Касты в Индии

Касты в Индии

Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чьё население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье обращены в рабство или в зависимое состояние, или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырёх главных индийских каст (варн).

Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников, стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» – слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.

Древняя Индия. Карта

Источник изображения

Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте – темнокожему, покоренному туземному населению – они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним, городским классом.

Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений.

При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст. Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии, и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.

Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм – новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, и в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман – самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам, как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.

Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам – изучение высоких Вед, воинам – геройство, вайшьям – искусство труда, шудрам – покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры».

Брахма, главное божество брахманизма — религии, которая лежит в основе индийской кастовой системы

Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение.

Как устроено кастовое общество Индии

Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого – преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью. Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев – из рук, вайший – из бедер, шудр – из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов – «святость и мудрость», у кшатриев – «власть и сила», у вайшьев – «богатство и прибыток», у шудр – «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн – диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности.

Понятие Индийской Касты, основные группы людей: брахманы-жрецы (чиновники), кштарии-воины (военные), вайшья-землевладельцы (банковские служащие), шудры-ущемленные (крестьянский слой) и неприкасаемые. Особенности кастовой системы современной Индии.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

На тему: «Кастовые системы в Индии»

Введение

Порой кажется, что мы настолько привыкли к 21 веку, что уже с удивлением представляем, что где то осталось существование в обществе строгих социальных слоев. Именно так живут в Индии. Они принадлежат к какой-то определенной касте (которая определяет объем прав и обязанностей). Касты существовали еще до нашей эры.

1. Для начала разберемся, что такое «каста»

Касты-это группы, на которые распадается Индия. Изначально народ делился на 4 группы, которые назывались «варнами».

ћ Брахманы-жрецы. Всегда были самыми главными. Сейчас эти люди-учителя, чиновники, духовные сановники.

ћ Кшатрии-воины. Они занимались охраной страны. Сейчас, помимо службы в войсках, они занимают различные административные должности.

ћ Вайшья-земледельцы.

Занимались скотоводством и торговлей. В основном,это- финансы и банковские дела, так как вайшья не любили участвовать в обработке земли напрямую.

ћ Шудры-ущемленные члены общества, не обладающие всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственным управлением занимались жрецы и воины. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось, так же были ограничения на смешанные браки. Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным. Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается.

Конечно, кастовая система в современной Индии уже давно не имеет того значения, какое ей придавалось в древние времена. Сейчас же происходит тенденция к сокращению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны. Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

2. Неприкасаемые

Неприкасаемые — это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой — уборкой туалетов, мертвых животных и т.д. Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Касты в Индии. 10 фактов, вопросов и заблуждений

индийский каста ущемленный неприкасаемый

С 1930 года, когда началась борьба за права неприкасаемых, за представителями этой касты закрепилось название «делиты», что в переводе означает «угнетенные». Представителям этой касты и сегодня запрещено прикасаться к «чистым» людям. Они не имеют право владеть земельным наделом, и вынуждены селиться в специальных кварталах, которые, обычно, находятся на окраине городов и поселений. Большинство неприкасаемых (нечистых) являются бездомными и находятся на грани голодной смерти. Шокирующая правда — во время официальной переписи населения, которая проводилась в Индии в 1992 году, на территории страны было зафиксировано, что 52% ее жителей принадлежат к низшей варне. Из них более половины — это неприкасаемые. К основным категориям этих представителей общества относятся: Чамары. Представители этой категории неприкасаемых представляют собой сообщество кожевников, которые за свой тяжелый труд получают сущие копейки и вынуждены голодать. Дхоби. Их еще называют ваннарами. Люди, которые принадлежат к этой касте, специализируются на ручной стирке для людей более высокого сословия. Этим ремеслом заняты мужчины, поскольку процесс стирки довольно сложный и тяжелый. После замачивания и стирки белье «чистых» граждан подвергается глажке. Неприкасаемые данной касты обитают на окраинах поселений большими семейными союзами (до 600 человек) и ежедневно устраивают шумную стирку. Услуги ручной стирки очень дешевые и при этом качественные. Даже именитые гостиницы привозят к неприкасаемым белье на стирку. За свой нелегкий труд дхоби получают менее семи долларов в день. Парии. Это настоящие отщепенцы общества, которые заняты в наиболее грязных профессиях. Им досталась уборка общественных туалетов и улиц, сжигание трупов, сбор мертвых животных на полях и улицах. Париям запрещено ходить по тротуарам, поскольку они случайно могут прикоснуться к обычным «чистым» людям.

Человек, появившийся на свет внутри низшей касты, не мог перейти в более высокую, даже если у него в наличии были деньги и хорошее образование. Брак между представителями разных каст тоже не возможен. Существует целый ряд правил общения между представителями различных каст. Такой кастовой системы индийцы очень строго придерживаются.

На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной. Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых — 17 процентов.

Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип одежды, манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие — изменчивыми, второстепенными. Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту. Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют. Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться. Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений. В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни. В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

3. Кастовая система современной Индии

С каждым годом в современной Индии кастовые ограничения и строгость их соблюдения постепенно слабеют. Уже не все запреты и правила требуют четкого и ревностного соблюдения. По внешнему виду уже сложно определить, к какой касте относится человек, за исключением, пожалуй, брахманов, которых Вы можете увидеть в храмах или, если отправитесь на экскурсию по священным местам Индии. Только вот кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны и не потерпят послабления. Также на сегодняшний момент в Индии идет борьба с кастовой системой. Для этого устанавливают специальные льготы для тех, кто официально зарегистрирован как представитель низшей касты. Дискриминация по касте запрещается индийским законом и может караться как уголовное преступление. Но все же старая система прочно укоренилась в стране, и борьба с ней не так успешна, как многим хотелось бы.

Размещено на Allbest.ru

  • Касты в Индии

    Понятие и история каст, их основные виды: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые. Положение данных сословий в обществе, определение разрешенных и запрещенных занятий. Особенности существования кастовой системы и отсутствие социальных лифтов.

    презентация , добавлен 12.11.2015

  • Американская стратификация. Табель о рангах РФ. Касты в Индии

    Характеристика стратификации американского общества. Средние доходы и стиль жизни трех общественных классов. История принятия и применения табели о рангах. Особенности его использования в России. Касты в Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи и неприкасаемые.

    презентация , добавлен 22.10.2014

  • Табель о рангах РФ. Американская стратификация. Касты в Индии

    Члены Варны и авторитет брахманов. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины обретаются. Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых). Социальная стратификация общества. "Законы Ману" Кшатрии и Шудры.

    презентация , добавлен 22.10.2014

  • Табель о рангах РФ. Американская стратификация. Касты в Индии

    Изучение истории Табеля о рангах РФ — законодательного акта, введенного по указу Петра I, устанавливавшего систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение. Социально-экономическая стратификация в американской социологии. Индийские касты.

    презентация , добавлен 22.10.2014

  • Особенности и структура социальной группы бедных в современной России

    Понятие бедности как характеристики экономического положения индивида или группы. Характеристика социальной группы бедных. Особенности методологических подходов к измерению бедности. Анализ структуры социальной группы бедных в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 24.11.2016

  • Классы и страты

    Создание Марксом теории классов и классовой борьбы. Классы как слои населения, различающиеся по имущественному положению в Древнем Риме с VI в. до н.э. Страта как слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.

    реферат , добавлен 13.03.2010

  • Понятие и сущность образа жизни и характеристика современной молодежи

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

  • Понятие общества как системы

    Понятие общества как системы, особенности его формирования, принципы, условия. Сущность и основные черты социальной системы. Анализ положения и становление социологии в советском обществе. Общая характеристика русской и чикагской социологических традиций.

    реферат , добавлен 16.03.2010

  • Развитие системы социального обслуживания семей группы риска в Ростовской области

    Понятие семьи "группы риска". Основные формы и методы работы. Центр помощи семье и детям как основное учреждение социального обслуживания. Развитие системы социального обслуживания в Ростовской области. Прогнозное исследование развитие центров помощи.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

  • Особенности ценностных ориентаций у современной молодежи

    Подходы к определению понятия "ценностные ориентации". Особенности молодежи как социальной группы. Комплекс острых проблем в современном обществе. Плюсы и минусы интернета. Ценности молодых людей г. Твери, структурная и факторная операционализация.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

  • Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чьё население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье обращены в рабство или в зависимое состояние, или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырёх главных индийских каст (варн).

    Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников, стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» – слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.

    Древняя Индия. Карта

    Источник изображения

    Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте – темнокожему, покоренному туземному населению – они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

    «Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним, городским классом.

    Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии

    Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений.

    При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст. Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии, и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.

    Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм – новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, и в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман – самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

    Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам, как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.

    Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам – изучение высоких Вед, воинам – геройство, вайшьям – искусство труда, шудрам – покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры».

    Брахма, главное божество брахманизма — религии, которая лежит в основе индийской кастовой системы

    Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение. Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого – преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью. Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев – из рук, вайший – из бедер, шудр – из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов – «святость и мудрость», у кшатриев – «власть и сила», у вайшьев – «богатство и прибыток», у шудр – «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн – диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

    Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности.

    Касты в Индии

    По учению вед, Брахма разделил людей на четыре сословия, называемые варнами. Первую варну, брахманов, предназначенную просвещатъ человечество и управлять им, он сотворил из своей головы или рта; вторую, кшатрий (воинов), защитников общества, из руки; третью, вайшьи, питателей государства, из живота; четвертую, шудр, из ног, уделив ей в вечный удел служить высшим варнам. Со временем варны подразделились на множество подкаст и каст, называемых в Индии джати. Европейской название каста.

    Итак, четыре древние касты Индии, их права и обязанности согласно древнему закону Ману*, неукоснительно исполнявшемуся в Древней Индии.

    (* Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый сегодня также закон ариев или кодекс чести ариев).

    Брахманы

    Брахман сын солнца, потомок Брахмы, бог между людьми (обычные титулы этого сословия), по закону Мену, есть глава всех сотворенных созданий; вся вселенная ему подвластна; остальные смертные сохранением своей жизни обязаны его заступничеству и молитвам; его всемогущее проклятие может мгновенно уничтожить грозных полководцев с их многочисленными полчищами, колесницами и боевыми слонами. Брахман может сотворит новые миры; может даже дать жизнь новым богам. Брахману должно воздавать большие почести, чем королю.

    Неприкосновенность брахмана и жизнь его охраняются кровавыми законами. Если шудра осмелится словесно оскорбить брахмана, то закон велит вбить ему в горло, на десять вершков, раскаленное железо; а если ему вздумается сделать брахману какое-нибудь наставление, несчастному заливают рот и уши кипящим маслом. С другой стороны, позволено всякому принимать ложную присягу или лжесвидетельствовать перед судом, если этими поступками можно спасти брахмана от осуждения.

    Брахман не может быть, ни под каким условием, ни казнен, ни наказан, ни телесно, ни денежно, хотя был бы уличен в самых возмутительных преступлениях: единственное наказание, которому он подвержен, есть удаление из отечества, или исключение из касты.

    Брахманы делятся на мирян и духовных, и подразделяются по своим занятиям, на различные классы. Примечательно, что между духовными брахманами, жрецы занимают нижнюю ступень, а высшую те, которые посвятили себя только толкованию священных книг. Мирские брахманы это советники короля, судьи и другие высшие чины.

    Только брахману предоставлено право толковать священные книги, отправлять богослужение и предсказывать будущее; но он лишается этого последнего права, если три раза ошибется в предсказаниях. Брахман преимущественно может врачевать, ибо болезнь есть кара богов; только брахман может быть судьею, потому что гражданские и уголовные законы индусов включены в их священные книги.

    Весь образ жизни брахмана построен на соблюдении целого свода строжайших правил. Например, всем брахманам запрещается принимать подарки от лиц недостойных ( низших каст). Музыка, танцы, охота и азартная игра, запрещены также всем брахманам. А вот употребление вина и всяких горячительных вещей, как то: лук, чеснок, яйца, рыба, любое мясо, кроме от животных, заколотых на жертву богам запрещены только нижним брахманам.

    Брахман осквернит себя, если сядет за один стол даже с королем, не говоря уже о членах нижних каст или собственных женах. Он обязан не смотреть на солнце в определенные часы и выходить из дому во время дождя; он не может шагать через веревку, к которой привязана корова, и должен проходить мимо этого священного животного или идола, не иначе как оставляя их справа от себя.

    В случае нужды брахману разрешается просить милостыню у людей трех высших каст и заниматься торговлей; но ни под каким видом, он не может служить кому-бы то ни было.

    Брахман, желающий удостоиться почётного звания толкователя законов и верховного гуру, готовится к этому разными лишениями. Он отрекается от брака, предается основательному изучению вед в каком-нибудь монастыре, в продолжение 12-ти лет, удерживаясь в последние 5 даже от разговора и объясняясь лишь знаками; таким образом, достигает он наконец желанной цели, и делается духовным учителем.

    Денежное обеспечение брахманской касты тоже предусмотрено законом. Щедрость к брахманам составляет религиозную добродетель для всех верующих, и есть прямая обязанность правителей. По смерти безродного брахмана имущество его обращается не в казну, а в касту. Брахман не платит никаких налогов. Гром убил бы короля, дерзнувшего посягнуть на лицо или имущество брахмана; бедного брахмана содержат за государственный счёт.

    Жизнь брахмана поделена на 4 этапа.

    Первый этап начинается еще до рождения, когда к беременной жене брахмана посылают учёных мужей для бесед, дабы таким образом приготовить дитя к восприятию мудрости. В 12 дней младенцу дают имя, в три года ему бреют голову, оставляя только клочок волос, называемый кудуми. Несколько лет спустя, ребенок отдается на руки духовному наставнику (гуру). Воспитание у этого гуру продолжается обыкновенно с 7-8 до 15 лет. В продолжение всего времени воспитания, состоящего преимущественно из изучения вед, ученик обязан слепо повиноваться своему наставнику и всем членам его семейства. Ему поручают часто самые чёрные домашние работы, и он должен исполнять их беспрекословно. Воля гуру заменяете ему закон и совесть; улыбка его служит лучшею наградою. На этом этапе ребенок считается однорожденным.

    Второй этап начинается после ритуала посвящения или перерождения, который юноша проходит после окончания учения. С этой минуты он дважды рожденный. В этот период он вступает в брак, воспитывает свою семью и исполняет обязанности брахмана.

    Третий период жизни брахмана ванапрастра. Достигнув 40-летняго возраста, брахман вступает в третий период своей жизни, называемый ванапрастра. Он должен удалиться в пустынные места и сделаться отшельником. Здесь он прикрывает наготу свою древесной корой или кожею чёрной антилопы; не стрижет ни ногтей, ни волос; спит на камне или на земле; должен проводить дни и ночи без дома, без огня, в совершенном безмолвии, и питаясь одними кореньями и плодами. Брахман проводит свои дни в молитвах и умерщвлении плоти.

    Проведя таким образом 22 года в молитве и посте, брахман вступает в четвертый отдел жизни, называемый саньяса. Тут только он освобождается от всяких наружных обрядов. Старик-отшельник углубляется в совершенное созерцание. Душа брахмана, умершего в состоянии саньяса тотчас обретает слияние с божеством (нирвана); а тело его в сидячем положении опускается в яму и обсыпается кругом солью.

    Цвет одежды брахмана зависел от того в каком духовном укладе они состояли. Саньяси, монахи, отрекшиеся от мира носили одежду оранжевого цвета, семейные — белого.

    Кшатрии

    Вторую касту составляют кшатрии, воины. По закону Мену члены этой касты могли приносить жертвы, и изучение вед вменялось в особенную обязанность князьям и героям; но впоследствии брамины оставили им одно позволение читать или слушать веды, не разбирая и не толкуя их, а право изъяснения текстов присвоили себе.

    Кшатрии должны раздавать милостыню, но не принимать ее, избегать пороков и чувственных наслаждений, жить просто, как подобает воину. Закон гласит, что каста священническая не может существовать без касты воинов, как и последняя без первой, и что спокойствие всего мира зависит от согласия обеих, от союза знания и меча.

    С малыми исключениями, все короли, князья, полководцы и первые правители принадлежат ко второй касте; судебная-же часть и управление воспитанием находились издревле в руках браминов(брахманов). Кшатриям разрешено потребление всякого мяса, кроме говядины. Каста эта делилась прежде на три части: к высшему классу принадлежали все владетельные и невладетельные князья (райи) и их дети (райянутры).

    Кшатрии носили одежду красного цвета.

    Вайшьи

    Третью касту составляют вайшьи. Прежде и они участвовали, как в жертвоприношениях, так и в праве читать веды, но впоследствии, стараниями брахманов, утратили эти преимущества. Хотя вайшьи стояли гораздо ниже кшатриев, но все-таки занимали почётное место в обществе. Они должны были заниматься торговлей, хлебопашеством и скотоводством. Права вайшьи на собственность уважались, и поля его считались неприкосновенными. Он имел освященное религией право пускать деньги в рост.

    Высшие касты браминов, кшатрий и вайшьи, пользовались все три шарфом, сенаром, всякая каста своим, и назывались дважды рожденными, в противоположность однажды рожденным шудрам.

    Шудры

    Обязанность шудры, говорит кратко Мену: служить трем высшим кастам. Всего лучше для шудры служить брамину, за иеимением его кшатрие, и наконец уж вайшьи. В таком единственно случае, если он не найдет возможности вступить в услужение, разрешается ему заняться полезным ремеслом. Душа шудры, с усердием и честно прослужившего всю жизнь брамину, при переселении, возрождается в человека высшей касты.

    Шудре запрещается даже глядеть на веды. Брахман не имеет права не только толковать вед шудре, но обязан и читать их про себя в присутствии последнего. Брамин, который позволит себе истолковывать шудре закон, или объяснять ему способы покаяния, будет наказан в аду Асамарите.

    Шудра должен питаться объедками своих господ и носить их обноски. Ему запрещается приобретать что-нибудь, чтобы он не вздумал возгордиться к соблазну священных браминов. Если шудра оскорбит словесно вейшью или кшатрию, то ему вырезывают язык; если он осмелится сесть подле брахмана, или занять его место, то раскаленное железо прикладывается к более виновной части тела. Название шудры, говорит закон Мену: есть бранное слово, и штраф за убиение его не превышает суммы, которая платится за смерть неважного домашнего животного, например, собаки или кошки. Убиение же коровы считается гораздо более предосудительным делом: умерщвление шудры проступок; убиение коровы грех!

    Неволя есть естественное положение шудры, и господин не может освободить его, дав ему отпускную; ибо, говорит закон: кто, кроме смерти, может освободить шудру от природного состояния?

    Нам, европейцам, довольно трудно понять столь чуждый мир и мы, поневоле, хотим подвести все под свои понятия, а это-то и вводит нас в заблуждение. Так, например по понятиям индусов, шудры составляют класс людей, значенных природою для служения вообще, но, вместе с тем они не считаются рабами, не составляют собственности частных лиц.

    Отношение господ к шудрам, несмотря на приведенные примеры бесчеловечного взгляда на них, с точки религиозной, было определено гражданским законом, особенно мера и способ наказаний, которые во всем совпадали с патриархальными наказаниями, допускаемыми народным обычаем в отношениях отца к сыну или старшего брата к младшему, мужа к жене, и гуру к ученику.

    Нечистые касты

    Как практически везде женщина подвергалась дискриминации и всевозможным ограничениям, так и в Индии строгость разделения каст тяготеет гораздо более на женщине, чем на мужчине. Мужчине, при вступлении во второй брак позволяется выбрать жену из низшей касты, кроме шудры. Так, например, брамин может жениться на женщине второй и даже третьей касты; дети от этого смешаннаго брака займут среднюю степень между кастами отца и матери. Женщина же, выходя замуж за мужчину низшей касты, совершает преступление: она оскверняет и себя и все свое потомство. Шудры могут вступать в брак только между собою.

    Смешение любой из каст с шудрами порождает нечистые касты, из которых самая презренная та, которая происходит от смешения шудры с браминкою. Члены этой касты называются чандалами, и должны быть палачами или живодерами; прикосновение чандала влечет за собою изгнание из касты.

    Неприкасаемые

    Ниже нечистых каст стоит еще жалкий род парий. Они занимаются вместе с чандалами самые низкие работы. Парии сдирают с падали кожу, выработывают ее, а мясо съедают; но от коровьяго мяса воздерживаются. Прикосновение их оскверняет не только человека, но и предметы. Они имеют свои особые колодцы; подле городов им отводится особый квартал, окруженный рвом и рогатками. В деревнях они тоже не имеют права показываться, но должны скрываться в лесах, пещерах и болотах.

    Брамин, оскверненный тенью парии, должен омыться в священных водах Ганга, ибо только они в состоянии смыть такое пятно посрамления.

    Еще ниже парии стоят пулаи, живущие на Малабарском берегу. Рабы Наиров, они принуждены укрываться в сырых подземельях, и не смеют поднять глаз на благороднаго индуса. Завидев издали брамина или Наира, пулаи испускают громкий рев, чтобы предостеречь господ о своей близости, и пока господа пережидают на дороге, они должны спрятаться в пещеру, в чащу леса, или взобраться на высокое дерево.

    История касты

    Кто не успел спрятаться, того Наиры разрубают, как нечистаго гада. Пулаи живут в страшной неопрятности, едят падаль и всякое мясо, кроме коровьего.

    Но и пулаи может отдохнуть на минуту от подавляющего его всеобщаго презрения; есть человеческия создания еще жалче, ниже его: это париары, ниже потому, что, разделяя все унижение пулаи, они позволяют себе есть и коровье мясо!.. Можете представить себе, как содрогается душа правовернаго индуса при таком святотатстве, и поэтому европейцы и мусульмане, которые тоже не уважают неприкосновенности тучных индийских коров и знакомят их с местоположением своей кухни, все они в его мнении, нравственно, вполне совпадают с презренным париаром.

    Касты в современной Индии

    (источник: википедия)

    Несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

    Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых, однако полностью сохранила кастовое общество как таковое. Конституционная Таблица Каст часть Конституции. Индийский гражданин имеет право получить кастовый сертификат как доказательство принадлежности к касте, входящей в таблицу. При этом, Конституция Республики Индия от 1950 г. запрещает употреблять понятие «неприкасаемые» и определяет дискриминацию по признаку неприкасаемости (но не по признаку касты вообще) как уголовно наказуемое.

    Государственные органы не имеют права интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община» (community).

    Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

    Кастовая иерархия сохраняется только в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Однако вы только представьте, что значат эти несколько слов кастовая иерархия сохраняется в частной жизни! Ведь это вся жизнь обычного гражданина Индии!

    Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

    Касты в Индии

    Анатолий Ревуцкий

    Кастовая система Индии продолжает привлекать к себе интерес. Касты в Индии — действительно любопытный социальный феномен, однако турист, который едет в Индию, вряд ли с ним столкнется, известно много путешественников-индоманов, которые живут там месяцами, но кастами не интересуются потому как не нужно для жизни.
    Система каст — это не экзотика, это часть сложной организации индийского общества, многопланового явление, которое уже не первый век изучают индологи и этнографы, о ней написаны десятки толстых книг, так что я опубликую здесь лишь 10 интересных фактов об индийских кастах — о самых популярных вопросах и заблуждениях.
     

    Оригинал взят у в Касты в Индии
    Оригинал взят у в Касты в Индии

    1.

    Дети до года

    Что такое индийская каста?
    Индийская каста — явление настолько сложное, что дать исчерпывающе полное определение просто не возможно!
    Касты можно только описать через ряд признаков, однако исключения все равно будут.

    Каста в Индии — система социальной стратификации, обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов. Касты в Индии строятся по принципам: 1) общей религии (это правило соблюдается всегда); 2) одной профессии, как правило наследственной; 3) члены каст вступают в брак только между собой, как правило; 4) члены касты как правило не едят с посторонними, за исключением других индуистских каст значительно более высокой социальной позиции, чем их собственные; 5) члены каст могут определяться по тому от кого они могут принимать воду и пищу, обработанную и сырую.

    2. В Индии 4 касты
    В Индии существует вовсе не 4, а около 3 тысяч каст, они могут называться в разных частях страны по разному, и у людей с одной профессией могут быть разные касты в разных штатах. Полный список каст по штатам см. на http://socialjustice…

    То, что безымянные люди на туристических и прочих около-индийских сайтах называют 4 кастами — это совсем не касты, это 4 варны — чатурварнья на санскрите — древняя социальная система.

     

    4 варны (;;;;;)- это древняя индийская система сословий. Варна брахманов (правильнее брамин) исторически — это служители культа, врачи, учителя. Варна кшатриев (в древности она называлась раджанья) — это правители и воины. Варна вайшья — это земледельцы и торговцы, а варна шудр — это рабочие и безземельные крестьяне, которые работают на других.
    Варна — это цвет (на санскрите опять же), и у каждой индийской варны — свой цвет: у браминов — белый, у кшатриев — красный, у вайшьев — желтый, у шудр — черный, и раньше, когда все представители варн носили священный шнур — он был как раз цвета их варны.

    Варны соотносятся с кастами, но очень по разному, прямой связи иногда нет, и раз мы уж углубились в науку, надо сказать, что индийские касты в отличие от варн называются джати — ;;;;.
    Подробнее об индийских кастах в современной Индии http://indonet.ru/St…

    3. Каста Неприкасаемых
    Неприкасаемые — это не каста. Во времена древней Индии все, кто не входил в 4 варны, автоматически оказывались "за бортом" индийского социума, этих чужаков избегали, не пускали жить в деревни, поэтому они и названы неприкасаемыми. Впоследствие эти чужаки-неприкасаемые стали использоваться на самой грязной, низкооплачиваемыой и постыдной работе, и сформировали собственные социальные и профессиональные группы, то есть касты неприкасаемых, их несколько, как правило это связано либо с грязной работой, либо с убийством живых существ или смертью, так что все охотники и рыболовы, равно как и могильщики, и кожевенники — неприкасаемые.

    В то же время не правильно считать, что каждый неприкасаемый — необразован и беден, это не верно. В Индии даже до обретения ей независимости и принятия ряда законодательных мер по предотвращению дискриминации низших каст и племен были неприкасаемые, которые смогли достичь выдающихся успехов в социуме, примером тому — cамый известный неприкасаемый Индии — выдающийся индийский политический, общественный деятель, борец за права человека и автор конституции Индии — доктор Бхим Рао Амбедкар, который получил юридическое образование в Англии. А совсем недавно мэром города в Индии стал не просто далит, но еще и хиджра http://indonet.ru/fo…

    У неприкасаемых есть несколько синонимов: млеччха — чужой, чужестранец (то есть все не индусы, не кастовые, включая белых туристов), хариджан — "дитя Бога", термин введенный Ганди, парии — то есть отверженные, изгнанные, а наиболее употребительное современное название неприкасаемых — далиты.
    Подробнее о далитах http://indonet.ru/St…

    4. Когда появились индийские касты?
    Нормативно, то есть законодательно система каст-джати в Индии была зафиксирована в Законах Ману, которые относятся к 2 веку до нашей эры.
    Система варн — гораздо древнее, точной датировки не существует. Более подробно об истории вопроса я писала в статье Касты Индии, от варн к современности http://indonet.ru/ar…

    5. Касты в Индии отменены
    Касты в Индии не отменены и не запрещены, как часто пишут .
    Наоборот все касты в Индии пересчитаны и перечислены в приложении к Индийской конституции, которое так и называется Таблица каст. Кроме того, после переписи населения в эту таблицу вносятся изменения, как правило дополнения, дело не в том, что появляются новые касты, а в том, что они фиксируются в соответствии с данными, указанными о себе участниками переписи.
    Запрещена только дискриминация по признаку касты, это написано в статье 15 индийской Конституции, тест см. на http://lawmin.nic.in…

    6. У каждого индийца есть каста
    Нет, это тоже не соответствует действительности.
    Индийской общество очень разнородно по своей структуре, и кроме деления на касты есть несколько других.
    Существуют кастовые и не кастовые индийцы, например, представители индийских племен (аборигены, адиваси) за редкими исключениями не имеют каст. И часть не кастовых индийцев довольно велика, результаты переписи населения см. http://censusindia.g…
    Кроме того, за некоторые проступки (преступления) человека могут выгнать из касты и таким образом лишить его статуса и положения в обществе.

    7. Касты есть только в Индии
    Нет, это заблуждение. Касты есть в других странах, например, в Непале и Шри Ланке, поскольку эти страны развивались в лоне все той же огромной индийской цивилизации, а также на Бали. Но касты есть и в других культурах, например, в Тибете, причем тибетские касты с индийскими не соотносятся вообще, поскольку сословная структура тибетского общества формировалась самостоятельно от Индии.
    О кастах Непала см. Этническая мозаика Непала http://indonet.ru/St…

    8. Касты есть только у индусов
    Нет, сейчас это не так, нужно углубиться в историю.
    Исторически, когда подавляющая часть населения Индии исповедовала индуизм — все индусы принадлежали к какой-либо касте, исключение составляли только изгнанные из каст парии и коренные, племенные народы Индии, которые не исповедовали индуизм и не входили в индийский социум. Потом в Индии стали распространяться другие религии — буддизм, джайнизм, Индия подверглась нашествиям со стороны других народов, и представители других религий и народов стали перенимать у индусов их сословную систему варн и систему профессиональных каст — джати. Сейчас касты есть в джайнизме, сикхизме, буддизме и христианстве, но они отличаются от индусских каст.
    Любопытно, что в северной Индии, в современных штатах Химачал прадеш и Кашмир система каст буддистов имеет не индийское, а тибетское происхождение.
    Еще более любопытно, что в систему индийских каст оказались втянуты даже европейцы — христианские миссионеры-проповедники: те, кто проповедовал учение Христа высокородным браминам оказались в христианской "браминской" касте, а те, кто общался с неприкасаемыми-рыбаками стал христианским неприкасаемым.

    [ad010]

    9. Касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно
    Это расхожее заблуждение, растиражированное туристическими сайтами не известно для чего, ни на чем не основано.
    Определить к какой касте относится индиец только по его виду нельзя, по его роду занятий — часто тоже. Один знакомый работал официантом, хотя происходил из знатного раджпутского рода (то есть он кшатрия). Знакомого непальца-официанта мне удалось идентифицировать по поведению как аристократа, поскольку мы были знакомы давно я спросила и он подтвердил, что это правда, причем парень работает не из-за отсутствия денег вовсе.
    Мой старый друг начал свою трудовую деятельность в 9 лет как разнорабочий, убирал мусор в лавке… думаете он шудра? нет, он брамин (брахман) из бедной семьи и 8 ребенок по счету… еще 1 знакомый брамин торгует в лавке, он единственный сын, надо зарабатывать…

    Еще один мой знакомый настолько религиозен и светел, что можно было бы подумать, что он то и есть настоящий, идеальный брамин. Но нет, он-то как раз шудра, причем он этим гордился и тем, кто знает что значит сева станет понятно почему.
    И даже если индиец и скажет какой он касты, хотя такой вопрос считается не приличным — все равно это туристу ничего не даст, человеку, не знающему Индии, не понять что и почему устроено в этой удивительной стране. Так что озадачиваться кастовым вопросом не стоит, ведь Индии иногда трудно установить даже пол собеседника, а это наверное важнее 🙂

    10. Кастовая дискриминация
    Индия является демократической страной и помимо запрета кастовой дискриминации ввела льготы для представителей низших каст и племен, например, существуют квоты для поступления в высшие учебные заведения, на занятие должностей в государственных и муниципальных органах.
    Проблема дискриминации людей из низших каст, далитов и племенных людей в Индии довольно серьезна, кастеизм до сих пор является основой жизни сотен миллионов индийцев за пределами крупных городов, именно там до сих сохраняется кастовая структура и все вытекающие из нее запреты, например, в некоторые храмы Индии не пускают индийцев-шудр, именно там происходят почти все кастовые преступления, например, вполне типичное преступление http://indonet.ru/bl…

     

    Если система каст в Индии вас интересует серьезно могу порекомендовать кроме раздела статей http://indonet.ru/ca… на этом сайте и публикаций в хиндунете почитать книги крупных европейских индологов 20 века:
    1. Академический 4-х томный труд Р.В. Рассела "Племена и касты центральных провинций Индии"
    2. Монография Луи Дюмона "Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст"
    Кроме того в последние годы в Индии выпущен ряд книг по этой теме, к сожалению сама их в руках не держала.
    Если вы не готовы к чтению научной литературы — прочтите роман очень популярного современного индийского писателя Арундхати Рой "Бог мелочей", его можно найти в рунете.

    Автор и источник публикации:
    achadidi

    © Copyright: Анатолий Ревуцкий, 2017
    Свидетельство о публикации №217020201420

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Анатолий Ревуцкий

    Рецензии

    Написать рецензию

    Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Анатолий Ревуцкий

    Материал из Циклопедии

    Перейти к: навигация, поиск

    Индийские касты — касты в Индии.

    Список

    • Аван— мусульманская земледельческая каста в Пенджабе, притязающая на арабское происхождение.
    • Агарвал— торговцы на Сев. Индии. Многие члены этой касты джайнисты.
    • Агхорипантхи— разряд нищих, которые утверждают, что питаются падалью.
    • Араин— садовники
    • Арора— торговцы
    • Ахар— скотоводы и пастухи в Рохильканде.
    • Ахир— пастухи-скотоводы, а также земледельцы.
    • Бавури— корзинщики (южн.)
    • Багди— рыбаки и лодочники
    • Байраги— нищенствующие монахи
    • Банспхор— поделки из бамбука (банс— бамбук)
    • Бант— крестьяне
    • Бархай— плотники
    • Беллара— корзинщики (южн.)
    • Бханги— мусорщики
    • Бхой— рыбаки и лодочники
    • Бхиспи— водоносы
    • Бхуинхары (бахханы)— землевладельцы (Бихар).
    • Бихар— каменщики и землекопы (южн.)
    • Вани— торговцы.
    • Веллал— крестьяне (южн.)
    • Гадария— овцеводы
    • Гадди— скотоводы
    • Гамалла— виноделы
    • Гоала— пастухи и скотоводы
    • Госаин— нищенствующие монахи
    • Гудала— корзинщики
    • Гуджар— землевладельцы
    • Дарзи— портные
    • Джалия— рыбаки и лодочники
    • Джангам— священники
    • Джат— землевладельцы (Пенджаб)
    • Джоги— нищенствующие монахи
    • Джуги— ткачи
    • Джулаха— ткачи
    • Джхинвар— водоносы
    • Дхангар— овцеводы
    • Дхимар— водоносы
    • Дхоби— стиральщики белья
    • Дхор— кожевники
    • Идига— виноделы (южн.)
    • Изхаван— виноделы (южн.)
    • Кайбартха— рыбаки и лодочники
    • Камар— кузнецы
    • Кахар— водоносы
    • Каястха (каяштха)— писари. (см. Шривастава)
    • Коли— землевладельцы (Гуджарат)
    • Кори— ткачи
    • Кошти— ткачи
    • Кумбхар— гончары
    • Кумор— гончары
    • Кумхар— гончары
    • Кунби— землевладельцы
    • Курми— землевладельцы
    • Кхати— плотники
    • Кхатри— торговцы
    • Кходжа— торговцы
    • Лодха— землевладельцы (Уттар-Прадеш)
    • Лохар— кузнецы
    • Маратхи— землевладельцы (Махараштра)
    • Марвари— купцы, бизнесмены.
    • Од— каста, занимающаяся расчисткой каналов или постройкой домов.
    • Оджха— лекари, знахари и маги; подкаста брахманов (сев.)
    • Охри— каста кхатри.
    • Патидары— землевладельцы (Гуджарат)
    • Раджбанси— землевладельцы (Бенгалия)
    • Раджпуты— землевладельцы (Уттар-Прадеш)
    • Хаджджам— цирюльники (мусульмане)
    • Чандал— цирюльники
    • Чаран— (Гуджарат)

    Касты по специальности

    Касты северной Индии

    • Парикмахер. (Касты: хаджджам, най, нхави, напит и др.)
    • Брахманы
    • Кузнецы. (Касты: лохар, камар и др.)
    • Плотник. (Касты: бархай, кхати, сутар и др.)
    • Пастух-скотовод. (Касты: ахир, гоала и др.)
    • Земледелец и воин. (Касты: бхуинхар, гуджар, джат, коли, кунби, курми, лодха, маратха, патидар, раджбанси, раджпут и др.)
    • Рыбак и лодочник. (Касты: бхой, багди, джалия, кайбартха, коли, маллахи и др.)
    • Садовник. (Касты: араин, качхи, мали и др.)
    • Козопас и овцевод. (Касты: дхангар, гадария и др.)
    • Ювелир. (Касты: сонар, сварнакер и др.)
    • Кожевник. (Касты: дхор, чамар, чамбхар, махар и др.)
    • Торговец. (Касты: арора, банья, бохра, кхатри, кходжа, лохана, махаджан, марвари, вани, ванья и др.)
    • Гончар. (Касты: кумхар, кумбхар, кумор и др.)
    • Маслоделы.

      Кастовая система в Индии

      (Касты: тели, тили и др.)

    • Нищенствующий монах. (Касты: байраги, факир, госаин, косвами, джоги и др.)
    • Мусорщик. (Касты: бханги, чандал, чурха и др.)
    • Писец. (Касты: каяштха, прабху и др.)
    • Портной. (Касты: дарзи, шимпи и др.)
    • Стиральщик белья (прачка). (Касты: дхоби, парит и др.)
    • Водонос. (Касты: бхисти, дхимар, джхинвар, кахар и др.)
    • Ткач. (Касты: кори, кошти, джуги, джулаха, сали, танти и др.).

    Южноиндийские касты

    • Корзинщик. (Касты: бавури, беллара, эрула, гудала, меда, параян и др.)
    • Брахманы. Намбудири
    • Крестьянин. (Касты: бант, кург, камма, надувар, найяр, оккалига, реди, веллал, велами и др.)
    • Священнослужитель. (Касты: джангам, куруккал, пандарам, пуджари и др.)
    • Виноделы. (Касты: гамалла, идига, изхаван, шанан, тьян, ята и др.)
    • Каменщик и землекоп. (Касты: одде, ваддар и др.)
    • Вор и грабитель. (Касты: каллар, корава, маравар и др.)

    Литература

    • Куценков А. А. Эволюция индийских каст. М., 1983
    • Урду-русский словарь 1951. Москва

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    ya krevedko