Повесть сказка

Повесть сказка

Беря в руки то или иное литературное произведение, мы погружаемся в вымышленный мир, наполненный событиями и приключениями. Порой это фантастическое путешествие длится всего пару часов и заканчивается весьма стремительно. В других же случаях мы идем рука об руку с любимыми героями несколько недель, а то и месяцев, буквально живя с ними одной судьбой. Конечно же, объем и сюжетная линия произведения напрямую зависят от его жанра, которых существует немало. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается роман от рассказа.

Определения

Роман – литературный жанр, распространенный вид эпоса. Представляет собой вымышленное обширное повествование с разветвленным сюжетом. Может носить как прозаический, так и поэтический характер. В XII веке под данным термином подразумевались лишь произведения, написанные живым романским языком. Подобные повести и рассказы, отличающиеся незамысловатым сюжетом, завоевали широкую популярность среди простых людей. Позже определение «романский» получило обособленный характер. В настоящее время под рассматриваемым литературным направлением понимается вымышленная или частично правдивая история с цельным сюжетом, подробно описывающая жизни и судьбы нескольких лиц. В целом роман является пограничным, многоплановым и многоракурсным жанром, зачастую в нем можно проследить элементы комедии, трагедии, драмы, фарса и т. д.

Рассказ – жанр малой эпической прозы, небольшое повествовательное произведение. Характеризуется реалистической окраской. Представляет собой законченное повествование об отдельном случае, событии, житейском эпизоде. Признанными мастерами рассказа в русской классической литературе были Чехов, Горький, Тургенев, Пушкин и т. д.

Разница между романом и рассказом

Считается, что данный жанр восходит своими корнями к фольклору. Начало ему положили устные пересказы историй в форме притчи.

Сравнение

Рассмотрим характерные особенности каждого из произведений. Так, роман представляет собой большую форму эпического рода литературы. Зачастую он имеет внушительный объем, характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета. В романе иллюстрируется не отдельный эпизод, а жизненный процесс, затрагивается широкий спектр общественно значимых проблем. В литературном произведении фигурирует множество действующих лиц, среди которых как главные, так и второстепенные. Причем у каждого персонажа есть собственная роль, свое место в композиции и сюжете. По мере развития событий повествование может вестись разными лицами. Нередко роману предшествует пролог, а завершается он эпилогом. Стоит также подчеркнуть, что произведение данного плана бывает не только прозаическим, но и стихотворным.

Главное отличие романа от рассказа заключается в том, что второй является малой формой эпоса. Помимо компактного объема, он характеризуется единством художественного события. Произведение посвящено конкретной судьбе и повествует об отдельном жизненном эпизоде. Изложение обычно ведется от одного лица, будь то герой или автор. Рассказ не может похвастаться многолинейностью сюжета и обилием персонажей. Изображаемые в нем события носят кратковременный характер. Произведение имеет вступление и заключение, которые являются его непосредственной частью, а не выносятся в отдельные главы. Также стоит добавить, что рассматриваемый жанр принято считать сугубо прозаическим.

Таблица

Роман Рассказ
Большая форма эпического рода литературы Малая форма эпоса
Имеет внушительный объем Зачастую умещается на нескольких страницах
Характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета Повествует об отдельном жизненном эпизоде, изображаемые события носят кратковременный характер
Фигурирует множество действующих лиц, у каждого из которых есть свое место в композиции Не может похвастаться обилием персонажей
Нередко начинается с пролога и заканчивается эпилогом Вступление и заключение – неотъемлемая часть общего повествования
Может быть написан в прозе или стихах Является сугубо прозаическим произведением
Повествование зачастую ведется разными лицами Изложение – обычно от одного лица

Повесть как жанр имеет свои разновидности. Их отличия – в тематике, композиционных особенностях произведений и выборе художественных средств изображения. Историческую повесть не спутаешь с социально-бытовой, психологическую легко отличить от детективной. Гораздо сложнее найти разницу между фантастической и сказочной повестью.

Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения.

Роман и повесть — чем они отличаются?

Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или  магические знания. Сюжет сказочной повести имеет несколько планов и является более сложным по сравнению с линейным сюжетом литературной сказки. Примером могут служить известные произведения Памелы Треверс «Мэри Поппинс», Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Кира Булычева «Приключения Алисы».

Выбор персонажей для сказочной повести неограничен. Люди, животные, растения, вымышленные существа и сущности составляют пестрый образный строй, в котором роли распределяются исключительно по воле автора. Стереотип сохраняется только в одном: четком делении героев на положительных и отрицательных.

Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.

В сюжете фантастической повести часто используются парадоксальные гипотезы и версии, представляющие сверхъестественное как  реальность. Отсюда многоплановость сюжетных линий, смещение времени, перенос действия в пространство, открывающееся за пределами земных измерений. Содержание фантастической повести является не просто увлекательным повествованием о неизведанном, а попыткой определить место человека в мире, о котором он знает еще меньше, чем о себе самом. Подтверждение этой мысли можно найти в повестях Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров», «Волны гасят ветер».

В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» присутствует мотив русских сказок и очевидна аналогия межу сказочными персонажами и героями произведения. Это свидетельствует об общей основе жанров – литературном творчестве, в котором жизненная реальность трансформируется в художественную, принимая необычную форму.

Выводы TheDifference.ru

  1. Сказочная повесть, как и литературная сказка, вымышленная развлекательно- познавательная или поучительная история.
    Фантастическая повесть описывает вымышленное, но условно возможное событие или явление, побуждающее задуматься о важных проблемах отношений человека и окружающего мира.
  2. Сюжет сказочной повести строится как ряд приключений героев, а в фантастической повести сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность.
  3. Жанру сказочной повести присущи темы борьбы добра и зла, поиска утраченного. Тематика фантастических повестей затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы современности.
  4. Персонажами сказочной повести могут быть люди, животные и любые существа, созданные в воображении автора. В фантастической повести главным героем остается человек со сложным внутренним миром.

Беря в руки то или иное литературное произведение, мы погружаемся в вымышленный мир, наполненный событиями и приключениями. Порой это фантастическое путешествие длится всего пару часов и заканчивается весьма стремительно. В других же случаях мы идем рука об руку с любимыми героями несколько недель, а то и месяцев, буквально живя с ними одной судьбой.

Роман и рассказ — чем они отличаются

Конечно же, объем и сюжетная линия произведения напрямую зависят от его жанра, которых существует немало. В данной статье мы рассмотрим, чем отличается роман от рассказа.

Определения

Роман – литературный жанр, распространенный вид эпоса. Представляет собой вымышленное обширное повествование с разветвленным сюжетом. Может носить как прозаический, так и поэтический характер. В XII веке под данным термином подразумевались лишь произведения, написанные живым романским языком. Подобные повести и рассказы, отличающиеся незамысловатым сюжетом, завоевали широкую популярность среди простых людей. Позже определение «романский» получило обособленный характер. В настоящее время под рассматриваемым литературным направлением понимается вымышленная или частично правдивая история с цельным сюжетом, подробно описывающая жизни и судьбы нескольких лиц. В целом роман является пограничным, многоплановым и многоракурсным жанром, зачастую в нем можно проследить элементы комедии, трагедии, драмы, фарса и т. д.

Рассказ – жанр малой эпической прозы, небольшое повествовательное произведение. Характеризуется реалистической окраской. Представляет собой законченное повествование об отдельном случае, событии, житейском эпизоде. Признанными мастерами рассказа в русской классической литературе были Чехов, Горький, Тургенев, Пушкин и т. д. Считается, что данный жанр восходит своими корнями к фольклору. Начало ему положили устные пересказы историй в форме притчи.

Сравнение

Рассмотрим характерные особенности каждого из произведений. Так, роман представляет собой большую форму эпического рода литературы. Зачастую он имеет внушительный объем, характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета. В романе иллюстрируется не отдельный эпизод, а жизненный процесс, затрагивается широкий спектр общественно значимых проблем. В литературном произведении фигурирует множество действующих лиц, среди которых как главные, так и второстепенные. Причем у каждого персонажа есть собственная роль, свое место в композиции и сюжете. По мере развития событий повествование может вестись разными лицами. Нередко роману предшествует пролог, а завершается он эпилогом. Стоит также подчеркнуть, что произведение данного плана бывает не только прозаическим, но и стихотворным.

Главное отличие романа от рассказа заключается в том, что второй является малой формой эпоса. Помимо компактного объема, он характеризуется единством художественного события. Произведение посвящено конкретной судьбе и повествует об отдельном жизненном эпизоде. Изложение обычно ведется от одного лица, будь то герой или автор. Рассказ не может похвастаться многолинейностью сюжета и обилием персонажей. Изображаемые в нем события носят кратковременный характер. Произведение имеет вступление и заключение, которые являются его непосредственной частью, а не выносятся в отдельные главы. Также стоит добавить, что рассматриваемый жанр принято считать сугубо прозаическим.

Таблица

Роман Рассказ
Большая форма эпического рода литературы Малая форма эпоса
Имеет внушительный объем Зачастую умещается на нескольких страницах
Характеризуется продолжительностью описываемых событий и многолинейностью сюжета Повествует об отдельном жизненном эпизоде, изображаемые события носят кратковременный характер
Фигурирует множество действующих лиц, у каждого из которых есть свое место в композиции Не может похвастаться обилием персонажей
Нередко начинается с пролога и заканчивается эпилогом Вступление и заключение – неотъемлемая часть общего повествования
Может быть написан в прозе или стихах Является сугубо прозаическим произведением
Повествование зачастую ведется разными лицами Изложение – обычно от одного лица

Чем отличается мечта от цели?

Главная / Итоговое сочинение 2018-2019 / «Мечта и реальность» / Чем отличается мечта от цели?

Каждый из нас лелеет в душе какую-то мечту, ставит перед собой цели. Эти понятия часто спутывают, воспринимают как синонимы. На самом деле, мечта и цель – понятия близкие, но не тождественные. Чем они отличаются?

Мечта – идеальный образ чего-либо, который существует в воображении человека. Этот образ является вожделением, притягивает к себе как магнит, но не всегда воплощается в реальность. Цель – то, что человек хочет осуществить. Это результат, для достижения которого необходим план. Часто, ставя цель, определяют сроки ее достижения. Время же осуществления мечты предопределить невозможно.

И мечта, и цель – нечто, обращенное в будущее. Однако достижение цели более вероятно, чем осуществление мечты. Все дело в том, что цель гораздо ближе к реальности. Строя план ее достижения человек учитывает трудности, которые могут возникнуть на пути к ней. Я считаю, что мечта может превратиться в цель.

В чём отличия романа от повести? И чем повесть отличается от рассказа?

Случается это тогда, когда человек понимает, какие задания нужно выполнить, чтобы воплотить свои грезы в реальность. Отличия между указанными понятиями можно проследить на примерах литературных героев.

Герой рассказа И. Куприна «Гранатовый браслет» Желтков мечтает об отношениях с Верой Николаевной. Сладкие грезы пленят его сердце. Герой пытается воплотить их в реальность. Чтобы это сделать он следит за возлюбленной, дарит ей подарки. Он не берет во внимание то, что возлюбленная состоит в браке. Однако образы идеальной женщины и идеальных отношений с ней не придают Г.С. Желткову уверенности, что когда-то они будут вместе. Действительно, этим грезам не суждено было сбыться. Разрушившись, они погубили и самого героя.

Любовь – мечта Г.С. Желткова, так как мужчина перекрутил в своем воображении реальность, избавив ее от неприятных «мелочей». Мечтая, он забывал и о недостатках возлюбленной, и о ее муже, и о возможном негодовании ее родственников.

Главный герой рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» чиновник Николай мечтает о собственной загородной усадьбе. Сначала в его воображении создается образ идеального дома с садами, прудом, балконом. Он перечитывает объявления в газетах и грезит-грезит. Но мужчина прекрасно понимает, что никогда не получит то, о чем мечтает, если не начнет действовать. Так мечта превращается в цель. В голове Николая созревает своеобразный план для ее достижения: герой много работает, женится на богатой девушке. Теперь результат зависит только от него. Скоро Николай достигает своей цели, а вместе с тем воплощает свою мечту, хоть дом, купленный им, далек от того, который рисовало воображение.

Этот пример доказывает, что мечта – идеальная картинка, путь к которой кажется затуманенным. Когда же человек точно знает, что ему делать и, главное, делает это, мечта превращается в цель.

Таким образом, мечта и цель – разные понятия, но грань между ними достаточно тонка.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что такое мечта?
  • Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть?
  • Что общего между мечтой и реальностью?
  • Чем отличается желание от мечты?
  • Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа.

    Чем отличается повесть от рассказа

    Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

    В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом,  проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.

    Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.

    Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая  повесть и даже повесть-сказка.

    Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

    Выводы TheDifference.ru

    1. Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в  повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
    2. Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
    3. В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
    4. В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

    Повесть как жанр имеет свои разновидности. Их отличия – в тематике, композиционных особенностях произведений и выборе художественных средств изображения. Историческую повесть не спутаешь с социально-бытовой, психологическую легко отличить от детективной. Гораздо сложнее найти разницу между фантастической и сказочной повестью.

    Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или  магические знания. Сюжет сказочной повести имеет несколько планов и является более сложным по сравнению с линейным сюжетом литературной сказки. Примером могут служить известные произведения Памелы Треверс «Мэри Поппинс», Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Кира Булычева «Приключения Алисы».

    Выбор персонажей для сказочной повести неограничен. Люди, животные, растения, вымышленные существа и сущности составляют пестрый образный строй, в котором роли распределяются исключительно по воле автора. Стереотип сохраняется только в одном: четком делении героев на положительных и отрицательных.

    Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.

    В сюжете фантастической повести часто используются парадоксальные гипотезы и версии, представляющие сверхъестественное как  реальность. Отсюда многоплановость сюжетных линий, смещение времени, перенос действия в пространство, открывающееся за пределами земных измерений. Содержание фантастической повести является не просто увлекательным повествованием о неизведанном, а попыткой определить место человека в мире, о котором он знает еще меньше, чем о себе самом. Подтверждение этой мысли можно найти в повестях Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров», «Волны гасят ветер».

    В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» присутствует мотив русских сказок и очевидна аналогия межу сказочными персонажами и героями произведения.

    Это свидетельствует об общей основе жанров – литературном творчестве, в котором жизненная реальность трансформируется в художественную, принимая необычную форму.

    Выводы TheDifference.ru

    1. Сказочная повесть, как и литературная сказка, вымышленная развлекательно- познавательная или поучительная история.
      Фантастическая повесть описывает вымышленное, но условно возможное событие или явление, побуждающее задуматься о важных проблемах отношений человека и окружающего мира.
    2. Сюжет сказочной повести строится как ряд приключений героев, а в фантастической повести сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность.
    3. Жанру сказочной повести присущи темы борьбы добра и зла, поиска утраченного. Тематика фантастических повестей затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы современности.
    4. Персонажами сказочной повести могут быть люди, животные и любые существа, созданные в воображении автора. В фантастической повести главным героем остается человек со сложным внутренним миром.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *