Как здороваются индейцы

Как здороваются индейцы

Традиции казахов-2 часть

Огай Александр

      
    Фото:
     Из интернета. Сельский вариант национального блюда "БЕШПАРМАК"…               
                ***

                О пунктуальности казахов.

    Если Вы пригласите казаха, к примеру, на свадьбу или на день рождения-будьте уверены он опоздает не менее чем на час. Даже если вы его персонально предупредите, что торжество начнётся вовремя и ждать никого не будете.

    На Ваши упрёки ответит удивлённо-обиженно : " Ты чо?! Я же Казах!"

    Если казаху дали слово на торжестве -считайте, что Вы попали в московскую автомобильную пробку — говорить пожелания менее 20 минут у казахов считается дурным тоном.
   
     Женщина в казахской семье не является существом бесправным и забитым. Знаю много семейных пар, где "шишку" в семье держат жёны.
  На людях такая жена никогда не будет перечить мужу, но дома опять возьмет власть в свои руки.   
 
  Казашкам не вменяется в обязанность ходить в платке, не запрещено носить любую светскую одежду.
 
    Против попыток внедрить в моду хинжабы (закрытую одежду для женщин, которую носят в некоторых мусульманских странах) выступил даже президент страны, сказав, что казашки никогда их не носили.

 
 
    Уважение к старшим  у казахов считается священной обязанностью, в казахском языке есть даже такое слово "АГАЙ"-это почтительное обращение к СТАРШЕМУ ПО ВОЗРАСТУ (в русском языке такого слова нет. "УВАЖАЕМЫЙ" , "ДЕДУШКА" не передаёт тот смысл подчтения к старшему), только так обращаются казахи   к старшему ПО ВОЗРАСТУ.
 
 Должность, служебное положение тут не имеет никакого значения.
   
   Так президент страны будет обращаться к простому чабану, если тот старше по возрасту.   
 
    Россиянин Валерий Анипко о своём путешествии по Казахстану: "…Зайдя  в автобус типа «ПАЗика»  мы были просто шокированы тем, что, тут же вскочив с мест, нам предложили сесть сразу пятеро молодых парней и девушек!
     Позже мы узнали, что если бы они этого не сделали, то сразу бы получили замечание, что у них плохие родители, раз так их воспитали.
     Представляете — это не они плохие, а их папы и мамы! А кому приятно слышать такое в адрес родителей? …"
 

   Помню и сам я когда впервые, тогда ещё студент, вощёл в полупустой(!) автобус в одном казахском селе и мне поспешно уступил своё место казахский паренёк, не намного младше меня, испытал что-то вроде культурного шока.
   

   О людях преклонного возраста казахи не говорят указывая на возраст: "дед", "старик", а говорят почтительно-дипломатично: "АКСАКАЛ!" -("белобородый!").

  Белый цвет у казахов самый почитаемый. Белый верблюд, белая юрта …- это круто!

 
    Казахи не набожны.
     Возможно из-за больших расстояний и низкой плотности населения у казаха мечеть в душе.
Ярый исламизм в Казахстане отсутствовал всегда и его проявления уголовно наказуемы законом.
 
 

    Казахи по доброму честолюбивы. УВАЖЕНИЕ-это для казаха не пустые слова.
 Для казаха очень важно где сидеть за столом. У них есть такое понятие: "ПОЧЁТНОЕ МЕСТО" -это считается то, что ПОВЫШЕ, во главе стола, лицом к входу.
  На это место обычно и сажают гостя.
   
  Если в гостях казаха посадить на не подобающее его рангу место-это будет тяжёлым ударом для него, он будет сидеть и горестно думать :  "Ой, бай!  ЗА ЧТО!?"
   
    В то время, как для других народов особого значения не имеет место за столом.

   Стол по казахски- это "ДОСТАРХАН"
 "Достар"- дружба или друг по казахски.
 
    Опозориться, потерять лицо-нет большего несчастья для казаха. И наоборот, если казаху удастся возвыситься, кто-то похвалит его, или даже посадит молодого казаха за столом на  ПОЧЁТНОЕ МЕСТО он будет по-детски радоваться и зыркать по сторонам глазами — всё видели?! (слышали!?)

        Казахи не обидчивы, не мстительны, не злопамятны — это показатель силы и благородства.
  У них есть такая народная забава,поэтический спор -"АЙТЫС", садятся, взяв в руки домбру (струнный, музыкальный инструмент) и начинают   импровизируя, стихами, поочерёдно, друг друга подкалывать.
  Иногда — на грани фола!
(У россиян — аналогичное есть — ЧАСТУШКИ!)

   Зрители катаются по полу, утирая слёзы.
   Победитель получает приз.
 
        Удивительно, всё-таки мусульманская  страна, но
  в айтысе имеют право принимать участие и женщины(!)
Спорить, проявлять остроумие, — против самих МУЖЧИН !!!

 Сказать по правде, не зная языка и видя айтысы только мельком по телевидению пару раз,  считал это чем-то примитивным. Но однажды в фильме "МЫН БАЛА" (очень-очень сильный фильм, уровень лучших голливудских фильмов) был потрясён глубиной иносказаний и красотой слов в айтысе. И это в переводе!
   
    С любезного разрешения Алмы Джумабаевой (http://www.proza.ru/2014/10/06/1711):

"…Так чем же завораживает айтыс? Бурлящими в душе эмоциями от стремительной, искусной речи акынов; их умением мгновенно парировать в ответ стихами, вызывая смех и восторженные аплодисменты зрителей; энергетикой зала, жаждущей правдивого слова, смелой критики.

Как обращаться к мужчинам, женщинам и незамужним девушкам в разных странах?

Ведь истинный айтыскер не взирает на должности, не кривит душой. Когда на него устремлены сотни пар глаз, он на подъеме, он вдохновлен.
По традиции каждое выступление айтыскеров начинается с оригинального приветствия публики, в котором полагается похвалить достопримечательности города или отметить известных людей этого края. Желателен и комплимент в адрес хозяев и организаторов праздника.
На этапе торе-айтыс соперники должны ответить на вопросы друг друга, обменявшись колкостями в шутливой форме.
«Если б брали во внимание весовую категорию
Не суждено б нам никогда в паре выступать…» —
с задорной улыбкой приветствовал стройный Ринат Зайытов Маржан Есжанову, женщину крупную, сильную, с чуством собственного достоинства.
Этап кайым-айтыс требует особой концентрации внимания и импровизаторского таланта. Айтыскер, предварительно поговорив с хозяевами края, изучив местные проблемы, должен крылатой ёмкой фразой высказать во всеуслышание ту правду, которую жаждет народ.
«Прежде чем, пыхтя,
Стремиться
В круг пятидесяти
Развитых стран,
Помогли бы пятидесяти
Обездоленным старикам…»

 
«Как бы, внедряя
Трёхъязычие,
Не внедрить бы
Косноязычие…»

 
«Когда парламент в руках
Партии одной,
По её желанию и яловая
Корова отелится…»

 
Искусство айтыскера состоит не только в том, чтобы быть острословом и хорошо петь, необходимо ещё обладать артистизмом и харизмой. В чём особенно выделялась на сцене Жансая Мусина из Орала, так полюбившаяся зрителям. Выступая в паре со светловолосым Ирангайыпом Кузембаевым из Астаны, она пела:

«Э-э-э-й!
Смотрю на тебя и не могу понять,
Отчего же ты такой
Рыжий подобно апельсину?
Что совсем не свойственно казахам.
Расположился солнышком подле меня
И купаешь в искристых лучах своих.
Может, ты потомок Петра 1?
А может, живой двойник
Того самого Золотого человека?»

А когда Ирангайып поинтересовался, отчего она всё сидит в девках, то Жансая «убила» своим ответом весь зал:

«Э-э-э-й! Красный костюм!
Так увидев меня, жигиты робеют,
Не в силах и двух слов связать.
А невеста я видная:
Глаза чёрные, что у верблюжонка,
Щёки подобно яблокам румяны,
Ноги стройные, как скалки,
Руки хваткие, как молоток.
Видно, придётся мне
Самой украсть жигита,
Хватит сил как бы ни сопротивлялся»…."

  Не правда ли здорово?! И это в переводе!
                ***
   

                О скромности казахов

     Дело было в общественной бане, люди там расслабленные, кое-кто и выпимши. Разговаривают обо всем на свете.
 
 Что мне нравится-тут все равны и министр и дворник.
 
  Один солидный казах, то ли профессор какой, то ли преподаватель ВУЗа, но рассуждал-заслушаешься. Так за ним и ходила толпа зевак, желающих обогатиться интересными познаниями на разные темы.
Обратился он ко мне по-казахски.
Я скромно ответил:
-Не понимаю я.
-А-а, коре-е-ец!
Начал тут же рассказывать про Корею.
Потом говорит:
-Казахи и корейцы это вообще-то близкие нации. Посмотрите сами, если кореец с русской "скрещиваются" — то дети КРАСИВЫЕ, КАК КАЗАХИ получаются!
 
 У меня чуть тазик из рук не выпал.

      Вот  и я говорю-скромные…

   В Казахстане есть такая шутка: "Если вы встретите казаха с русским именем — знайте — это корееец!"
               
                ***
В Казахстане два официальных государственных языка: казахский и русский, но в городах 90% разговаривают только на русском, несмотря на уже длительную борьбу и большие материальные затраты государства за внедрение и развитие казахского. Я думаю это от того, что сильны экономические причины. С кем можно разговаривать по казахски? С бедными жителями аулов или понимать язык  жителей Киргизии и Узбекистана…
 
 
   Как-то в супермаркете кассирша-казашка обратилась ко мне на казахском (я подозреваю что им дано такое указание), затем, тяжело вздохнув, спросила, есть ли у меня мелочь, на русском.
   Пришлось искупать свою вину:
 -Я кореец, просто красивый, как казах.

   Кассирша счастливо зарделась.

 
                ***
 
    О том какие были казахи наездники говорят их древние молодецкие игры, практикуемые до сих пор, изредка, в сёлах.
 Например:
   "козлодранье"-на полном скаку надо было первым поднять с земли шкуру козла и донести до финиша, в то время, как другие джигиты пытаются её вырвать и скинуть седока.

  Или "поцелуй девушку" ("Кыз куу"-мне мой консультант внештатный Дина Абилова подсказала) — лихой джигит должен на полном скаку догнать и поцеловать удирающую от него на коне девушку.

   Попробуйте сами поцеловаться прыгая, как на скакалке!

   Если джигит не смог этого сделать его имидж сильно страдал, так что я думаю девушки всё таки придерживают своего коня, если парень ей понравится.
   А затем уже начиналось самое интересное-теперь уже парень удирал сломя голову, а девушка должна его догнать и отстегать "за наглость" кнутом под одобрительные возгласы "болельщиков".
   Всё это на полном скаку.
 Вахабиты, наверное, хватаются за сердце глядя на такие народные забавы казахов.
 
    
        Я что-то  сам сейчас подумал, а должен ли джигит жениться на девушке, которую он публично поцеловал?
      
    Вот , кстати ,и яркий пример эмансипации. Как может муж потом вякать, если его жена  публично порола кнутом за невинную, в общем-то, шалость.
               
    На месте джигитов я бы кольчужку поддевал…
               
 
                ***
             Казахстан, наши дни.
 ЦЕНТР города Капчагай, близ Алма-Аты (70 км.).
 Автомобильные пробки тут видели только в кино.
Один местный житель этого городка горестно посетовал недавно:
  …" В последнее время так много машин стало на дорогах, что  к перекрёстку подъезжаешь — ПРИХОДИТСЯ ПО СТОРОНАМ СМОТРЕТЬ!"
                ***

    Вот такие они Казахстан и казахи.

В моей душе-и радости и грусть
В ней мир царит
И происходят войны
В моей душе
И Азия и Русь
Как сёстры
Уживаются спокойно
В моей душе есть зло
и есть добро
В ней глубоко запрятано отчаяние
В ней нужных слов храниться серебро
И золото ненужного молчания.
   
     Автор Туманбай Молдагалиев, автор гимна Каз.ССР.

               ****

 

   

© Copyright: Огай Александр, 2011
Свидетельство о публикации №211050500201

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Огай Александр

Рецензии

Написать рецензию

Глубоко как получилось! Я прямо зачиталась-загляделась. За стихия Туманбая-ага отдельное спасибо.

Карлыгаш Мукашева   30.07.2017 08:24     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Огай Александр

Урок №2 — Как сказать привет на китайском. Простые фразы и базовые иероглифы.

Дата публикации: 2014-10-18

Здравствуйте мои ученики! В этом уроке я расскажу вам, как можно поздороваться на китайском и спросить имя собеседника. Также вы узнаете несколько основных правил.

Диалог:

-你好!

-你好!你叫什么名字?

-我叫伊万,你呢?

-我叫玛丽。

-认识你很高兴!玛丽你好吗?

-我很好。你呢?

-我也很好。

-Nǐ hǎo!

-Nǐ hǎo! Nǐ jiào shénme míngzì?

-Wǒ jiào yī wàn, nǐ ne?

-Wǒ jiào mǎlì.

-Rènshí nǐ hěn gāoxìng! Mǎlì nǐ hǎo ma?

-Wǒ hěn hǎo. Nǐ ne?

-Wǒ yě hěn hǎo.

Перевод:

-Привет!

-Привет!

Казахский речевой этикет

Как тебя зовут?

-Меня зовут Иван. А тебя?

-Меня зовут Мария.

-Очень приятно с тобой познакомиться. Как у тебя дела, Мария?

-У меня очень хорошо. А у тебя?

-У меня тоже очень хорошо.

Новые слова:

你 nǐ– ты

好 hǎo – хороший

你好 nǐhǎo – привет (долс. ты хороший)

吗 ma – фразовая частица, выражающая вопрос

我 wǒ – я

很 hěn – очень

也 yě – тоже, также

呢 ne – фразовая частица, выражающая вопрос же?

你呢 nǐne – А ты? А у тебя?

叫 jiào – звать, называть(-ся)

什么 shénme – какой, какое, какая, что

名字 míngzi – имя

伊万 yīwàn – Иван (транслитерация)

玛丽 mǎlì– Мария (транслитерация)

认识 rènshi – узнать, быть знакомым,знакомиться, познакомиться

高兴 gāoxìng–радоваться,радостный

认识你很高兴 rènshi nǐhěn gāoxìng – Очень приятно с тобой познакомиться.

В китайском языке есть 3 способа образования вопроса.

  1. Сиспользованием фразовой частицы 吗 ma.
  2. С использованием вопросительного слова 什么 shénme(и др. мы изучим позже).
  3. С использованием конструкции повторения глагола.(подробнее разберем позже).

Итак, давайте рассмотрим примеры.

Вопрос 你好吗?nǐhǎo ma? Дословно переводится как «Ты хороший?», значит «Как у тебя дела?» .你认识玛丽吗? nǐ rènshi mǎlì ma? –Ты знаком с Марией?

В вопросе 你叫什么名字?nǐ jiào shénme míngzi? –«Как тебя зовут?» нет фразовой частицы 吗 ma, но есть вопросительное слово 什么 shénme, котороеи является образователем вопроса. Досл. «ты зовешься(называешься) каким именем?»

Думаю, наверно, вас также пугает фраза 认识你很高兴 rènshi nǐhěn gāoxìng, т.к. она очень длинная и не понятная. Ну давайте разберем.

认识你 rènshi nǐ значит узнать тебя, познакомиться с тобой

很高兴 hěn gāoxìng – очень рад, очень приятно

Эти фразы можно менятьместами и смысл будет тот же. Можно сказать 我很高兴认识你 wǒ hěn gāoxìng rènshi nǐ и это будет переводиться как «Я очень рад познакомиться с тобой»

Далее, я подготовила для вас интересные истории с картинками об образовании иероглифов, прочитав и посмотрев которые, вам будет намного проще и понятнее. Иероглиф 好 hǎo состоит из двух частей 女 nǚ – женщина

и 子 zǐ – ребенок.

Женщина с ребенком значит «хорошо, правильно, отлично»

Старая форма иероглифа 我 wǒ состояла из двух гарпунов противостоящих друг другу, возможно олицетворяющих противостояние двух прав. А именно, мое право, значит я. Впоследствии его форма была преобразована в иероглиф, состоящий из пиктограммы руки, держащей меч, или копья, обозначая тем самым, что когда мужчина держит в руке копье, его ЭГО становится более сильным, образуя слово «Я».

Классический иероглиф 你 nǐ обозначался пиктограммой баланса или весов, добавив слева графему «человека», образовалось слово, описывающее человека, такого же веса, т.е. ТЫ.

Иероглиф 叫 jiào образован из двух частей. Левая часть означает «рот», а правая раньше имела другое написание и обозначала ручные весы, которыми пользовались уличные торговцы. Они заманивали покупателей низкими ценами на сладкие арбузы.

Правая часть иероглифа 很 hěn означает упрямство, а именно, верх – это глаз, а низ – это поворот назад. Левая часть значит шаги или силу, которую следует применить, чтобы обуздать, усмирить это упрямство, т.к. упрямство обычно сильное, то шагов нужно ОЧЕНЬ много, отсюда значение «очень».

Издавна иероглиф 也 yě обозначал рог для питья в форме конуса. В дополнение к основным вещам, человек также носил с собой этот сосуд. До нынешних времен иероглиф сохранил свое значение – пиктограмма используется для обозначения союза «тоже, также, и» в конструкции «человек и его рог».

Как и в предыдущем уроке, домашнее задание будет следующее: выпишите новые слова, пропишите каждый иероглиф по 3-4 строчки. Составьте простой диалог по примеру урока. Если у вас возникнут вопросы, пишите, постараюсь ответить в ближайшее время.

На этом пока остановимся, продолжение читайте в следующем уроке.

В следующем уроке мы изучим цифры, научимся записывать дату и познакомимся с некторыми новыми словами. А для того чтобы не пропустить новый урок подпишитесь на рассылку обновлений сайта. До скорых встреч!


Просмотров: 19653. Сегодня: 33

Для чего Вы изучаете китайский язык?

Традиции казахов-2 часть

Огай Александр

      
    Фото:
     Из интернета. Сельский вариант национального блюда "БЕШПАРМАК"…               
                ***

                О пунктуальности казахов.

    Если Вы пригласите казаха, к примеру, на свадьбу или на день рождения-будьте уверены он опоздает не менее чем на час. Даже если вы его персонально предупредите, что торжество начнётся вовремя и ждать никого не будете.

    На Ваши упрёки ответит удивлённо-обиженно : " Ты чо?! Я же Казах!"

    Если казаху дали слово на торжестве -считайте, что Вы попали в московскую автомобильную пробку — говорить пожелания менее 20 минут у казахов считается дурным тоном.
   
     Женщина в казахской семье не является существом бесправным и забитым. Знаю много семейных пар, где "шишку" в семье держат жёны.
  На людях такая жена никогда не будет перечить мужу, но дома опять возьмет власть в свои руки.   
 
  Казашкам не вменяется в обязанность ходить в платке, не запрещено носить любую светскую одежду.
 
    Против попыток внедрить в моду хинжабы (закрытую одежду для женщин, которую носят в некоторых мусульманских странах) выступил даже президент страны, сказав, что казашки никогда их не носили.

 
 
    Уважение к старшим  у казахов считается священной обязанностью, в казахском языке есть даже такое слово "АГАЙ"-это почтительное обращение к СТАРШЕМУ ПО ВОЗРАСТУ (в русском языке такого слова нет. "УВАЖАЕМЫЙ" , "ДЕДУШКА" не передаёт тот смысл подчтения к старшему), только так обращаются казахи   к старшему ПО ВОЗРАСТУ.
 
 Должность, служебное положение тут не имеет никакого значения.
   
   Так президент страны будет обращаться к простому чабану, если тот старше по возрасту.   
 
    Россиянин Валерий Анипко о своём путешествии по Казахстану: "…Зайдя  в автобус типа «ПАЗика»  мы были просто шокированы тем, что, тут же вскочив с мест, нам предложили сесть сразу пятеро молодых парней и девушек!
     Позже мы узнали, что если бы они этого не сделали, то сразу бы получили замечание, что у них плохие родители, раз так их воспитали.
     Представляете — это не они плохие, а их папы и мамы! А кому приятно слышать такое в адрес родителей? …"
 

   Помню и сам я когда впервые, тогда ещё студент, вощёл в полупустой(!) автобус в одном казахском селе и мне поспешно уступил своё место казахский паренёк, не намного младше меня, испытал что-то вроде культурного шока.
   

   О людях преклонного возраста казахи не говорят указывая на возраст: "дед", "старик", а говорят почтительно-дипломатично: "АКСАКАЛ!" -("белобородый!").

  Белый цвет у казахов самый почитаемый. Белый верблюд, белая юрта …- это круто!

 
    Казахи не набожны.
     Возможно из-за больших расстояний и низкой плотности населения у казаха мечеть в душе.
Ярый исламизм в Казахстане отсутствовал всегда и его проявления уголовно наказуемы законом.
 
 

    Казахи по доброму честолюбивы. УВАЖЕНИЕ-это для казаха не пустые слова.
 Для казаха очень важно где сидеть за столом. У них есть такое понятие: "ПОЧЁТНОЕ МЕСТО" -это считается то, что ПОВЫШЕ, во главе стола, лицом к входу.
  На это место обычно и сажают гостя.
   
  Если в гостях казаха посадить на не подобающее его рангу место-это будет тяжёлым ударом для него, он будет сидеть и горестно думать :  "Ой, бай!  ЗА ЧТО!?"
   
    В то время, как для других народов особого значения не имеет место за столом.

   Стол по казахски- это "ДОСТАРХАН"
 "Достар"- дружба или друг по казахски.
 
    Опозориться, потерять лицо-нет большего несчастья для казаха. И наоборот, если казаху удастся возвыситься, кто-то похвалит его, или даже посадит молодого казаха за столом на  ПОЧЁТНОЕ МЕСТО он будет по-детски радоваться и зыркать по сторонам глазами — всё видели?! (слышали!?)

        Казахи не обидчивы, не мстительны, не злопамятны — это показатель силы и благородства.
  У них есть такая народная забава,поэтический спор -"АЙТЫС", садятся, взяв в руки домбру (струнный, музыкальный инструмент) и начинают   импровизируя, стихами, поочерёдно, друг друга подкалывать.
  Иногда — на грани фола!
(У россиян — аналогичное есть — ЧАСТУШКИ!)

   Зрители катаются по полу, утирая слёзы.
   Победитель получает приз.
 
        Удивительно, всё-таки мусульманская  страна, но
  в айтысе имеют право принимать участие и женщины(!)
Спорить, проявлять остроумие, — против самих МУЖЧИН !!!

 Сказать по правде, не зная языка и видя айтысы только мельком по телевидению пару раз,  считал это чем-то примитивным. Но однажды в фильме "МЫН БАЛА" (очень-очень сильный фильм, уровень лучших голливудских фильмов) был потрясён глубиной иносказаний и красотой слов в айтысе. И это в переводе!
   
    С любезного разрешения Алмы Джумабаевой (http://www.proza.ru/2014/10/06/1711):

"…Так чем же завораживает айтыс? Бурлящими в душе эмоциями от стремительной, искусной речи акынов; их умением мгновенно парировать в ответ стихами, вызывая смех и восторженные аплодисменты зрителей; энергетикой зала, жаждущей правдивого слова, смелой критики. Ведь истинный айтыскер не взирает на должности, не кривит душой. Когда на него устремлены сотни пар глаз, он на подъеме, он вдохновлен.
По традиции каждое выступление айтыскеров начинается с оригинального приветствия публики, в котором полагается похвалить достопримечательности города или отметить известных людей этого края. Желателен и комплимент в адрес хозяев и организаторов праздника.
На этапе торе-айтыс соперники должны ответить на вопросы друг друга, обменявшись колкостями в шутливой форме.
«Если б брали во внимание весовую категорию
Не суждено б нам никогда в паре выступать…» —
с задорной улыбкой приветствовал стройный Ринат Зайытов Маржан Есжанову, женщину крупную, сильную, с чуством собственного достоинства.
Этап кайым-айтыс требует особой концентрации внимания и импровизаторского таланта. Айтыскер, предварительно поговорив с хозяевами края, изучив местные проблемы, должен крылатой ёмкой фразой высказать во всеуслышание ту правду, которую жаждет народ.
«Прежде чем, пыхтя,
Стремиться
В круг пятидесяти
Развитых стран,
Помогли бы пятидесяти
Обездоленным старикам…»

 
«Как бы, внедряя
Трёхъязычие,
Не внедрить бы
Косноязычие…»

 
«Когда парламент в руках
Партии одной,
По её желанию и яловая
Корова отелится…»

 
Искусство айтыскера состоит не только в том, чтобы быть острословом и хорошо петь, необходимо ещё обладать артистизмом и харизмой. В чём особенно выделялась на сцене Жансая Мусина из Орала, так полюбившаяся зрителям. Выступая в паре со светловолосым Ирангайыпом Кузембаевым из Астаны, она пела:

«Э-э-э-й!
Смотрю на тебя и не могу понять,
Отчего же ты такой
Рыжий подобно апельсину?
Что совсем не свойственно казахам.
Расположился солнышком подле меня
И купаешь в искристых лучах своих.
Может, ты потомок Петра 1?
А может, живой двойник
Того самого Золотого человека?»

А когда Ирангайып поинтересовался, отчего она всё сидит в девках, то Жансая «убила» своим ответом весь зал:

«Э-э-э-й! Красный костюм!
Так увидев меня, жигиты робеют,
Не в силах и двух слов связать.
А невеста я видная:
Глаза чёрные, что у верблюжонка,
Щёки подобно яблокам румяны,
Ноги стройные, как скалки,
Руки хваткие, как молоток.
Видно, придётся мне
Самой украсть жигита,
Хватит сил как бы ни сопротивлялся»…."

  Не правда ли здорово?! И это в переводе!
                ***
   

                О скромности казахов

     Дело было в общественной бане, люди там расслабленные, кое-кто и выпимши. Разговаривают обо всем на свете.
 
 Что мне нравится-тут все равны и министр и дворник.
 
  Один солидный казах, то ли профессор какой, то ли преподаватель ВУЗа, но рассуждал-заслушаешься. Так за ним и ходила толпа зевак, желающих обогатиться интересными познаниями на разные темы.
Обратился он ко мне по-казахски.
Я скромно ответил:
-Не понимаю я.
-А-а, коре-е-ец!
Начал тут же рассказывать про Корею.
Потом говорит:
-Казахи и корейцы это вообще-то близкие нации. Посмотрите сами, если кореец с русской "скрещиваются" — то дети КРАСИВЫЕ, КАК КАЗАХИ получаются!
 
 У меня чуть тазик из рук не выпал.

      Вот  и я говорю-скромные…

   В Казахстане есть такая шутка: "Если вы встретите казаха с русским именем — знайте — это корееец!"
               
                ***
В Казахстане два официальных государственных языка: казахский и русский, но в городах 90% разговаривают только на русском, несмотря на уже длительную борьбу и большие материальные затраты государства за внедрение и развитие казахского.

Что значит Джан после имени

Я думаю это от того, что сильны экономические причины. С кем можно разговаривать по казахски? С бедными жителями аулов или понимать язык  жителей Киргизии и Узбекистана…
 
 
   Как-то в супермаркете кассирша-казашка обратилась ко мне на казахском (я подозреваю что им дано такое указание), затем, тяжело вздохнув, спросила, есть ли у меня мелочь, на русском.
   Пришлось искупать свою вину:
 -Я кореец, просто красивый, как казах.

   Кассирша счастливо зарделась.

 
                ***
 
    О том какие были казахи наездники говорят их древние молодецкие игры, практикуемые до сих пор, изредка, в сёлах.
 Например:
   "козлодранье"-на полном скаку надо было первым поднять с земли шкуру козла и донести до финиша, в то время, как другие джигиты пытаются её вырвать и скинуть седока.

  Или "поцелуй девушку" ("Кыз куу"-мне мой консультант внештатный Дина Абилова подсказала) — лихой джигит должен на полном скаку догнать и поцеловать удирающую от него на коне девушку.

   Попробуйте сами поцеловаться прыгая, как на скакалке!

   Если джигит не смог этого сделать его имидж сильно страдал, так что я думаю девушки всё таки придерживают своего коня, если парень ей понравится.
   А затем уже начиналось самое интересное-теперь уже парень удирал сломя голову, а девушка должна его догнать и отстегать "за наглость" кнутом под одобрительные возгласы "болельщиков".
   Всё это на полном скаку.
 Вахабиты, наверное, хватаются за сердце глядя на такие народные забавы казахов.
 
    
        Я что-то  сам сейчас подумал, а должен ли джигит жениться на девушке, которую он публично поцеловал?
      
    Вот , кстати ,и яркий пример эмансипации. Как может муж потом вякать, если его жена  публично порола кнутом за невинную, в общем-то, шалость.
               
    На месте джигитов я бы кольчужку поддевал…
               
 
                ***
             Казахстан, наши дни.
 ЦЕНТР города Капчагай, близ Алма-Аты (70 км.).
 Автомобильные пробки тут видели только в кино.
Один местный житель этого городка горестно посетовал недавно:
  …" В последнее время так много машин стало на дорогах, что  к перекрёстку подъезжаешь — ПРИХОДИТСЯ ПО СТОРОНАМ СМОТРЕТЬ!"
                ***

    Вот такие они Казахстан и казахи.

В моей душе-и радости и грусть
В ней мир царит
И происходят войны
В моей душе
И Азия и Русь
Как сёстры
Уживаются спокойно
В моей душе есть зло
и есть добро
В ней глубоко запрятано отчаяние
В ней нужных слов храниться серебро
И золото ненужного молчания.
   
     Автор Туманбай Молдагалиев, автор гимна Каз.ССР.

               ****

 

   

© Copyright: Огай Александр, 2011
Свидетельство о публикации №211050500201

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Огай Александр

Рецензии

Написать рецензию

Глубоко как получилось!

Я прямо зачиталась-загляделась. За стихия Туманбая-ага отдельное спасибо.

Карлыгаш Мукашева   30.07.2017 08:24     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Огай Александр

Они целуются не так, как мы. Но на самом деле антропологи обнаружили, что всем известный эскимосский поцелуй — это нечто большее, чем простое прикосновение носов. Это довольно сложная процедура, содержание которой таково:

  • Посмотрите друг на друга.
  • Подойдите друг к другу настолько близко, чтобы ваши носы соприкоснулись.
  • Проведите носом по носу партнерши. То же самое должна сделать и она.
  • Поморгайте ресницами.
  • Не целуйтесь, разожмите губы.
  • Вдохните в то время, когда будете их разжимать.
  • Продолжайте разжимать и сжимать губы, вдыхая аромат, исходящий от вашей партнерши.
  • Подеритесь носами. Не робейте.
  • Прижмитесь носом к щеке партнерши.
  • Задержитесь в этом положении, по крайней мере, на полминуты. Эскимосы замирают в такой позе и на более длительный срок.

Чем хорош эскимосский поцелуй?

Эскимосский поцелуй может помочь вам развить навык поцелуя, в нем есть моменты, которые должны быть на 100% приняты европейцем.

Некоторые составляющие этого поцелуя просто-напросто незаменимы. Например, при поцелуе в губы жизненно необходимо знать, что ваши носы должны скользить один по другому, а ваши головы должны быть чуть-чуть отклонены. Многие люди считают, что целоваться нужно, стоя прямо, как стрела, но на самом деле это не так, потому что тогда положение голов помешает соединению губ.

Чему еще можно научиться у эскимосов?

Эскимосский поцелуй может также служить идеальным примером того, как нужно заканчивать поцелуй.

что означает -джан в добавлении к именам?

Многие молодые люди стремятся поцеловаться, но, раз начав, уже не знают, как остановиться. Один из самых легких способов окончания поцелуя — немного побороться носами. Просто соприкоснитесь кончиками носов и мило улыбнитесь друг другу. Эта игривая борьба заменит вам акт прощания, и вы расстанетесь без каких бы то ни было отрицательных эмоций.

Есть еще одна симпатичная эскимосская традиция — прижиматься носом к щеке партнерши и оставаться в такой позе на протяжении некоторого времени. Многим европейцам и американцам нравится этот маневр, во время которого вы можете чувствовать близость с партнершей без поцелуев в губы.

Фрэнк Синатра был большим любителем этого приема, но в собственном, несколько измененном варианте: он своей щекой прислонялся к щеке женщины, что позволяло ему не только выказать свою любовь, но и мило смотреться на фотографии, если поблизости оказывался корреспондент какой-нибудь газеты. А вы можете прибегать к такому приему, если решили сделать перерыв в поцелуях, но не хотите отдаляться от той, которую любите.

У чукотских — собственная гордость!

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты — тоже информация!

«Чукча, сходи в душ, помойся!» — «Нельзя, однако! Горе будет! Первый раз помылся — война началась. Второй раз помылся — Сталин умер. Совсем 
горе!» 
Загнали все-таки чукчу в душ. Через пару минут радостный возглас: «Ура! Рубашка нашел!» — «Где?!» — «Под фуфайкой была!» 
— Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?
— По той же причине, что в Индии рассказывают анекдоты про сикхов, в Великобритании — про шотландцев, а по всей Европе — про бельгийцев. В человеческой природе выбирать себе какую-нибудь жертву для насмешек. При том, что все понимают — эти народы ничем не хуже прочих. Кстати, у чукчей тоже есть анекдоты про русских. Например такой. Приезжает молодой русский впервые на Чукотку.

Обычаи и традиции Узбекистана

Его принимают, естественно, с водкой — одну бутылку выпивают, вторую, третью… Наконец, он спрашивает: «Как стать на Чукотке своим?» — «Надо переспать с чукчанкой и пожать лапу медведице». Русский, шатаясь, выходит. Возвращается к утру, весь изодранный: «Ну, с медведицей я переспал, теперь давайте чукчанку — я ей руку пожму!» А вообще, чукчи очень гостеприимные люди и тоже готовы посмеяться над собой.

АБРАМОВИЧ отчасти искупил свои грехи, финансируя Чукотку. Фото: «PhotoXPress»

— Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?
— Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру — еще и меховой полог из оленьих шкур…
— А под ним тепло?
— Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши — часто мыться при таких условиях проблематично.
Так вот — сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал — захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог — в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд — и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем… Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.

В яранге очень тепло. Фото: chukcha-blog.ru

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:
— Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!
— Два.
— Ух, шаман!
— В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.
— Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы — угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб — источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место — все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак — словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.
— Но к одному грибу они все же испытывают почтение.
— Если вы имеете в виду мухомор, то да. У чукчей мухомор распространен как галлюциноген. А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству». Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными!
— И в наши дни подобное происходит?
— Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время — не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.
— А в чем она состоит, эта психология?
— Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.

Женщины Крайнего Севера волнуют воображение. Фото: stfond.ru

Одна на двоих

Русский попросил у чукчи в долг шкуры песца для продажи. Тот дал. Второй раз попросил — дал. Видит чукча — в третий раз к нему идет русский. Он говорит: «Жена, скажи, что я на охоте, а то опять будет шкуры клянчить!» А сам — под кровать. Русский заходит, жена и говорит: «Он на охоте!» — «Как жаль! А я деньги принес с процентами. Ну, давай отметим сделку!» Выпили они, и в постель. А чукча лежит под кроватью и думает: «Деньги забрать надо, русского застрелить надо, жену поколотить надо. А я, как назло, на охоте!» 
— Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?
— Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж — как пойдет… Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.

В современном Анадыре чукчи не ездят на собачьих упряжках. Фото: g-anadyr.ru

— В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?
— Среди них много симпатичных, по нашим меркам. Недаром все полярные исследователи имели в любовницах или временных женах представительниц северных народов. Например, легендарный американский адмирал Роберт Пири, который в начале ХХ века впервые достиг Северного полюса, имел в «полевых женах» эскимоску. В архивах сохранилась ее фотография в обнаженном виде, весьма эффектная женщина. А затем к Пири приехала его законная жена Жозефина. Дамы встретились и вполне меж собой поладили.
— Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?
— У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.
— Значит, так, — сказала она. — Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.
Тот вроде смирился. Но когда завмаг был у Ани, Робтон пришел и сказал ему: «Путилка давай!» Бутылка водки, в смысле. Тот дал. Он второй раз приходит: «Давай путилка!» И тут к ним в коридор выскочила разъяренная Ани. «Кто тебе дал право меня за бутылку покупать?!» — крикнула она завмагу. А мужу так сказала: «Я свободная женщина и сама решаю, с кем спать!» С этими словами она полоснула его по носу полукруглым ножом для разделки мяса. И тот, прижимая кончик носа, побежал к фельдшеру. Еле ему этот нос пришили. Вообще, не редкость, что у чукчанок есть любовники, и мужья к этому относятся спокойно.

Право охотиться на моржа осталось только у местного населения. Фото: mirvkartinkah.ru

Как евреи

Чукча разбогател и купил автомобиль. Через месяц его спрашивают: «Ну как?» — «Хорошо, однако! Только олени очень устают и крыша скользкая, все время падаю!»
— Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?
— В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам — огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве. Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.

Знакомый чукча рассказывал: «Был в Крыму. Понравилось, только очень жарко — плюс 13 — 15 градусов!» А еще он купил «Москвич». Правда, ездил из своего поселка на рыбалку только примерно раз в неделю, и то в сезон — километров 12. «А в тундру как же?» — спрашиваю его. «У нас снегоходы для этого покупают, но многие до сих пор на собаках». — «Почему?» — «А вдруг пурга и ты надолго там завязнешь? Уедешь на 12 собаках, вернешься на четырех. Восемь пойдут на корм оставшимся и сам поешь. А снегоход съесть нельзя!» 

«Паровоз — хорошо, пароход — хорошо, самолёт — ничего, а олени лучше!». Фото: viaggipolari.it

— А с приходом капитализма появились «новые чукчи»?
— Есть и сейчас непьющие ребята, кто зарабатывает два-три миллиона рублей в год. В основном на рыбалке. Как-то один знакомый эскимос мне попытался объяснить, чем они отличаются от чукчей. «Знаешь, для нас чукчи -как для русских евреи. Они по сравнению с нами более пронырливы, коммерчески удачливы, хитры». Однако «новый чукча» никогда не появится. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Но у каждого племянники, двоюродные братья, дяди… «Так много получаешь, а нас не угощаешь!» — вот что слышит преуспевающий чукча. И — угощает, так принято. Покуда деньги не кончатся.
— А сколько всего эскимосов?
— Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта — их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы — всего 250 на Таймыре.

Фото Карлы НУР/voxpopuli.kz

— Вы — большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?
— Не мешать, не лезть! Я считаю, было бы правильно поместить их в резервацию. И это вовсе не ущемление. Наоборот! В Америке при въезде в индейскую резервацию объявление: «Пересекая красную черту, вы соглашаетесь подчиняться всем решениям местного племенного совета!» Если посмотреть на карту США, она, как сыпью, покрыта территориями резерваций. Там — свои законы. Если, конечно, не дай бог, происходит какое-то запутанное убийство, расследование будет вести сотрудник ФБР. Но всю «бытовуху» разбирают местные органы. Разумеется, каждый волен выбирать — жить ему со своими или в другом месте.
— Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?
— В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

Этот фильм сделал звездой Михаила КОНОНОВА

Раньше чукчи были очень воинственны

Жители СССР считали нанайца Кола БЕЛЬДЫ чукотским певцом

Перевод некоторых слов и, выражений языка индейцев сиу, встречающихся в книге:

Вамакаогнака иканти — Сердце Всего Живущего

Васичи — бледнолицые, люди (мужчины) с белым цветом кожи

Вах — восклицание

Ви — божество солнца, солнечное божество; Солнце; дневной свет

Виваньянк Васипя — Танец Солнца

Виказа Вакэн — шаман, жрец

Викоти Митава — мой лагерь

Виньян Ванаги — Женщина-Призрак

Воглака на — говори

Воджапи — суп из сладких ягод

Войюте — еда

Вохитика — храбрец

Вэйст — хорошо; согласен

Вэкинуэн — гром-птица

Вэкэн Танка — бог (высший), Всевышний, Отец Небесный, Великий Дух

Вэкэн Энканти — великий шаман

Вэнбли Гэйлсика — Пятнистый Орел

Вэнэги Тэсэка — Тропа Духов

Вэнэги Юати — Долина Душ

Вэсикун винуэм — женщина с бельм цветом кожи

Вэцуетекза Ви — Месяц Спелых Ягод, июль

Иа — легендарное прожорливое существо, людоед

Ина — мама, мать

Иниан — божество скал; камни, скалы, горы

Иниоваспи — яма

Йюмни — божество, управляющее бурями; буря

Йюта — ешь

Кетэн — ястреб

Кетэн Нэгин — Черный Ястреб

Кола — друг

Кроу — враждебное племя

Лакота — 1. (с прописной) страна, земля, место проживания индейцев; 2. (со строчной) отдельный народ, племя в группе сиу

Лакота Ойате —Великий Народ

Мака — божество земли

Матаньян юлоу — со мною всё в порядке

Матохота — медведь-гризли

Махпийя Лита — Красное Облако

Митависи — моя жена

Наги Танка — Великий Дух

Нитиве хи — кто ты?

Нонге Пэхлока — церемония прокалывания ушей

Нунвэ — да будет так

Нэкэс — вожди (старейшины) племени

Онакезин — Приют

Пана Сапа — Черные Холмы, «холмы, являющиеся в черном цвете»

Пауни — враждебное племя

Пиламайа — спасибо

Пти — самка бизона

Санкаку — младший брат, братишка

Синткала вакси — «вигвам для потения»

[ad010]

Сиу (сиуксы) — группа индейских племен, родственных по языку (языковая семья). Проживали в обширных прериях, примыкающих с востока к Скалистым горам на современной территории США, в долине реки Миссури

Скво — женщина, жена, хозяйка, супруга

Скэн — божество неба; небо

Танкасила — старик

Тониктика хи?

10 национальных особенностей узбеков, которые русским людям покажутся странными

— как ты (себя чувствуешь)?

Токийа ла хи? — куда ты? (женская форма вопроса)

Токийа ла хоу? — куда ты? (мужская форма вопроса)

Токийятанхаи йэхи хи? — откуда ты?

Томагавк — боевой топорик с длинной прямой рукояткой

Тотем — племенной знак индейцев, изображающий животное (реже растение); человек под его охраной неприкосновенен

Тэтитоб — слияние четырех основных божеств (солнца, скал, земли и неба) в одном; четыре ветра с четырех сторон света

Тэтэнка — клык бизона

Тэтэнка Йотаки — Сидящий Буйвол

Унктехи — водяное чудовище

Ханонпа — медведь (дающий ключ к познанию)

Хау — привет

Хей-эй-хи-ии — зов-мольба к Великому Духу

Хейян — нет

Хтайети Вэсти — добрый вечер

Хэн — тьма

Хэнбилачча — холм, где являются видения, холм видений

Хэнви — Луна

Хэн-йэту — ночь, ночное время

Хэнхепи Ви — луна, месяц, ночное светило

Чейены (чейенны) — дружественное племя

Шанка Сапа — собака, персонаж легенды о конце света

Эй, эл — да

Энпету — день, дневное время

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko