Кавказская шапка как называется

Кавказская шапка как называется

Папаха – национальное достояние туркмен

Несмотря на порой сорокаградусную жару туркменские аксакалы ходят в больших мохнатых меховых шапках, чем вызывают немалое удивление туристов. Однако, этот уникальный головной убор, придуманный туркменами еще в древности, наоборот, спасает от сильной жары.

Испокон веков одежда туркмен была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе и солнце. Практичность головного убора была оплеределяющим фактором, так как во время кочевья туркменам приходилось преодолевать большие расстояния по пустынной местности. Так родилась меховая папаха — «тельпек». Под такой, на вид тяжелой, но на самом деле легкой шапкой, создается особый микроклимат, этот головной убор спасает летом от перегрева на солнце, а зимой служит защитой от холода.

В национальной мужской одежде «тельпек» занимает первое место. Он служит своеобразным мерилом красоты мужской фигуры, олицетворяет собой гордость и благородство, помогает выработке красивой осанки и грации движений. «Шапку носят не для тепла, а для чести. Если тебе не с кем поговорить — поговори с папахой», – говорят в Туркмении.

Туркмены очень гордятся своими головными уборами и бережно относятся к ним. Ухаживали за ними всегда очень тщательно: покрывали платком, а чтобы мех не помялся и шапка не деформировалась, надевали на специальные болванки из тутового дерева.

Шапки делались праздничные, парадные и будничные, для молодых джигитов, пожилых мужчин и стариков. Шились они из серого или золотистого каракуля, из пышного меха куницы, лисицы, ондатры. Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Они были очень дорогими. Вообще же для праздничных шапок предпочитали мелкий кудрявый мех ягнят. Черные тонкие каракулевые шкурки отличаются самым высоким качеством.

Дагестанские папахи и шапки каракуль ручной работы

Мех каракуля был символом высокого светского или духовного сана. В прошлом такие изысканные головные уборы могли позволить себе немногие. Так, например, модная высокая шапка из каракулевых шкурок с длинной кудрявой шерстью равнялась стоимости верблюда, или коровы с теленком.

Надевались папахи, как правило, поверх маленькой туркменской тюбетейки — тахьи. Форма папах на территории Туркменистана была также весьма разнообразной: от миниатюрных до грандиозных по размерам. В далеком прошлом богатые и знатные туркмены надевали папахи высотой до полуметра. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.

Изготовлением папах в Туркменистане традиционно занимались только мужчины. Ремесло передавалось по наследству. Мастера ценились особо и были уважаемыми людьми в своих селениях.

Производство «тельпеков» сохранилось у туркмен и в наши дни. Сейчас ремесленники производят более широкий ассортимент шапок различного качества, способных удовлетворить любой вкус. В качестве парадных папах, которые надевают по особо торжественным случаям, остаются высокие — до 25- 30 см, очень мохнатые «тельпеки» с длинной шелковистой шерстью. Большинство мужчин среднего и пожилого возраста предпочитают папахи из черного и коричневого мехов, завитки которых отливают серебром. Молодые носят «тельпеки» белого цвета.

Красивые, легкие, удобные, полные благородства туркменские «тельпеки» пользуются спросом на туристическом и сувенирном рынке.

Для каждого горца и казака такой головной убор не просто шапка, защищающая голову от неблагоприятных погодных условий. Традиционная кавказская папаха – это предмет гордости мужчины и его чести.

Конечно, в настоящее время даже горцы не всегда соблюдают традиции своего народа, но еще несколько десятилетий назад нельзя было даже представить себе кавказца без папахи. В народе даже ходила поговорка, что, пока цела голова кавказского мужчины, на ней должна быть папаха. Таким образом, трудно переоценить значимость этого мехового головного убора.

Как воспитывается гордость и честь

У этой объемной меховой шапки есть очень интересная особенность. Ее конструкция такова, что просто невозможно в папахе ходить с опущенной головой.

Шапки народов мира

Такая специфика покроя обязывает кавказцев смолоду привыкать ходить с ровной спиной, идеальной осанкой и гордо поднятой головой.

Так, ненавязчиво, горцы поколениями учили своих детей не гнуть спины и всегда прямо смотреть на мир.

Можно ли снимать папаху

Учитывая сакральную ценность этого головного убора, он всегда украшает голову совершеннолетнего кавказца. В зависимости от уровня финансовой стабильности горца, у него могут быть одна или несколько папах. Одна предназначается для праздников, другая – для важных собраний, третья – для будней и так далее.

Папаху не принято снимать с головы. Такое происходит в самых крайних случаях. Так, в отличие от других народов мира, на Кавказе этот головной убор не снимается даже в момент просьбы о чем-то. Единственное исключение – сердечная просьба о прощении кровной мести.

Естественно, сильнейшим унижением и оскорблением для горца является сбивание с его головы шапки другим человеком. Такой поступок крайне редко остается безнаказанным.

Горец сам в пылу жаркого спора может бросить свою папаху на землю. Такой поступок без слов оповещает присутствующих о серьезности его позиции. Он готов до смерти отстаивать свою точку зрения.

Дела любовные

На Кавказе молодые люди не могут проявлять пылкость своих чувств. Но как же тогда признаться избраннице в любви?

Для этого на протяжении веков использовался эмоциональный танец, который называется лезгинка. Традиционная лезгинка – это не только возможность мужчинам проявить себя и посоревноваться в навыках. При помощи этого танца молодой человек выражал девушке весь спектр своих чувств и переживаний.

А вот сделать предложение своей избраннице горец мог не только при помощи сватов, но и собственной папахи. Он закидывал шапку к ней в окно и ждал ответа. Если головной убор долго не возвращался (не вылетал) обратно, то юноша мог уходить окрыленным. Ему сказали «да».
__________________________

Папаха – национальное достояние туркмен

Несмотря на порой сорокаградусную жару туркменские аксакалы ходят в больших мохнатых меховых шапках, чем вызывают немалое удивление туристов. Однако, этот уникальный головной убор, придуманный туркменами еще в древности, наоборот, спасает от сильной жары.

Испокон веков одежда туркмен была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе и солнце. Практичность головного убора была оплеределяющим фактором, так как во время кочевья туркменам приходилось преодолевать большие расстояния по пустынной местности. Так родилась меховая папаха — «тельпек». Под такой, на вид тяжелой, но на самом деле легкой шапкой, создается особый микроклимат, этот головной убор спасает летом от перегрева на солнце, а зимой служит защитой от холода.

В национальной мужской одежде «тельпек» занимает первое место. Он служит своеобразным мерилом красоты мужской фигуры, олицетворяет собой гордость и благородство, помогает выработке красивой осанки и грации движений. «Шапку носят не для тепла, а для чести. Если тебе не с кем поговорить — поговори с папахой», – говорят в Туркмении.

Туркмены очень гордятся своими головными уборами и бережно относятся к ним. Ухаживали за ними всегда очень тщательно: покрывали платком, а чтобы мех не помялся и шапка не деформировалась, надевали на специальные болванки из тутового дерева.

Шапки делались праздничные, парадные и будничные, для молодых джигитов, пожилых мужчин и стариков.

Папаха из шкуры овцы

Шились они из серого или золотистого каракуля, из пышного меха куницы, лисицы, ондатры. Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Они были очень дорогими. Вообще же для праздничных шапок предпочитали мелкий кудрявый мех ягнят. Черные тонкие каракулевые шкурки отличаются самым высоким качеством. Мех каракуля был символом высокого светского или духовного сана. В прошлом такие изысканные головные уборы могли позволить себе немногие. Так, например, модная высокая шапка из каракулевых шкурок с длинной кудрявой шерстью равнялась стоимости верблюда, или коровы с теленком.

Надевались папахи, как правило, поверх маленькой туркменской тюбетейки — тахьи. Форма папах на территории Туркменистана была также весьма разнообразной: от миниатюрных до грандиозных по размерам. В далеком прошлом богатые и знатные туркмены надевали папахи высотой до полуметра. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.

Изготовлением папах в Туркменистане традиционно занимались только мужчины. Ремесло передавалось по наследству. Мастера ценились особо и были уважаемыми людьми в своих селениях.

Производство «тельпеков» сохранилось у туркмен и в наши дни. Сейчас ремесленники производят более широкий ассортимент шапок различного качества, способных удовлетворить любой вкус. В качестве парадных папах, которые надевают по особо торжественным случаям, остаются высокие — до 25- 30 см, очень мохнатые «тельпеки» с длинной шелковистой шерстью. Большинство мужчин среднего и пожилого возраста предпочитают папахи из черного и коричневого мехов, завитки которых отливают серебром. Молодые носят «тельпеки» белого цвета.

Красивые, легкие, удобные, полные благородства туркменские «тельпеки» пользуются спросом на туристическом и сувенирном рынке.

Папаха – национальное достояние туркмен

Несмотря на порой сорокаградусную жару туркменские аксакалы ходят в больших мохнатых меховых шапках, чем вызывают немалое удивление туристов. Однако, этот уникальный головной убор, придуманный туркменами еще в древности, наоборот, спасает от сильной жары.

Испокон веков одежда туркмен была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе и солнце. Практичность головного убора была оплеределяющим фактором, так как во время кочевья туркменам приходилось преодолевать большие расстояния по пустынной местности. Так родилась меховая папаха — «тельпек». Под такой, на вид тяжелой, но на самом деле легкой шапкой, создается особый микроклимат, этот головной убор спасает летом от перегрева на солнце, а зимой служит защитой от холода.

В национальной мужской одежде «тельпек» занимает первое место. Он служит своеобразным мерилом красоты мужской фигуры, олицетворяет собой гордость и благородство, помогает выработке красивой осанки и грации движений. «Шапку носят не для тепла, а для чести. Если тебе не с кем поговорить — поговори с папахой», – говорят в Туркмении.

Туркмены очень гордятся своими головными уборами и бережно относятся к ним. Ухаживали за ними всегда очень тщательно: покрывали платком, а чтобы мех не помялся и шапка не деформировалась, надевали на специальные болванки из тутового дерева.

Шапки делались праздничные, парадные и будничные, для молодых джигитов, пожилых мужчин и стариков. Шились они из серого или золотистого каракуля, из пышного меха куницы, лисицы, ондатры. Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Они были очень дорогими. Вообще же для праздничных шапок предпочитали мелкий кудрявый мех ягнят. Черные тонкие каракулевые шкурки отличаются самым высоким качеством. Мех каракуля был символом высокого светского или духовного сана. В прошлом такие изысканные головные уборы могли позволить себе немногие. Так, например, модная высокая шапка из каракулевых шкурок с длинной кудрявой шерстью равнялась стоимости верблюда, или коровы с теленком.

Надевались папахи, как правило, поверх маленькой туркменской тюбетейки — тахьи. Форма папах на территории Туркменистана была также весьма разнообразной: от миниатюрных до грандиозных по размерам. В далеком прошлом богатые и знатные туркмены надевали папахи высотой до полуметра. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.

Изготовлением папах в Туркменистане традиционно занимались только мужчины.

Кавказская шашка

Ремесло передавалось по наследству. Мастера ценились особо и были уважаемыми людьми в своих селениях.

Производство «тельпеков» сохранилось у туркмен и в наши дни. Сейчас ремесленники производят более широкий ассортимент шапок различного качества, способных удовлетворить любой вкус. В качестве парадных папах, которые надевают по особо торжественным случаям, остаются высокие — до 25- 30 см, очень мохнатые «тельпеки» с длинной шелковистой шерстью. Большинство мужчин среднего и пожилого возраста предпочитают папахи из черного и коричневого мехов, завитки которых отливают серебром. Молодые носят «тельпеки» белого цвета.

Красивые, легкие, удобные, полные благородства туркменские «тельпеки» пользуются спросом на туристическом и сувенирном рынке.

Кубанки и головные уборы

Шапка кубанка получила свое современное название в годы первой мировой войны. Для казаков это не просто шапка, она является предметом их культуры и одним из символов народа. Многолетнее соседство казаков с народами Кавказа привело к смешению их национальных нарядов. Высокие папахи горцев, использовавшиеся ими как праздничное убранство, попав к казакам, были видоизменены:

  • казачья кубанка стала намного ниже;
  • у шапки появилось дно;
  • основным материалом для пошива стал каракуль.

Основной причиной изменений историки называют образ жизни казаков. Высокая, лохматая папаха была неудобна при быстрой езде на лошади по пересеченной местности и среди деревьев.

Крест на донце головного убора вызывает споры до сих пор. Мнения специалистов расходятся на две точки зрения

  1. Большинство придерживается взгляда, что это означает приверженность народа православной вере.
  2. Остальная часть видит в нем удобный способ закрыть швы, которые образовывались при соединении четырех деталей дна.

Однако кубанка казака, несмотря на все споры, без данного креста не бывает. Единственным отличием уборов разных казачьих войск является цвет материала, из которого выполнено донце шапки.

Папаха кавказская – какие виды бывают и как правильно выбрать?

Поэтому осведомленные люди по ней могут определить:

  • место жительства и принадлежность казака;
  • социальное положение владельца убора.

Для казака ношение кубанки является честью и поэтому сбить кубанку с головы считается оскорблением.

Мужские казачьи кубанки имеют специфический крой, не позволяющий наклонить голову. Поэтому ношение данного головного убора формирует у юношей гордую осанку.

  1. Кубанки различаются по длине ворса и по виду меха.
  2. До первой мировой войны можно было встретить головные уборы, сшитые из меха медведя и волка, так как мех этих животных помогал ослабить сабельный удар.
  3. Папахи офицерского и рядового состава отличались отделкой.
  4. Во время первой мировой войны в момент боевых действий казакам запрещали носить кубанки черного цвета.
  5. После революции ношение папах казакам было запрещено и разрешили их ношение только в 1936 году. Основным условием была нашивка на головной убор спереди красной звезды. Одновременно было получено разрешение на службу в Красной армии для некоторых частей казачьих войск.

Постепенно вошла мода на шапку кубанку, ее стало возможно купить и носить как повседневный головной убор в зимнее время года. Однако казаки никогда не забывали об истинном назначении шпаки. Возрождение казачества в России позволило восстановить исторически сложившиеся способы пошива убора.

Истинные последователи духовно-нравственных традиций казачества могут купить кубанку в интернет-магазине «Казачий рассвет».

  1. Ассортиментный ряд представлен широким выбором головных уборов разного цвета и размера.
  2. Магазином гарантируется высокое качество меховых изделий.
  3. По желанию клиента может быть выполнен пошив интересующей модели по индивидуальным размерам из натурального или искусственного материала.
  4. Все предлагаемые изделия соответствуют историческим реалиям. Решив купить кубанку казачью в интернет-магазине «Казачий рассвет», покупатель сможет приблизиться к истории казачества.
  5. Сделать заказ на пошив кубанки казачьей или купить ее можно, сделав заказ на сайте магазина.
  6. Доставка товара осуществляется по всей территории России.

Консультанты всегда готовы ответить на интересующие клиентов вопросы, принять заказ и помочь с выбором товара. На сайте магазина имеются телефоны для связи со специалистами.

Головные уборы адыгов Юрий Сташ

Фатима Теучеж

"Головные уборы адыгов: от хаттов до современности"

«Если голова цела, на ней должна быть шапка»
/Адыгская пословица/

Интервью с Юрием Сташем

Юрий Махмудович Сташ – черкесский художник-модельер, заслуженный работник культуры Адыгеи, обладатель Государственной премии Республики Адыгея и Премии республиканской общественной организации «Лига мира»; первый национальный черкесский кутюрье, который создал уникальную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Неповторимые работы Юрия Махмудовича Сташа демонстрировались не только на родине в Майкопе, но и в Москве, во многих других городах России, а также в Сирии, Иордании, Турции, США. Основная часть коллекции мастера выставлена в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в г. Майкопе (Республика Адыгея).

— В старину адыги говорили, что «если голова цела, на ней должна быть шапка», «если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее», а «обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой». В свою очередь, мастерицы полагали и полагают, что женский костюм без головного убора кажется неполным. Юрий Махмудович, в Вашей уникальной коллекции  к каждому платью или костюму есть свой головной убор. Это такое творческое решение или соблюдение строгого правила сакральности шапки у адыгов?

Ю.С.: В основе всех работ, что я создал, лежит, прежде всего, адыгское мышление, адыгская философия. А также суть всех моих костюмов и платьев заключается в том, чтобы люди жили мирно, в полном взаимопонимании. Да, адыги придавали огромное значение шапке. Например, у адыгов есть такая пословица: «Мужчина, носивший постоянно шапку, не мог совершить неверный шаг». Ему шапка, как бы указывала на то, чтобы держаться ровно. И если он не держался, то шапка падала. Так же и с женским головным убором, женским национальным платьем, говорили, что их надо было носить с достоинством.
А вот еще одно подтверждение тому, что для адыгов шапка была очень важна. К примеру, в Белореченском кургане нашли одну шапку. Я изготовил такую же по её образцу. Правда, на оригинале не было украшений. Я добавил узоры из бисера, кисть из золотых ниток (шапка к женскому костюму «Нагой-Ч1ыгу»). Такие шапки адыги носили веками. И сегодня такой головной убор можно изготовить и носить. Помимо этого, шапка была ценна и другим. В старину у адыгов нельзя было сесть за стол с непокрытой головой, и на люди без шапки не выходили. Но сегодня в культурных учреждениях, в театрах не принято сидеть в головном уборе. Времена меняются, и нравы тоже. Хотя прежде адыги, подходя к священному дереву, всегда снимали шапки. 
Да, о многом можно задуматься. Стоит вернуть значение шапки. И сегодня всем нравится, когда к национальной одежде прилагается соответствующий головной убор. Если взять эту шапку (от Черкески «Молния»), то она точно такая же, как настоящая адыгская мужская шапка (па1у). Нельзя сказать, что это придумал я. Но она изготовлена из другого материала и украшена блестящими деталями. А её основа черного цвета – это проутюженная кожа. Тем не менее, по форме это точно такой же головной убор, который адыги постоянно носили. Другой пример адыгского головного убора – это княжеская шапка. Я её восстановил с рисунка в книге Студенецкой («Одежды народов Северного Кавказа»), Эту шапку носили мужчины княжеского рода. По-русски, её  называют еще митрообразной. По-адыгски её форма не указывается. Эта шапка сделана из черного бархата и прошита тесьмой из золотых ниток. А на её верхушке узел. Прежде, на таких головных уборах ставили небольшой тамговый знак. Такую шапку адыгские князья носили века назад.
А это женская княжеская шапка. Надо заметить, что все эти представленные мной головные уборы отражают суть адыгского мышления. И я их создавал, основываясь на знания культуры адыгов. Поэтому эту шапку я изготовил к княжескому платью, и она её достойно украсила. Конечно, этот головной убор сам по себе без платья не наденешь. Впрочем, и платье без шапки теряется. Вот считалось, что, чтобы стоять ровно и статно, следовало надевать вместе и платье и шапку. Это украшало адыгских женщин. Да и одетая и в платье, и в соответствующий головной убор, женщина могла двигаться плавно, аккуратно, красиво и благородно выглядеть.
А эта шапка связана с древним происхождением адыгов. Как уже известно, мы, адыги, берем свои корни от хаттов. Так, однажды я слышал по телевидению выступление одного знающего человека, выходца из Турции. Он рассказал, что нашел шапки периода хаттов по форме так называемой «таблетки». К тому же, многие другие деятели культуры рассказывали. И на основе этого я создал головной убор хаттов именно в такой форме. Это было присуще адыгам.  Исходя из этого, хотел бы сказать, что сегодня адыгам, адыгской культуре следует восстановить значение шапки и просветить людей. И это очень важно!
Об этой шапке могу сказать, что она изготовлена к костюму под названием «Гуч1эгъу», что на русском языке «Эмпатия». Сегодня люди отдаляются друг от друга, мало времени общаются друг с другом. Телевидение вещает в каждом доме. И размышляя об этом, я создал такой головной убор. То, чем украшен он, не совсем сходно с тем, чем украшали адыгские женщины свои шапочки. Но я использовал то, что нашлось у меня под рукой. И в связи с этим, хотел бы, чтобы все мы задумались над тем, что адыгская культура не должна стоять на месте, она должна развиваться, двигаться вперед. Но должны сохраниться адыгское мышление, наша народная философия. И что бы мы ни делали, мы должны ориентироваться на наше мышление. Вот с такими мыслями я и создавал эти шапки к своим костюмам и платьям.

— У Вас есть работы, созданные по мотивам Нартского эпоса. Это и костюмы «Саусырыко». «Тырготао», «Гекатей» «Лащин», «Стахемфак», а также костюмы амазонок.

У них всех головной убор представлен в виде шлема, тандж па1о. На что Вы основывались при создании этих работ? Что для Вас символизирует шлем?

Ю.С.: Для ответа на этот вопрос представлю Вам пример головного убора от костюма нартской героини Лащин. Это так называемое по-адыгски «тандж па1у».  И изготовлялся он, в основном, из металла. Интересно, что если другие народы делали «тандж па1у», то по-другому, у них была носовая стрелка, защищавшая лицо. А адыгский шлем был именно такой, с открытым лицом. А на верху шлема устанавливалась деталь, в которую могли вставить флажок или знамя, чтобы украшало, и было видно, откуда воин или из какого рода. Вот из чего я исходил, когда создавал этот шлем.
Другой пример – это головной убор для костюма «Саусырыко».  На самом деле, изготовление всего ансамбля заняло 7 месяцев. Мне пришлось применить тепловую обработку кожи, чтобы сделать чешуйки, из сотни которых я и сшил костюм. Когда я создавал костюм «Саусырыко», я представил, как он думал: «Если бы я только вернулся на родину, то за три дня справился бы со всем злом». Это актуально и сегодня для нашей земли. Вот и сам шлем Саусырыко! Как видите, детали, которая бы прикрывала нос, представленная на шлемах европейского типа, не нем нет. Лицо под нашими шлемами открыто. Но зато есть защитная сетка, прикрывающая шею.
А этот пример шлема создан для костюма амазонки. Мы знаем, что о них рассказывается в древнегреческой мифологии. Но и на Кавказе были замечены поселения таких сильных женщин, женщин-воинов. Как-то я прочитал, что здесь в наших краях проживали особые женщины, сильные и воинственные, Адыги называли их «амзан». И этот шлем я изготовил для костюма амазонки или «амзан», так же называются они и в Турции. Полное наименование работы – «Амазонка из Габукая». На создание всего ансамбля у меня ушло 6 месяцев. Сам шлем полностью сделан из золотых ниток по моей технологии оплетения. Почему я назвал костюм «Амазонка из Габукая»? Тогда Аслан Тов нашел в районе нашего аула захоронение с останками таких женщин и деталями их одежды.  И основываясь на его находку, я и изготовил этот костюм. Сегодня его можно увидеть везде в Интернете.
Вот тип шлема из Древней Греции. В те древние времена греки оказывали влияние на адыгов, и адыги – на греков. Был такой интересный факт. Как-то совсем недавно я смотрел передачу по телевидению, один молодой человек отправился в Грецию и пробует национальные блюда греков. И тут показывают одно из них и называют «курамбий». А на вопрос: «Из чего сделано?» — ответ: «Полностью изготовлено из муки». И затем отчетливо называют «Курамбий!». А у адыгов есть такое национальное блюдо. Видно, это пример взаимовлияния наших культур. Но кто у кого что взял: они у нас или мы у них, — кто знает… Это объясняется тем, что века наши народы жили бок о бок, делились всем и обменивались тем, что имели. Исходя из этого, я и сделал для одного из костюмов амазонки такой греческий шлем.

— В старину у адыгов головной убор безошибочно указывал сословное и социальное положение мужчины. Тогда были пщы паIу, оркъ паIу,  фэкъолI паIу, пэIопырац. Судя по Вашей коллекции, все они представлены в ней. Расскажите о них!

Ю.С.: К примеру, непосредственно эта мужская шапка называется ефенд-па1у (шапка эфенди). Как видите, у неё есть кисточка. Образец такого головного убора я увидел в одной книге. Такую шапку эфенди надевали специально. Когда он в ней был среди людей, по ней его сразу признавали. И это имело большое значение! Небольшая кисточка на шапке определяла статус эфенди. В свое время, когда я был в Узбекистане, в одном доме на похоронах среди людей было несколько мужчин в халатах, их национальной одежде. Тогда я спросил, почему только они так одеты. Оказалось, что таким способом выделялись родственники того, кого хоронили. Интересный факт! Так и у адыгов с помощью шапки можно было понять статус её владельца.
Другая шапка, созданная мной, во всем похожа на настоящую адыгскую папаху, но большая по размеру (головной убор к мужскому костюму «Мамырзехь» из ансамбля «Белая Олимпиада»). Во время Олимпиады, пребывая в Сочи почти месяц, мы продемонстрировали коллекцию адыгской национальной одежды – черкески и сае. Сегодня в нашем мире неспокойно, и надо делать всё, чтобы люди на земле жили мирно и мудро. Поэтому я и создал этот костюм мудреца и назвал его «Мамырзехь». Этот костюм также примечателен и большой палкой, украшенной на верхушке особым элементом. Этим я хотел, прежде всего, сказать, что сегодня нам нужны мудрые люди, которые могли бы помочь народам договориться между собой, урегулировать споры и конфликты. Этот ансамбль я сшил специально для Олимпиады, и он всем понравился. Из такого же материала я создал и женские костюмы под названием «Лаура» и «Фишт», и одеяние амазонки. Как раз в начале Олимпиады от нас в этом костюме амазонки с адыгейским сыром встречали всех гостей и произносили: «Остановитесь! Не враждуйте!».  Так что, весь этот ансамбль был посвящен миру.
А если рассказывать про этот головной убор, то у адыгов он назывался «упч1э па1у».  На самом деле саму шапку мне подарила художник-дизайнер Мадина Саральп из Нальчика. Со своей стороны, я подумал и украсил её узорами из золотых ниток. И теперь такую шапочку могут носить девушки летом. А по сути, этот вид головного убора – «упч1э па1у» — носили, чтобы прикрыть голову от палящего солнца. Да и адыгские мужчины постоянно носили такую шапку летом.
К слову о современности, у меня в коллекции есть и такие головные уборы, которые похожи на традиционные, но не совсем. Вот, например, шапка от костюма «Лаго». На самом деле, несколько десятилетий назад были такие «хиппи». И подобную шапочку носили и парни, и девушки.  И так она вошла в культуру обихода. Я тоже сделал такую из кожи. Но если посмотреть на неё, то можно найти сходство с головным убором адыгов «упч1э па1у». Конечно, я её немного украсил стежками и бусинками.
У меня в коллекции есть и головной убор советского времени. История нашего народа включает и десятилетия периода Советского Союза, правления коммунистов. В самом начале наши парни защищали свою землю, воевали под красными знаменами и носили такую шапку – «буденовку». Для её изготовления я взял особенный материал, который использовался для флажков. На нем изображены солнце и наша планета, написано «Миру-мир!».

Почему на Кавказе меховые шапки носят даже летом?

Вот я и создал из него такую шапку во имя того, чтобы у нас на земле не было войны. И так ярко в красном цвете исполнена эта буденовка.

— Интересно и социальное значение женского головного убора у адыгов. Так, незамужние девушки носили красные шапочки или дышъэ па1о. А с того момента, как выходили замуж, они носили, как писали путешественники, чепец или платок. Как в Вашей коллекции представлены женские головные уборы адыгов?

Ю.С.: Конечно, перед тем, как создавать женские костюмы и платья, я долгое время смотрел, читал, изучал. А учитывая, каким материалом я располагал, делал. Старался изготовлять так, как когда-то адыгские мастерицы. Сегодня найти материал, как раньше, не всегда получается. Но я всё же придерживался правил.
Например, вот женский головной убор  от платья-символа «Толерантность», по-адыгски это звучит «Щэ1агъэ», а по-латински «Tolerantia». Через эту работу я хотел призвать всех людей к терпению и взаимному понимаю. Приведу в пример слова русского поэта Лермонтова, который служил на Кавказе. Он называл адыгов черкесами и писал, что их дома – кунацкие или хачещи – всегда открыты для гостей. Там всегда можно найти кров и еду, которыми радушные черкесы делились с особым гостеприимством. Размышляя над его словами, я и создал это платье-символ «Толерантность» и головной убор к нему. Примечательно, что платье состоит из двух частей: одна – это адыгский зеленый флаг, а другая – флаг России. Соединяя эти два флага вместе, я хотел сказать, что сегодня людям надо быть толерантными друг к другу, понимать друг друга, ценить свою культуру и культуру других народов, изучать языки. Узнавая другие народы ближе, мы будем лучше друг друга понимать. И с этой идеей я и создал такое платье. И хотел бы отметить, что адыги всегда понимали и принимали других, а сегодня они живут мирно с разными народами.
Говоря об адыгских женских головных уборах, надо отметить и орнаменты, которыми мастерицы украшали их. Я тоже эту зеленую шапку (к платью-символу «Толерантность») украсил орнаментальными узорами с двух сторон. К этому я добавил сочетание цветов вставок. Это и голубой, и  красный, они олицетворяют собой другие народы, их культуры. И, конечно, не стоит забывать о кисточках на концах этих вставок, которые делались мастерицами и в старину.
А теперь хотел бы обратить внимание на одно платье. Я назвал его «Обелиск». Оно говорит о том, что женщины страдают и молятся за все те беды, что выпали на долю человечества. А переживая, они становятся камнем, памятником, обелиском. Но сегодня мы, люди, должны жить мирно, понимать друг друга. Рядом с этим платьем вы видите традиционную шапочку для девочек, изготовленную из красного материала и украшенную узорами из золотых ниток.

— А из какого материала Вы создавали все эти головные уборы?

Ю.С.: Адыги изготовляли шапочки для девочек в основном из красного материала. Я тоже создал и костюм девочки, и шапочку из ткани такого цвета. А рядом пример шапки для мальчика, сходная с адыгской папахой, она сделана из каракуля. И черкеска к ней изготовлена из такого же материала, из которого адыгские мастерицы шили еще в те времена.
Задумываясь о мире, судьбе людей, их жизнях, я создал платье-символ «Чего хочет этот безумный мир». Здесь и само платье, и головной убор декорированы катушками ниток, представленными патронами. В основе этой работы лежит идея, что сегодня, во времена, когда дети идут в школу и убивают там своих сверстников и учителей, нужно задуматься. Многое следует сделать, чтобы на земле был мир.
А вот пример головного убора к костюму, названному «Пепси». Так, сегодня во времена современных технологий нужно следить за экологией. И этим шлемом, сделанным из этикеток «Пепси» я хотел сказать, что мы, люди, должны беречь нашу планету, делать всё, чтобы она стала чище, а мы жили лучше.

— Юрий Махмудович, как Вы считаете, возможно ли возрождение сакрального отношения к головному убору у современных адыгов, если учесть постепенное распространение среди них культуры ношения национальной одежды? Что нужно сделать для этого?

Ю.С.: Да, сегодня значение головного убора у адыгов возрастает. И так должно быть! К примеру, когда арабы приезжают в Москву, они показывают себя в своей национальной одежде. Так и  у нас должно быть. Надевая адыгскую шапку, надо помнить о её значении, держаться гордо, с достоинством, следя за собой. Как уже говорил, например, значение головного убора у адыгов велико. Стоишь ли, сидишь ли, а шапка тебя сдерживает, как бы говорит: «Будь осторожен! Прямо держись! Говори верно! Достойно себя веди!».
В старину шапка указывала своим размером и кроем сословие, будь то князь, уорк или тфокотль. Но прошло время, и это её значение исчезло из обихода адыгов. Впрочем, как и культура ношения головного убора. И поэтому, я думаю, чтобы возродить адыгские национальные традиции, мышление, Хабзэ, нам надо вернуть значение адыгскому головному убору, адыгской национальной одежде. А были времена, когда черкеска и сае были как паспорт, и по ним узнавали людей.
Сегодня же все народы обогащают Россию и украшают её свои разнообразием культур. Поэтому наша национальная одежда, как и культура, могут привлечь туристов. А те смогут оценить красоту природы, самобытные обычаи и традиции, вкусную и полезную еду. И если каждый из нас постарается, то мы сможем сделать нашу республику красивей и лучше.

— Большое спасибо!

Глоссарий «Головные уборы адыгов» от Юрия Сташа:
• пщы паIу — княжеская шапка из каракуля с высоким сужающимся кверху околышком;
• оркъ паIу – каракулевая шапка с околышем, расширяющимся к верху;
• фэкъолI паIу – каракулевая шапка с узким околышем и выпуклой полусферической формой;
• пэIопырац — крестьянская папаха;
• упч1э па1у —  войлочная шляпа с полями, носилась в теплое время.
• тандж-па1у – высокий конический шлем с верхушкой с кольцом для закрепления флажка, а сзади крепилась защитная сетка, которая закрывала половину лица и ниспадала на плечи
• пдьпа1у — низкий шлем с полусферической формой, к нижнему краю прикреплялась защитная сетка;
• мисюрка – круглая выпуклая пластина  с кольцом в центре для флажка:
• дышъэ па1о – девичья шапка; шапочка алого цвета, отделанная перекрещивающимися широкими серебряными полосками, называется еще «таблеткой»;
• къэнэ-па1у — шапку невесты;
• митрообразная шапка – шапка в форме полу шара или митры, носили княжны и дочери уорков; её модификацией могли быть шапочки адыгских женщин в виде цилиндра, обтянутого галуном, с округлой верхушкой из ткани и радиально расходящимися галунами;
• башлык – суконный капюшон с большими концами;
• папаха – высокая меховая шапка;
• феска – мужская шапочка в форме усечённого конуса с кисточкой;

Интервью провела Галимет Ворокова
Интервью подготовлено Фатимой Теучеж
Видео Казбека Коджешау
https://www.youtube.com/watch?v=OdBbpoTwhBc
Интервью снято в Северокавказском филиале Музея Востока

Майкоп, Адыгея, Март 2018

© Copyright: Фатима Теучеж, 2018
Свидетельство о публикации №218041901813

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Фатима Теучеж

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Фатима Теучеж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *