначающего нечто абстрактное или конкретное. Например, в реальной действительности нет ничего абстрактного – всё реально. Абстрактное появляется только в мышлении человека в виде обобщающих структур-образов-моделей.

Например, закон подобия («всё подобно всему») является чисто абстрактным, так как в реальности каждый предмет, событие и явление являются конкретными, себе сущими, самостоятельными, состоящими в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности с другими конкретными предметами, событиями и явлениями. Вот эти взаимосвязи и взаимообусловленности имеют силу закономерностей, силу закона.

На основании этого абстрактного закона подобия возникнут модели органического единства «макрокосмоса и микрокосмоса», подобия между организмом человека, например, и организмом планеты Земля и т.д.

© Copyright: Александр Суворый, 2012
Свидетельство о публикации №212041400130

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Суворый

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Суворый

Абстрактное мышление – это способность думать о вещах, которые на самом деле не происходят. Абстрактные мыслители заинтересованы в более широкой картине всего происходящего. Вместо того, чтобы искать в каждой конкретной ситуации свой выход, они используют общие выводы и готовые шаблоны для решения.

Как мы познаем мир?

Есть два способа:

Путем чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств.

Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, проникая в суть вещей.

Конкретные мыслители чувствуют себя комфортно в том, что происходит прямо сейчас. Им нравятся понятные и реальные вещи, а также те, которые они могут подержать в своих руках. Они любят следовать инструкциям и имеют четко расписанные планы. Такие люди ненавидят все, что относится к непонятным и двусмысленным вещам. Обычно они не читают между строк. И у них не всегда получается быть спонтанными и «плыть по течению».

Абстрактные мыслители, наоборот, думают о том, как все относится ко всему более широко. Они всегда ищут более глобальный смысл или скрытые детали в тех или иных вещах.

Такие люди очень любопытны и любят работать со сложными идеями. Абстрактное мышление тесно связано с символическим мышлением.

Как мы используем мышление

Конечно, большинство из нас использует сочетание конкретных и абстрактных рассуждений в разное время и в разных ситуациях. Никто бы не смог идти по жизни, полагаясь только на один способ мышления. Каждый должен использовать абстрактное мышление для того, чтобы строить планы на будущее, понимать сложные идеи или даже запарковать свой автомобиль. Мы также все нуждаемся в конкретном мышлении для выполнения более практичных жизненных задач, например, необходимость проверить, нужно ли нам купить молоко.

Когда вы были детьми, то считали на пальцах. Теперь вам этого не нужно, поскольку вы воспринимаете цифры с помощью абстрактного мышления.

Для некоторых людей абстрактное мышление является доминирующим.

7 признаков абстрактного мыслителя

1. Вы тратите много времени на размышление о глобальных вопросах, таких как «Что такое смысл жизни?», или «Какова природа сознания?».

2. Вы постоянно удивляетесь и задаетесь вопросом «почему». Скорее всего, в детстве, вы надоедали другим своими бесконечными вопросами.

3. Вам не нравится заниматься чем-либо, если вы не видите на то веской причины. Вам не подходит такой вариант «просто так».

4. Вам ужасно не нравится следовать пошаговым инструкциям и, скорее всего, вы самостоятельно во всем разберетесь.

5. Вам не нравится рутина, и вы быстро устаете, если занимаетесь одним и тем же делом снова и снова.

6. Когда вы думаете о чем-то новом, вы часто сопоставляете его с тем, что уже знаете, даже если эти идеи кажутся вам поначалу не связанными между собой.

7. У вас получается придумывать метафоры и аналогии и связывать идеи между собой новыми способами.

Как улучшить абстрактное мышление

Если вы хотите улучшить свое абстрактное мышление, существуют специальные книги с упражнениями, которые вы можете попробовать.

Вам сможет помочь развитие математических навыков, поскольку математика является абстрактным способом мышления.

Изучение предметов, которые невозможно понять конкретным образом – это еще один способ развития вашего абстрактного мышления. Такие предметы, как квантовая механика и астрофизика, требуют от нас абстрактного подхода.

Работа над развитием вашей способности использовать метафору и аналогию также может вам в это деле. Чтение и написание стихов будет отличным началом. Посещение галереи современного искусства, сможет помочь вам создать более символические образы.

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано, но это не значит, что невозможно усовершенствовать. Приведенные ниже упражнения помогут развить широту мышления.

1. Представляйте различные эмоции: радость, страх, умиление, недоверие.

Развитие абстрактного мышления

Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, если не привязывать его к конкретным объектам?

2. Представьте образ философского понятия. Например, как в вашем воображении будет выглядеть гармония? Потренируйтесь с образами: порядок, энергия, свобода, бесконечность, испытание и др.

3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Попробуйте установить логические связи сюжета.

4. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, голос, позы и жесты. Не упускайте ни одной детали. Что вы ощущали во время разговора с ними?

5. Просто рисуйте.

В целом, наличие баланса навыков мышления сможет помочь вам быть более готовым к различным жизненным ситуациям, поэтому это именно то умение, которое стоит развивать.

По материалам — learning-mind.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА

Читайте «Море смысла» в Facebook и Pinterest.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Логика (от греч) — это наука о человеческое мышление. Но в отличие от других наук, которые тоже изучают человеческое мышление, например, психологии и кибернетики, логика изучает мышление как средство познания, ее п предметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощью которых человек познает окружающий свиіт.

Вопросы, связанные с познанием действительности, являются важнейшими вопросами философии и ее предмета. Именно поэтому, логика изучая мышление как средство познания, является философской наукой

Таким образом, * логика — это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах познавательного мышления человека. Таково общее понятие о логике. Но чтобы раскрыть ее предмет, не еобхидно осветить, что такс познания, что такое форма и закон мышления и в чем заключается значение логики для познавательной деятельности человекни.

Ответы вы можете найти в дальнейшем изложении сформулированных в структуре раздела вопросам

2 Чувственные формы познания

Современная теория познания как одна из составляющих философии рассматривает познание как процесс отражения в сознании человека объективной действительности, существует вне сознания и независимо от субъекта познания

В основе любого познавательного акта лежит отражение внешнего мира органами чувств, которые дают человеку непосредственное знание о действительности

*. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление

*. Ощущение — это отражение отдельных чувственных свойств предметов: цвет, форма, запах, твердость, тепло, холод и т.д.

*. Восприятие — это знания о предмете в целом (целостный образ) в момент воздействия его на наши органы чувств. Такими образами являются, например, зрительное восприятие дерева, которое растет перед вашим окном, или книги, лежащей на вашем столе; слуховое восприятие шума дождя,. Мелодиї.

Более сложной формой чувственного познания является представление *.

Как развить абстрактное мышление, чтоб творить, а не вытворять

Представление-это воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого предмета, явления. Если восприятие всегда связано с непосредственным действием предмета, то в представление возникает при отсутствии предмета. Для возникновения представление предмета в нашем сознании достаточно услышать название предмета или его имям’я.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах или отдельные свойства предметов. Но знание такого рода не могут удовлетворить человека. Нам необходимы общие знания о мире и обществе. Такие с знания содержатся в объективных законах природы и общества. Выявление и формулировка таких общих знаний невозможно без абстрактного (от латинского — удаление, отвлечение) мышлениемення.

3 Особенности абстрактного мышления

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мира научных понятиях или абстракциях. Отвлекаясь от индивидуального в вещах и явлениях, абстрактное мышление обобщает множества од. Научно предметов, выделяет наиболее важные свойства, раскрывает существенные связи между предметами и явлениями.

Способность к абстрагированию делает мышление более сложной и выше по сравнению с чувственным познанием, формой отражения действительности. Находясь в пределах чувственного познания невозможно раскрыть причинную зале ежнисть между такими явлениями как, например, смена времен года или вращение. Земли вокруг. Солнца, предусмотреть солнечное или лунное затмениея.

Итак, процесс познания включает в себя чувственное восприятие и абстрактное мышление

Каковы же основные особенности абстрактного мышления?

Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного восприятия, мышления абстрагируется от отдельного, единичного в отдельном и выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное ве. В результате абстрагирования от конкретного мы получаем общие понятия:"человек","треугольник","государство","закон","юридическое лицо"и т.п.. Благодаря обобщению, абстрактное мышление способно за отдельные стью, индивидуальностью, особенностью видеть общие свойства, отношения, качества, недоступны чувственным формам познанияя, якості, що є недоступними чуттєвим формам пізнання.

Мышление — это процесс опосредованного отражения действительности. С помощью созерцания мы узнаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши чувственные органы абстрактное мышление дает нам косвенные имеющихся ими сведениям знания. Так, например, по показателям термометра мы можем установить, холодно или жарко на улице, не выходя из домому.

Знание, полученное из имеющихся знаний, без обращения в каждом отдельном случае в действительности или опыта, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением

Мышление неразрывно связано с языком. Ни мысль в нашей голове не может возникнуть и существовать, если она не сформулирована как слово или предложение. Язык является непосредственной действительностью мысли. С помощью языка л люди выражают и закрепляют результаты мышления, обмениваются мнениями, доходят взаимопониманииння.

Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но активность прежде всего — это признак абстрактного мышления. Образуя абстракции (научные пон понятия), человек превращает знания о предметах действительности, выражает их не только средствами естественного языка, но и с помощью символов формализованной (искусственной) языка, играет важное значение в с участниками наукеці.

Итак, обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — это основные особенности абстрактного мышления

Абстрактное (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; конкретное (лат. сгущённый, сросшийся) — многостороннее, сложное, развитое, целостное.

В истории философии до Гегеля конкретное понималось главным образом как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений (чувственное конкретное, см. ниже), абстрактное — как характеристика исключительно продуктов мышления (абстракция). Гегель первый ввёл в философию категории абстрактного и конкретного в том специфическом смысле, который получил своё дальнейшее развитие в марксистской философии: конкретное — синоним диалектической взаимосвязи, расчленённой целостности; абстрактное — не метафизическая противоположность конкретного, а этап движения самого конкретного, нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся конкретное (отношение абстрактного и конкретного Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, жёлудя и дуба). Однако конкретное, по Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышления, «абсолютной идеи».

Развитие мышления

Природа же и общественные отношения людей выступают «инобытием», более или менее абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа.

Для марксистской философии носителем, субъектом конкретного является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. Конкретное предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в её основе существенным, закономерным отношением; конкретное же познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета.

Абстрактное в самой действительности есть выражение неполноты, неразвёрнутости, неразвитости, ограниченности любого её фрагмента, поскольку он берётся сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. Абстрактное знание, соответственно, противостоит конкретному знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне её обусловленности специфическим характером целого.

Таким образом, если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических связей, ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность. Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, которое отправляется от чувственного многообразия конкретного и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях.

Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое есть всеобщая форма развёртывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях, метод изучения действительности, суть которого состоит в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении.

Философская категория конкретного имеет два смысла. В первом — конкретное есть сама предстоящая исследованию реальность, то, что должно быть изучено. Исследователю такое конкретное дано в его опыте — непосредственном переживании и представлении — как предметно-чувственная целостность, не расчленённая ещё в теоретическом анализе. Конкретное в таком понимании (чувственное конкретное) — отправной пункт исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает первоначальное движение от конкретного (данного в созерцании) к абстрактному. На этом пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, которые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Непосредственно данная целостность расчленяется, из неё выделяются для специального изучения отдельные стороны и связи, а целью является получение общих абстрактных знаний. Соотносимое с таким пониманием конкретного абстрактное и беднее и богаче конкретного: оно есть лишь сторона, момент познания чувственного многообразия, но также и проникновение в это отдельное, его закон.

Во втором смысле категория конкретного характеризует степень и глубину отражения в теоретическом мышлении реальности в системе её существенных взаимосвязей. Конкретное в этом смысле (мысленное конкретное) — характеристика знания, итог исследования, научное понятие об объекте. Восхождение от абстрактного к конкретному является способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчленённость исследуемого объекта и единство всех его сторон.

«Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления. Гегель поэтому впал в иллюзию, понимая реальное как результат себя в себе синтезирующего, в себя углубляющегося и из самого себя развивающегося мышления, между тем как метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного.» .

Определение знания в качестве конкретного или абстрактного — относительно и имеет смысл лишь в сопоставлении двух знаний, отнесённых к одной и той же реальности. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод исследования применим только для изучения целого, представимого как органическая система связей. Первым шагом является при этом выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении — изоляции — этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей — конкретизация предмета изучения — проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.

Литература

  К. Маркс. Введение.. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 12, с. 727.

Разделы: Философия, Диалектический материализм

Абстрактное мышление – это способность думать о вещах, которые на самом деле не происходят. Абстрактные мыслители заинтересованы в более широкой картине всего происходящего. Вместо того, чтобы искать в каждой конкретной ситуации свой выход, они используют общие выводы и готовые шаблоны для решения.

Как мы познаем мир?

Есть два способа:

Путем чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств.

Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, проникая в суть вещей.

Конкретные мыслители чувствуют себя комфортно в том, что происходит прямо сейчас. Им нравятся понятные и реальные вещи, а также те, которые они могут подержать в своих руках. Они любят следовать инструкциям и имеют четко расписанные планы. Такие люди ненавидят все, что относится к непонятным и двусмысленным вещам. Обычно они не читают между строк. И у них не всегда получается быть спонтанными и «плыть по течению».

Абстрактные мыслители, наоборот, думают о том, как все относится ко всему более широко. Они всегда ищут более глобальный смысл или скрытые детали в тех или иных вещах.

Такие люди очень любопытны и любят работать со сложными идеями. Абстрактное мышление тесно связано с символическим мышлением.

Как мы используем мышление

Конечно, большинство из нас использует сочетание конкретных и абстрактных рассуждений в разное время и в разных ситуациях. Никто бы не смог идти по жизни, полагаясь только на один способ мышления. Каждый должен использовать абстрактное мышление для того, чтобы строить планы на будущее, понимать сложные идеи или даже запарковать свой автомобиль. Мы также все нуждаемся в конкретном мышлении для выполнения более практичных жизненных задач, например, необходимость проверить, нужно ли нам купить молоко.

Когда вы были детьми, то считали на пальцах. Теперь вам этого не нужно, поскольку вы воспринимаете цифры с помощью абстрактного мышления.

[ad010]

Для некоторых людей абстрактное мышление является доминирующим.

7 признаков абстрактного мыслителя

1. Вы тратите много времени на размышление о глобальных вопросах, таких как «Что такое смысл жизни?», или «Какова природа сознания?».

Техники развития абстрактного мышления

Вы постоянно удивляетесь и задаетесь вопросом «почему». Скорее всего, в детстве, вы надоедали другим своими бесконечными вопросами.

3. Вам не нравится заниматься чем-либо, если вы не видите на то веской причины. Вам не подходит такой вариант «просто так».

4. Вам ужасно не нравится следовать пошаговым инструкциям и, скорее всего, вы самостоятельно во всем разберетесь.

5. Вам не нравится рутина, и вы быстро устаете, если занимаетесь одним и тем же делом снова и снова.

6. Когда вы думаете о чем-то новом, вы часто сопоставляете его с тем, что уже знаете, даже если эти идеи кажутся вам поначалу не связанными между собой.

7. У вас получается придумывать метафоры и аналогии и связывать идеи между собой новыми способами.

Как улучшить абстрактное мышление

Если вы хотите улучшить свое абстрактное мышление, существуют специальные книги с упражнениями, которые вы можете попробовать.

Вам сможет помочь развитие математических навыков, поскольку математика является абстрактным способом мышления.

Изучение предметов, которые невозможно понять конкретным образом – это еще один способ развития вашего абстрактного мышления. Такие предметы, как квантовая механика и астрофизика, требуют от нас абстрактного подхода.

Работа над развитием вашей способности использовать метафору и аналогию также может вам в это деле. Чтение и написание стихов будет отличным началом. Посещение галереи современного искусства, сможет помочь вам создать более символические образы.

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано, но это не значит, что невозможно усовершенствовать. Приведенные ниже упражнения помогут развить широту мышления.

1. Представляйте различные эмоции: радость, страх, умиление, недоверие. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, если не привязывать его к конкретным объектам?

2. Представьте образ философского понятия. Например, как в вашем воображении будет выглядеть гармония? Потренируйтесь с образами: порядок, энергия, свобода, бесконечность, испытание и др.

3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Попробуйте установить логические связи сюжета.

4. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, голос, позы и жесты. Не упускайте ни одной детали. Что вы ощущали во время разговора с ними?

5. Просто рисуйте.

В целом, наличие баланса навыков мышления сможет помочь вам быть более готовым к различным жизненным ситуациям, поэтому это именно то умение, которое стоит развивать.

По материалам — learning-mind.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА

Читайте «Море смысла» в Facebook и Pinterest.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko