Транспортный налог

Транспортный налог

Содержание

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
    Налогоплательщиками и плательщиками сборов, наряду с организациями, признаются и физические лица, на которых российским налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов.
    Порядок исчисления и уплаты транспортного налога, установленный главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, различен для организаций и физических лиц, признаваемых налогоплательщиками этого налога. И если налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму налога, то для налогоплательщиков — физических лиц установлен иной порядок, о котором и пойдет речь в статье.
 
    Поскольку наша статья посвящена порядку исчисления и уплаты транспортного налога физическими лицами, начнем с того, что физическими лицами в целях налогообложения на основании статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
    Налогоплательщиками транспортного налога, устанавливаемого НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 НК РФ).
    Таким образом, если на физическое лицо зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, это лицо будет являться налогоплательщиком транспортного налога.

Как начисляется транспортный налог на машину в 2018 году

Перечень объектов налогообложения включает в себя автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
 
    Перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, содержит пункт 2 статьи 358 НК РФ и некоторые его положения, касающиеся физических лиц, мы рассмотрим более подробно.
    Не являются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подпункт 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
    Как следует из рассматриваемой нормы, автомобили легковые не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, если они специально оборудованы для использования инвалидами, то есть изготовлены с учетом функциональных возможностей и потребностей инвалидов (например, с ручным управлением).
    Данная льгота предоставляется при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях. Такие автомобили рассматриваются в качестве технических средств реабилитации.
    Поэтому установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ норма во взаимосвязи с нормами статьи 357 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, в виде исключения из состава объектов налогообложения автомобилей, выданных им бесплатно, приобретенных на льготных условиях в установленном порядке или за счет собственных средств, при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях.
    В сведениях, которые представляются в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, отсутствует информация о том, что транспортные средства, зарегистрированные на физическое лицо, специально оборудованы для использования инвалидами.

Транспортный налог

Транспортный налог — это то же самое, что и другие налоги, то есть определенный, установленный государством, платеж, который лица должны производить систематически. Отличие состоит лишь в том, какие лица его должны платить. Налог на транспорт должны уплачивать все лица, у которых в собственности есть то или иное транспортное средство. Перечень всех таких ТС закреплен в Налоговом Кодексе РФ.

Так, если у Вас есть автомобиль или мотоцикл, самолет или вертолет, то Вы обязаны вносить ежегодные обязательные платежи за данные средства передвижения. Даже снегоход и квадроцикл по законодательству РФ облагается налогом. Транспортный налог поступает в казну субъектов Российской Федерации и является налогом регионального уровня.

Транспортный налог 2018. Ставки и сроки его уплаты.

Налог на авто, ставки и сроки его уплаты прописаны, конечно же, в главном Федеральном акте налогового законодательства, а также региональных законах.

В зависимости от того, насколько мощное у Вас транспортное средство, такие и будут установлены ставки налога на авто. Ставки налога определены в НК РФ, но региональные власти имеют право их изменить, но не более чем в 10 раз.

Уплата транспортного налога осуществляется владельцами за текущий период до 01 декабря следующего года. Данный налог платится один раз в год. А если платить транспортный налог после этого срока, то уже придется понести ответственность.

Налог на авто — что будет, если не платить транспортный налог?

  1. Если Вы опоздали с платежом за по налогу, уплата транспортного налога произведена не полностью или же Вы вовсе не перечислили деньги, то для Вас государство закрепило следующие возможные варианты санкций:
    За каждый день, что Вы не платите транспортный налог после установленной законом даты, на налог на автомобиль будет начисляться пеня в размере одной трехсотой от ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты.
  2. Помимо пени, если уплата налога на автомобиль не была произведена из-за того, что Вы занизили налоговую базу или неправильно исчислили сумму платежа, — Вам придется выплатить 20% от той суммы, что не была уплачена. Если же Вы совершили такие действия специально, то есть умышлено, то штраф будет уже 40 % от недоимки. То есть на размер штрафа будет влиять характер Ваших действий.

    Льготы по транспортному налогу для физических лиц

    Хотели ли Вы нанести вред бюджету, недоплатив в него определенную сумму или нет.

  3. Ну и самое серьезное наказание — это уголовная ответственность:
    Если правоохранительные органы посчитают, что Вы злостно уклоняетесь от уплаты транспортного налога и такие действия признают преступными, то возможно наказание, связанное с ограничением или лишением свободы. Наказание назначается индивидуально каждому лицу при наличии вины.

Где узнавать и платить транспортный налог?

Выяснение информации по начислениям и уплата транспортного налога возможна разными способами. Но, для современного и рационального человека необходимо выбирать наиболее удобный.

Так, Вы можете лично посетить налоговую инспекцию. Минусом является потеря времени и неопределенность – удастся ли за один поход узнать задолженность по налогам.

А можно узнать налог на автомобиль и оплатить его прямо у нас на сайте по ИНН. Для сохранения Вашего времени и сил был создан данный ресурс, позволяющий сделать так, что уплата транспортного налога будет проходить быстро и с гарантией.

Почему люди выбирают Федеральный платежный портал https://peney.net ?

Онлайн-сервис Пеней.нет удобен во всех отношениях:

  1. Круглосуточная работа, без выходных и праздничных дней.
  2. Современный ресурс — залог оперативности и качества.
  3. Только актуальная информация по начислениям. Транспортный налог 2018 и задолженность по нему в режиме онлайн непосредственно из ФНС РФ и ГИС ГМП.
  4. Гарантированность списания оплаченных транспортных налогов.
  5. Простота в использовании. Для поиска начислений по налогу на автомобиль нужен лишь Ваш ИНН (при его отсутствии его также можно найти на нашем сайте).

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
    Налогоплательщиками и плательщиками сборов, наряду с организациями, признаются и физические лица, на которых российским налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов.
    Порядок исчисления и уплаты транспортного налога, установленный главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, различен для организаций и физических лиц, признаваемых налогоплательщиками этого налога. И если налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму налога, то для налогоплательщиков — физических лиц установлен иной порядок, о котором и пойдет речь в статье.
 
    Поскольку наша статья посвящена порядку исчисления и уплаты транспортного налога физическими лицами, начнем с того, что физическими лицами в целях налогообложения на основании статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
    Налогоплательщиками транспортного налога, устанавливаемого НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 НК РФ).
    Таким образом, если на физическое лицо зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, это лицо будет являться налогоплательщиком транспортного налога.

Транспортный налог для физических лиц: размер, сроки уплаты

Перечень объектов налогообложения включает в себя автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
 
    Перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, содержит пункт 2 статьи 358 НК РФ и некоторые его положения, касающиеся физических лиц, мы рассмотрим более подробно.
    Не являются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подпункт 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
    Как следует из рассматриваемой нормы, автомобили легковые не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, если они специально оборудованы для использования инвалидами, то есть изготовлены с учетом функциональных возможностей и потребностей инвалидов (например, с ручным управлением).
    Данная льгота предоставляется при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях. Такие автомобили рассматриваются в качестве технических средств реабилитации.
    Поэтому установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ норма во взаимосвязи с нормами статьи 357 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, в виде исключения из состава объектов налогообложения автомобилей, выданных им бесплатно, приобретенных на льготных условиях в установленном порядке или за счет собственных средств, при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях.
    В сведениях, которые представляются в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, отсутствует информация о том, что транспортные средства, зарегистрированные на физическое лицо, специально оборудованы для использования инвалидами.

Транспортный налог: кратко обо всем

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. В целях единообразного применения норм данной главы МНС России разработаны специальные Методические рекомендации <1>, являющиеся внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).

<1> Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие на всей территории субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. При этом законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.

В гл. 28 НК РФ Законом N 131-ФЗ <2> были внесены значительные изменения: теперь региональные власти не вправе утверждать отчетность по транспортному налогу, однако разрешено не устанавливать отчетные периоды. Об этих и других изменениях, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога, действующем с 1 января 2006 г., пойдет речь в данной статье.

<2> Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. Включение лица в состав налогоплательщиков происходит на основании сведений, поступающих в налоговую службу от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС. При этом в п. 4 Методических рекомендаций даны разъяснения по регистрации отдельных видов наземных ТС.

На практике возникают ситуации, когда ТС куплено, но по каким-либо причинам не эксплуатируется (например, хранится на складе в разобранном состоянии). Соответственно, руководство принимает решение не регистрировать данный автомобиль в органах ГИБДД. Нужно ли в этом случае уплачивать транспортный налог? На наш взгляд, нет, так как Налоговым кодексом обязанность уплачивать налог поставлена в зависимость только от наличия регистрации ТС. Суды зачастую придерживаются этой точки зрения и считают, что если по каким-либо причинам автомобиль не поставлен на учет в ГИБДД, то и обязанность по уплате транспортного налога отсутствует, а значит не нужно сдавать декларацию (см., например Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548, ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1). Не нужно уплачивать налог с ТС, находящихся в собственности организации, но приобретенных для перепродажи, и не зарегистрированных в ГИБДД. Однако нужно помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" эксплуатация ТС, не прошедших регистрацию в органах ГИБДД, запрещена <3>.

<3> Административная ответственность за управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, определена ст. 12.1 КоАП РФ.

Много вопросов у бухгалтеров возникает по поводу того, кто является плательщиком транспортного налога при лизинге ТС. Правилами регистрации автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предоставлено право по письменному соглашению зарегистрировать ТС на любого участника договора лизинга.

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Этим же документом предусмотрена возможность временной регистрации ТС на лизингополучателя, даже если оно уже зарегистрировано на лизингодателя. Однако, несмотря на наличие временной регистрации на лизингополучателя, плательщиком налога все равно остается лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена на него (Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43).

Объект налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие воздушные и водные ТС (п. 1 ст. 358 НК РФ). При этом п. 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, которые не подлежат налогообложению.

Например, не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). При этом, как пояснила ФНС по г. Москве в Письме от 29.03.2005 N 18-08/1/20366, основанием для того, чтобы автомобиль не подлежал обложению транспортным налогом, является только подлинник справки об угоне, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) ТС. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в соответствующий орган МВД России с просьбой подтвердить факт угона ТС. Кроме того, факт кражи ТС может подтвердить приговор суда о привлечении к ответственности лица, виновного в краже, в том случае, если транспорт владельцу возвращен не был (Постановление ФАС СЗО от 10.03.2006 N А13-8082/2005-19).

Налоговая база, налоговые ставки

Налоговая база зависит от вида ТС и определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, для ТС, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу ТС (ст. 361 НК РФ). Ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако субъектам РФ разрешено изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в пять раз. Кроме этого, законодательным органам субъекта РФ дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования и категории ТС (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Чтобы определить размер налоговой ставки, нужно правильно определить категорию ТС. Для этого можно воспользоваться двумя нормативными документами:

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Минфин в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 разъяснил, что в случае спорных вопросов Конвенция имеет преимущество перед Классификатором.

Налоговый и отчетный периоды по транспортному налогу

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетные периоды (I, II и III кварталы) установлены только для организаций. При этом законодательным органам субъектов РФ дано право не устанавливать на своей территории отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Так, например, поступили законодательные власти Москвы <4>.

<4> Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" (в ред. Закона г. Москвы от 26.04.2006 N 17).

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей, сроки уплаты

В первую очередь по этому вопросу отметим следующее: сумма налога, подлежащая уплате физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию ТС, а организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ.

Налогоплательщики — организации ежеквартально исчисляют и уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта РФ не предусмотрено освобождение от этой обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков согласно п. 6 ст. 362 НК РФ. Сумма авансового платежа определяется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, у организации рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи по транспортному налогу введены с 1 января 2006 г. Законом N 131-ФЗ.

В случае если ТС находится в собственности неполный налоговый период, то размер налога определяется с использованием специального коэффициента, рассчитываемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц, в течение которого происходит постановка или снятие с учета ТС, принимается в расчет как полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны в течение 10 дней сообщать в налоговые органы о ТС, зарегистрированных или снятых с учета.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль и зарегистрировала его в органах ГИБДД 01.04.2006. Мощность двигателя автомобиля — 150 л. с. В августе 2006 г. организация продала автомобиль, и 10.08.2006 он был снят с учета. По данному ТС налоговая ставка составляет 8 руб. за одну лошадиную силу.

Сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 300 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 1/4).

Так как в августе автомобиль был снят с учета, общая сумма налога по итогам налогового периода определяется с учетом коэффициента. Полных месяцев, когда автомобиль находился в собственности организации, в 2006 г. было 5. Таким образом, коэффициент составит 0,42 <5> ((5 / 12) мес.).

<5> Отметим, что в налоговой отчетности по транспортному налогу этот коэффициент указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Общая сумма налога, начисленная за 2006 г., равна 504 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 0,42).

Итого к уплате за III квартал 2006 г. — 204 руб. (504 — 300).

Суммы налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются по месту нахождения ТС в сроки, установленные законом субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Срок уплаты налога должен быть установлен не ранее срока, установленного Налоговым кодексом для сдачи налоговой декларации, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода на основании уведомлений, полученных от налогового органа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21-551@. Порядок вручения налогового уведомления установлен ст. 52 НК РФ. Оно может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления.

Отчетность по транспортному налогу

В соответствии с новой ст. 363.1 НК РФ, введенной Законом N 131-ФЗ, форма налоговой декларации утверждается Минфином России. В настоящей момент действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налогоплательщики — юридические лица по истечении I, II и III кварталов представляют в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Расчеты по авансовым платежам должны представляться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

О.А.Холоднова

Консультант по вопросам

бухгалтерского учета и налогообложения

компании "Ю-Софт"

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля­ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ­екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде­ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен­ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек­том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик­лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз­мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп­лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод­ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста­новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ­ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь­зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви­гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре­тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос­ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто­машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро­ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе­мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо­зяйственной продукции;        
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис­полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест­ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс­портных средств следующим образом:

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре­тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра­ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци­рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс­портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле­ния сумм налога для организаций и физических лиц

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про­изводится в порядке и сроки, установленные зако­нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле­дующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица уплачивают транс­портный налог на ос­новании уведомления налогового  органа.

Отчетностьпредставляется в налоговые органы только организа­циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогув срок не позднее последнего числа месяца, сле­дующего за истекшим отчетным периодом.

Транспортный налог: общие положения и особенности

Форма и порядок заполне­ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

Категории транспортных средств

Налоговая база

Транспортные средства, имеющие дви­гатели

Мощность двигателя транспорт­ного средства в лошадиных силах

Воздушные   транспортные   средства, для которых определяется тяга реактив­ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар­ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз­душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус­ловиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп­ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро­вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт­ные средства

Единица транспортного средства

Организации

Физические лица

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво­дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот­ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет­ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа­щая уплате в бюджет, оп­ределяется в отношении каждого    транспортного средства как произведе­ние соответствующей на­логовой базы и налоговой ставки

Транспортный налог: кратко обо всем

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. В целях единообразного применения норм данной главы МНС России разработаны специальные Методические рекомендации <1>, являющиеся внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).

<1> Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие на всей территории субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. При этом законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.

В гл. 28 НК РФ Законом N 131-ФЗ <2> были внесены значительные изменения: теперь региональные власти не вправе утверждать отчетность по транспортному налогу, однако разрешено не устанавливать отчетные периоды. Об этих и других изменениях, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога, действующем с 1 января 2006 г., пойдет речь в данной статье.

<2> Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. Включение лица в состав налогоплательщиков происходит на основании сведений, поступающих в налоговую службу от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС. При этом в п. 4 Методических рекомендаций даны разъяснения по регистрации отдельных видов наземных ТС.

На практике возникают ситуации, когда ТС куплено, но по каким-либо причинам не эксплуатируется (например, хранится на складе в разобранном состоянии). Соответственно, руководство принимает решение не регистрировать данный автомобиль в органах ГИБДД. Нужно ли в этом случае уплачивать транспортный налог? На наш взгляд, нет, так как Налоговым кодексом обязанность уплачивать налог поставлена в зависимость только от наличия регистрации ТС. Суды зачастую придерживаются этой точки зрения и считают, что если по каким-либо причинам автомобиль не поставлен на учет в ГИБДД, то и обязанность по уплате транспортного налога отсутствует, а значит не нужно сдавать декларацию (см., например Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548, ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1). Не нужно уплачивать налог с ТС, находящихся в собственности организации, но приобретенных для перепродажи, и не зарегистрированных в ГИБДД. Однако нужно помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" эксплуатация ТС, не прошедших регистрацию в органах ГИБДД, запрещена <3>.

<3> Административная ответственность за управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, определена ст. 12.1 КоАП РФ.

Много вопросов у бухгалтеров возникает по поводу того, кто является плательщиком транспортного налога при лизинге ТС. Правилами регистрации автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предоставлено право по письменному соглашению зарегистрировать ТС на любого участника договора лизинга. Этим же документом предусмотрена возможность временной регистрации ТС на лизингополучателя, даже если оно уже зарегистрировано на лизингодателя. Однако, несмотря на наличие временной регистрации на лизингополучателя, плательщиком налога все равно остается лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена на него (Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43).

Объект налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие воздушные и водные ТС (п. 1 ст. 358 НК РФ). При этом п. 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, которые не подлежат налогообложению.

Например, не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). При этом, как пояснила ФНС по г. Москве в Письме от 29.03.2005 N 18-08/1/20366, основанием для того, чтобы автомобиль не подлежал обложению транспортным налогом, является только подлинник справки об угоне, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) ТС. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в соответствующий орган МВД России с просьбой подтвердить факт угона ТС. Кроме того, факт кражи ТС может подтвердить приговор суда о привлечении к ответственности лица, виновного в краже, в том случае, если транспорт владельцу возвращен не был (Постановление ФАС СЗО от 10.03.2006 N А13-8082/2005-19).

Налоговая база, налоговые ставки

Налоговая база зависит от вида ТС и определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, для ТС, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу ТС (ст. 361 НК РФ). Ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако субъектам РФ разрешено изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в пять раз. Кроме этого, законодательным органам субъекта РФ дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования и категории ТС (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Чтобы определить размер налоговой ставки, нужно правильно определить категорию ТС. Для этого можно воспользоваться двумя нормативными документами:

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Минфин в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 разъяснил, что в случае спорных вопросов Конвенция имеет преимущество перед Классификатором.

Налоговый и отчетный периоды по транспортному налогу

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетные периоды (I, II и III кварталы) установлены только для организаций. При этом законодательным органам субъектов РФ дано право не устанавливать на своей территории отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Так, например, поступили законодательные власти Москвы <4>.

<4> Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" (в ред. Закона г. Москвы от 26.04.2006 N 17).

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей, сроки уплаты

В первую очередь по этому вопросу отметим следующее: сумма налога, подлежащая уплате физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию ТС, а организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ.

Налогоплательщики — организации ежеквартально исчисляют и уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта РФ не предусмотрено освобождение от этой обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков согласно п. 6 ст. 362 НК РФ. Сумма авансового платежа определяется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, у организации рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи по транспортному налогу введены с 1 января 2006 г. Законом N 131-ФЗ.

В случае если ТС находится в собственности неполный налоговый период, то размер налога определяется с использованием специального коэффициента, рассчитываемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц, в течение которого происходит постановка или снятие с учета ТС, принимается в расчет как полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны в течение 10 дней сообщать в налоговые органы о ТС, зарегистрированных или снятых с учета.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль и зарегистрировала его в органах ГИБДД 01.04.2006. Мощность двигателя автомобиля — 150 л. с. В августе 2006 г. организация продала автомобиль, и 10.08.2006 он был снят с учета. По данному ТС налоговая ставка составляет 8 руб. за одну лошадиную силу.

[ad010]

Сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 300 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 1/4).

Так как в августе автомобиль был снят с учета, общая сумма налога по итогам налогового периода определяется с учетом коэффициента. Полных месяцев, когда автомобиль находился в собственности организации, в 2006 г. было 5. Таким образом, коэффициент составит 0,42 <5> ((5 / 12) мес.).

<5> Отметим, что в налоговой отчетности по транспортному налогу этот коэффициент указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Общая сумма налога, начисленная за 2006 г., равна 504 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 0,42).

Итого к уплате за III квартал 2006 г. — 204 руб. (504 — 300).

Суммы налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются по месту нахождения ТС в сроки, установленные законом субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Срок уплаты налога должен быть установлен не ранее срока, установленного Налоговым кодексом для сдачи налоговой декларации, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода на основании уведомлений, полученных от налогового органа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21-551@. Порядок вручения налогового уведомления установлен ст.

Начисление транспортного налога: порядок для физических лиц

52 НК РФ. Оно может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления.

Отчетность по транспортному налогу

В соответствии с новой ст. 363.1 НК РФ, введенной Законом N 131-ФЗ, форма налоговой декларации утверждается Минфином России. В настоящей момент действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налогоплательщики — юридические лица по истечении I, II и III кварталов представляют в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Расчеты по авансовым платежам должны представляться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

О.А.Холоднова

Консультант по вопросам

бухгалтерского учета и налогообложения

компании "Ю-Софт"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *