Культура и религия

Культура и религия

Содержание

Религия как социокультурный феномен. Поиск человеком смысла жизни и присущее ему врожденное религиозное чувство. Взаимоотношение культуры и религии и их взаимовлияние. Миф как важная подсистема культуры, видоизменение архетипов мифологического сознания.

HTML-версии работы пока нет.

  • Религия и культура: проблема взаимоотношений

    Взаимоотношения религии и культуры как социокультурных феноменов. Проблема сопряжения и взаимосвязи религии и культуры. Рационализация латентных функций религии. Духовные и материальные ценности. Воздействие идей и приоритетов религиозного сознания.

    реферат , добавлен 22.04.2011

  • Религия как элемент культуры

    Сущность и социальные предпосылки возникновения религии, ее связь с мифологией и путь формирования. Социокультурные функции религии: мировоззренческая, легитимизирующая, интегративная. Причины низкого уровня религиозного сознания в современном мире.

    реферат , добавлен 18.12.2012

  • Культура и религия в современных условиях

    Место и роль религии в системе культуры. Религия как социокультурный институт. Развитие рефлективно-рациональных сторон духовной деятельности субъекта. Судьба религии в современном мире. Европейская социокультурная интеграция с точки зрения религии.

    реферат , добавлен 19.12.2012

  • Религия как феномен культуры

    Религиозные верования в процессах становления цивилизации. Религия и культура древних цивилизаций. Культура и особенности мировых религий. Возможность обретения человеком блаженного состояния. Христианство и культура. Религия и современная культура.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2011

  • Миф и религия

    Изучение и анализ мифа и религии как неких форм культуры, их толкования и содержания.

    Как религия влияет на культуру?

    Миф и религия – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Определенный теоретический интерес к мировоззрениям мифа и религии, их взаимосвязи.

    реферат , добавлен 17.07.2008

  • Культура и религия

    Религия как явление мировой культуры и источник новых социокультурных ценностей. Понятие богопочитания: связь между человеком (конечным существом) и Богом (абсолютным началом мира). Шаманизм, магия, христианство. Структурные компоненты и функции религии.

    реферат , добавлен 01.07.2009

  • Психологические концепции культуры

    Культура и религия в философии Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Религия как общественный невроз. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом. Концепция архетипов К. Юнга. Культурологические идеи Фромма.

    реферат , добавлен 15.07.2008

  • Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры

    Сущность искусства и его возникновение в человеческом обществе. Искусство как один из видов культуры, имеющий особую знаковую систему — выразительные средства разных видов. Религия — одна из древнейших разновидностей культуры, ее роль в жизни общества.

    реферат , добавлен 27.06.2010

  • Культура и религия, их взаимосвязь

    Религия как первооснова культуры. Определяющие факторы русской жизни, культуры и нравственности. Вера как важнейшая составная часть любой культуры. Культурологические взгляды П. Сорокина. Психоанализ З. Фрейда и К. Юнга.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

  • Культура и религия

    Сущность и место религии в обществе. Изучение взаимовлияния культуры и религии. Гносеологические основания для перехода от политеизма к монотеизму. Христианство и традиции европейской культуры. Культура в буддизме. Философия и искусство в исламском мире.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

  • 41 Природа и функциональность религии

    Категория культуры, как известно, — одна из самых широких в понятийном поле гуманитарного знания. Чаще культуру понимают как созданный человеком искусственный мир"второй природы", в отличие от естественной пр рирода, которая существует сама по собама по собі.

    Основываясь взгляд, культура — это все, что создано человеком, его"вторая"природа, необходимо определить, религия является элементом культуры или результатом. Божьего. Откровения. К решению этого вопроса есть такие подходы: культурологический и богословскигословський.

    Согласно богословским подходом,. Бог сам открывает себя людям согласно ступени их развития. Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, является порождением чел. ДСК ума и человеческой деятельности, поэтому, согласно культурологического подхода, религия рассматривается как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах и определяет разнообразие религийй.

    Религия возникает в истории человечества, когда человек начинает осознавать саму себя и противопоставлять себя окружающей действительности. Традиционное возникновения религиозного мировоззрения связывают с процессом обожн нювання природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, выше, неподвластное ей начало, требует поклонения. Таким образом объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых богов — это персонифицированные природных стихийії.

    Долгое время считалось, что религия — плод невежества первобытного человека, который не знал законов природы и испытывала страх перед неизвестным, а значит, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о с мир. На этом строилась просветительско-материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов (Д. Дидро,. ЖЖ. Руссо) и. Л. Фейербаха и была широко рассмотрена в марксистской и позитивистс ький традицияиціях.

    Другой, не менее распространенный взгляд на религию (теория прамонотеизму) заключается в том, что первобытные верования человека были строго монотеистическими, и только со временем архаичная сознание становится политеистической

    42 Соотношение религии и культуры

    Проблема соотношения религии и культуры стала значимой для многих представителей религиозно-философской мысли. На наш взгляд, она наиболее фундаментально была решена английским религиозным. Мысли ителем первой половины прошлого века. КГ. Доусоном. Культуру в целом. Доусон определяет как"организованный образ жизни, основанный на общей традиции и обусловлен общим окружением. Тем самым культ ура не идентична ни с понятием цивилизации, что предполагает высокий уровень сознательной рационализации, ни с самим обществом, поскольку она обычно включает в себя множество независимых социальных единицх одиниць".

    Исследовав вопрос о соотношении культуры и религии,. Доусон пришел к выводу, что историю человечества обусловливают взаимоотношения культуры и религии, образа жизни и духовного начала. Понятно, что общий сп пособие жизни предполагает общее мировоззрение, общие нормы поведения и общую систему ценностей. Следовательно, культура есть духовная общностью, которая обязана своим единством общим верованиям и общему образа жизни, гораздо больше, чем любая единообразие материального типа. Современному человеку, который живет в высоко-секуляризованном обществе, теперь легко представить этот общий взгляд на жизнь как чисто мирской, не имеет необходимой связи с религиозными верованиями. Но в прошлом это было не так. С самого начала человек рассматривала свою жизнь и жизнь общества как зависимые от сил, находящихся по за ее контролем — сверхчеловеческих сил, которые одновременно управляют и миром и человеческой жизньюттям1.

    С самого начала, по мнению. Доусона, культура впорядковувалася и направлялась в соответствии с высшими законов жизни — религии. Как небесные силы руководили временами года, так божественные силы руководили жизнью л человека и общества, и вести свои дела независимо от этих сил для общества казалось столь же иррациональным, как обрабатывать землю, не обращая внимания на время года. Полная секуляризация общественного же иття — относительно современное и аномальное явление протяжении большей части человеческой истории, во все эпохи и во всех состояниях общества религия была большой центральной объединяющей силой в культуре она сохраняла а традиции, охраняла мораль, воспитывала и учила мудростиості.

    Вместе с консервативной функцией религия выполняла также творческую, динамическую функцию как источник энергии"Религия удерживает общество в твердых рамках культурной модели, как в платоновских"Законах"и в и иерархическом строе шумерской и египетской культур; но она также проводит людей через пустыню, возвращает их из плена и вдыхает в них надежду на будущее освобождениеутнє звільнення".

    Религия объясняет специфику социокультурного развития. Невозможно понять внутреннюю форму общества, если не изучить его религию достижения культуры можно понять только тогда, когда станут понятны религиозные верования, стоящих за ними. Во все времена первые творческие достижения культуры обязаны религиозной вдохновению и посвящены религиозной целью. Храмы — самые прочные творения человека. Религия стоит постирает ду всех крупных литератур мира. Философия также происходит от религийелігії.

    То же самое справедливо и в отношении социальных институтов. Царская власть и законодательство являются религиозными институтами, и даже теперь они полностью не потеряли своего божественного характера, например у тех стран нах, где еще сохраняется конституционная монархея.

    Институты семьи и брака также имеют религиозное происхождение и утверждались, а кое-где еще утверждаются посредством религиозных санкций

    Самая социальная дифференциация ведет свое происхождение от специальных институтов, на которые возлагалась функция поддержания отношений между обществом и божественными силами. Класс священнослужителей в целом в или частично отвечал за образование общины, сохранение сакральной традиции и учености, что придало ему исключительной важности в истории культуры. Безусловно, в каждой культуре и религии жречество приобретает с пецифичнои формы, играет разные роли:. Ассирийский-вавилонское и египетское храмовое жречество, древнеиндийская каста брахманов, клир и средневековые монашеские ордена составляют не просто религиозные инстит ути, они выполняют функцию важнейших социальных органов в соответствующих культурах. Ту же функцию выполняют шаманы, знахари, колдуны в первобытных культурах. В архаических культурах, где между социальностью и религией нет четкой дифференциации, религия тесно связана с удовлетворением жизненных потребностей, что приводит к наполненности религией социально-экономической сфере жизнедеятельностиості.

    В некоторых первобытных культурах, где не было отдельного класса жрецов, жреческие функции обычно возлагали на вождей и старейшин, которые помимо своего прямого назначения, были еще и охранниками сакральной традиции а также организовывали выполнение сложной системы религиозных обрядов для поддержания жизнедеятельности племени. В этом случае жизнь общины зависело от другого социального мира — мира божественных тот емных предков, а религиозные тотемические церемонии обеспечивали общения между племенем и этим сакральным миром. Для первобытного человека искусство (танец, пантомима, музыка, живопись) было высшей формой соци альной активности и важнейшим видом религиозного воздействия. По сути, искусство настолько близко соприкасалось с жертвоприношением, что становилось частью религиозного культьту.

    Религия, с одной стороны, способна законсервировать культуру, а с другой — вызвать революционные изменения в ней, можно наглядно продемонстрировать на примере ислама (как, впрочем и других мировых религий)"Один др. ндивидуум, живущий в культурной глуши, рождает движение, за сравнительно короткое время распространяется по миру, разрушая исторические империи и цивилизации и создавая новый образ жизни, все еще формирует д. Умку и поведение миллионов от. Сенегала до. Борнео"1. В случае ислама"не существует общего географического окружения или расовой наследственности, которые могли бы образовывать основу для духовной общности"Нова- вера настолько наложила свой отпечаток на различные народы и культуры, сформировался единый исламский культурный тип.

    § 4. Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира?

    Исламские религиозно-культурные ценности оказались настолько жизнеспособными, что нав ить современный секуляризм лишь поверхностно повлиял на исламское обществоа ісламське суспільство"

    С другой стороны, наряду с универсальными, мировыми религиями существуют племенные, национальные культы, которые настолько связаны с культурой определенных народов, не имеющих религиозной значимости в отрыве от своих оих источников. Но даже в этих приземленных, этнически обусловленных религиозных системах е поиск сверхчеловеческой, трансцендентной реальности"И наоборот, какой бы универсальной и духовной не была религия, она никогда не избежит необходимости воплотиться в культуре и поместить себя в социальные институты и традиции, если она стремится воздействовать на человеческую жизнь и поведениеедінку".

    Как известно, все исторические религии и ниже, и выше, имеют определенную общую особенность — веру в существование духовного, высшего света, таинственных сверхъестественных сил, которые контролируют мир и жизнь человека. Эти силы в сознании верующего человека ассоциируются с отдельными людьми, вещами, местами или обрядами, которые действуют как каналы сообщения между человеческим и божественным мирами. Для архаических культур — это шаман, фетиш сакральное место и священный ритуальный танец, в развитых цивилизациях — пророк и жрец, священные изображения и символы, храмы и богослужения. Если посмотреть на развитую культуру изнутри, глазами й й носителей, то она будет выглядеть как взаимодействие божественного и человеческого в пределах священных традицийції.

    Созидание культуры архаичной сознанием приписывалось культурным героям, ведущие свое происхождение от богов. Эти мифические личности передали людям религиозные обряды, письменность, ремесла и принципы социал альной организацииї.

    В архаических культурах огромное значение придавалось жертвоприношением, которые были, по сути, платой высшим силам за те земные блага ^ которые получал человек. Для архаических культур важное значение имеет пр рактика, материальные условия, занятия населения. В идиому, это и предопределяет форму религии, характерную для этого общества. Так, у племен, занимающихся преимущественно охотой, является культ духов животных, шаманский и практики и пророчества. Религия земледельца характеризуется культом. Матери. Земли и культом плодородия. Основой высших религий почти всегда земледельческая религия,"которая сохраняется как подводный и напивзабу тый элемент в духовной традиции культуры"Итак, религия народа обусловлено его культурой, то есть способом жизни и жизненными ценностями. Культура даже теоретически в архаическом сознании является способом привед ения человеческой жизни в соответствие с божественной реальности и подчинения ее божественной властейожественній владі.

    Культура в архаическом сознании — это не просто созданный человеком порядок. Культура (образ жизни общества) основывается на религиозном законе жизни, а этот закон, в свою очередь, подчиняется таинственным сверхъестественным силам.

    Отношения между религией и культурой всегда были двусторонними. Культура влияет на форму религии, а религия влияет на образ жизни человека, его ценности, то есть культуру. Значимые для человека вещи, ценности получали религиозную санкцию, в этом заключается важнейшее значение религии для культурри.

    Религия как социокультурный феномен. Поиск человеком смысла жизни и присущее ему врожденное религиозное чувство. Взаимоотношение культуры и религии и их взаимовлияние. Миф как важная подсистема культуры, видоизменение архетипов мифологического сознания.

    HTML-версии работы пока нет.

  • Религия и культура: проблема взаимоотношений

    Взаимоотношения религии и культуры как социокультурных феноменов. Проблема сопряжения и взаимосвязи религии и культуры. Рационализация латентных функций религии. Духовные и материальные ценности. Воздействие идей и приоритетов религиозного сознания.

    реферат , добавлен 22.04.2011

  • Религия как элемент культуры

    Сущность и социальные предпосылки возникновения религии, ее связь с мифологией и путь формирования. Социокультурные функции религии: мировоззренческая, легитимизирующая, интегративная. Причины низкого уровня религиозного сознания в современном мире.

    реферат , добавлен 18.12.2012

  • Культура и религия в современных условиях

    Место и роль религии в системе культуры. Религия как социокультурный институт. Развитие рефлективно-рациональных сторон духовной деятельности субъекта. Судьба религии в современном мире. Европейская социокультурная интеграция с точки зрения религии.

    реферат , добавлен 19.12.2012

  • Религия как феномен культуры

    Религиозные верования в процессах становления цивилизации. Религия и культура древних цивилизаций. Культура и особенности мировых религий. Возможность обретения человеком блаженного состояния. Христианство и культура. Религия и современная культура.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2011

  • Миф и религия

    Изучение и анализ мифа и религии как неких форм культуры, их толкования и содержания. Миф и религия – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Определенный теоретический интерес к мировоззрениям мифа и религии, их взаимосвязи.

    реферат , добавлен 17.07.2008

  • Культура и религия

    Религия как явление мировой культуры и источник новых социокультурных ценностей. Понятие богопочитания: связь между человеком (конечным существом) и Богом (абсолютным началом мира).

    Влияние религии на культуру

    Шаманизм, магия, христианство. Структурные компоненты и функции религии.

    реферат , добавлен 01.07.2009

  • Психологические концепции культуры

    Культура и религия в философии Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Религия как общественный невроз. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом. Концепция архетипов К. Юнга. Культурологические идеи Фромма.

    реферат , добавлен 15.07.2008

  • Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры

    Сущность искусства и его возникновение в человеческом обществе. Искусство как один из видов культуры, имеющий особую знаковую систему — выразительные средства разных видов. Религия — одна из древнейших разновидностей культуры, ее роль в жизни общества.

    реферат , добавлен 27.06.2010

  • Культура и религия, их взаимосвязь

    Религия как первооснова культуры. Определяющие факторы русской жизни, культуры и нравственности. Вера как важнейшая составная часть любой культуры. Культурологические взгляды П. Сорокина. Психоанализ З. Фрейда и К. Юнга.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

  • Культура и религия

    Сущность и место религии в обществе. Изучение взаимовлияния культуры и религии. Гносеологические основания для перехода от политеизма к монотеизму. Христианство и традиции европейской культуры. Культура в буддизме. Философия и искусство в исламском мире.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

  • Что из изображенного относится к культуре, а что нет?

    Слайд 4 из презентации «Религия как сфера культуры» к урокам религии и этики на тему «Культура и религия»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Религия как сфера культуры.pptx» можно в zip-архиве размером 4118 КБ.

    Скачать презентацию

    Культура и религия

    краткое содержание других презентаций о культуре и религии

    «Религия и культура» — Функции образования. мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… Монистическое. Специфика искусства. Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Церковь, секта, монастырь… Формы культуры. Свобода совести? Специфика науки. Домашнее задание. Особенности современной науки. Общественная психология и идеология.

    «Духовный мир людей» — Известные писатели. Исаак Ньютон. Алексей Леонов. Павел Попович.

    3. Влияние религии на культуру

    Известные космонавты. А ещё я жалею, что многого не знаю. Наталия Бехтерева. А.С.Пушкин. Известные ученые. Известные люди о своем духовном мире. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца. Ведь помощи ждать в таких случаях больше неоткуда.

    «Религия как сфера культуры» — Термин «культура». Уровень культуры. Прославление. Опыт человеческих удач. Человек. Истоки русской культуры. Культура. Православие. Религия. Что из изображенного относится к культуре, а что нет. Христианство. Условия жизни. Вера. Почему человек поступает так, а не иначе. Области культуры.

    «Искусство в религиозной культуре» — Выставка детских работ. Мультимедийное оборудование. Предполагаемые результаты этапа. Задание. Чтение с пометками. Колокол. Икона А. Рублева «Троица». Учебник. Арабески. Представление об искусстве разных религий. Государственная Третьяковская галерея. Групповая работа. Основные термины на уроке. Запись проблемного вопроса.

    «Религиозные сюжеты» — Изображается в виде белого голубя. Одна из сущностей Бога-Святой Дух. Монах Андрей Рублев. Здесь Сына Божьего чаще называли Спасом – от слова «спаситель». Библия – книга книг. О современных человеческих отношениях, ценностях. Средневековая икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения.

    «Религия как форма культуры» — План. Население РФ. Религиозные организации и объединения. Национальные религии. Перечислите мировые религии. Иерархия в Русской Православной церкви. Религиозная вера. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения. Функции религии. Христианские заповеди. Цитаты из разных священных книг.

    Всего в теме «Культура и религия» 9 презентаций

    Влияние религии на культуру людей

    Религиозная культура

    Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.

    Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

    Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.

    Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

    Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

    Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

    • религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;
    • религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;
    • религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.

    Роль религии в культуре

    Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

    Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

    Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.

    В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

    Религия как элемент духовной жизни общества

    Слово «религия» латинского происхождения, оно восходит к глаголу religare– связывать, соединять. Имеется в виду связь человека с иномирностью, с другими измерениями бытия.

    Как влияет религия на общество

    По мнению В.С. Соловьева (1853 – 1900), «религия… есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Большинство религий исходят из того, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна, она носит производный характер, выступает проекцией другой, истинной реальности. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Трансцендентный мир трактуется как священный (сакральный), в отношении этой высшей реальности верующие испытывают страх, трепет и восхищение, ей поклоняются, ее почитают, чувствуют зависимость от нее, обязательства перед ней, с нею связывают надежды на высшее счастье и спасение. Такова самая общая характеристика религии.

    Тем не менее, до сих пор нет единого определения религия, как и нет одного общего понимания ее сущности. В различных философских концепциях природа религии трактуется по-разному.

    Теологические (конфессиональные) интерпретации религии стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта, с позиции верующего. Общим для таких объяснений является представление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с некоей высшей Силой. Так, например, согласно С.Н. Булгакову (1871–1944), «религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». При этом сверхъестественные силы признаются реально существующими, способными воздействовать на жизнь человека и общества, а человек – способным вступить с ними в общение, добиться их благорасположения.

    Философско-социологические концепции религии стремятся дать научное, светское определение религии, опираясь только на известную науке эмпирическую реальность природы, общества и человека. Религия здесь трактуется как одно из общественных явлений, форма духовной культуры, удовлетворяющая потребности людей в некой сакрализации (освящении, ритуализации) каких-то моментов, сторон своей жизни. Например, в марксизме религия определяется как «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму внеземных» (Ф. Энгельс).

    Биологические и психологические концепции также опираются на науку, однако ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения, основу религии составляет коренящийся в природе человека «религиозный инстинкт», связанный с переживаниями зависимости и страха, чувствами стыда, благоговения и т.п. Такова, например, психоаналитическая трактовка религии, в которой она выводится из чувства беспомощности человека перед силами природы и определяется как универсальный коллективный невроз, способный облегчить тяжесть существования в сложном и непредсказуемом мире, освободить от чувства страха и неуверенности.

    По весьма спорному вопросу о происхождении религии имеются две крайне противоположные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм, то есть изначальное существование веры в единого Бога-творца. Эта концепция в наиболее полной форме была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868 – 1954). Сторонники второй, атеистической позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный период. Однако тщательное изучение как археологических источников, так и современных отсталых племен, показало, что религия возникает вместе с человеком, т.е. более 150 тысяч лет назад, и на первых порах существует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (вера в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью людей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племенные религии, потом возникают национально-государственные (этнические) и мировые. К числу первых, этнических религий, можно отнести иудаизм, индуизм др. К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.

    Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?

    Одни исследователи считают, что сверхъестественное – это сверхчувственное, внеприродное, нетелесное, непротяженное, другие придают ему более узкий смысл – особое измерение пространства, «мир обитания духов, душ и божеств». Гипотетичность и расплывчатость понятия сверхъестественного заставила многих исследователей искать сущность религии в чем-то другом.

    Второй важный признак религии – это наличие веры, последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.

    Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов,призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.

    Но в религию входят не только идеи и чувства, охватываемые понятием веры, и не только символические действия, охватываемые понятием «культ», но также и нечто другое: организации людей, нравственные взгляды и т. д. Чтобы охватить определением все элементы, которые есть или могут быть у религии, следует использовать понятие «деятельность». Религию в этом случае можно определить как деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное.

    Религия – составная часть духовной культуры, ее необходимый элемент. Многие теологи вообще считают религию базисом духовной культуры, что культура возникает на основе религии.

    В целом, религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, а форма общественного и индивидуального сознания, способ духовного освоения мира, вид общественной деятельности, основанный на вере в сверхъестественное или священное, имеющий сложную структуру и выполняющий важные социальные функции.

    Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 10; Нарушение авторских прав

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *