Паровая машина

Паровая машина

Содержание

МОУ Чурапчинская улусная гимназия

Д О К Л А Д

«История изобретения паровых машин»

работа

ученика 8 мат.класса

Корякина Вани

Руководитель

Хоютанова М.И.

Чурапча 2009г.

Введение

1.Создание двигателя

2. Паровая машина Ползунова

3. Джеймс Уатт. Универсальная паровая

машина двойного действия

Заключение

Введение

С древнейших времен люди нуждались в двигательной силе, или в двигателях, которые бы приводили в действие приспособления для подачи воды на поля, вращали жернова, моловшие зерно, и т.д. В странах Древнего Востока, в Древнем Египте, Индии для этой цели использовали животных и рабов.

На смену живым двигателям пришло водяное колесо. В средние века водяные колеса приводили в действие прядильные и ткацкие станки.

В XV11 в. персы изобрели ветряную мельницу. С появлением таких мельниц началась история ветряных двигателей, использовавшихся для того, чтобы молоть зерно, качать воду.

Водяные колеса и ветряные двигатели вплоть до ХV11в. оставались единственными типами двигателей. В конце ХV11-начале ХV111 в. во Франции, Англии, Швеции и других странах делались неоднократные попытки использовать энергию пара – создать паровой двигатель.

1.Создание двигателя

Первым механическим двигателем, нашедшим практическое применение, была паровая машина. Вначале она предназначалась для использования в заводском производстве, но позднее паровой двигатель стали устанавливать на самодвижущихся машинах — паровозах, пароходах, автомобилях и тракторах.

Вплоть до второй половины XVIII века люди использовали для нужд производства в основном водяные двигатели. Постепенно стала остро ощущаться нужда в принципиально новом двигателе: мощном, дешевом, автономном и легкоуправляемом. Именно таким двигателем на целое столетие стала для человека паровая машина.

Идея парового двигателя была отчасти подсказана его изобретателям конструкцией поршневого водяного насоса, который был известен еще во времена античности. Принцип его работы был очень прост: при подъеме поршня вверх вода засасывалась в цилиндр через клапан в его дне. Боковой клапан, соединявший цилиндр с водоподъемной трубой, в это время был закрыт, так как вода из трубы также стремилась войти внутрь цилиндра и тем самым закрывала этот клапан. При опускании поршня он начинал давить на воду в цилиндре, благодаря чему закрывался нижний клапан и открывался боковой. В это время вода из цилиндра подавалась вверх по водоподъемной трубе. В поршневом насосе работа, получаемая извне, расходовалась на продвижение жидкости через цилиндр насоса.

Лишь на рубеже 17 — 18 веков удалось найти способ производить полезную работу с помощью пара. Пар приводил в действие насос, качавший воду в резервуар. Вытекая из резервуара и падая на водяное колесо, вода заставляла его вращаться. Водяное колесо, в свою очередь, приводило в движение заводские механизмы и машины. Таким образом, и после изобретения парового насоса непосредственным двигателем рабочих машин оставалось водяное колесо. Прошло еще немало времени, прежде чем пытливый человеческий ум создал надежный двигатель, способный непосредственно приводить в действие разнообразные машины и механизмы. Прошло более чем два столетия, прежде чем появился двигатель, ставший одной из предпосылок появления нового вида боевых машин — танков.

Первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии в 1698 году: машина Сэйвери предназначалась для осушения шахт и перекачивания воды. Сам изобретатель назвал ее "огневой машиной" и широко разрекламировал как "друга шахтеров". Для получения пара, приводившего машину в действие, требовался огонь, но изобретение Сэйвери еще не было двигателем в полном смысле этого слова, поскольку кроме нескольких клапанов, открывавшихся и закрывавшихся вручную, в нем не имелось подвижных частей.

Первая удачная паровая машина с поршнем была построена французом Дени Папеном, в 1698 году он построил паровую машину. Вода нагревалась внутри вертикального цилиндра с поршнем внутри, и образовавшийся пар толкал поршень вверх. Когда пар охлаждался и конденсировался, поршень опускался вниз под действием атмосферного давления. Таким образом, посредством системы блоков паровая машина Папена могла приводить в действие различные механизмы, например насосы.

2.Паровая машина Ползунова

Проект первой в мире паровой машины, способной непосредственно приводить в действие любые рабочие механизмы, предложил 25 апреля 1763 года русский изобретатель И. И. Ползунов, механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая. Паровая машина Ползунова получила признание.
Ползунов предлагал построить вначале небольшую машину, на которой можно было бы выявить и устранить все недостатки, неизбежные в новом изобретении. Заводское начальство с этим не согласилось и решило строить сразу огромную машину для мощной воздуходувки. Постройку машины поручили Ползунову, в помощь которому были выделены "не знающие, но только одну склонность к тому имеющие из здешних мастеровых двое" да еще несколько подсобных рабочих. С этим "штатом" Ползунов приступил к постройке своей машины. Строилась она год и девять месяцев.

Доклад на тему история изобретения паровых машин. Помогите пожалуйста!!!

Когда машина уже прошла первое испытание, изобретатель заболел скоротечной чахоткой и за несколько дней до завершающих испытаний умер.

Машина Ползунова имела два цилиндра с поршнями. Штоки поршней были соединены цепью, перекинутой через шкив. Движение шкива   передавалось стержням, которые с помощью «ладоней» передвигали серповидный маятник .

Маятник был соединен зубчатыми колесами с механизмом, управляющим кранами , которые осуществляли попеременный пуск пара и холодной воды в цилиндры. Когда, например, в цилиндр В подавался пар и поршень b поднимался, то в цилиндр A впрыскивалась холодная вода и поршень а опускался. Таким образом машина Ползунова работала непрерывно и все действия в ней проходили автоматически.

23 мая 1766 года ученики Ползунова Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям паровой машины. В "Дневной записке" от 4 июля было отмечено "исправное машинное действие", а 7 августа 1766 года вся установка — паровая машина и мощная воздуходувка — была сдана в эксплуатацию. Всего за три месяца работы машина Ползунова не только оправдала все затраты на ее постройку в сумме 7233 рублей 55 копеек, но и дала чистую прибыль в 12640 рублей 28 копеек. 10 ноября 1766 года котел дал течь, и машина остановилась. Несмотря на то, что эту неисправность можно было легко устранить, заводское начальство, не заинтересованное в механизации, забросило творение Ползунова. В течение последующих тридцати лет машина бездействовала, а в 1779 году тогдашние управители алтайских заводов отдали распоряжение машину разобрать, "находящуюся при оной фабрику разломать и лес употребить, на что годен будет". Так созданный в 1763г. русским механиком И.И.Ползуновым паровой двигатель не получил распространения.

3.Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного действия

Примерно в это же время в Англии над созданием паровой машины работал шотландец Джеймс Уатт. Первую вполне работоспособную универсальную паровую машину запатентовал в 1784г. С небольшими усовершенствованиями она более ста лет оставалась единственным промышленным двигателем: приводила в движение станки и паровозы, пароходы и даже первые автомобили.
Основная часть машины- чугунный цилиндр, в котором ходит поршень. Рядом с цилиндром расположен парораспределительный механизм — золотниковая коробка, сообщающаяся с паровым котлом. Кроме котла коробка соединена еще с конденсатором и с цилиндром посредством двух окон. В коробке находится золотник – стержень с двумя клапанами, своеобразный переключатель, ведающий попеременной подачей пара то с одной, то с другой стороны поршня. Для повышения КПД машины применил специальное устройство — конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором пар конденсировался, т.е. превращался в воду.

Таким образом, паровая машина Уатта стала изобретением века, положившим начало промышленной революции.
В 1785 году одна из первых машин Уатта была установлена в Лондоне на пивоваренном заводе Сэмюэла Уитбреда для размалывания солода. Машина выполняла работу вместо 24 лошадей. Диаметр ее цилиндра равнялся 63 см, рабочий ход поршня составлял 1,83 м, а диаметр маховика достигал 4,27 м. Машина сохранилась до наших дней, и сегодня ее можно увидеть в действии в сиднейском музее "Пауэрхауз". Двигатель Уатта годился для любой машины, и этим не замедлили воспользоваться изобретатели самодвижущихся механизмов.

Благодаря различным усовершенствованиям к началу ХХ в. были построены паровые машины мощностью 15 МВт, развивающие до 1000 об/мин. При этом кпд таких машин удалось поднять более чем в 60 раз по сравнению с машиной Уатта.

Заключение

Громоздкие, тяжелые и неэкономичные паровые машины в наше время полностью вытеснены паровыми турбинами и двигателями внутреннего сгорания.

Любая машина и технологический процесс ее изготовления непрерывно совершенствуются. Изобретатели и рационализаторы, работающие на производстве, создают новые машины, оборудование, приборы и вносят много различных предложений по усовершенствованию действующих машин и оборудования.

Задача техники- преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, поставленными людьми на основе их нужд и желаний. Без техники люди не смогли бы справиться с окружающей их природной средой. Техника следовательно, — это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории…

Использованная литература:

1.Энциклопедия для детей «Техника»

2.Энциклопедический словарь юного техника

3.Интернет-сайт works.tarefer.ru

Похожие страницы:

  1. История создания паровых двигателей

    Реферат >> Физика

    … , способного приводить в действие различные машины и механизмы. Над изобретениемпа­ровоймашины в XVII—XVIII вв. трудились … Иванович Ползунов значительно усовершенствовал паровуюмашину. Постройку своей ма­шины Ползунов завершил в 1765 г., а пущена …

  2. Изобретениепаровых турбин

    Реферат >> Физика

    Изобретениепаровых турбин. Наряду с гидротурбинами, … энергетики и электрификации имело изобретение и распространение паровых турбин. Принцип их … в истории водяных двигателей, паровая продемонстрировала новые возможности парового двигателя. Старая машина Уатта …

  3. Паровые турбины как основной двигатель на тепловых электростанциях

    Реферат >> Физика

    … . Эти великие изобретенияпароваямашина и паровая турбина. Пароваямашина, получившая промышленное … паровуюмашину с электрических станций и крупных пароходов. История создания и совершенствования паровой турбины, как и всякого крупного изобретения

  4. Паровые турбины

    Реферат >> Физика

    … не зря называли веком пара.С изобретениемпаровоймашины произошел настоящий переворот в промышленности, энергетике … вала известна с глубокой древности.

    У паровой турбины история столь же долгая, ведь одна …

  5. История российской пищевой промышленности

    Реферат >> История

    … Оно получает лицензию на изобретениепаровоймашины для «протирания теста и … 1995. Дополнительная Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М.: Русская деловая … Очерки истории. – М.: Прогресс – Академия, 1995. Лященко П.И. История народного …

Хочу больше похожих работ…

Подобную машину предложил в 1629 году итальянский инженер Джованни Бранка для вращения цилиндрического анкерного устройства, которое поочерёдно поднимало и отпускало пару пестов в ступах. Паровой поток в этих ранних паровых турбинах был не концентрированным, и большая часть его энергии рассеивалась во всех направлениях, что приводило к значительным потерям энергии.

Слайд 8 из презентации «История паровой машины». Размер архива с презентацией 1246 КБ.

Скачать презентацию

Физика 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Состояние невесомости» — Космонавт не ощущает собственную тяжесть. Современное значение слова. Свободное падение. Невесомость. «Большая Советская Энциклопедия». В словаре В.И. Даля. В невесомости изменяется ряд жизненных функций живого организма. Невесомость имеет место при свободном движении тела в поле тяготения. Объяснение невесомости. Суть явления невесомости. Искусственная «тяжесть». Вывод. Цель работы. Невесомость на Земле.

«Высокая влажность воздуха» — Теплоотдача резко сокращается. Абсолютная влажность воздуха. Средства устранения вреда влажности воздуха. Вред влажности воздуха. Вред высокой влажности воздуха. Влажность воздуха. Специалисты в области экологии и здоровья человека. Влажность воздуха для человека. Польза влажности воздуха. Относительная влажность воздуха. Вред влажности воздуха для механизмов, машин.

«Опыты по теплопередаче» — Прогреваем сверху воду в пробирке. Способы теплопередачи на практике. Скорость выхода. Значения. Нагреваем пробирку снизу. Кусочек льда. Нагретый металлический предмет. Конвекция. Вещество. Вода в пробирке закипает. Ученики. Явление передачи внутренней энергии. Переместился влево. Верхний слой воды. Нагревание металлического предмета. Столбик подкрашенной жидкости. Процесс изменения внутренней энергии тела.

«Электризация тел при соприкосновении» — Тела, имеющие электрические заряды одного знака. Два рода зарядов. Взгляните на рисунок справа. Найдите заряды шаров. В XVIII веке устраивали светские забавы. Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев. Электризация тел при соприкосновении. Два тела – наэлектризованное и ненаэлектризованное. Наэлектризуем эбонитовую палочку шерстяной варежкой. Электризация тел.

«Невесомость» — 3.3:Борьба с негативным влиянием невесомости. 2.1:Тренировки в самолете. Ощущение приятной легкости. Все оказалось, однако, гораздо сложнее. Растения выращивались в течение десяти дней. Все время видел небо, землю, красивые кучевые облака». Кристаллы КРТ находят применение в приемниках инфракрасного (теплового) излучения.

История изобретения паровых машин. Создание паровой машины

Не обходилось и без разочарований. Первое место здесь занимают солнечные лучи.

««Магнитное поле» 8 класс» — Магнитное поле и причины его возникновения. Магнитные линии. Электрический заряд движется. Определить направление тока в проводнике. Определение направления магнитных линий проводника с током. Материальный мир. На рисунке показана картина магнитных линий. Информационная карта. Цель урока. Свойства магнитных линий. Слово «магнит» произошло от названия города Магнессии. Магнитное поле тока. Электрический заряд неподвижен.

Всего в теме «Физика 8 класс» 110 презентаций

5klass.net>Физика 8 класс>История паровой машины> Слайд 8

МОУ Чурапчинская улусная гимназия

Д О К Л А Д

«История изобретения паровых машин»

работа

ученика 8 мат.класса

Корякина Вани

Руководитель

Хоютанова М.И.

Чурапча 2009г.

Введение

1.Создание двигателя

2.

Паровая машина

Паровая машина Ползунова

3. Джеймс Уатт. Универсальная паровая

машина двойного действия

Заключение

Введение

С древнейших времен люди нуждались в двигательной силе, или в двигателях, которые бы приводили в действие приспособления для подачи воды на поля, вращали жернова, моловшие зерно, и т.д. В странах Древнего Востока, в Древнем Египте, Индии для этой цели использовали животных и рабов.

На смену живым двигателям пришло водяное колесо. В средние века водяные колеса приводили в действие прядильные и ткацкие станки.

В XV11 в. персы изобрели ветряную мельницу. С появлением таких мельниц началась история ветряных двигателей, использовавшихся для того, чтобы молоть зерно, качать воду.

Водяные колеса и ветряные двигатели вплоть до ХV11в. оставались единственными типами двигателей. В конце ХV11-начале ХV111 в. во Франции, Англии, Швеции и других странах делались неоднократные попытки использовать энергию пара – создать паровой двигатель.

1.Создание двигателя

Первым механическим двигателем, нашедшим практическое применение, была паровая машина. Вначале она предназначалась для использования в заводском производстве, но позднее паровой двигатель стали устанавливать на самодвижущихся машинах — паровозах, пароходах, автомобилях и тракторах.

Вплоть до второй половины XVIII века люди использовали для нужд производства в основном водяные двигатели. Постепенно стала остро ощущаться нужда в принципиально новом двигателе: мощном, дешевом, автономном и легкоуправляемом. Именно таким двигателем на целое столетие стала для человека паровая машина.

Идея парового двигателя была отчасти подсказана его изобретателям конструкцией поршневого водяного насоса, который был известен еще во времена античности. Принцип его работы был очень прост: при подъеме поршня вверх вода засасывалась в цилиндр через клапан в его дне. Боковой клапан, соединявший цилиндр с водоподъемной трубой, в это время был закрыт, так как вода из трубы также стремилась войти внутрь цилиндра и тем самым закрывала этот клапан. При опускании поршня он начинал давить на воду в цилиндре, благодаря чему закрывался нижний клапан и открывался боковой. В это время вода из цилиндра подавалась вверх по водоподъемной трубе. В поршневом насосе работа, получаемая извне, расходовалась на продвижение жидкости через цилиндр насоса.

Лишь на рубеже 17 — 18 веков удалось найти способ производить полезную работу с помощью пара. Пар приводил в действие насос, качавший воду в резервуар. Вытекая из резервуара и падая на водяное колесо, вода заставляла его вращаться. Водяное колесо, в свою очередь, приводило в движение заводские механизмы и машины. Таким образом, и после изобретения парового насоса непосредственным двигателем рабочих машин оставалось водяное колесо. Прошло еще немало времени, прежде чем пытливый человеческий ум создал надежный двигатель, способный непосредственно приводить в действие разнообразные машины и механизмы. Прошло более чем два столетия, прежде чем появился двигатель, ставший одной из предпосылок появления нового вида боевых машин — танков.

Первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии в 1698 году: машина Сэйвери предназначалась для осушения шахт и перекачивания воды. Сам изобретатель назвал ее "огневой машиной" и широко разрекламировал как "друга шахтеров". Для получения пара, приводившего машину в действие, требовался огонь, но изобретение Сэйвери еще не было двигателем в полном смысле этого слова, поскольку кроме нескольких клапанов, открывавшихся и закрывавшихся вручную, в нем не имелось подвижных частей.

Первая удачная паровая машина с поршнем была построена французом Дени Папеном, в 1698 году он построил паровую машину. Вода нагревалась внутри вертикального цилиндра с поршнем внутри, и образовавшийся пар толкал поршень вверх. Когда пар охлаждался и конденсировался, поршень опускался вниз под действием атмосферного давления. Таким образом, посредством системы блоков паровая машина Папена могла приводить в действие различные механизмы, например насосы.

2.Паровая машина Ползунова

Проект первой в мире паровой машины, способной непосредственно приводить в действие любые рабочие механизмы, предложил 25 апреля 1763 года русский изобретатель И. И. Ползунов, механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая. Паровая машина Ползунова получила признание.
Ползунов предлагал построить вначале небольшую машину, на которой можно было бы выявить и устранить все недостатки, неизбежные в новом изобретении. Заводское начальство с этим не согласилось и решило строить сразу огромную машину для мощной воздуходувки. Постройку машины поручили Ползунову, в помощь которому были выделены "не знающие, но только одну склонность к тому имеющие из здешних мастеровых двое" да еще несколько подсобных рабочих. С этим "штатом" Ползунов приступил к постройке своей машины. Строилась она год и девять месяцев. Когда машина уже прошла первое испытание, изобретатель заболел скоротечной чахоткой и за несколько дней до завершающих испытаний умер.

Машина Ползунова имела два цилиндра с поршнями. Штоки поршней были соединены цепью, перекинутой через шкив. Движение шкива   передавалось стержням, которые с помощью «ладоней» передвигали серповидный маятник .

Маятник был соединен зубчатыми колесами с механизмом, управляющим кранами , которые осуществляли попеременный пуск пара и холодной воды в цилиндры. Когда, например, в цилиндр В подавался пар и поршень b поднимался, то в цилиндр A впрыскивалась холодная вода и поршень а опускался. Таким образом машина Ползунова работала непрерывно и все действия в ней проходили автоматически.

23 мая 1766 года ученики Ползунова Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям паровой машины. В "Дневной записке" от 4 июля было отмечено "исправное машинное действие", а 7 августа 1766 года вся установка — паровая машина и мощная воздуходувка — была сдана в эксплуатацию. Всего за три месяца работы машина Ползунова не только оправдала все затраты на ее постройку в сумме 7233 рублей 55 копеек, но и дала чистую прибыль в 12640 рублей 28 копеек. 10 ноября 1766 года котел дал течь, и машина остановилась. Несмотря на то, что эту неисправность можно было легко устранить, заводское начальство, не заинтересованное в механизации, забросило творение Ползунова. В течение последующих тридцати лет машина бездействовала, а в 1779 году тогдашние управители алтайских заводов отдали распоряжение машину разобрать, "находящуюся при оной фабрику разломать и лес употребить, на что годен будет". Так созданный в 1763г. русским механиком И.И.Ползуновым паровой двигатель не получил распространения.

3.Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного действия

Примерно в это же время в Англии над созданием паровой машины работал шотландец Джеймс Уатт. Первую вполне работоспособную универсальную паровую машину запатентовал в 1784г. С небольшими усовершенствованиями она более ста лет оставалась единственным промышленным двигателем: приводила в движение станки и паровозы, пароходы и даже первые автомобили.
Основная часть машины- чугунный цилиндр, в котором ходит поршень. Рядом с цилиндром расположен парораспределительный механизм — золотниковая коробка, сообщающаяся с паровым котлом. Кроме котла коробка соединена еще с конденсатором и с цилиндром посредством двух окон. В коробке находится золотник – стержень с двумя клапанами, своеобразный переключатель, ведающий попеременной подачей пара то с одной, то с другой стороны поршня. Для повышения КПД машины применил специальное устройство — конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором пар конденсировался, т.е. превращался в воду.

Таким образом, паровая машина Уатта стала изобретением века, положившим начало промышленной революции.
В 1785 году одна из первых машин Уатта была установлена в Лондоне на пивоваренном заводе Сэмюэла Уитбреда для размалывания солода. Машина выполняла работу вместо 24 лошадей. Диаметр ее цилиндра равнялся 63 см, рабочий ход поршня составлял 1,83 м, а диаметр маховика достигал 4,27 м. Машина сохранилась до наших дней, и сегодня ее можно увидеть в действии в сиднейском музее "Пауэрхауз". Двигатель Уатта годился для любой машины, и этим не замедлили воспользоваться изобретатели самодвижущихся механизмов.

Благодаря различным усовершенствованиям к началу ХХ в. были построены паровые машины мощностью 15 МВт, развивающие до 1000 об/мин. При этом кпд таких машин удалось поднять более чем в 60 раз по сравнению с машиной Уатта.

Заключение

Громоздкие, тяжелые и неэкономичные паровые машины в наше время полностью вытеснены паровыми турбинами и двигателями внутреннего сгорания.

Любая машина и технологический процесс ее изготовления непрерывно совершенствуются. Изобретатели и рационализаторы, работающие на производстве, создают новые машины, оборудование, приборы и вносят много различных предложений по усовершенствованию действующих машин и оборудования.

Задача техники- преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, поставленными людьми на основе их нужд и желаний. Без техники люди не смогли бы справиться с окружающей их природной средой. Техника следовательно, — это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории…

Использованная литература:

1.Энциклопедия для детей «Техника»

2.Энциклопедический словарь юного техника

3.Интернет-сайт works.tarefer.ru

Похожие страницы:

  1. История создания паровых двигателей

    Реферат >> Физика

    … , способного приводить в действие различные машины и механизмы. Над изобретениемпа­ровоймашины в XVII—XVIII вв. трудились … Иванович Ползунов значительно усовершенствовал паровуюмашину. Постройку своей ма­шины Ползунов завершил в 1765 г., а пущена …

  2. Изобретениепаровых турбин

    Реферат >> Физика

    Изобретениепаровых турбин. Наряду с гидротурбинами, … энергетики и электрификации имело изобретение и распространение паровых турбин. Принцип их … в истории водяных двигателей, паровая продемонстрировала новые возможности парового двигателя. Старая машина Уатта …

  3. Паровые турбины как основной двигатель на тепловых электростанциях

    Реферат >> Физика

    … . Эти великие изобретенияпароваямашина и паровая турбина. Пароваямашина, получившая промышленное … паровуюмашину с электрических станций и крупных пароходов. История создания и совершенствования паровой турбины, как и всякого крупного изобретения

  4. Паровые турбины

    Реферат >> Физика

    … не зря называли веком пара.С изобретениемпаровоймашины произошел настоящий переворот в промышленности, энергетике … вала известна с глубокой древности. У паровой турбины история столь же долгая, ведь одна …

  5. История российской пищевой промышленности

    Реферат >> История

    … Оно получает лицензию на изобретениепаровоймашины для «протирания теста и … 1995. Дополнительная Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М.: Русская деловая … Очерки истории. – М.: Прогресс – Академия, 1995. Лященко П.И. История народного …

Хочу больше похожих работ…

ПАРОВАЯ МАШИНА — тепловой двигатель, в котором потенциальная энергия пара, поступающего из парового котла, преобразуется в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня.

Ра­бо­чий про­цесс паровой машины обу­слов­лен пе­рио­дическими из­ме­не­ния­ми дав­ле­ния па­ра в ци­лин­д­ре (пар, по­сту­паю­щий в ци­линдр паровой машины, рас­ши­ря­ет­ся и пе­ре­ме­ща­ет пор­шень).

Краткая история паровых машин

Воз­врат­но-по­сту­пательное дви­же­ние порш­ня пре­об­ра­зу­ет­ся с по­мо­щью кри­во­шип­но­го ме­ха­низ­ма во вра­щательное дви­же­ние ва­ла. В паровой машине двой­но­го дей­ст­вия (по­вы­ша­ет ско­рость ра­бо­ты, улуч­ша­ет плав­ность хо­да) пар, с по­мо­щью си­сте­мы па­ро­рас­пре­де­ле­ния, по­оче­рёд­но по­да­ёт­ся по обе сто­ро­ны ци­ли­нд­ра, от­ра­бо­тан­ный пар с дру­гой сто­ро­ны вы­хо­дит в ат­мо­сфе­ру или в кон­ден­сат. Для сни­же­ния те­п­ло­вых по­терь ци­линдр паровой машины ок­ру­жа­ет­ся па­ро­вой ру­баш­кой (ка­ме­ра для под­дер­жа­ния при­мер­но по­сто­ян­ной температуры сте­нок ци­лин­д­ра).

Паровые машины раз­де­ля­ют­ся по на­зна­че­нию — на ста­цио­нар­ные, не­ста­цио­нар­ные (пе­ре­движ­ные и транс­порт­ные); по ис­поль­зуе­мо­му па­ру — низ­ко­го дав­ле­ния (до 1,2 МПа), среднего дав­ле­ния (до 6 МПа), вы­со­ко­го дав­ле­ния (свыше 6 МПа); по чис­лу обо­ро­тов ва­ла — ти­хо­ход­ные (до 50 об/мин), бы­ст­ро­ход­ные (до 1000 об/мин); по дав­ле­нию вы­пус­кае­мо­го па­ра — кон­ден­са­ци­он­ные (дав­ле­ние в кон­ден­са­то­ре 0,01-0,02 МПа), вы­хлоп­ные (дав­ле­ние 0,11-0,12 МПа), те­п­ло­фи­кационные с от­бо­ром па­ра на на­гре­вательной це­ли или для па­ро­вых тур­бин (дав­ле­ни­ем от 0,12 МПа до 6 МПа) в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния от­бо­ра (например, ото­пле­ние, ре­ге­не­ра­ция, тех­но­ло­гические про­цес­сы); по рас­по­ло­же­нию ци­лин­д­ров — го­ри­зон­таль­ные, на­клон­ные, вер­ти­каль­ные; по чис­лу ци­лин­д­ров — од­но­ци­лин­д­ро­вые, мно­го­ци­лин­д­ро­вые, сдво­ен­ные, стро­ен­ные и другие, в ко­то­рых ка­ж­дый ци­линдр пи­та­ет­ся пер­вич­ным па­ром од­них и тех же па­ра­мет­ров (вклю­че­ны па­рал­лель­но). Раз­ли­ча­ют паровые машины мно­го­крат­но­го рас­ши­ре­ния, в ко­то­рых пар по­сле­до­ва­тель­но рас­ши­ря­ет­ся в 2, 3, 4 ци­лин­д­рах воз­рас­таю­ще­го объ­ё­ма, пе­ре­хо­дя из ци­лин­д­ра в ци­линдр че­рез так называемые ре­си­ве­ры (кол­лек­то­ры). Осо­бую груп­пу со­став­ля­ют пря­мо­точ­ные паровые машины, в ко­то­рых вы­пуск па­ра из по­лос­ти ци­лин­д­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кром­кой порш­ня (че­рез до­пол­нительное ок­но, от­кры­ваю­щее­ся порш­нем в кон­це ка­ж­дой фа­зы, че­рез ко­то­рое пар по­ки­да­ет ци­линдр), что по­вы­ша­ет эф­фек­тив­ность ма­ши­ны.

Пер­вое из­вест­ное уст­рой­ст­во, при­во­ди­мое в дви­же­ние па­ром (эо­ли­пил), бы­ло опи­са­но Ге­ро­ном Алек­сан­д­рий­ским. Пер­вые опы­ты с па­ром в ка­че­ст­ве сред­ст­ва для при­во­да про­во­ди­лись ещё в XVII веке. В 1680 году Д. Па­пен изо­брёл па­ро­вой ко­тёл, в 1698 году Т. Се­ве­ри изо­брёл паровую машину для от­кач­ки во­ды из шахт (па­ро­вой на­гне­та­тель­но-вса­сы­ваю­щий на­сос). В 1707 году на­сос Се­ве­ри был вы­писан Пет­ром I и ус­та­нов­лен в Лет­нем са­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге для по­да­чи во­ды в фон­тан.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние и ин­тен­сив­ное ис­поль­зо­ва­ние паровой машины на­ча­лось с XVIII века, ко­гда основной не­дос­та­ток гид­ро­си­ло­вых ус­та­но­вок (за­ви­си­мость от ме­ст­ных ус­ло­вий) стал пре­пят­ст­во­вать раз­ви­тию ме­тал­лур­гических пред­при­ятий, вне­дре­нию в про­изводство пря­диль­ных, ткац­ких ма­шин и других. В 1712 году Т. Нью­ко­мен изо­брёл паровую машину для при­во­да шахт­ных на­со­сов. В Рос­сии паровая машина Нью­ко­ме­на бы­ла ус­та­нов­ле­на в 1772 году в Крон­штад­те для от­кач­ки во­ды из до­ка. Пер­вая в Рос­сии паровая машина по­строе­на И.И. Пол­зу­но­вым в 1764-1766 годы для при­во­да воз­ду­хо­дув­ных ме­хов пла­виль­ных пе­чей. Пер­вая паровая машина как уни­вер­саль­ный дви­га­тель впер­вые соз­да­на Дж. Уат­том в 1774-1784 годы. В Рос­сии Паровую машина Уат­та впер­вые ста­ли из­го­тов­лять под руководством К.К. Гас­кой­на на Алек­сан­д­ров­ской ма­ну­фак­ту­ре в 1805; од­на из ма­шин мощ­но­стью 60 л. с. (44,1 кВт) в 1820 году бы­ла по­став­ле­на на Санкт-Пе­тербургский мо­нет­ный двор. На­чи­ная с 1820 года Е.А. и М.Е. Че­ре­па­но­вы по­строи­ли около 20 паровых машин мощ­но­стью от 2 до 60 л. с. (от 1,47 до 44,1 кВт). Паровые машины ис­поль­зо­ва­лись как при­вод­ной дви­га­тель в на­сос­ных стан­ци­ях, па­ро­во­зах, па­ро­хо­дах, па­ро­вых ав­то­мо­би­лях и других транс­порт­ных сред­ст­вах.

Паровая машина уже ко 2-й половине XIX века дос­тиг­ла вы­со­кой сте­пе­ни со­вер­шен­ст­ва. За 100 лет раз­ви­тия мощ­ность паровой машины по­вы­си­лась от 5-10 л. с. (3,68–7,35 кВт) до 20000 л. с. (14,7 МВт); дав­ле­ние по­да­вае­мо­го па­ра от 0,01 МПа до 12 МПа; температура па­ра от 100 до 400 °C; чис­ло обо­ро­тов от 20-30 до 1000 об/мин.

Од­на­ко в середине XX века паровые машины бы­ли вы­тес­не­ны дви­га­те­ля­ми внутреннего сго­ра­ния, па­ро­вы­ми тур­би­на­ми, кпд ко­то­рых вы­ше. В сво­ём раз­ви­тии паровые машины спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию но­вых об­лас­тей зна­ния; со­здан­ные на ос­но­ве про­из­водственного опы­та паровые машины по­ста­ви­ли пе­ред учё­ны­ми ряд во­про­сов, раз­ре­ше­ние ко­то­рых соз­да­ло но­вую нау­ку — тех­ническую тер­мо­ди­на­ми­ку.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Край­нов А. В., Шва­ло­ва Г.В. Ос­но­вы те­п­ло­энер­ге­ти­ки. Томск, 2011
  • Те­п­ло­тех­ни­ка / Под ред. В. Н. Лу­ка­ни­на. 7-е изд. М., 2009
  • Ли­пов Ю. М., Треть­я­ков Ю. М. Ко­тель­ные ус­та­нов­ки и па­ро­ге­не­ра­то­ры. 2-е изд. М.; Ижевск, 2005
  • Жи­риц­кий Г. С. Па­ро­вые ма­ши­ны. 6-е изд. М., 1951

Статью разместил(а)

Шибин Владимир Эдуардович

редактор

Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III в. до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара.Рисунок пушки Архи­меда и ее описание были найдены спустя восемнадцать столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и худож­ника Леонардо да Винчи.

Как же стреляла эта пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расши­ряясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Для нас интерес­но здесь то, что ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.

Вот некоторые идеи, известные человеку к тому времени, когда он начал работать над созданием настоящего рабочего теплового двигателя, способного приводить в действие различные машины и механизмы.

Над изобретением па­ровой машины в XVIIXVIII вв.

Паровые двигатели — от первой паровой машины до наших дней

трудились многие — англичане Томас С е в е р и и Томас Ньюкомен,француз Дени П а п е н, русский И. И. Пол­зунови многие другие.

Папен построил цилиндр, в котором вверх и вниз свободно перемещался поршень. Поршень был связан тросом, перекинутым через блок, с грузом, который тоже вслед за поршнем подымался и опускался. По мысли Папена, поршень можно было связать с какой-либо машиной, например водяным насосом, который стал бы качать воду. В нижнюю, откидывающуюся часть цилиндра насыпали порох, который затем поджигали. Образовавшиеся газы, стремясь расшириться, толкали поршень вверх. После этого поршень с наружной стороны обливали холодной водой. Газы в цилиндре охлаждались, и давление их на поршень умень­шалось. Поршень под действием собственного веса и наружного атмосферного давления опускался вниз, поднимая при этом груз. Двигатель совершал полезную работу. Но для практических целей он не годился. Немыслимо было каждый раз насыпать в цилиндр порох, поджигать его, затем пускать воду, и так все время, пока двигатель работает. Кроме того, применение взрыва для поднятия поршня было далеко не безопасно.

В двигателе, построенном Папеном, проглядываются основные черты современного двигателя внутреннего сгорания. Однако потребовалось много времени и труда большого числа изобрета­телей, чтобы двигатель внутреннего сгорания был построен. Сам Папен пошел по другому пути — пути создания поршневых паровых машин.

В новом двигателе (рис. 1) Папен вместо пороха использовал воду. Воду наливали под поршень, и цилиндр снизу разогревали.

Образующийся пар поднимал поршень. Затем цилиндр охлаж­дали и находящийся в нем пар конденсировался — превращал­ся снова в воду. Поршень, как и в случае порохового двигате­ля, под действием своего веса и атмосферного давления опу­скался вниз. Этот двигатель работал лучше, чем пороховой. Но для практического исполь­зования он был также мало пригоден: нужно было подво­дить и отводить огонь, подавать охлаждающую воду, ждать, когда пар сконденсируется, зак­рывать воду… Были еще хлопоты с отводом воздуха, остановкой поршня в крайних положениях

… Эти недостатки были главным образом связаны с тем, что приготовление пара, необходимого для работы двигателя, проис­ходило в самом цилиндре.

А что если в цилиндр впускать уже готовый пар, полученный, например, в отдельном котле? Тогда достаточно было бы попере­менно впускать в цилиндр то пар, то охлаждающую воду, и дви­гатель работал бы с большей скоростью и меньшим потреблением топлива.

Дени Папен этого не сделал. Об этом догадался его современ­ник англичанин Томас Севери, построивший паровой насос для откачки воды из шахты. В его машине приготовление пара проис­ходило вне цилиндра — в котле.

Наиболее удачной была машина, построенная англичанами Т. Нюкоменом и его помощником Коули. Их машина на­чала работать в 1711 г. Она приводила в движение насос. Пар получали в котле 1 (рис. 2). Когда под действием силы тяжести спускались штанга насоса и груз 7, то поднимался поршень 4, подвешенный на другом конце балансира 8, а пар из парового котла поступал в цилиндр 2. Когда поршень достигал своего высшего положения, кран 3 закрывался, из сосуда 5 через кран 6 в цилиндр вспрыскивалась холодная вода, пар конденсировался и образовывался вакуум. Атмос­ферное давление заставляло поршень опускаться, а груз 7 подниматься. Затем снова в цилиндр впускался пар. Машина Ньюкомена — Коули использовалась свыше 90 лет, однако она имела серьезные недостатки: КПД ее был низок, а рабо­чие ходы поршня машины разделялись длительными проме­жутками; она могла приводить в действие только насос.

Русский техник Иван Иванович Ползунов значительно усовершенствовал паровую машину. Постройку своей ма­шины Ползунов завершил в 1765 г., а пущена она была в 1766 г. после смерти изобретателя.

Машина Ползунова имела два цилиндра (рис. 3). Когда один из цилиндров сообщался с паровым котлом, вдругой впускалась охлаждающая вода; поршни опускались под дей­ствием атмосферного давления. В то время, как один из них опускался, под другой поступал пар, ион поднимался. Движе­ние поршней передавалось на шкив, поэтому шкив непрерывно поворачивался то в од­ну, то в другую сторону. Возвратно-вращательное движение шкива могло быть преобразовано во вра­щение рабочего вала. Это давало возможность приво­дить в движение станки и другие механизмы. Таким образом, машина Ползунова была первым в мире универсальным паровым двигателем.

Создателем универсального парового двигателя, который по­лучил широкое распространение, стал английский механик Джемс Уатт. Работая над усовершенствованием машины Ньюкомена, он в 1784 г. построил двигатель, который годился для любой машины (рис. 4). А нужда в таком двигателе была огромная. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на капитали­стических фабриках и заводах все больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель стал необходим производству, и он был создан.

В двигателе Уатта применен так называемый кривошипно-шатунный механизм для превращения поступательно-возвратного движения поршня во вращательное движение колеса. От этого колеса вращательное движение передается любому стан­ку. Кривошипно-шатунный механизм (рис. 5) состоит из шату­на 3 (шатающаяся тяга) и кривошипа 4 (кривой шип). Кривошип закреплен на валу колеса 5 и может вращаться вместе с ним. Шатун одним концом связан с балансиром 2, а другим концом — с кривошипом. Поршень 1 машины приводит в колебательное движение балансир, шатун передает это колебание кривошипу.

Итак, к концу XVIII в. в общих чертах существовали все основные виды тепловых двигателей: паровые машины, двигатель внутреннего сгорания (прообразом которого является машина Дени Папена с пороховыми зарядами), паровые турбины Джио-ванни Бранка и реактивные двигатели (вспомните Геронов шар). Однако степень совершенства, а потому и применение этих машин были далеко не одинаковыми. Если паровые машины после усо­вершенствований, внесенных Уаттом, получили широкое рас­пространение на заводах и фабриках, пароходах и электростан­циях, то паровые турбины, реактивные двигатели были всего лишь забавными игрушками, а двигатель внутреннего сгорания существовал только в проектах, часто не осуществимых.

К середине XIX в. паровые машины, как очень не экономич­ные (КПД самых совершенных тепловых машин не более 15—20)%, начинают вытесняться другими двигателями — паровыми и га­зовыми турбинами и двигателями внутреннего сгорания. Однако в последнее время конструкторы вновь обратились к паровым машинам. В основном это связано с тем, что отработанные газы других двигателей сильно загрязняют окружающую среду, со­здавая угрозу природе и людям. Сейчас уже разработано несколько вариантов паровых двигателей для установки их на автомобили.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая школьная энциклопедия, т.1 Естественные науки (автор-составитель С. Исмаилова) — М.: Русское энциклопедическое общество, 2003г.

  2. Книга для чтения по физике 7-8 класс. Составитель Кириллова И.Г. Москва «Просвещение» 1978г.

  3. Физика-юным: Теплота. Электричество. Кн. Для внеклассного чтения. Сост. М.Н. Алексеева.- М.: Просвящение,1980.

Похожие страницы:

  1. Принципы работы паровогодвигателя

    Курсовая работа >> Физика

    … узнаете о принципе работы паровыхдвигателей и механизмов, об их истории и о роли их … таким был мир техники до созданияпаровогодвигателя. Еще в древние времена человек … реактора. Самый первый в историипаровойдвигателей представлял собой род насоса, …

  2. История изобретения паровой машины

    Реферат >> Физика

    … Чурапчинская улусная гимназия Д О К Л А Д «История изобретения паровых машин» работа ученика 8 мат.класса … использовать энергию пара – создать паровойдвигатель. 1.Созданиедвигателя Первым механическим двигателем, нашедшим практическое применение, была …

  3. Экономическая история (2)

    Шпаргалка >> Экономика

    … изучать отдельные ее части (н-р, историю промышленности, историю с/х, историю транспорта — т.е. историю конкретных наук).Ист. эк … с 3-им направлением промыш-го переворота. Созданиемпаровогодвигателя была удовлетворена потребность в универсальном и более …

  4. История становления и развития рынка транспортных услуг

    Реферат >> Экономика

    … железных дорог * Глава 2. История развития железнодорожного транспорта в России … И. Ползунов представил проект паровогодвигателя для подачи воздуха в плавильные … революцию в промышленности произвела паровая машина, созданная инженером Джеймсом Уаттом в …

  5. Шпаргалка по Истории экономики (1)

    Шпаргалка >> История

    1. Предмет, метод и задачи курса. Экономическая история (история экономики) как наука зародилась под … Второе – совершенствование металлургического процесса Третье – созданиепаровогодвигателя. Четвертое, завершающее направление промышленного переворота …

Хочу больше похожих работ…

В 1763 г. И.И. Ползунов разработал детальный проект парового двигателя мощностью в 1,8 л.с., а в 1764 г. вместе со своими учениками приступил к созданию «огнедействующей машины». Весной 1766 г. она была практически готова. Из-за скоротечной чахотки самому изобретателю не удалось увидеть свое детище в действии. Испытания паровой машины начались спустя неделю после смерти Ползунова.

 

[ad010]

Машина Ползунова отличалась от известных в то время паровых двигателей прежде всего тем, что она предназначалась не только для подъема воды, но и для приведения в действие заводских машин — воздуходувных мехов. Это была машина непрерывного действия, чего удалось достичь за счет применения двух цилиндров вместо одного: поршни цилиндров двигались навстречу друг другу и поочередно действовали на общий вал. В своем проекте Ползунов указал все материалы, из которых должна быть изготовлена машина, а также обозначил технологические процессы, которые потребуются при ее сооружении (пайку, литье, полировку). Специалисты утверждают, что докладная записка с изложением проекта отличалась чрезвычайной ясностью мысли и филигранной точностью проведенных расчетов.

 

По замыслу изобретателя, пар из котла машины подавался в один из двух цилиндров и поднимал поршень до крайнего верхнего положения. После этого в цилиндр из резервуара впрыскивалась охлажденная вода, что приводило к конденсации пара. Под давлением внешней атмосферы поршень опускался, в то время как в другом цилиндре в результате давления пара поршень поднимался. С помощью специального устройства осуществлялись две операции — автоматический впуск пара из котла в цилиндры и автоматическое поступление холодной воды. Система шкивов (специальных колес) передавала движение от поршней к насосам, нагнетавшим воду в резервуар, и воздуходувным мехам.

 

Проект Ползунова был передан на отзыв президенту Берг-коллегии И.А. Шлаттеру, который отметил его оригинальность. Но высокий чиновник не оценил главного преимущества проекта, заключавшегося в устранении водяного колеса, которое играло роль передаточного звена в аналогичных европейских установках. Крупные заводы строились, как правило, на берегах рек, чтобы силу воды можно было использовать для приведения в движение воздуходувных мехов и молотов для ков» металла. Шлаттер рекомендовал Ползунову возвратиться к старым схемам — комбинации парового котла с водяными колесами. Но это означало, что производство вновь ставилось в зависимость от капризов природы: река могла обмелеть и в этом случае перестать служить людям. Поэтому Ползунов не принял замечания Шлаттера и сконструировал новую установку мощностью в 32 л. е., что для того времени было непревзойденным результатом. Предложенный Ползуновым двигатель мог приводить в действие громадные меха.

 

Параллельно основной машине изобретатель разработал множество новых деталей, приспособлений и устройств, значительно упрощавших процесс производства. В качестве примера можно привести сконструированный им регулятор прямого действия для поддержания постоянного уровня воды в котле. В процессе испытаний обнаружились серьезные дефекты двигателя: неточная обработка поверхностей используемых цилиндров, неплотность воздуходувных мехов, наличие в металлических деталях раковин и др. Эти огрехи объяснялись тем, что уровень машиностроительного производства на Барнаульском заводе был еще недостаточно высоким. А научные достижения того времени не позволяли точно рассчитать необходимое количество охлаждающей воды. Тем не менее все недостатки были решены, и в июне 1766 г.

История изобретения паровых машин

была успешно испытана установка с мехами, после чего началось строительство печей.

 

В августе 1766 г., через несколько дней после смерти И.И. Ползунова, установка была запущена. Машина себя полностью окупила в кратчайший срок: за 43 дня работы была получена прибыль в 12418 рублей (и это при использовании всего трех печей!). Но вскоре котел, сооруженный лишь для пробного пуска, дал течь, работу машины остановили. Потребовались средства, чтобы заказать новый котел. К тому же, несмотря на успешные испытании. руководители канцелярии Колывано-Воскресенских заводов еще сомневались в работоспособности паровой машины. У них не было уверенности и в готовности Барнаульского завода к постройке мощных паросиловых агрегатов.

Машину снова оставили на неопределенное время, в 1780 г. разобрали на отдельные части до «будущей надобности». Имя талантливого русского механика на долгое время было забыто. После его смерти модель созданного им парового двигателя была передана в Академию наук, но не сохранилась для потомков.

 

Такая судьба была характерна для многих русских изобретений этого времени. Это было связано не только (и не столько) бездушием чиновников. И недальновидностью властей. Историки объясняют отсутствие потребности в паровой машине на тот момент социально-экономическим устройством российского общества XVIII в. Труд крепостных крестьян, приписанных к заводам, обходился настолько дешево, что их хозяевам не имело смысла тратиться на приобретение и обслуживание паровой машины. Даже то, что машина окупала эти расходы и приносила прибыль, не выглядело для них привлекательным. (По-другому обстояли дела в Западной Европе. Там за труд свободных рабочих хозяевам предприятий приходилось платить значительную цену, что сокращало размер прибыли. Паровая машина, изобретенная Джеймсом Уаттом, сразу нашла применение в развитых странах. И в этом случае действовал простой расчет: машина заменяла труд многих работников. Владельцы заводов получили прибыль за счет экономии рабочей силы.)

 

Хотя никто из современников Ползунова не оценил по достоинству важность его замыслов и полученных им практических результатов, запуск заводских агрегатов от тепловых двигателей (без помощи силы воды) был непревзойденным новшеством для того времени. И все же честь изобретения первого мире двухцилиндрового двигателя и первой в России паровой машины непрерывного действия принадлежит Ивану Ивановичу Ползунову. Его первенство в этой области никем не оспаривается. А в основу работы современных многоцилиндровых двигателей положен принцип, примененный Ползуновым (действие нескольких цилиндров на одном валу).

 

100 великих русских изобретений, Вече 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ya krevedko