Традиции на свадьбе

Традиции на свадьбе

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский Государственный  Университет

Исторический факультет

Кафедра этнологии, музеологии и

 истории искусств

Луканская Кристина Александровна

ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЕБНАЯ  ОБРЯДНОСТЬ

БЕЛОРУСОВ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

Курсовая работа студентки 1 курса дневной формы обучения

Направление специальности: История (по направлениям)

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

                        доцент Т.А Новогродский

         (подпись)

    «___»______________2012 г.

Минск, 2012

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ  ОБРЯДЫ 5

1.1 Сватовство 5

1.2 Помолвка в Беларуси 7

1.3 Девичник в Беларуси 8

1.4 Каравай 10

ГЛАВА 2. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 13

2.1 Подготовка невесты к венчанию 13

2.2 Проводы жениха 14

2.3 Выкуп невесты  и благословение молодых 14

2.4 Венчание 16

2.5 Встреча молодых на пороге родительского  дома 19

2.6 Свадебный стол 20

2.7 Первая Брачная ночь 21

ГЛАВА 3. ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 23

3.1Тёщин подарок 23

3.2“Перазовы” 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ЛИТЕРАТУРА 26

ВВЕДЕНИЕ

Созданию новой семьи  с давних времён придавалось важное значение, потому что семья является одним из наиважнейших  институтов любого общества. С помощью семьи идет воссоздание народа, передача социально-культурного опыта. Наши предки осторожно и со всей ответственностью относились к созданию новой семьи, так как брачные отношения в традиционном обществе определялись взглядами на жизнь в семье как на один из способов продолжения рода. И поэтому белорусская свадьба является одним из древнейших обрядов белорусов, который имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи. В свадебных обычаях и обрядах белорусов отражались формы семьи, правовые нормы, моральные ценности и идеалы, а также постоянные контакты с соседними народами. Белорусская национальная свадьба – глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Наши предки считали, если соблюсти все правила и традиции при совершении брака, то жизнь молодых будет счастливой и долгой.

Традиционная культура белорусов  XIX – начала XX века изучалась и изучается многими историками и этнологами. Академик Ефимий Карский в работе «Беларусы» исследовал  этническую история белорусов. Он не только описал многочисленные обряды, присущие традиционной культуре белорусов, но также рассказывает их историю и раскрывает сакральный смысл. Большой вклад в изучение семейной обрядности и других видов белоруской народной культуры внёс кандидат филологических наук Владимир Минович Сысов. В его книге «З крыніц спрадвечных» описаны известные и распространённые семейно-обрядовые ритуалы, заклинания, поверья. Выясняются история происхождения ритуалов и их символика. Каждый очерк дополняется пословицами, поговорками и обрядовыми песнями, записанные автором в разных регионах Беларуси. Так же одной из интереснейших книг является книга Казаковой И.В. «Этнічныя традыцыі ў духоўнай культуры беларусаў». В этой книге исследуются основные этнические традиции в духовной культуре белорусов. Автор пытается рассмотреть этническую сознательность и некоторые черты этнопсихологии через призму семейно обрядового комплекса. Исследования ведутся на материалах  одной из самых богатых в отношении сохранности архаичных форм народной культуры Могилёвской области.

Большой этнологический материал собран и хорошо представлен в  многотомном издании «Беларусы», каждый том посвящён определённой теме. Том пятый «Беларусы» посвящён семье и семейным отношениям.

В этой книге исследован семейный уклад жизни белорусов  в прошлый и современный период, проанализированы взаимоотношения  в семье, значительное внимание уделено  изучению традиций народного воспитания.

В наше время так же изучается  традиционная культура белорусов и издаются многотомные издания. Есть целые серии таких изданий посвящённых изучению традиционной культуры белорусов отдельных регионов. Одним из таких изданий является шести томная научно-популярная серия «Традиционная художественная культура белорусов». Один из томов этой серии посвящён Могилёвскому Поднепровью. В этой книге даётся представление об  отличительных особенностях местной традиционной культуры. Описываются только те отличительные особенности, которые присущи данному региону.

Целью курсовой работы  изучить  традиционную свадебную обрядность белорусов XIX-началоXX века. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

  • Детально рассмотреть наиболее известные элементы традиционной белоруской свадьбы;
  • Выяснить историю определённых обрядов;
  • Понять какое значение и смысл, вкладывали наши предки при соблюдении всех свадебных обрядов.

Работа состоит из трёх глав, каждая глава посвящена определённому  циклу свадебной обрядности. Первая глава это цикл предсвадебных  обрядов, таких как сватовство, помолвка, девичник, выпечка каравая. Все эти  обряды являются подготовкой к свадебному дню. Вторая глава посвящена циклу  свадебных обрядов: одевание невесты, проводы жениха, выкуп невесты  и благословение молодых, венчание, встреча молодых на пороге родительского  дома, свадебный стол, первая брачная  ночь. И третья глава это послесвадебные обряды: тёщин подарок, «перазовы».

ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

    1. Сватовство

    Первым периодом белоруской свадьбы является сватовство. Отец парня высматривает ему подходящую девушку и советует сыну на ней жениться. Если девушка нравится сыну, то отец обращается к кому-нибудь  из своих приятелей с просьбой взять на себя обязанность быть сватом; в противном случае отец старается уговорить сына, и если сын не поддаётся на его уговоры, то он предоставляет ему полную свободу в выборе жены1.

    Сватовство совершалось  обычно во вторник, четверг и субботу. Часто сваты могли прийти неожиданно в будний день, что бы посмотреть, есть ли порядок в доме и как выглядит невеста во время работы. В сваты ходили компанией в три-пять человек. Одной из ключевых фигур в событиях и обрядах предсвадебного периода, а так же в ритуале самой свадьбы являлся сват, который был крёстным отцом жениха. Если же  по какой-либо причине его не было, то свата выбирали из числа мужчин старше сорока лет, имевшего семью и детей, способного управлять ходом событий. Так же в компанию сватов входили родной отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, очень редко – сам жених. Если сватались к невесте, которая жила в той же деревне или городе, что и жених, то жених мог и не присутствовать на сватах. Отказ сватам хоть и не считался большой бедой, но был очень неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то заранее рассмотреть отношения между молодыми людьми, отношения обеих семей, чтобы предвидеть исход обряда сватовства. На Витебщине перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. На территории Полесья перед обрядом сватовства проводили еще один обряд: "пасылалі ў пярэпыты", чтобы быть уверенными в том, что родители невесты настроены дружелюбно и примут посланников жениха. В сваты приходили в основном после того как парень и девушка сами договаривались   между собой, но встречались случаи, когда отец заставлял своих детей вступать в брак по их родительской воле. Так в д. Каробчино (Мстиславский район) ещё в начале 20 века и парни, и девушки не имели права выбирать свою судьбу, пару им подбирали родители исходя из экономических соображений. Сваты приносили с собой и угощения: водку, каравай, мед и т.д. Если девушка замечала сватов, то тут же уходила в другой дом или на улицу, откуда ее приглашали после достижения согласия с обеих сторон и обсуждения деталей. Очень распространенной на территории Беларуси была традиция, согласно которой просили сначала руку старшей дочки, если их в семье было несколько. Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: "мы купцы, ці няма ў вас тавару?", "ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок" и т.д. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. В случае согласия, в дом приглашали девушку и спрашивали ее мнение, тем самым, давая формальное право, решить свою судьбу. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: "Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду".

    Белорусская свадьба — традиции и обычаи

    Символом согласия и договоренности между сторонами, было распитие бутылки, которую приносили сваты. Также эту бутылку обвязывали поясом, насыпали вовнутрь зерно. А сват подвязывался соломенным скрутком, чтоб "маладых было лягчэй разам спутаць". В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого, давая ему понять, что исход дела удачный. Если сватам отказывали, то скруток разрывали и выкидывали по дороге. При отрицательном исходе дела, сваты имели право забрать все привезенные подарки. Иногда, выходя из дома переборчивой невесты, тут же шли в дом к другой. Сват, раздосадованный отказом, мог по дороге назад разбить бутылку о ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж. Но если жених очень нравился девушке и её родителям, тогда мать невесты перед выходом сватов из дома, бросали поперёк саней старый невод. Считалось, если сваты заблудятся, то веселье вскоре сбудется. После удачного сватанья девушке на длинную холщовую сорочку, которую она обычно носила, одевали юбку в знак того, что она уже сосватана2. Во время сватанья подружки невесты совершали магические действия: брали с воза сватов солому и посыпали этой соломой дорожки ,ведущие до своего дома, или кусали хлеб привезённый сватами. Все эти действия были направлены для того, что бы поскорее выйти замуж.

    При разговоре сват пытался  как можно лучше описать дом  и качества будущего жениха, чтобы  как можно больше выторговать  приданного. После удачного сватовства он просил подарок для жениха –  залог согласия, так же по окончанию  сватовства невеста обвязывала свата  ручниками, что служило знаком согласия на брак. Во многих местах в тот  же день организовывались и "запоіны ".

            1.2 Помолвка в Беларуси

     С момента сватовства  для семей жениха и невесты  начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха  и невесты собирались на "заручыны" (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. Одной из главных задач “заручын” было публичное подтверждение готовности вступить в брак со стороны двух родов, отсюда идёт название “заручыны”, этимологическое значение которого – заручиться поддержкой, получить разрешение на договорённость родителей во время сватанья. В Беларуси,  особенно в восточной части, наиболее активно используется второе название обряда – “запоіны”, которое происходит от местного выражения “запіць дзеўку”3.

    Сам обряд “заручын”, как и сватовство, проходит в доме невесты. В день “заручін” родственники невесты совещаются о приданом, но окончательно устанавливают размер приданного после прибытия свата жениха. Жених со своими друзьями и свахами являлся под вечер. Приехавшие обыкновенно останавливались перед закрытыми воротами дома невесты и просили впустить их в дом, при этом часто называли себя купцами. После продолжительных переговоров их наконец впускали в дом. На "заручынах" невеста делала подарки родственникам жениха, а жених – невесте. Также между молодыми существовала традиция на "заручынах" — обмениваться медными колечками. Обмен кольцами составлял одну из принадлежностей церковной обрядности. По мнению приверженцев мифологических толкований, кольцо – символ солнца, брачного соединения солнца с месяцем или землёй. Этнологи трактуют этот обычай по другому: они видят в кольце одно из звеньев цепи, надевавшееся некогда на женщину как на пленницу-рабу, затем оно приняло значение связи, прикрепляющей жену к мужу4. В Минской области была популярна традиция, когда на "заручынах" присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущая невестка и свекровь обменивались подаркам. С этого момента веселье провозглашалось официально, жениха и невесту называли молодой и молодая. Отказ после “заручын” – великий позор для жениха и невесты, поэтому происходило это очень редко. Виноватый в отказе выплачивал все рассходы. В наше время традиция “заручн” фактически не сохранилась.5

     1.3 Девичник в Беларуси

     Очень важной традицией  являлась традиция прощания невесты  со своими незамужними подругами, так называемая  "суборная субота", “ вянкі”, “зборны вечар”, “паненскі вечар”, “дзявоўкія запоіны” і т.д.Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы, невеста звала своих подружек к себе в гости. Процесс приглашения в гости проходил в очень интересной форме: ближе к вечеру невеста со своей шаферкой ходила от дома к дому, и не зависимо от того, сколько людей было в доме, она должна была каждому человеку в доме низко кланяться.

    При этом обращаясь к молодым  девушкам и парням говорила: “ Прашу міласці ка мне на дзявічкі”. И получивши отказ: “Няхай Гасподь памагае!” – она ещё два раза повторяла свой поклон в знак благодарности за  почитание. Старшим людям она кланялась трижды. Те отвечали ей ласково: “Богу святому кланяйся, дзіцятка. Дай жа, Божа, табе шчасця і долю, і ўсяго, чаго ты сабе ад Бога просіш”6. Невеста- сирота в этот день ходила на могилы к своим умершим родственникам и просила у них благословения.

    На девичники подружки готовили свадебный головной убор невесты  – венок, также плели украшения  из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили  благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно  начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого  зависела судьба невесты. Процесс плетения венка сопровождался множеством ритуалов, поверий, заклинаний и песнями:

    — Зборна суббота настала,

    Марыська дзевачка збірала,

    Пасадзіўшы, работкі задала:

    Чырвоныя ўстужачкі шпіляць,

    Марыські галоўку прыбраць. 7

    На Брестчине  венок плели из руты – символ моральной чистоты и целомудренности. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким.

     На Минсщине перед тем, как вить венок, девушки приносили на тарелку перстёнок, руту, нитки и 8-10 иголок. Одна девушка отрывала длинную нитку, затягивала в иголку и привязывала к перстёнку. Вторая подавала веточку руты, и первая привязывала её к перстёнку. Вили венок не спеша, а в перерывах пели песни. Та девушка, которая привязала руту,  брала с тарелки одну или две иголки, просовывала через перст и передавала другой.

    Так продолжалось  до тех  пор пока не закончатся все иголки. Когда венок был готов, девушка подходила к столу, низко кланялась и благодарила. Девушки просовывали нитку через все иголки, шли на речку и пускали иголки вводу, что бы выйти замуж8.

    Процесс плетения венка дома у невесты на Гродненщине не везде встречается. В некоторых местах венок невесте плели у жениха, и этот ритуал был более короткий и менее торжественный. Плела венок близкая родственница жениха, а жених в субботу или в воскресенье утром отвозил венок молодой, одевши его на бутылку с водкой.9

    В каждой стране существуют определенные традиции и обряды свадеб. В частности, свадьба в Беларуси имеет свои тонкости и отличия от торжества, проводимого в других странах.

    Организация свадьбы в Беларуси требует особой тщательной подготовки. Торжество условно делится на три части. Первая часть – «запаты». Это период сватовства и помолвки. Вторая часть – непосредственно свадебное торжество, венчание. Последняя часть – сладкий медовый месяц, в течение которого муж должен подкармливать молодую жену медом.

    Раньше в Беларуси свадьбы не проводились во время церковных постов и великих праздников, а также в промежуток с 7 по 21 января. По народному поверью считалось, что в это время проходят «волчьи свадьбы».

    Белорусская свадьба: обряды и традиции

    Идеальным временем для бракосочетания считался период в конце лета, когда убран урожай, или же время зимнего мясоеда. Раньше белорусы были очень суеверными, поэтому при организации такого торжества, как свадьба, учитывали множество народных традиций и предрассудков. Сегодня многие из этих традиций изжили себя и на современных торжествах бракосочетания не учитываются.

    Свадебные наряды

    Наряд невесты в Беларуси во все времена выбирали с особой тщательностью. Платье невесты обязательно должно закрывать руки, плечи и ноги. Есть одна старая примета о том, что купить свадебное платье в Беларуси лучше в среду, а туфли – в пятницу.

    Невесте категорически запрещалось давать фату кому-либо из женщин, также нельзя было давать свое платье на примерку кому-то из представительниц прекрасного пола. Белые платья носили только непорочные девушки. Если невеста была в положении, то на второй день свадьбы она надевала платье красного цвета. Считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, одновременно являясь цветом жизни.

    Сватовство в Беларуси

    Лучшими днями для сватовства являлись вторник, среда или четверг. Как правило, к родителям невесты приходило четверо или пятеро сватов. Жених никогда не участвовал в сватовстве, а руки девушки за него просили родственник и или очень близкие друзья.

    Свадебные кольца

    По старым белорусским обычаям на безымянном пальце жениха после церемонии бракосочетания красовалось золотое кольцо, тогда как у невесты украшение было сделано из серебра. Кольца из разных металлов символизировали гармоничный союз жаркого солнца и сдержанной луны. Категорически воспрещалось переплавлять кольца родителей, а также носить обручальные кольца поверх перчаток.

    Свадебный банкет

    Выпечка свадебного каравая символизировала начало свадьбы. Пекли его исключительно замужние женщины, а украшением выпечки занимались незамужние девушки. На каждом э тапе выпечки дамы просили благословения у родственников невесты или жениха. Процесс выпечки сопровождался веселыми белорусскими песнями, которых в местном фольклоре имеется великое множество.

    Существуют еще некоторые нюансы, которые и по сей день учитываются при организации церемонии бракосочетания в Беларуси. Так, во время венчания в церкви жених всегда находится справа, а невеста слева. Традиция посещать могилы предков после венчания утратила свою актуальность много лет назад. Современная молодежь уверена, что такой светлый день не должен быть омрачен посещением мест с подобной энергетикой и соответствующим сдержанным настроением.

    Теперь после венчания или росписи молодые отправляются в дом, где устраивается веселье, или же в кафе или ресторан. На столе обязательно должны присутствовать блюда из картофеля, мясо, водка и самогон. После застолья молодые в Беларуси всегда делят каравай и делятся кусочками с гостями. Свадебные белорусские традиции и обычаи несут в себе не только историческую ценность, но и некую самобытность.

    Соблюдение традиций – это некая дань старшему поколению, которое чтило и соблюдало эти порядки на протяжении многих поколений. Нынешняя молодежь, бесспорно, стремится привносить в свой праздник некие европейские и американские модные традиции. В частности, особой популярностью сегодня пользуется выездная церемония бракосочетания. Но большая часть брачующихся чтит и соблюдает народные традиции и обряды, находя оптимальный компромисс с организацией торжества в современном стиле.

    Министерство образования  Республики Беларусь

    Белорусский Государственный  Университет

    Исторический факультет

    Кафедра этнологии, музеологии и

     истории искусств

    Луканская Кристина Александровна

    ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЕБНАЯ  ОБРЯДНОСТЬ

    БЕЛОРУСОВ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

    Курсовая работа студентки 1 курса дневной формы обучения

    Направление специальности: История (по направлениям)

    Научный руководитель: кандидат исторических наук,

                            доцент Т.А Новогродский

             (подпись)

        «___»______________2012 г.

    Минск, 2012

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ  ОБРЯДЫ 5

    1.1 Сватовство 5

    1.2 Помолвка в Беларуси 7

    1.3 Девичник в Беларуси 8

    1.4 Каравай 10

    ГЛАВА 2. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 13

    2.1 Подготовка невесты к венчанию 13

    2.2 Проводы жениха 14

    2.3 Выкуп невесты  и благословение молодых 14

    2.4 Венчание 16

    2.5 Встреча молодых на пороге родительского  дома 19

    2.6 Свадебный стол 20

    2.7 Первая Брачная ночь 21

    ГЛАВА 3. ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 23

    3.1Тёщин подарок 23

    3.2“Перазовы” 23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

    ЛИТЕРАТУРА 26

    ВВЕДЕНИЕ

    Созданию новой семьи  с давних времён придавалось важное значение, потому что семья является одним из наиважнейших  институтов любого общества. С помощью семьи идет воссоздание народа, передача социально-культурного опыта. Наши предки осторожно и со всей ответственностью относились к созданию новой семьи, так как брачные отношения в традиционном обществе определялись взглядами на жизнь в семье как на один из способов продолжения рода. И поэтому белорусская свадьба является одним из древнейших обрядов белорусов, который имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи. В свадебных обычаях и обрядах белорусов отражались формы семьи, правовые нормы, моральные ценности и идеалы, а также постоянные контакты с соседними народами. Белорусская национальная свадьба – глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Наши предки считали, если соблюсти все правила и традиции при совершении брака, то жизнь молодых будет счастливой и долгой.

    Традиционная культура белорусов  XIX – начала XX века изучалась и изучается многими историками и этнологами. Академик Ефимий Карский в работе «Беларусы» исследовал  этническую история белорусов. Он не только описал многочисленные обряды, присущие традиционной культуре белорусов, но также рассказывает их историю и раскрывает сакральный смысл. Большой вклад в изучение семейной обрядности и других видов белоруской народной культуры внёс кандидат филологических наук Владимир Минович Сысов. В его книге «З крыніц спрадвечных» описаны известные и распространённые семейно-обрядовые ритуалы, заклинания, поверья. Выясняются история происхождения ритуалов и их символика. Каждый очерк дополняется пословицами, поговорками и обрядовыми песнями, записанные автором в разных регионах Беларуси. Так же одной из интереснейших книг является книга Казаковой И.В. «Этнічныя традыцыі ў духоўнай культуры беларусаў». В этой книге исследуются основные этнические традиции в духовной культуре белорусов. Автор пытается рассмотреть этническую сознательность и некоторые черты этнопсихологии через призму семейно обрядового комплекса. Исследования ведутся на материалах  одной из самых богатых в отношении сохранности архаичных форм народной культуры Могилёвской области.

    Большой этнологический материал собран и хорошо представлен в  многотомном издании «Беларусы», каждый том посвящён определённой теме. Том пятый «Беларусы» посвящён семье и семейным отношениям.

    В этой книге исследован семейный уклад жизни белорусов  в прошлый и современный период, проанализированы взаимоотношения  в семье, значительное внимание уделено  изучению традиций народного воспитания.

    В наше время так же изучается  традиционная культура белорусов и издаются многотомные издания. Есть целые серии таких изданий посвящённых изучению традиционной культуры белорусов отдельных регионов. Одним из таких изданий является шести томная научно-популярная серия «Традиционная художественная культура белорусов». Один из томов этой серии посвящён Могилёвскому Поднепровью. В этой книге даётся представление об  отличительных особенностях местной традиционной культуры. Описываются только те отличительные особенности, которые присущи данному региону.

    Целью курсовой работы  изучить  традиционную свадебную обрядность белорусов XIX-началоXX века. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

    • Детально рассмотреть наиболее известные элементы традиционной белоруской свадьбы;
    • Выяснить историю определённых обрядов;
    • Понять какое значение и смысл, вкладывали наши предки при соблюдении всех свадебных обрядов.

    Работа состоит из трёх глав, каждая глава посвящена определённому  циклу свадебной обрядности. Первая глава это цикл предсвадебных  обрядов, таких как сватовство, помолвка, девичник, выпечка каравая. Все эти  обряды являются подготовкой к свадебному дню. Вторая глава посвящена циклу  свадебных обрядов: одевание невесты, проводы жениха, выкуп невесты  и благословение молодых, венчание, встреча молодых на пороге родительского  дома, свадебный стол, первая брачная  ночь. И третья глава это послесвадебные обряды: тёщин подарок, «перазовы».

    ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

      1. Сватовство

      Первым периодом белоруской свадьбы является сватовство. Отец парня высматривает ему подходящую девушку и советует сыну на ней жениться. Если девушка нравится сыну, то отец обращается к кому-нибудь  из своих приятелей с просьбой взять на себя обязанность быть сватом; в противном случае отец старается уговорить сына, и если сын не поддаётся на его уговоры, то он предоставляет ему полную свободу в выборе жены1.

      Сватовство совершалось  обычно во вторник, четверг и субботу. Часто сваты могли прийти неожиданно в будний день, что бы посмотреть, есть ли порядок в доме и как выглядит невеста во время работы. В сваты ходили компанией в три-пять человек. Одной из ключевых фигур в событиях и обрядах предсвадебного периода, а так же в ритуале самой свадьбы являлся сват, который был крёстным отцом жениха. Если же  по какой-либо причине его не было, то свата выбирали из числа мужчин старше сорока лет, имевшего семью и детей, способного управлять ходом событий. Так же в компанию сватов входили родной отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, очень редко – сам жених. Если сватались к невесте, которая жила в той же деревне или городе, что и жених, то жених мог и не присутствовать на сватах. Отказ сватам хоть и не считался большой бедой, но был очень неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то заранее рассмотреть отношения между молодыми людьми, отношения обеих семей, чтобы предвидеть исход обряда сватовства. На Витебщине перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. На территории Полесья перед обрядом сватовства проводили еще один обряд: "пасылалі ў пярэпыты", чтобы быть уверенными в том, что родители невесты настроены дружелюбно и примут посланников жениха. В сваты приходили в основном после того как парень и девушка сами договаривались   между собой, но встречались случаи, когда отец заставлял своих детей вступать в брак по их родительской воле. Так в д. Каробчино (Мстиславский район) ещё в начале 20 века и парни, и девушки не имели права выбирать свою судьбу, пару им подбирали родители исходя из экономических соображений. Сваты приносили с собой и угощения: водку, каравай, мед и т.д. Если девушка замечала сватов, то тут же уходила в другой дом или на улицу, откуда ее приглашали после достижения согласия с обеих сторон и обсуждения деталей. Очень распространенной на территории Беларуси была традиция, согласно которой просили сначала руку старшей дочки, если их в семье было несколько. Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: "мы купцы, ці няма ў вас тавару?", "ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок" и т.д. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. В случае согласия, в дом приглашали девушку и спрашивали ее мнение, тем самым, давая формальное право, решить свою судьбу. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: "Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду". Символом согласия и договоренности между сторонами, было распитие бутылки, которую приносили сваты. Также эту бутылку обвязывали поясом, насыпали вовнутрь зерно. А сват подвязывался соломенным скрутком, чтоб "маладых было лягчэй разам спутаць". В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого, давая ему понять, что исход дела удачный. Если сватам отказывали, то скруток разрывали и выкидывали по дороге. При отрицательном исходе дела, сваты имели право забрать все привезенные подарки. Иногда, выходя из дома переборчивой невесты, тут же шли в дом к другой. Сват, раздосадованный отказом, мог по дороге назад разбить бутылку о ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж. Но если жених очень нравился девушке и её родителям, тогда мать невесты перед выходом сватов из дома, бросали поперёк саней старый невод. Считалось, если сваты заблудятся, то веселье вскоре сбудется. После удачного сватанья девушке на длинную холщовую сорочку, которую она обычно носила, одевали юбку в знак того, что она уже сосватана2. Во время сватанья подружки невесты совершали магические действия: брали с воза сватов солому и посыпали этой соломой дорожки ,ведущие до своего дома, или кусали хлеб привезённый сватами. Все эти действия были направлены для того, что бы поскорее выйти замуж.

      При разговоре сват пытался  как можно лучше описать дом  и качества будущего жениха, чтобы  как можно больше выторговать  приданного. После удачного сватовства он просил подарок для жениха –  залог согласия, так же по окончанию  сватовства невеста обвязывала свата  ручниками, что служило знаком согласия на брак. Во многих местах в тот  же день организовывались и "запоіны ".

              1.2 Помолвка в Беларуси

       С момента сватовства  для семей жениха и невесты  начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха  и невесты собирались на "заручыны" (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. Одной из главных задач “заручын” было публичное подтверждение готовности вступить в брак со стороны двух родов, отсюда идёт название “заручыны”, этимологическое значение которого – заручиться поддержкой, получить разрешение на договорённость родителей во время сватанья. В Беларуси,  особенно в восточной части, наиболее активно используется второе название обряда – “запоіны”, которое происходит от местного выражения “запіць дзеўку”3.

      Сам обряд “заручын”, как и сватовство, проходит в доме невесты. В день “заручін” родственники невесты совещаются о приданом, но окончательно устанавливают размер приданного после прибытия свата жениха. Жених со своими друзьями и свахами являлся под вечер. Приехавшие обыкновенно останавливались перед закрытыми воротами дома невесты и просили впустить их в дом, при этом часто называли себя купцами. После продолжительных переговоров их наконец впускали в дом. На "заручынах" невеста делала подарки родственникам жениха, а жених – невесте. Также между молодыми существовала традиция на "заручынах" — обмениваться медными колечками. Обмен кольцами составлял одну из принадлежностей церковной обрядности.

      Свадьба в белорусских традициях

      По мнению приверженцев мифологических толкований, кольцо – символ солнца, брачного соединения солнца с месяцем или землёй. Этнологи трактуют этот обычай по другому: они видят в кольце одно из звеньев цепи, надевавшееся некогда на женщину как на пленницу-рабу, затем оно приняло значение связи, прикрепляющей жену к мужу4. В Минской области была популярна традиция, когда на "заручынах" присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущая невестка и свекровь обменивались подаркам. С этого момента веселье провозглашалось официально, жениха и невесту называли молодой и молодая. Отказ после “заручын” – великий позор для жениха и невесты, поэтому происходило это очень редко. Виноватый в отказе выплачивал все рассходы. В наше время традиция “заручн” фактически не сохранилась.5

       1.3 Девичник в Беларуси

       Очень важной традицией  являлась традиция прощания невесты  со своими незамужними подругами, так называемая  "суборная субота", “ вянкі”, “зборны вечар”, “паненскі вечар”, “дзявоўкія запоіны” і т.д.Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы, невеста звала своих подружек к себе в гости. Процесс приглашения в гости проходил в очень интересной форме: ближе к вечеру невеста со своей шаферкой ходила от дома к дому, и не зависимо от того, сколько людей было в доме, она должна была каждому человеку в доме низко кланяться.

      При этом обращаясь к молодым  девушкам и парням говорила: “ Прашу міласці ка мне на дзявічкі”. И получивши отказ: “Няхай Гасподь памагае!” – она ещё два раза повторяла свой поклон в знак благодарности за  почитание. Старшим людям она кланялась трижды. Те отвечали ей ласково: “Богу святому кланяйся, дзіцятка. Дай жа, Божа, табе шчасця і долю, і ўсяго, чаго ты сабе ад Бога просіш”6. Невеста- сирота в этот день ходила на могилы к своим умершим родственникам и просила у них благословения.

      На девичники подружки готовили свадебный головной убор невесты  – венок, также плели украшения  из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили  благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно  начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого  зависела судьба невесты. Процесс плетения венка сопровождался множеством ритуалов, поверий, заклинаний и песнями:

      — Зборна суббота настала,

      Марыська дзевачка збірала,

      Пасадзіўшы, работкі задала:

      Чырвоныя ўстужачкі шпіляць,

      Марыські галоўку прыбраць. 7

      На Брестчине  венок плели из руты – символ моральной чистоты и целомудренности. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким.

       На Минсщине перед тем, как вить венок, девушки приносили на тарелку перстёнок, руту, нитки и 8-10 иголок. Одна девушка отрывала длинную нитку, затягивала в иголку и привязывала к перстёнку. Вторая подавала веточку руты, и первая привязывала её к перстёнку. Вили венок не спеша, а в перерывах пели песни. Та девушка, которая привязала руту,  брала с тарелки одну или две иголки, просовывала через перст и передавала другой.

      Так продолжалось  до тех  пор пока не закончатся все иголки. Когда венок был готов, девушка подходила к столу, низко кланялась и благодарила. Девушки просовывали нитку через все иголки, шли на речку и пускали иголки вводу, что бы выйти замуж8.

      Процесс плетения венка дома у невесты на Гродненщине не везде встречается. В некоторых местах венок невесте плели у жениха, и этот ритуал был более короткий и менее торжественный. Плела венок близкая родственница жениха, а жених в субботу или в воскресенье утром отвозил венок молодой, одевши его на бутылку с водкой.9

      Родителям жениха и невесты в день свадьбы предстоит немало организационных забот, и при этом они, конечно же, должны успеть насладиться праздником, устроенным в честь детей. Поэтому узнать, что полагается делать на свадьбе родителям жениха и невесты, стоит заранее, и тогда во время торжества не возникнет лишних заминок и накладок.

      На свадьбе родители — главные помощники своих детей, наряду со свидетелями, и в то же время им и самим уделяется самое пристальное внимание. Поэтому волнуются мамы и папы жениха и невесты не меньше, чем сами молодые, а то даже и больше. Но на самом деле бояться совершенно нечего, ведь если грамотно распределить обязанности, то причин для беспокойства на торжестве не будет.

      Чтобы перечислить основные обязанности родителей на свадьбе, удобно разбить весь свадебный день на несколько основных этапов, включая свадебное утро, церемонию бракосочетания, свадебную прогулку и, наконец, свадебный банкет. Что же должны делать родители молодых на каждом из таких этапов.

      Свадебное утро

      Свадебное утро — этап сборов жениха и невесты перед поездкой в ЗАГС или к месту проведения выездной церемонии. Для родителей жениха свадебное утро означает минимальные хлопоты: им предстоит только помочь сыну одеться и, если это предусмотрено, помочь в украшении свадебного кортежа. Гостей на свадебное утро родители жениха, как правило, не ждут, но при желании они могут подготовить несколько легких закусок и безалкогольных напитков для друзей жениха, которые будут участвовать в церемонии выкупа невесты (если планируется).

      Для родителей невесты свадебное утро приносит куда больше забот: они украшают дом к приезду жениха, готовят небольшой фуршет, встречают прибывающих гостей. Кроме того, мама невесты обычно помогает дочери со сборами, а отец невесты занимается организационными моментами, например, распоряжается погрузкой гостей в автомобили свадебного кортежа, следит за тем, чтобы все необходимое для свадебного торжества было на месте.

      Традиционно после утренних сборов наступает черед выкупа невесты. В это время родители молодых могут немного передохнуть от забот и просто насладиться зрелищем. Далее предстоит обряд родительского благословения, причем по традиции сначала благословляют молодых родители невесты, а родители жениха проводят церемонию несколько позже.

      Когда молодые и гости готовы отправляться в ЗАГС или к месту проведения выездной церемонии, наступает время еще одного обряда. Мать невесты должна осыпать молодых и свадебный кортеж зерном, монетками и конфетами — в ознаменование счастливой, богатой и сладкой жизни. По традиции мать невесты трижды обходит автомобили дочери и будущего зятя, осыпая зерном, а затем «провожает» автомобиль дочери до выезда со двора.

      Церемония бракосочетания

      На церемонии бракосочетания в ЗАГСе, как правило, обязанностей у родителей жениха и невесты как таковых нет: они просто радуются за детей, первыми поздравляют молодоженов с бракосочетанием. Но дальше им вновь предстоит похлопотать: нужно позаботиться о цветах, подаренных молодоженам, помочь в рассадке гостей по автомобилям свадебного кортежа, позаботиться о гостях, которые не участвуют в свадебной прогулке и т. д. Как правило, после церемонии бракосочетания родители отправляются домой к жениху или же сразу в банкетный зал и готовятся ко встрече молодых.

      Если проводится выездная церемония бракосочетания, то роли родителей могут быть изменены в соответствии с ее сценарием. Например, по западному образцу на отечественных выездных церемониях отец невесты торжественно проводит ее к «алтарю», кроме того, ведущий церемонии может сразу после бракосочетания представить слово родителям молодых.

      Свадебная прогулка

      В свадебной прогулке родители обычно участия не принимают. Вместо этого они занимаются, как уже упоминалось, подготовкой ко встрече молодоженов: следят за доставкой необходимых продуктов и реквизита в банкетный зал, решают различные организационные вопросы с администрацией ресторана, при необходимости занимаются доставкой свадебного торта и т. д. Кроме того, родители жениха и невесты во время свадебной прогулки обычно принимают «своих» гостей и оказывают им необходимую помощь.

      Если по окончании свадебной прогулки молодые не сразу отправляются на банкет, а прибывают домой к жениху, то родителям жениха нужно позаботиться о том, чтобы к этому моменту для молодоженов и гостей был готов небольшой фуршет. Также при необходимости им нужно позаботиться об освобождении достаточного количества пространства: возможно, для этого временно потребуется переставить мебель.

      В доме жениха его родители дают молодым свое благословение. Если пара венчается, родители жениха благословляют молодоженов с иконами и молитвами, в остальных случаях обычно достаточно простых слов — от души.

      Свадебный банкет

      На банкете «бразды правления» обычно берет в свои руки ведущий (тамада), поэтому родители могут вздохнуть с некоторым облегчением. Однако расслабляться рано, ведь теперь пришло время конкурсов, игр и обрядов, в которых без родителей невесты ну никак не обойтись.

      Разумеется, сценарий свадебного банкета может быть самым разным, но если говорить о наиболее популярных обрядах и традициях с участием родителей жениха и невесты, то это встреча молодых с хлебом-солью, церемония зажжения семейного очага и церемония повязывания платка на голову невесты.

      На церемонии встречи молодых с хлебом-солью каравай обычно держит мать жениха, а поднос с бокалами, наполненными шампанским, – отец жениха. Родители невесты при этом находятся неподалеку. Когда молодые заходят в банкетный зал матери жениха и невесты повязывают им руки рушником и подводят к столу, после чего следует церемония зажжения семейного очага: держа по одной тонкой свече в руках, мамы зажигают одну большую свечу, символизирующую очаг их детей.

      Церемонией повязывания платка, если она проводится, как правило, заканчивается банкет.

      Как проходит реальная белорусская свадьба: рассказ о стильном торжестве

      Эта церемония символизирует переход невесты в семью жениха, ее проводит мать жениха. Она снимает с головы невесты фату и надевает вместо нее заранее подготовленный платок, что говорит о переходе девушки в новый статус — замужней женщины.

      Если даже на свадьбе не запланированы подобные обряды, то все равно родителям жениха и невесты не удастся избежать всеобщего внимания. Во-первых, им предстоит сказать напутственное слово молодым, а во-вторых, по популярной традиции они должны станцевать с детьми: сначала невеста танцует с отцом, а жених — с матерью, а затем следует танец жениха и тещи и, но реже, танец невесты со свекром.

      Окончание свадьбы

      По окончании свадьбы родителям жениха и невесты вновь предстоят различные хлопоты. Нужно помочь гостям разъехаться по домам, отправить молодоженов в их новый дом или номер отеля, рассчитаться со всеми свадебными специалистами, побеспокоиться, если нужно, об остатках блюд с банкетного стола (упаковка, доставка). Если планируется второй день свадьбы, то необходимо сообщить гостям об этом, рассказав им о времени и месте проведения мероприятия.

      Как можно заметить, в течение всего свадебного дня родителям приходится заниматься действительно очень большим количеством различных дел, что может серьезно утомить и даже испортить настроение. Поэтому имеет смысл заранее разработать подробный план действий и четко распределить обязанности, чтобы мамы и папы жениха и невесты точно знали, когда и где они должны быть и что должны делать. И, конечно же, выручит родителей жениха и невесты активная поддержка других родственников, а также друзей и близких молодоженов, ведь вместе всё делать гораздо легче!

      Министерство образования  Республики Беларусь

      Белорусский Государственный  Университет

      Исторический факультет

      Кафедра этнологии, музеологии и

       истории искусств

      Луканская Кристина Александровна

      ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЕБНАЯ  ОБРЯДНОСТЬ

      БЕЛОРУСОВ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

      Курсовая работа студентки 1 курса дневной формы обучения

      Направление специальности: История (по направлениям)

      Научный руководитель: кандидат исторических наук,

                              доцент Т.А Новогродский

               (подпись)

          «___»______________2012 г.

      Минск, 2012

      ВВЕДЕНИЕ 3

      ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ  ОБРЯДЫ 5

      1.1 Сватовство 5

      1.2 Помолвка в Беларуси 7

      1.3 Девичник в Беларуси 8

      1.4 Каравай 10

      ГЛАВА 2. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 13

      2.1 Подготовка невесты к венчанию 13

      2.2 Проводы жениха 14

      2.3 Выкуп невесты  и благословение молодых 14

      2.4 Венчание 16

      2.5 Встреча молодых на пороге родительского  дома 19

      2.6 Свадебный стол 20

      2.7 Первая Брачная ночь 21

      ГЛАВА 3. ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ 23

      3.1Тёщин подарок 23

      3.2“Перазовы” 23

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

      ЛИТЕРАТУРА 26

      ВВЕДЕНИЕ

      Созданию новой семьи  с давних времён придавалось важное значение, потому что семья является одним из наиважнейших  институтов любого общества. С помощью семьи идет воссоздание народа, передача социально-культурного опыта. Наши предки осторожно и со всей ответственностью относились к созданию новой семьи, так как брачные отношения в традиционном обществе определялись взглядами на жизнь в семье как на один из способов продолжения рода. И поэтому белорусская свадьба является одним из древнейших обрядов белорусов, который имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи. В свадебных обычаях и обрядах белорусов отражались формы семьи, правовые нормы, моральные ценности и идеалы, а также постоянные контакты с соседними народами. Белорусская национальная свадьба – глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Наши предки считали, если соблюсти все правила и традиции при совершении брака, то жизнь молодых будет счастливой и долгой.

      Традиционная культура белорусов  XIX – начала XX века изучалась и изучается многими историками и этнологами. Академик Ефимий Карский в работе «Беларусы» исследовал  этническую история белорусов. Он не только описал многочисленные обряды, присущие традиционной культуре белорусов, но также рассказывает их историю и раскрывает сакральный смысл. Большой вклад в изучение семейной обрядности и других видов белоруской народной культуры внёс кандидат филологических наук Владимир Минович Сысов. В его книге «З крыніц спрадвечных» описаны известные и распространённые семейно-обрядовые ритуалы, заклинания, поверья. Выясняются история происхождения ритуалов и их символика. Каждый очерк дополняется пословицами, поговорками и обрядовыми песнями, записанные автором в разных регионах Беларуси. Так же одной из интереснейших книг является книга Казаковой И.В. «Этнічныя традыцыі ў духоўнай культуры беларусаў». В этой книге исследуются основные этнические традиции в духовной культуре белорусов. Автор пытается рассмотреть этническую сознательность и некоторые черты этнопсихологии через призму семейно обрядового комплекса. Исследования ведутся на материалах  одной из самых богатых в отношении сохранности архаичных форм народной культуры Могилёвской области.

      Большой этнологический материал собран и хорошо представлен в  многотомном издании «Беларусы», каждый том посвящён определённой теме. Том пятый «Беларусы» посвящён семье и семейным отношениям.

      В этой книге исследован семейный уклад жизни белорусов  в прошлый и современный период, проанализированы взаимоотношения  в семье, значительное внимание уделено  изучению традиций народного воспитания.

      В наше время так же изучается  традиционная культура белорусов и издаются многотомные издания. Есть целые серии таких изданий посвящённых изучению традиционной культуры белорусов отдельных регионов. Одним из таких изданий является шести томная научно-популярная серия «Традиционная художественная культура белорусов». Один из томов этой серии посвящён Могилёвскому Поднепровью. В этой книге даётся представление об  отличительных особенностях местной традиционной культуры. Описываются только те отличительные особенности, которые присущи данному региону.

      Целью курсовой работы  изучить  традиционную свадебную обрядность белорусов XIX-началоXX века. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

      • Детально рассмотреть наиболее известные элементы традиционной белоруской свадьбы;
      • Выяснить историю определённых обрядов;
      • Понять какое значение и смысл, вкладывали наши предки при соблюдении всех свадебных обрядов.

      Работа состоит из трёх глав, каждая глава посвящена определённому  циклу свадебной обрядности. Первая глава это цикл предсвадебных  обрядов, таких как сватовство, помолвка, девичник, выпечка каравая. Все эти  обряды являются подготовкой к свадебному дню. Вторая глава посвящена циклу  свадебных обрядов: одевание невесты, проводы жениха, выкуп невесты  и благословение молодых, венчание, встреча молодых на пороге родительского  дома, свадебный стол, первая брачная  ночь. И третья глава это послесвадебные обряды: тёщин подарок, «перазовы».

      ГЛАВА 1. ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

        1. Сватовство

        Первым периодом белоруской свадьбы является сватовство. Отец парня высматривает ему подходящую девушку и советует сыну на ней жениться. Если девушка нравится сыну, то отец обращается к кому-нибудь  из своих приятелей с просьбой взять на себя обязанность быть сватом; в противном случае отец старается уговорить сына, и если сын не поддаётся на его уговоры, то он предоставляет ему полную свободу в выборе жены1.

        Сватовство совершалось  обычно во вторник, четверг и субботу. Часто сваты могли прийти неожиданно в будний день, что бы посмотреть, есть ли порядок в доме и как выглядит невеста во время работы. В сваты ходили компанией в три-пять человек. Одной из ключевых фигур в событиях и обрядах предсвадебного периода, а так же в ритуале самой свадьбы являлся сват, который был крёстным отцом жениха. Если же  по какой-либо причине его не было, то свата выбирали из числа мужчин старше сорока лет, имевшего семью и детей, способного управлять ходом событий. Так же в компанию сватов входили родной отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, очень редко – сам жених. Если сватались к невесте, которая жила в той же деревне или городе, что и жених, то жених мог и не присутствовать на сватах. Отказ сватам хоть и не считался большой бедой, но был очень неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то заранее рассмотреть отношения между молодыми людьми, отношения обеих семей, чтобы предвидеть исход обряда сватовства. На Витебщине перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. На территории Полесья перед обрядом сватовства проводили еще один обряд: "пасылалі ў пярэпыты", чтобы быть уверенными в том, что родители невесты настроены дружелюбно и примут посланников жениха. В сваты приходили в основном после того как парень и девушка сами договаривались   между собой, но встречались случаи, когда отец заставлял своих детей вступать в брак по их родительской воле. Так в д. Каробчино (Мстиславский район) ещё в начале 20 века и парни, и девушки не имели права выбирать свою судьбу, пару им подбирали родители исходя из экономических соображений. Сваты приносили с собой и угощения: водку, каравай, мед и т.д. Если девушка замечала сватов, то тут же уходила в другой дом или на улицу, откуда ее приглашали после достижения согласия с обеих сторон и обсуждения деталей. Очень распространенной на территории Беларуси была традиция, согласно которой просили сначала руку старшей дочки, если их в семье было несколько. Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: "мы купцы, ці няма ў вас тавару?", "ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок" и т.д. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. В случае согласия, в дом приглашали девушку и спрашивали ее мнение, тем самым, давая формальное право, решить свою судьбу. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: "Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду". Символом согласия и договоренности между сторонами, было распитие бутылки, которую приносили сваты. Также эту бутылку обвязывали поясом, насыпали вовнутрь зерно. А сват подвязывался соломенным скрутком, чтоб "маладых было лягчэй разам спутаць". В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого, давая ему понять, что исход дела удачный. Если сватам отказывали, то скруток разрывали и выкидывали по дороге. При отрицательном исходе дела, сваты имели право забрать все привезенные подарки. Иногда, выходя из дома переборчивой невесты, тут же шли в дом к другой. Сват, раздосадованный отказом, мог по дороге назад разбить бутылку о ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж. Но если жених очень нравился девушке и её родителям, тогда мать невесты перед выходом сватов из дома, бросали поперёк саней старый невод. Считалось, если сваты заблудятся, то веселье вскоре сбудется. После удачного сватанья девушке на длинную холщовую сорочку, которую она обычно носила, одевали юбку в знак того, что она уже сосватана2. Во время сватанья подружки невесты совершали магические действия: брали с воза сватов солому и посыпали этой соломой дорожки ,ведущие до своего дома, или кусали хлеб привезённый сватами. Все эти действия были направлены для того, что бы поскорее выйти замуж.

        При разговоре сват пытался  как можно лучше описать дом  и качества будущего жениха, чтобы  как можно больше выторговать  приданного. После удачного сватовства он просил подарок для жениха –  залог согласия, так же по окончанию  сватовства невеста обвязывала свата  ручниками, что служило знаком согласия на брак. Во многих местах в тот  же день организовывались и "запоіны ".

                1.2 Помолвка в Беларуси

         С момента сватовства  для семей жениха и невесты  начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха  и невесты собирались на "заручыны" (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. Одной из главных задач “заручын” было публичное подтверждение готовности вступить в брак со стороны двух родов, отсюда идёт название “заручыны”, этимологическое значение которого – заручиться поддержкой, получить разрешение на договорённость родителей во время сватанья. В Беларуси,  особенно в восточной части, наиболее активно используется второе название обряда – “запоіны”, которое происходит от местного выражения “запіць дзеўку”3.

        Сам обряд “заручын”, как и сватовство, проходит в доме невесты. В день “заручін” родственники невесты совещаются о приданом, но окончательно устанавливают размер приданного после прибытия свата жениха. Жених со своими друзьями и свахами являлся под вечер. Приехавшие обыкновенно останавливались перед закрытыми воротами дома невесты и просили впустить их в дом, при этом часто называли себя купцами. После продолжительных переговоров их наконец впускали в дом. На "заручынах" невеста делала подарки родственникам жениха, а жених – невесте. Также между молодыми существовала традиция на "заручынах" — обмениваться медными колечками. Обмен кольцами составлял одну из принадлежностей церковной обрядности.

        Свадебные обряды народов мира. Белорусская свадьба.

        По мнению приверженцев мифологических толкований, кольцо – символ солнца, брачного соединения солнца с месяцем или землёй. Этнологи трактуют этот обычай по другому: они видят в кольце одно из звеньев цепи, надевавшееся некогда на женщину как на пленницу-рабу, затем оно приняло значение связи, прикрепляющей жену к мужу4. В Минской области была популярна традиция, когда на "заручынах" присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущая невестка и свекровь обменивались подаркам. С этого момента веселье провозглашалось официально, жениха и невесту называли молодой и молодая. Отказ после “заручын” – великий позор для жениха и невесты, поэтому происходило это очень редко. Виноватый в отказе выплачивал все рассходы. В наше время традиция “заручн” фактически не сохранилась.5

         1.3 Девичник в Беларуси

         Очень важной традицией  являлась традиция прощания невесты  со своими незамужними подругами, так называемая  "суборная субота", “ вянкі”, “зборны вечар”, “паненскі вечар”, “дзявоўкія запоіны” і т.д.Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы, невеста звала своих подружек к себе в гости. Процесс приглашения в гости проходил в очень интересной форме: ближе к вечеру невеста со своей шаферкой ходила от дома к дому, и не зависимо от того, сколько людей было в доме, она должна была каждому человеку в доме низко кланяться.

        При этом обращаясь к молодым  девушкам и парням говорила: “ Прашу міласці ка мне на дзявічкі”. И получивши отказ: “Няхай Гасподь памагае!” – она ещё два раза повторяла свой поклон в знак благодарности за  почитание. Старшим людям она кланялась трижды. Те отвечали ей ласково: “Богу святому кланяйся, дзіцятка. Дай жа, Божа, табе шчасця і долю, і ўсяго, чаго ты сабе ад Бога просіш”6. Невеста- сирота в этот день ходила на могилы к своим умершим родственникам и просила у них благословения.

        На девичники подружки готовили свадебный головной убор невесты  – венок, также плели украшения  из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили  благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно  начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого  зависела судьба невесты. Процесс плетения венка сопровождался множеством ритуалов, поверий, заклинаний и песнями:

        — Зборна суббота настала,

        Марыська дзевачка збірала,

        Пасадзіўшы, работкі задала:

        Чырвоныя ўстужачкі шпіляць,

        Марыські галоўку прыбраць. 7

        На Брестчине  венок плели из руты – символ моральной чистоты и целомудренности. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким.

         На Минсщине перед тем, как вить венок, девушки приносили на тарелку перстёнок, руту, нитки и 8-10 иголок. Одна девушка отрывала длинную нитку, затягивала в иголку и привязывала к перстёнку. Вторая подавала веточку руты, и первая привязывала её к перстёнку. Вили венок не спеша, а в перерывах пели песни. Та девушка, которая привязала руту,  брала с тарелки одну или две иголки, просовывала через перст и передавала другой.

        Так продолжалось  до тех  пор пока не закончатся все иголки. Когда венок был готов, девушка подходила к столу, низко кланялась и благодарила. Девушки просовывали нитку через все иголки, шли на речку и пускали иголки вводу, что бы выйти замуж8.

        Процесс плетения венка дома у невесты на Гродненщине не везде встречается. В некоторых местах венок невесте плели у жениха, и этот ритуал был более короткий и менее торжественный. Плела венок близкая родственница жениха, а жених в субботу или в воскресенье утром отвозил венок молодой, одевши его на бутылку с водкой.9

        Добавить комментарий

        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *